АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Все дело лишь в одном: принимая выгоды культуры, нельзя разрывать самой

Прочитайте:
  1. В таблице представлено распределение суммарного дохода в разных странах по пяти 20-процентным группам семей (от самой бедной до самой богатой).
  2. Вопрос 4: почему во время менструации нельзя делать перевернутые позы?
  3. ВЫГОДЫ ОТ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ НЕСМОТРЯ НА РАБОТУ
  4. Выгоды торговли
  5. Какая связка является самой мощной связкой на стопе?
  6. На рисунке представлено распределение суммарного дохода по пяти 20-процентным группам семей – от самой бедной до самой богатой.
  7. На ЭКГ периодами Самойлова-Венкебаха называют
  8. Нельзя лечить гоев даже за плату, кроме как в случае, если отказ от лечения приведёт к вражде со стороны гоев.
  9. Нельзя назначать

Тесной связи с природой; развивая в своем организме новые положительные

Свойства, даваемые нам условиями культурного существования, необходимо в то

Же время сохранить наши старые положительные свойства; они добыты слишком

тяжелою ценою, а утерять их слишком легко. Пусть все больше развивается

мозг, но пусть же при этом у нас будут крепкие мышцы, изощренные органы

чувств, ловкое и закаленное тело, дающее возможность действительно жить с

природою одною жизнью, а не только отдыхать на ее лоне в качестве

изнеженного дачника.

До самого окончания университета я каждое лето жил в деревне

жизнью простого работника, - пахал, косил, возил снопы, рубил лес с утра до

вечера. И мне хорошо знакомо счастье бодрой, крепкой усталости во всех

мускулах, презрение ко всяким простудам, волчий аппетит и крепкий сон. Когда

мне теперь удается вырваться в деревню, я снова берусь за косу и топор и

возвращаюсь в Петербург с мозолистыми руками и обновленным телом, с жадною

радостною любовью к жизни. Не теоретически, а всем существом своим я сознаю

необходимость для духа энергичной жизни тела, и отсутствие последней

действует на меня с мучительностью, почти смешною.

И все-таки в городе я живу жизнью чистого интеллигента, работаю только

мозгом. Первое время я пытаюсь против этого бороться, - упражняюсь гирями,

делаю гимнастику, совершаю пешие прогулки; но терпения хватает очень

ненадолго, до того все это бессмысленно и скучно.

XVI

Сколько болезней

из-за стыда запускают женщины, сколько препятствий он ставит врачу при

постановке диагноза и при лечении!..(девушка постеснялась вовремя обратиться к врачу, болезнь зашла слишком далеко, чуть ли не полноги сгнило)

Люди в обществе лиц другого пола

подвергают себя мукам, нередко даже опасности серьезного заболевания, но не

решаются показать и вида, что им нужно сделать то, без чего, как всякий

знает, человеку обойтись невозможно.

Все наше воспитание направлено к тому, чтоб сделать для нас наше тело

позорным и постыдным; на целый ряд самых законных отправлений организма,

предуказанных природою, мы приучены смотреть не иначе, как со стыдом.

 

Мы стыдимся и не уважаем своего тела, поэтому мы и не заботимся о нем;

вся забота обращена на его украшение, хотя бы ценою полного его

изуродования.

Бесполезно гадать, где и на чем установятся в будущем пределы

стыдливости; но в одном нельзя сомневаться, - что люди все с большей

серьезностью и уважением станут относиться к природе и ее законам, а вместе

с этим перестанут краснеть за то, что у них есть тело и что это тело живет

по законам, указанным природою.

Но это когда-то еще будет. В настоящее время медицина, имея дело с

женщиною, должна чутко ведаться с ее душою.

 

В настоящее время врачебное образование, к счастью, стало доступно и

женщине: это - громадное благо для всех женщин.

XVII

Этот случай в первый раз дал мне понять, что если от тебя ждут спасения

близкого человека и ты этого не сделал, то не будет тебе прощения, как бы ты

ни хотел и как бы ни старался спасти его (герой спас мальчика).

 

Если пациент умирал, вначале такая обращенная на меня ненависть страшно мучила меня. Я

краснел и страдал, когда, случайно встретив на улице кого-либо из близких

моего умершего пациента, замечал, как он поспешно отворачивается, чтоб не

видеть меня. Потом постепенно я привык. А следствием этой привычки явилось

еще нечто совершенно неожиданное и для меня самого.

 

И вдруг меня

поразило, как равнодушен я остался ко всем их благодарностям; как будто над

душою пронесся докучный вихрь слов, пустых, как шелуха, и ни одного из них

не осталось в душе. А я-то раньше воображал, что подобные минуты -

"награда", что это - "светлые лучи" в темной и тяжелой жизни врача!(мальчик заболел, мать и сестра очень переживали за него. По несколько раз в день вызывали врача, если ему становилось плохо – ненавидели героя)

К этой ненависти я постепенно привык и стал равнодушен. А неожиданным

следствием этого само собою явилось и полнейшее равнодушие к благодарности.

XVIII

Да, не нужно ничего принимать к сердцу, нужно стоять выше страданий,

отчаяния, ненависти, смотреть на каждого больного, как на невменяемого, от

которого ничего не оскорбительно.

 

Вся деятельность врача сплошь заполнена моментами страшно нервными,

которые почти без перерыва бьют по сердцу. Неожиданное ухудшение в состоянии

поправляющегося больного, неизлечимый больной, требующий от тебя помощи,

грозящая смерть больного, всегдашняя возможность несчастного случая или

ошибки, наконец, сама атмосфера страдания и горя, окружающая тебя, - все это

непрерывно держит душу в состоянии какой-то смутной, не успокаивающейся

тревоги.

 

Я чувствую, что во мне постепенно

начинает вырабатываться совершенно особенное отношение к больным; я держусь

с ними мягко и внимательно, добросовестно, стараюсь сделать все, что могу,

но - с глаз долой, и с сердца долой.

 

Я замечаю, как все больше начинаю привыкать к страданиям больных, как в

отношениях с ними руководствуюсь не непосредственным чувством, а головным

сознанием, что держаться следует так-то. Это привыкание дает мне возможность

жить и дышать, не быть постоянно под впечатлением мрачного и тяжелого; но

такое привыкание врача в то же время возмущает и пугает меня, - особенно

тогда, когда я вижу его обращенным на самого себя.

Ко мне приехала из провинции сестра; она была учительницей в городской

школе, но два года назад должна была уйти вследствие болезни; от

переутомления у нее развилось полное нервное истощение.

(герой повез сестру на осмотр к врачу, тот ее осмотрел и ласковым голосом сказал, что это все ерунда, этим болеют тысячи)

Сестра стояла молча, и из ее глаз непроизвольно текли крупные слезы;

гордая, она досадовала, что не может их удержать, и они капали еще чаще. Ее

большое горе было опошлено и измельчено, таких, как она, - тысячи, и ничего

в ее горе нет ни для кого ужасного. А она так ждала его совета, так

надеялась!

 

XIX

Особенно тяготил меня первое время самый способ оценки врачебного труда

- плата врачу не за излечение, а просто за лечение. При теперешнем состоянии

науки иначе и быть не может; но все-таки казалось диким и бессмысленным

получать деньги за труд, не принесший никому пользы.

 

Вначале вообще всякая плата, которую мне приходилось получать за мой

врачебный совет, страшно тяготила меня, она принижала меня в моих

собственных глазах и грязным пятном ложилась на мое дело.

 

Как вольтеровский идеальный врач, я принимал

плату "не иначе, как с сожалением", и пользовался всяким предлогом, чтобы

отказаться от нее.

 

Когда я читал в газетах, что какой-нибудь врач взыскивает с пациента

гонорар судом, мне становилось стыдно за свою профессию, в которой возможны

такие люди.

 

Да, за свой труд, как всякий работник, врач имеет право получать

вознаграждение, и ему нечего стыдиться этого; ему нечего принимать плату

тайно и конфузливо, как какую-то позорную, незаконную взятку.

 

Будучи даже обыкновенным средним человеком, врач все-таки, в силу самой

своей профессии, делает больше добра и проявляет больше бескорыстия, чем

другие люди. Единственный кормилец семьи тяжело болен, семья голодает, -

врач не берет платы за лечение.

 

Для обыкновенного среднего человека доброе дело есть

нечто экстраординарное и очень редкое, для среднего врача оно совершенно

обычно.

 

Если бы люди всех профессий - адвокаты, чиновники, фабриканты,

помещики, торговцы - делали для несостоятельных людей столько же, сколько в

пределах своей профессии делают врачи, то самый вопрос о бедных до некоторой

степени потерял бы свою остроту. Но суть в том, что врачи должны быть

бескорыстными, а остальные... остальные могут довольствоваться тем, чтоб

требовать этого бескорыстия от врачей.

XX

Бесприютный человек может замерзнуть на подъезде никем не занятой

квартиры, может умереть с голода под окном булочной, - и закон равнодушно

отправит труп в полицейский приемный покой и ограничится констатированием

причины смерти погибшего, владельцы дома и булочной могут быть спокойны: они

не обязаны быть человеколюбивыми и уважать страждущее человечество. Но если

врач, истомленный дневным трудом и предыдущею бессонною ночью, откажется

поехать к больному, является закон и запрятывает "бесчеловечного" врача в

тюрьму.

 

(друг героя,товарищ по университету, рассказывает ему о тяжелой службе земского врача) «Участок у меня в пятьдесят верст, два

фельдшерских пункта в разных концах, каждый я обязан посетить по два раза в

месяц. Спишь и ешь черт знает как. И это изо дня в день, без праздников, без

перерыву. Дома сынишка лежит в скарлатине, а ты поезжай... Крайне тяжелая

служба!»

 

С грозным, пристальным и беспощадным

вниманием следят они (большая часть общества)за каждым шагом врача: "служи обществу", будь героем и подвижником, не смей пользоваться "непонятным обычаем" отдыхать; а когда ты истреплешься или погибнешь на работе, то нам до тебя нет никакого дела.

 

По подсчету д-ра Гребенщикова, от заразных болезней умирает 37% русских

врачей вообще, около шестидесяти процентов земских врачей в частности. В

1892 году половина всех умерших земских врачей умерла от сыпного тифа.

Проф. Сикорский на основании официальных данных исследовал вопрос о самоубийстве среди русских врачей. Он нашел, что "в годы от 25 до 35 лет самоубийства врачей составляют почти 10% обычной смертности, т. е. в эти годы из десяти умерших врачей один умирает от самоубийства". Цифра эта до того ужасна, что кажется невероятною.

 

ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ВРАЧАМ: Заражайтесь и калечьте себя на

работе для нас, а раз вы выбыли из строя, то помогайте себе сами.

XXI

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОМ, КАК МАЛО ПОЛУЧАЮТ ВРАЧИ В СРАВНЕНИИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ ПРОФЕССИЙ.

 

Рынок врачебного труда у нас давно переполнен, предложение значительно

превышает спрос. Это ведет к конкуренции между врачами, в которой худшие из

них не брезгуют никакими средствами, чтоб отбить пациента у соперника:

приглашенные к больному, такие врачи первым делом раскритикуют все

назначения своего предшественника.

 

С другой стороны, немало врачей, убедившись в трудности и

необеспеченности своей профессии, поступают в чиновники или берутся за

какое-либо другое дело. За последние годы

были опубликованы несколько случаев самоубийств врачей вследствие полнейшей

голодовки; известны примеры, где врачи поступали на места фельдшеров с

фельдшерским же жалованьем.

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВА: Люди, даже сравнительно образованные, нередко высказывают мнение, что

причиною бедственного положения врачей является их тяготение к городам.

Врачи не хотят идти в глушь, а хотят непременно жить в культурных центрах;

врачи в центрах голодают, а

деревня гибнет и вырождается, не зная врачебной помощи.

 

НО!! Врачи вовсе не обладают таким странным вкусом, чтоб предпочитать

голодовку в городах куску хлеба в глуши. На вакансии земских врачей в самых

глухих местностях, с самым скромным содержанием, всегда является масса

кандидатов.

Дело не в боязни врачей

перед глушью, - дело просто в том, что деревня безысходно бедна и не в

состоянии оплачивать труд врача.

 

Кто хоть сколько-нибудь знаком с положением нашей деревни, тот не будет

спорить, что ее бедность и некультурность совершенно закрывают доступ к ней

обыкновенному вольнопрактикующему врачу.

Материальная обеспеченность врачей все больше ухудшается. Между тем в

последнее время у нас выступает новый им конкурент, - желанный и в то же

время грозный, - женщина. Она за тот же труд довольствуется меньшею платою и тем самым понижает вознаграждение мужчины.

XXII

Недавно рано утром меня разбудили к больному, куда-то в один из

пригородов Петербурга. Ночью я долго не мог заснуть, мною овладело странное

состояние: голова была тяжела и тупа, в глубине груди что-то нервно дрожало,

и как будто все нервы тела превратились в туго натянутые струны; когда вдали

раздавался свисток поезда на вокзале или трещали обои, я болезненно

вздрагивал, и сердце, словно оборвавшись, вдруг начинало быстро биться.

Приняв бромистого натра, я, наконец, заснул; и вот через час меня разбудили.

Чуть светало. Я ехал на извозчике по пустынным темным улицам

Я вспомнил свое вчерашнее состояние, наблюдал теперешнюю

разбитость - и с ужасом почувствовал, что я болен, болен тяжело и серьезно.

Уж два последние года я замечал, как у меня все больше выматываются нервы,

но теперь только ясно понял, до чего я дошел.

Семь лет я врачом.

Все время нервы напряжены, все время жизнь бьет по этим нервам.

Для меня нет праздников, нет гарантированного отдыха; каждую

минуту, от сна, от еды, меня могут оторвать на целые часы, и никому нет дела

до моих сил. И вот с каждым годом все больше обращаешься в

развалину-неврастеника; пропадает радость жизни и любовь к ней; пропадает,

еще страшнее, отзывчивость и способность горячо чувствовать. А между тем

видишь, что это есть еще в душе: стоит хоть немного пожить человеческой

жизнью, - и душа возрождается, и кажется, что в ней так много силы и любви.

А в каких я условиях живу? После пятилетнего ожидания я, наконец,

получил в больнице жалованье в семьдесят пять рублей; на него и на неверный

доход с частной практики я должен жить с женой и двумя детьми.

Я даже лишен семейных радостей, лишен возможности

спокойно приласкать своего ребенка, потому что в это время мелькает мысль: а

что, если со своей лаской я перенесу на него ту оспу или скарлатину, с

которой сегодня имел дело у больного?

(ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА): В утреннем тумане передо мной тянулся громадный город; высокие здания, мрачные и тихие, теснились друг к другу, и каждое из них как будто глубоко ушло в свою отдельную, угрюмую думу. Вот оно, это грозное чудовище! Оно требует от меня всех моих сил, всего здоровья, жизни, - и в то же время страшно, до чего ему нет дела до меня! И я должен ему покоряться, - ему, которое берет у меня все и взамен не дает ничего!

 

В маленькой комнатке сидел у стола бледный человек лет тридцати, в синей блузе

с расстегнутым воротом; его русые усы и бородка были в крови, около него на

полу стоял большой глиняный таз; таз был полон алою водою, и в ней плавали

черные сгустки крови. Молодая женщина, плача, колола кухонным ножом лед.

- Вы простите, доктор, что обеспокоил вас! - сказал мужчина, быстро

поднимаясь мне навстречу и протягивая руку - Дело у меня известное -

туберкулез и вследствие этого кровохаркание. Да вот, очень уж жена пристала,

непременно чтоб доктор приехал...

Жена: - Литейщик он по меди, в N-ском заводе работает... Господи, господи, до

тридцати лет всего дотянул! А какой был здоровый!.. Медные-то пары - как

скоро всю грудь выели!

 

Мы должны объединиться и бороться; конечно, это так. Но кто "мы"?

Врачи? Мы можем, разумеется, стараться улучшить положение своей корпорации,

усовершенствовать взаимопомощь, и другое в таком роде. Но борьба, борьба

широкая и коренная, невозможна, если на знамени стоит голый грош. Наше

положение тяжело. Но кому из посторонних оно может казаться таковым? На

рогожных фабриках у нас рабочему ставится условием не просить по городу

милостыни, женщина-работница принуждена у нас отдавать себя мастеру, быть

проституткой, за одно право иметь работу. Было бы, конечно, очень хорошо,

если бы мы получали оклады, какие получают инженеры, если бы мы могли

работать, не утомляясь и не думая о завтрашнем дне. Но это легко говорить.

Земский врач получает нищенское жалование, но не может деревня из своей

черной корки хлеба создать ему мясо и вино. Вознаграждение врача вообще

очень низко, и тем не менее не только для бедняка, а даже для человека

среднего достатка лечение есть разорение. Выходом тут не может быть тот

путь, о каком я думал. Это была бы не борьба отряда в рядах большой армии,

это была бы борьба кучки людей против всех окружающих, и по этому самому она

была бы бессмысленна и бесплодна. И почему так трудно понять это нам,

которые с детства росли на "широких умственных горизонтах", когда это так

хорошо понимают люди, которым каждую пядь этих горизонтов приходится

завоевывать тяжелым трудом?

Да, выход в другом. Этот единственный выход - в сознании, что мы - лишь

небольшая часть одного громадного, неразъединимого целого, что исключительно

лишь в судьбе и успехах этого целого мы можем видеть и свою личную судьбу и

успех.

 

1895-1900.

 

 


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 545 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.021 сек.)