АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Опыта, нельзя стать опытным оператором. Где же тут выход? С точки зрения

Прочитайте:
  1. II Физиологические параметры органа зрения
  2. II. Анатомо-функциональные особенности органа зрения.
  3. III.1.2. Гигиена зрения
  4. А: Почему вы не можете стать сумасшедшей и приходить снова. Даже если у меня есть недостатки, все это можно изменить. Я могу начать понимать вас, если вы будете помогать мне.
  5. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения
  6. Алан: Точка зрения родителей.
  7. Алкоголь и табак - что мешает расстаться?
  8. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ
  9. Анатомия органов зрения с учетом возрастных особенностей детей
  10. Б. чувством стеснения в груди, сердцебиением, приливами крови к голове, нарушением зрения (сетка, мелькание мушек перед глазами)

врача можно еще примириться с этим: "все равно, ничего не поделаешь". Но

Когда я воображаю себя пациентом, ложащимся под нож хирурга, делающего свою

Первую операцию, - я не могу удовлетвориться таким решением, я сознаю, что

Должен быть другой выход во что бы то ни стало.

На один из таких выходов указал еще в тридцатых годах известный

французский физиолог Мажанди "Хороший хирург анатомического театра, -

Говорит он, - не всегда будет хорошим госпитальным хирургом. Он каждую

Минуту должен ждать тяжелых ошибок, прежде чем приобретет способность

Оперировать с уверенностью. Способность эту будет в состоянии дать ему

Только долгая практика, тогда как он должен был бы приобрести ее с самого

Начала, если бы его образование было лучше направлено. Больше всего в этом

Виноват способ обучения, который и до настоящего времени практикуется в

Наших школах. Учащиеся переходят непосредственно от мертвой природы к живой,

Они принуждены приобретать опытность на счет гуманности, на счет жизни себе

подобных. Господа! Прежде чем обращаться к человеку, - разве у нас нет

Существ, которые должны иметь в наших глазах меньше цены и на которых

Позволительно применять свои первые попытки. Я бы хотел, чтобы в дополнение

К медицинскому образованию у нас требовалось уменье оперировать на живых

Животных.

 

Хирургия есть искусство, и, как таковое, она более всего требует

творчества и менее всего мирится с шаблоном. Где шаблон, - там ошибок нет,

где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка. Долгим путем таких

ошибок и промахов и вырабатывается мастер, а путь этот лежит опять-таки

через "горы трупов"...

 

Пирогов с откровенностью гения рассказал в этой

"исповеди практического врача" о всех своих ошибках и промахах, которые он

совершил во время заведования клиникою. То, о чем другие решались сообщать

лишь в частных письмах, "entre nous", - Пирогов, ко всеобщему смущению и

соблазну, оповестил на весь мир.

VII

Я заведовал в то время палатою, где лежали больные крупозною

пнеймонией. Прельщенный упомянутыми сообщениями, я, с согласия старшего

ординатора, решил испробовать способ Петреску.

В мою палату был положен на второй день болезни старик-штукатур

жена его сообщила, что он с детства сильно пьет. Случай был

подходящий, и я назначил больному наперстянку по Петреску.

 

Давать человеку больше шести десятых грамма наперстянки

нельзя, если не хочешь отравить его, - а ты назначаешь количество в

тринадцать раз более дозволенного!" (в этом и заключался способ петреску)

На следующий день больному стало хуже.

Через два дня старик умер при все усиливающейся сердечной слабости и

оглушении.

 

Вскоре я прочел во "Враче" статью д-ра Рубеля, который,

тщательно разобрав свои собственные опыты, опыты Петреску, его учеников и

сторонников, неопровержимо доказал, что "способ Петреску причиняет во многих

случаях явный, иногда даже угрожающий жизни вред.

Я решил применять впредь на своих больных только средства, уже

достаточно проверенные и несомненные.

Передо мною раскрылось нечто ужасающее. Каждый номер врачебной газеты

содержал в себе сообщение о десятках новых средств, и так из недели в

неделю, из месяца в месяц; это был какой-то громадный, бешеный, бесконечный

поток, при взгляде на который разбегались глаза: новые лекарства, новые

дозы, новые способы введения их, новые операции, и тут же - десятки и

сотни... загубленных человеческих здоровий и жизней.

 

В 1884 году Коллер ввел во всеобщее употребление одно из самых

драгоценных врачебных средств - кокаин, который вызывает прямо идеальное

местное обезболивание. Через два года петербургский профессор Коломнин,

собираясь сделать одной женщине операцию, ввел ей в прямую кишку раствор

кокаина. Вдруг больная посинела, у нее появились судороги, и через полчаса

она умерла при явлениях отравления кокаином. Профессор Коломнин приехал

домой, заперся у себя в кабинете и застрелился...

 

Вывод из всего этого был для меня ясен: я буду впредь употреблять

только те средства, которые безусловно испытаны и не грозят моим больным

никаким вредом.

 

Мы еще очень мало знаем человеческий организм и управляющие им законы.

Применяя новое средство, врач может заранее лишь с большею или меньшею

вероятностью предвидеть, как это средство будет действовать:

игра идет втемную, и нужно быть готовым на все

неожиданности.

Часто бывает, что средство долго

производит благоприятное впечатление, а затем оказывается, что это было лишь

результатом самовнушения.

 

Не было бы риска - не было бы и

прогресса; это свидетельствует вся история врачебной науки.

В первой половине девятнадцатого века опухоли яичников у женщин

лечились внутренними средствами; попытки удалять опухоли оперативным путем

посредством вскрытия живота (овариотомия) кончались печально.

В то время в

Англии жил молодой хирург Спенсер. Уэльс.

Вскоре ему пришлось в качестве хирурга участвовать в.

Крымской кампании; там он видел много ран живота, много наблюдал их течение.

Воротившись в 1856 году в. Лондон, Спенсер. Уэльс чувствовал уже значительно

меньший страх к таким ранам. Теперь ему казалось, что при умелом

оперировании овариотомия может давать хорошие результаты.

Спенсер Уэльс решил при первом

удобном случае рискнуть на операцию. Случай вскоре представился Уэльс

произвел овариотомию. Оперированная умерла.

Тем не менее Спенсер Уэльс

продолжал оперировать, и все более удачно. Отношение к операции мало-помалу

стало изменяться. "Уже в 1864 году овариотомия была повсюду признана вполне

законной операцией, а еще немного спустя она была уже объявлена триумфом

современной хирургии"...

Спенсер

Уэльс, один из благодетелей человечества, благодаря операции которого была

спасена жизнь десяткам тысяч женщин. Кто упрекнет его за его смелость?

Победителя не судят.

 

Я все время хочу

лишь одного: не вредить больному, который обращается ко мне за помощью,

правило это, казалось бы, настолько элементарно и обязательно, что против

него нельзя и спорить; между тем соблюдение его систематически обрекает меня

во всем на полную неумелость и полный застой.

VIII

От вопросов, спутанных и тяжелых, на которые не знаешь, как ответить,

перед которыми останавливаешься в полной беспомощности, мне приходится

теперь перейти к вопросу, на который возможен только один, совершенно

определенный, ответ.

Я имею в виду врачебные опыты на живых людях.

 

Я ограничусь при этом одною лишь областью венерических болезней.

Мне приходится остановиться именно на этой области,

потому что она особенно богата такого рода фактами: дело в том, что

венерические болезни составляют специальный удел людей и ни одна из них не

прививается животным; поэтому многие вопросы, которые в других отраслях

медицины решаются животными прививками, в венерологии могут быть решены

только прививкою людям. И венерологи не остановились перед этим: буквально

каждый шаг вперед в их науке запятнан преступлением.

Существует, как известно, три венерических болезни: гоноррея, мягкая

язва и сифилис. Начну с первой.

Специфический микроорганизм, обусловливающий гоноррею, был открыт

Нейсером в 1879 году. Его образцово поставленные опыты доказывали с большою

вероятностью, что открытый им "гонококк" и есть специфический возбудитель

гонорреи. Но с полною убедительностью доказать специфичность какого-нибудь

микроорганизма возможно в бактериологии только путем прививки.

 

Приходилось либо оставить открытие под сомнением, либо прибегнуть к

прививкам людям.

 

Вертгейм привил свои культуры гоноккока

четырем больным-паралитикам и одному идиоту, тридцатидвухлетнему

 

В 1851 году были опубликованы "замечательные", "делающие эпоху" опыты

Валлера. Вот как описывает он свои опыты:

"Первый опыт. Дурст, мальчик 12-ти лет, No скорбного листа 1396, в

течение многих лет страдает паршами головы. В остальном он совершенно

здоров, никогда не страдал ни сыпью, ни золотухой. Так как по роду болезни

ему предстояло пробыть в больнице несколько месяцев и так как он раньше не

страдал сифилисом, то я признал его весьма годным для прививки, которая была

совершена 6 августа. На коже правого бедра были сделаны насечки, и в свежие,

слегка кровоточащие ранки введен гной, взятый с сифилитика. Этот гной я втер

шпателем в ранки, затем корпией, прописанной тем же гноем, растер

скарифицированное место и, покрыв последнее этой же корпией, наложил

повязку" В начале октября у ребенка появилась характерная сифилитическая

сыпь.

 

(автор поднимает вопрос о врачебной этике)

 

С целью решения вопроса, заразительно ли молоко женщин, больных

сифилисом, Падова привил четырем здоровым кормилицам молоко, взятое от

сифилитички; результат во всех случаях получился отрицательный.

Этим же вопросом занимался д-р Р. Фосс; он привил в Калинкинской больнице

молоко сифилитической женщины трем проституткам, "давшим на опыт свое

согласие".

Опыт первый. Пелагея А-ва, тринадцати лет, крестьянка Новгородской

губернии; имела сифилис, вылечилась. 25-го сентября 1875 года ей впрыснуто в

спину молоко сифилитички. Получился только нарыв величиною "с небольшой

кулак".

Опыт второй. Наталья К-ва, 15 лет, проституцией стала заниматься

недавно. Поступила с уретритом и вагинитом. Впрыснуто молоко сифилитички.

Без результата.

Опыт третий. Любовь Ю-н, 16 лет, проститутка; поступила в больницу с

уретритом; сифилиса никогда не имела, 27-го сентября ей впрыснут под левую

лопатку полный правацовский шприц молока сифилитички. Девушка получила

сифилис3.

Доктор. Фосс, как и проф. Ге, уверяет, что его жертвы дали на опыт свое

согласие. Что это, насмешка? Самой старшей из девушек было шестнадцать лет!

Если согласие даже действительно было дано, то знали ли эти дети, на что они

соглашались, можно ли было придавать какое-нибудь значение их согласию?

 

В марте 1887 года к берлинскому хирургу Евг. Гану обратилась за помощью

женщина с раком грудной железы. Произвести операцию было уже невозможно.

"Чтобы отказом от операции не открыть больной безнадежность ее состояния и

чтобы доставить ей облегчение и успокоение психическим впечатлением

произведенной операции", д-р Ган вырезал из пораженной груди кусочек опухоли

и - привил его на другую, здоровую грудь своей пациентки; прививка

удалась. Таким образом был установлен очень важный факт

прививаемости рака.

 

Параллельно можно привести ничуть не меньшее

количество фактов, где врачи производили самые опасные опыты над самими собою.

Но что безусловно вытекает из приведенных опытов и чему не может быть

оправдания, - это то позорное равнодушие, какое встречают описанные зверства

во врачебной среде.

Сами

виновники этих опытов печатно, во всеуслышание, сообщают о них!

Из всех органов врачебной печати мне известен только один, упорно и энергично протестовавший против каждой

попытки экспериментировать над живыми людьми, - это русская газета "Врач",

выходившая под редакцией недавно умершего проф. В. А. Манассеина.

IX

 

Я не имею даже отдаленного представления о типических процессах, общих

всем человеческим организмам; а между тем каждый больной предстает передо

мною во всем богатстве и разнообразии своих индивидуальных особенностей и

отклонений от средней нормы.

 

Если бы наука

давала мне столь же верные средства для познания всех болезней и всех

особенностей каждого организма, то я мог бы чувствовать под ногами почву. Но

в подавляющем большинстве случаев этого нет. На основании совершенно

ничтожных данных я должен строить выводы, такие важные для жизни и здоровья

моего больного...

 

Я назначал железо при малокровии и даже в тех случаях, когда

больной поправлялся, ни разу не мог поручиться за то, что это произошло хоть

сколько-нибудь благодаря железу.

Выходило так, что я должен верить на слово в то, что эти и многие

другие средства действуют именно указываемым образом. Но такая вера была

прямо невозможна, - сама же наука непрерывно подрывала и колебала эту веру.

 

И я все больше убеждался, что верить я не должен

ничему, и ничего не должен принимать, как ученик; все заподозрить, все

отвергнуть, - и затем принять обратно лишь то, в действительности чего

убедился собственным опытом.

 

Но ведь это же ужасно! Это значит - никакой традиции, никакой

преемственности наблюдения: учись без предвзятости наблюдать живую жизнь, и

каждый начинай все с начала.

 

Будущее нашей науки блестяще и несомненно. То, что уже добыто ею, ясно

рисует, чем станет она в будущем: полное понимание здорового и больного

организма, всех индивидуальных особенностей каждого из них, полное понимание

действия всех применяемых средств, - вот что ляжет в ее основу.

Но как еще неизмеримо далеко до этого!..

 

Этою мыслью о

жизненной непригодности теперешней науки я старался скрыть и затемнить от

себя другую, слишком страшную для меня мысль: я начинал все больше

убеждаться, что сам я лично совершенно негоден к выбранному мною делу и что,

решая отдаться медицине, я не имел самого отдаленного представления о тех

требованиях, которым должен удовлетворять врач.

При теперешнем несовершенстве теоретической медицины медицина

практическая может быть только искусством, а не наукой.

 

Я, поступая на медицинский

факультет, думал, что медицине можно научиться... Я думал, что для этого

нужен только известный уровень знаний и известная степень умственного

развития.

 

В настоящее же время "научиться медицине", т. е.

врачебному искусству, так же невозможно, как научиться поэзии или искусству

сценическому.

 

Я совершенно упал духом. Кое-как я нес свои обязанности, горько смеясь

в душе над больными, которые имели наивность обращаться ко мне за помощью:

они не знают, что врачей на свете так же мало, как и поэтов.

 

Так тянулось около двух лет. Потом постепенно пришло смирение.

 

Нужно только строго и неуклонно следовать

старому правилу: "primum non nocere, - прежде всего не вредить". Это должно

главенствовать над всем. Нужно, далее, раз навсегда отказаться от

представления, что деятельность наша состоит в спокойном и беззаботном

исполнении указаний науки. Понять всю тяжесть и сложность дела, к каждому

новому больному относиться с неослабевающим сознанием новизны и

непознанности его болезни, непрерывно и напряженно искать и работать над

собою, ничему не доверять, никогда не успокаиваться. Все это страшно тяжело,

и под бременем этим можно изнемочь; но, пока я буду честно нести его, я имею

право не уходить.

Х

В эту пору сомнений и разочарований я с особенною охотою стал уходить в

научные занятия. Здесь, в чистой науке, можно было работать не ощупью, можно

было точно контролировать и проверять каждый свой шаг.

 

Для прививок возвратного

тифа в нашу лабораторию были приобретены две обезьянки макаки. За три

недели, которые они пробыли у нас до начала опытов, я успел сильно

привязаться к ним. Это были удивительно милые зверьки, особенно один из них,

самец, которого звали Степкой.

С этим веселым шельмецом можно было проводить, не скучая, целые часы.

Сидя с ним, я чувствовал, что между нами установилась какая-то связь и что

мы уже многое понимаем друг в друге.

Мне было неприятно самому вырезать у него селезенку, и за меня сделал

это товарищ. По заживлении раны я привил Степке возвратный тиф. Теперь,

когда я входил в лабораторию, Степка уж не бросался к решетке; слабый и

взъерошенный, он сидел в клетке, глядя на меня потемневшими, чужими глазами;

с каждым днем ему становилось хуже; когда он пытался вскарабкаться на

перекладину, руки его не выдерживали, Степка срывался и падал на дно клетки.

Наконец он уж совсем не мог подниматься; исхудалый, неподвижно лежал,

оскалив зубы, и хрипло стонал. На моих глазах Степка и околел.

Безвестный мученик науки, он лежал передо мною трупом. Я смотрел на

этот жалкий трупик, на эту милую, наивную рожицу, с которой даже смертная

агония не смогла стереть обычного комично-серьезного выражения... На душе у

меня было неприятно и немножко стыдно.

У меня шевелилась

мысль: настолько ли уже неизмеримо меньше совершенное мною преступление, чем

если бы я все это проделал над ребенком? Такая сантиментальность по

отношению к низшим животным смешна?

 

Декарт смотрел на животных, как на простые автоматы, - оживленные, но

не одушевленные тела.

 

Один мой товарищ-хирург работает над вопросом об

огнестрельных ранах живота, - полезнее ли держаться при них выжидательного

образа действий или немедленно приступать к операции. Он привязывает собак к

доске и на расстоянии нескольких шагов стреляет им в живот из револьвера;

затем одним собакам он немедленно производит чревосечение, других оставляет

без операции. Войдешь к нему в лабораторию, - в комнате стоят стоны, вой,

визг, одни собаки мечутся, околевая, другие лежат неподвижно и только слабо

визжат. При взгляде на них мне не просто тяжело, как было тяжело, например,

смотреть первое время на страдания оперируемого человека; мне именно стыдно,

неловко смотреть в эти, облагороженные страданием, почти человеческие глаза

умирающих собак.

 

В последние годы я ни за что бы не решился на те жестокие опыты над

животными, которые я некогда производил так усердно и равнодушно".

 

Нужно ясно сознать все

громадное значение вивисекций для науки, чтобы понять, что выход тут

все-таки один - задушить в себе укоры совести, подавить жалость и гнать от

себя мысль о том, что за страдающими глазами пытаемых животных таится живое

страдание.

 

Живосечения для медицинской науки необходимы - против этого могут

спорить только очень невежественные или очень недобросовестные люди.

БЕЗ живосечений мы решительно не в состоянии

познать и понять живой организм.

 

Смеяться над

противниками живосечения нельзя, мучения животных при вивисекциях

действительно ужасны, и сочувствие этим мукам - не сантиментальность, но

нужно помнить, что мимо живосечения нет пути к созданию научной медицины,

которая будет излечивать людей.

XI

Наша врачебная наука в теперешнем ее состоянии очень несовершенна, мы

многого не знаем и не понимаем, во многом принуждены блуждать ощупью. А дело

приходится иметь со здоровьем и жизнью человека. Уж на последних курсах

университета мне понемногу стало выясняться, на какой тяжелый, скользкий и

опасный путь обрекает нас несовершенство нашей науки.

 

Я должен

все знать, все помнить, все уметь, - но разве же это по силам человеку?!

 

Мало-помалу явилась привычка; я перестал всего бояться,

больше стал верить в себя; каждое действие над больным уже не сопровождалось

бесплодными терзаниями и мыслями о всех возможных осложнениях. Но все-таки

висящий над головою дамоклов меч "несчастного случая" и до сих пор держит

меня в состоянии непрерывной нервной приподнятости.

Раз, я помню, у нас в больнице делали шестнадцатилетней

девушке резекцию локтя. Мне поручили хлороформировать больную. И только я

поднес к ее лицу маску с хлороформом, только она вдохнула его -

один-единственный раз, - и лицо ее посинело, глаза остановились, пульс

исчез; самые энергичные меры оживления не повели ни к чему; минуту назад она

говорила, волновалась, глаза блестели страхом и жизнью, - и уже труп!..

 

ЛЮДИ СЧИТАЮТ, ЧТО Врач должен быть

богом, не ошибающимся, не ведающим сомнении, для которого все ясно и все

возможно. И горе ему, если это не так, если он ошибся, хотя бы не ошибиться

было невозможно...

 

Общество живет слишком неверными представлениями о медицине, и это

главная причина его несправедливого отношения к врачам; оно должно узнать

силы и средства врачебной науки и не винить врачей в том, в чем виновато

несовершенство науки. Тогда и требовательность к врачам понизилась бы до

разумного уровня.

XII

В обществе к медицине и врачам распространено сильное недоверие. Врачи

издавна служат излюбленным предметом карикатур, эпиграмм и анекдотов.

Здоровые люди говорят о медицине и врачах с усмешкою, больные, которым

медицина не помогла, говорят о ней с ярою ненавистью.

 

Люди не имеют даже самого отдаленного представления ни о жизни своего

тела, ни о силах и средствах врачебной науки. В этом - источник большинства

недоразумений, в этом - причина как слепой веры во всемогущество медицины,

так и слепого неверия в нее.

 

Люди лучше знали бы, что

каждый новый больной представляет собою новую, неповторяющуюся болезнь,

чрезвычайно сложную и запутанную, разобраться в которой далеко не всегда

может и врач со всеми его знаниями.

 

Врач на то и врач, чтобы легко и уверенно устранять страдания и

излечивать болезни. Действительность на каждом шагу опровергает такое

представление о врачах, и люди от слепой веры в медицину переходят к ее

полному отрицанию. У больного болезнь излечимая, но требующая лечения

долгого и систематического, неделя-другая лечения не дала помощи, и больной

машет рукою на врача и обращается к знахарю.

 

Особенно богатый материал для отрицания медицины дают ошибки врачей.

Врач определил у больного брюшной тиф, а на вскрытии оказалось, что у него

была общая бугорчатка, - позор врачам, хотя клинические картины той и другой

болезни часто совершенно тожественны.

 

Теперь, зная все, я все-таки с искренним чувством говорю:

я верю в медицину, - верю, хотя она во многом бессильна, во многом опасна,

многого не знает. И могу ли я не верить, когда то и дело вижу, как она дает

мне возможность спасать людей, как губят сами себя те, кто отрицает ее?

 

А как я могу держаться "честно" с неизлечимыми больными? С ними все

время приходится лицемерить и лгать, приходится пускаться на самые

разнообразные выдумки, чтобы вновь и вновь поддержать падающую надежду.

Древнеиндийская медицина была в этом отношении пряма и жестоко искренна: она

имела дело только с излечимыми больными, неизлечимый не имел права лечиться;

родственники отводили его на берег Ганга, забивали ему нос и рот священным

илом и бросали в реку...

Вначале я был настолько наивен и

молодо-прямолинеен, что, при настойчивом требовании, говорил больному

правду; только постепенно я понял, что в действительности значит, когда

больной хочет правды, уверяя, что не боится смерти; это значит: "если

надежды нет, то лги мне так, чтоб я ни на секунду не усомнился, что ты

говоришь правду".

Везде, на каждом шагу, приходится быть актером; особенно это необходимо

потому, что болезнь излечивается не только лекарствами и назначениями, но и

душою самого больного;

.

И веру в себя недостаточно завоевать раз, приходится все время

завоевывать ее непрерывно.

 

Он (ВРАЧ) может обладать громадным распознавательным талантом, уметь

улавливать самые тонкие детали действия своих назначений, - и все это

останется бесплодным, если у него нет способности покорять и подчинять себе

душу больного.

XIII

Прошло много времени, прежде чем я свыкся с силами медицины и смирился

перед их ограниченностью. Мне было стыдно и тоскливо смотреть в глаза

больному, которому я был не в силах помочь.

 

(Бедные люди вынуждены губить свое здоровье, зарабатывая себе на жизнь) Ко мне приходит прачка с экземою рук, ломовой извозчик с грыжею,

прядильщик с чахоткою; я назначаю им мази, пелоты и порошки - и неверным

голосом, сам, стыдясь комедии, которую разыгрываю, говорю им, что главное

условие для выздоровления - это то, чтобы прачка не мочила себе рук, ломовой

извозчик не поднимал тяжестей, а прядильщик избегал пыльных помещений. Они в

ответ вздыхают, благодарят за мази и порошки и объясняют, что дела своего

бросить не могут, потому что им нужно есть.

 

Грубая, громадная и могучая жизнь непрерывно делает свою слепую

жестокую работу, а где-то далеко внизу, в ее ногах, копошится бессильная

медицина, устанавливая свои гигиенические и терапевтические "нормы".

 

Я в течение нескольких лет веду прием в одной типографии, и за все это

время я ни разу не видел наборщика-старика! Нет старости, нет седых волос, -

сведенные свинцовою пылью, люди все сваливаются в могилу раньше.

Жизнь проделывает над человеком свои опыты и, глумясь, предъявляет на

наше изучение получающиеся результаты.

 

Все яснее и неопровержимее для меня становилось одно: медицина не

может делать ничего иного, как только указывать на те условия, при которых

единственно возможно здоровье и излечение людей; но врач должен прежде всего бороться за устранение

тех условий, которые делают его деятельность бессмысленною и бесплодною; он

должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова, он должен не

только указывать, он должен бороться и искать путей, как провести свои

указания в жизнь.

 

Лучший показатель физического состояния населения - процент

годных к военной службе, - падает всюду с быстротою барометра перед грозою.

XIV

Природа расточительна и неаккуратна; она

выбрасывает на свет много существ и не слишком заботится о совершенстве

каждого из них; отбирать и уничтожать все неудавшееся она предоставляет

беспощадной жизни. И вот является медицина и все силы кладет на то, чтобы

помешать этому делу жизни.

 

Все эти спасенные, но слабые до самых своих недр, мешаются и

скрещиваются со здоровыми и таким образом вызывают быстрое общее ухудшение

расы; чем больше будет преуспевать медицина, тем дальше будет идти это

ухудшение.

 

Естественный отбор все больше прекращает свое

действие, медицина все больше способствует этому, а взамен не дает ничего,

хоть сколько-нибудь заменяющего его.

 

Глаз раньше был нужен человеку преимущественно для смотрения вдаль и

совершенно удовлетворял своему назначению. Условия изменились, к глазу

предъявляется требование большей работы вблизи. Должен выработаться новый

глаз, одинаково годный и для смотрения вдаль и для длительной аккомодации

вблизи. Но медицина услужливо подставляет близорукому глазу очки, и, таким

образом, негодный для новых условий глаз чисто внешними средствами делает

годным, число близоруких увеличивается с каждым десятилетием, и остается

лишь утешаться мыслью, что стекла, слава богу, хватит на очки для всех.

Положительных свойств, нужных для изменившихся условий среды,

человеческий организм не приобретает, зато он обнаруживает большую

склонность терять уже имеющиеся у него положительные свойства.

 

В чем ставит себе медицина идеал? В том, чтобы каждую болезнь убить в

организме, при самом ее зарождении или, еще лучше, совсем не допустить ее до

человека.

 

Но

ведь таким образом организм совершенно отучится самостоятельно бороться с

заражением.

 

И вот, как результат такого положения дел - полная зависимость людей от

медицины, без которой они не будут в состоянии сделать ни шагу.

 

В том-то и

задача медицины, чтобы сделать этих слабых людей сильными; она же вместо

того и сильных делает слабыми и стремится всех людей превратить в жалкие,

беспомощные существа, ходящие у медицины на помочах.

К великому счастью, в науке начинают за последнее время намечаться

новые пути, которые обещают в будущем очень много отрадного. В этом

отношении особенного интереса заслуживают опыты искусственной иммунизации

человека. Еще не вполне доказано, но очень вероятно, что суть ее действия

заключается в упражнении и приучении сил организма к самостоятельной борьбе

с врывающимися в него микробами и ядами.

 

Девочка способна десяти лет стремиться стать женою, стать

женою она способна только в шестнадцать лет, а стать матерью - не раньше

двадцати! (противоречие, заложенное в женщине природой)

XV

Силою своего разума человек все больше сбрасывает с себя иго внешней

природы, становится все более независимым от нее и все более сильным в

борьбе с нею.

 

Культура быстро улучшает и совершенствует нашу жизнь и дает

нам такие условия существования, о которых под властью природы нельзя было и

мечтать.

 

Культура подхватила нас на свои мягкие

волны и несет вперед, не давая оглядываться по сторонам; мы отдаемся этим

волнам и не замечаем, как теряем в них одно за другим все имеющиеся у нас

богатства; мы не только не замечаем, - мы не хотим этого замечать: все наше

внимание устремлено исключительно на наше самое ценное богатство, - разум,

влекущий нас вперед, в светлое царство культуры. Но, когда подведешь итог

тому, что нами уже потеряно и что мы с таким легким сердцем собираемся

утерять, становится жутко, и в далеком светлом царстве начинает мерещиться

темный призрак нового рабства человека.

 

Ставится идеалом человеческой

организации вообще сведение до нуля всего растительного аппарата

человеческого тела.

 

Культурная жизнь успешно и энергично идет навстречу подобным идеалам.

Орган обоняния принял у нас уж совершенно зачаточный вид; сильно ослабела

способность кожных нервов реагировать на температурные колебания и

регулировать теплообразование организма. Атрофируется железистая ткань

женской груди; замечается значительное падение половой силы; кости

становятся более тонкими, первое и два последних ребра выказывают

наклонность к исчезновению; зуб мудрости превратился в зачаточный орган и у

42% европейцев совсем отсутствует; предсказывают, что после исчезновения

зубов мудрости за ними последуют смежные с ними четвертые коренные зубы;

кишечник укорачивается, число плешивых увеличивается.

 

Бедуин в пустыне подкрепляет свои

силы в течение дня двумя глотками воды и двумя горстями жареной муки с

молоком. В то время когда другие дрожат от холода, араб спит босой в

открытой палатке, а в полуденный зной он спокойно дремлет на раскаленном

песке под лучами солнца.

 

Под перчатками скоро и руки станут у нас столь же чувствительными

к холоду, как ноги, и "промочить руки" будет значить то же, что теперь -

"промочить ноги".

И бог весть, что еще ждет нас в будущем, какие дары и удобства готовит

нам растущая культура!

 

Наука не может не видеть, как регрессирует с культурою великолепный

образ человека, создавшийся путем такого долгого и трудного развития. Но она

утешается мыслью, что иначе человек не мог бы развить до надлежащей высоты

своего разума.

 

Культурный человек

равнодушно нацепляет себе на нос очки, теряет мускулы и отказывается от

всякой "тяжелой" пищи; но не ужасает ли и его перспектива ходить всюду с

флаконом сгущенного кислорода, кутать в комнатах руки и лицо, вставлять в

нос обонятельные пластинки и в уши - слуховые трубки?


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 334 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.073 сек.)