АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Выгоды торговли

Прочитайте:
  1. ВЫГОДЫ ОТ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ НЕСМОТРЯ НА РАБОТУ
  2. Основные нарушения в сфере торговли и рекламы
  3. Теории международной торговли.
    Исходное распределение Сделка Конечное распределение
Алиса Базилио   8Ш, 2М 3Ш, 7М   -1Ш, +1М +1Ш, -1М   7Ш, 3М 4Ш, 6М  
Итого:   11Ш, 9М   0; 0   11Ш,9М  

 

Ш — шило, М — мыло.

 

Возьмем для примера двух сказочных персонажей — лису Али­су и кота Базилио. Допустим, что наши друзья имеют 11 шильев и 9 кусков мыла. Однако распределяются эти блага неравномерно: 8 шильев и 2 мыла — у Алисы и 3 шила и 7 кусков мыла — у Бази­лио. Поскольку у Алисы много шильев и мало мыла, то она заинтересо­вана в обмене. Допустим, что предельная норма замены (Marginal Rate of Substitution — MRS) шила мылом для Алисы равняется 1/3. Это значит, что для получения одного куска мыла она готова отдать 3 шила.

Следовательно, для Алисы 1 кусок мыла = 3 шильям.

Наоборот, Базилио предпочитает шило, поэтому готов отдать 3 куска мыла за 1 шило (MRS шила мылом для Базилио равняется 3). В условиях столь разных предпочтений возможна взаимовыгодная сделка (см. табл. 11—1). Дело в том, что Алиса предпочитает мыло шилу (1 кусок мыла = 3 шильям), а Базилио шило мылу (1 шило = 3 кускам мыла или 1 мыло =1/3 шила). Итак, запишем неравенство:

Эффективность в данном случае означает отношение ценности результата к ценности затрат. Для обоих участников сделки эф­фективность обмена определяется их собственными оценками. Если при сделке удается обменять 1 шило на 1 мыло (1Ш=1М), то выиг­рывают оба, так как готовы были пойти на большие жертвы ради достижения своей цели. В этом смысле сделка эффективна.

Подведем итоги. В той мере, в какой предельные нормы заме­щения (субституции) у участников сделки различаются между со­бой, существует возможность взаимовыгодного обмена и повыше­ния эффективности. И наоборот, если предельные нормы замеще­ния равны для всех пар обмениваемых товаров:

то распределение эффективно и дальнейший взаимовыгодный об­мен невозможен.

Эффективность обмена. Применим в исследовании процесса обмена между лисой Алисой и котом Базилио так называемую "коробку Эджуорта" (Эджворта). Англий­ский экономист Фрэнсис Эджуорт (Edgeworth, 1845—1926) предло­жил в своей книге "Математическая психология. Эссе о примене­нии математики к моральным наукам" (1881) следующий подход к анализу процесса обмена.

Возьмем прямоугольник, в котором левый нижний угол будем счи­тать началом системы координат Алисы, а верхний правый угол — началом системы координат Базилио (рис. 11—2).

Отложим по нижней горизонтальной оси количество шил Али­сы и по левой вертикальной оси — кусков мыла Алисы, а по верх­ней горизонтальной оси — количество шила Базилио и по правой вертикальной оси — кусков мыла Базилио. Так как Алиса владеет 8 шильями, а Базилио — 3, общая длина горизонтали прямоугольни­ка составит 11 шильев. Соответственно, сложив куски мыла, принадлежащие нашим героям, получим длину вертикальной оси, равную 9 кускам мыла. Учтем, однако, что счет шильев у Алисы ведется слева направо и мыла — снизу вверх, а у Базилио счет шильев ведется справа налево и мыла — сверху вниз. Отложив параметры исходного распределения Алисы (8 шильев и 2 мыла) и Базилио (3 шила и 7 кусков мыла), получим точку А. В результате обмена наши герои переместились из точки А в точку В. В этой точке Алиса располагает 7 шильями и 3 кусками мыла, а Базилио — 4 шильями и 6 кусками мыла. Обмен, как мы знаем, улучшил поло­жение и Алисы, и Базилио, но является ли он эффективным распределением продуктов? Попытаемся ответить на этот вопрос.

 

Рис. 11—2. Обмен в "коробке Эджуорта"

 

Отложим в "коробке Эджуорта" кривые одинаковой полезнос­ти (кривые безразличия) Алисы UА1, UА 2,U А3, UА 4. Очевидно, что они будут удаляться от левого нижнего угла (рис. 11—3). Аналогич­но построим кривые безразличия кота Базилио UБ 1, UБ 2, UБ 3, UБ 4. Они, в свою очередь, будут удаляться от правого верхнего угла. Оценим движение из точки А в точку В. Как видно из рис. 11—3, в результате этого обмена лисе Алисе удалось перейти с кривой без­различия более низкого порядка UА1 на кривую безразличия более высокого порядка UА 2, что повысило ее благосостояние. Выиграл и кот Базилио: он тоже передвинулся с кривой безразличия более низкого порядка UБ1 на кривую безразличия более высокого поряд­ка UБ2. В общем виде весь заштрихованный на рис. 11—3 участок описывает все множество взаимовыгодных сделок.

Закончится ли на этом обмен? Можно ли улучшить положение хотя бы одного участника сделки, не ухудшив положение другого? Из рис. 11—3 видно, что можно, и эта возможность составляет объ­ективную основу продолжения обмена. Положение кота Базилио улучшится, если удастся переместится из точки В в точку С. При этом удастся достичь кривой безразличия U Б3 и не ухудшить положение лисы Алисы. Возможен, однако, и другой вариант: движение в точку D. При этом улучшается положение лисы Алисы и не ухуд­шается кота Базилио. Если лиса Алиса — удачливая торговка, то, может быть, она сумеет убедить Базилио переместиться из точки А в точку Е. При этом исходное положение Базилио не ухудшится, а благосостояние Алисы значительно повысится.

 

Рис. 11—3. Эффективность обмена

 

Подведем итоги. Распределение продуктов эффективно, ког­да весь объем произведенной продукции распределяется между по­требителями так, что нельзя улучшить положение одного, не ухудшив положение другого.

Кривая контрактов. Эффективность по Парето. Чтобы найти все множество возможных эффективных вариантов распределения двух благ между Алисой и Базилио, нужно определить все точки взаимного касания их кри­вых безразличия. Соединив их, мы получим кривую контрактов, или договорную кривую ОА ОБ (рис. 11—4).

Кривая контрактов (contract curve)это множество воз­можных эффективных вариантов распределения двух экономи­ческих благ между двумя потребителями. Кривая OАOБ — множе­ство точек, соответствующих распределениям благ, после которых взаимовыгодный обмен теряет смысл, так как невозможны даль­нейшие взаимовыгодные сделки. Множество таких распределений называют Парето-эффективными (Парето-оптимумом) по имени ита­льянского экономиста Вильфредо Парето (1848—1923), предложив­шего этот критерий эффективности. Распределение называется Парето-эффективным, если товары нельзя перераспределить так, чтобы улучшить чье-то положение, не ухудшив положения других. Точки К, F, D, Е — Парето-эффективны. Подчеркнем еще раз, что каждая точка на кривой контрактов является высшей не абсолютно, а относительно: только по отношению к точкам, лежащим вне кривой контрактов. Поэтому движение в направлении кривой контрактов, несомненно, повышает общее благосостояние, в то время как движение вдоль кривой контрактов лишь перераспределяет общее благосостояние между участниками сделки.

На линии контрактов выполняется выведенное нами ранее равенство (11.2):

MRS АМШ = MRSБ МШ= MRTМШ,

где MRS — предельная норма замены (субституции),

MRT — предельная норма трансформации.

 

Рис. 11—4. Кривая контрактов

 

Действительно, для достижения эффективности по Парето необходимо устранить любые возможности получения какой-либо дополнительной выгоды от обмена. А это и предполагает равенство предельных норм замещения одного товара другим у всех потреби­телей, участвующих в обмене. Касание кривых безразличия озна­чает равенство предельных норм замещения. В общем виде это означает, что соотношения цен обмениваемых товаров равны для всех участников сделки:

 

(11.3)

Кривая потребительских возможностей. Располагая множеством точек, эффективных по Парето, мы можем построить кривую потребительских возмож­ностей, или, как ее иначе называют, кривую возможных полезностей (utility possibility curve). Отложим на оси абсцисс полезность Алисы, а на оси ординат — полезность Базилио (см. рис. 11—5). Тогда кривая контрактов может быть представлена как кривая по­требительских возможностей ОБЕСКОА. Точка OБ отражает макси­мальную полезность для Алисы, а точка ОА — максимальную по­лезность для Базилио. Точка А окажется внутри границы потреби­тельских возможностей. Она характеризует неэффективное рас­пределение продуктов. Любые сделки внутри заштрихованного про­странства улучшают положение сторон. Перемещение в точку Е улучшает положение Алисы, не ухудшая положения Базилио. Дви­жение в точку F улучшает положение Базилио, оставляя без изме­нений положение Алисы. Наконец, достижение точки С улучшает положение обоих.

 

Рис. 11—5. Кривая потребительских возможностей

 

Точка N характеризует более высокую полезность для обоих героев, однако при данных запасах благ она пока недостижима. Такой уровень полезности, возможно, будет достигнут позднее, но в на­стоящее время для этого не хватает средств.

Эффективность и справедливость. Норма эффективности распределения экономических благ тесно связана с проблемой справедливости. Оба понятия историчны, они отражают уровень социально-экономического развития общества. Однако если эффективность "напрямую" связана с господствующими экономическими отношениями, то справедливость отражает более широкий спектр господствующих в обществе институциональных отношений, традиций, представлений и т. д. В современной сме­шанной экономике доминируют три основных подхода: 1) класси­ческий либеральный (либертаристский); 2) утилитарный; 3) эгали­тарный.

Классический либерализм (либертаризм) исходит из интере­сов личности. Согласно данной теории, каждый человек готов к ак­тивной автономной деятельности, способен сам наиболее эффективно реализовывать свои таланты. Общество при таком подходе характеризуется как простая совокупность индивидов. Поэтому оно не имеет (и не должно иметь) собственных, отличных от индивидов целей и намерений. Хорошее общество — это такое общество, кото­рое не мешает индивидам свободно реализовывать свои частные интересы.

Правительство создано людьми для защиты их прав (прежде всего права частной собственности и гражданских свобод), установ­ленных Конституцией. Выполняя эту функцию (и ограничиваясь ею), правительство наилучшим образом служит людям. Поскольку не существует объективных методов определения того, что для ин­дивидов лучше и что хуже, то индивиды сами в состоянии понять, что правильно и что ложно, опираясь на свои личные предпочтения.

Свобода в системе координат классического либерализма яв­ляется синонимом автономии и независимости, она достигается людьми самостоятельно, а не в результате деятельности прави­тельства. Равенство понимается как равенство возможностей, а не как равенство результатов. Поэтому справедливость устанавлива­ется самим рынком, а эффективность понимается в духе Парето-эффективности. Эффективность означает, что ресурсы достались тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и, следовательно, наиболее рационально их использовать.

Утилитаризм полагает, что общественное благосостояние пред­ставляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов. Такая "арифметика счастья" опирается на предпосылку о возможности сложения индивидуальных полезностей. Поэтому спра­ведливость, по мнению утилитаристов, существует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную полезность всех чле­нов общества.

Правительство, если оно заботится о благосостоянии общест­ва, должно в известных пределах осуществлять перераспределе­ние с целью максимизации полезности. Такая максимизация не обеспечивается рынком автоматически. Дело в том, что полезность од­ной и той же денежной суммы (например, 100 тыс. руб.) различна для различных категорий граждан. Если исходить из принципа убывающей предельной полезности, очевидно, что эта сумма пред­ставляет большую полезность для бедняка, чем для богатого чело­века. Отсюда понятна целесообразность такого перераспределения. Однако утилитаристы считают, что такое перераспределение воз­можно лишь в тех границах, которые не ведут к существенному снижению эффективности производства.

Эгалитаризм, напротив, исходит из посылки, что равенство может быть достигнуто в гораздо более широких пределах. Все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Этим достигается единство и спло­ченность нации, отвечающие идеалам коллективизма. Поэтому пра­вительство должно стремиться, чтобы все члены общества получа­ли равные блага, которые стали доступными благодаря успехам развития цивилизации. Государство всеобщего благоденствия ста­новится не только лозунгом, но и целью экономической политики.

Особой разновидностью эгалитаризма является роулзианский подход, развитый в трудах современного философа Дж. Роулза. По Роулзу, должна максимизироваться полезность наименее обеспе­ченных членов общества. От этого выигрывает общество в целом.

Следует подчеркнуть, что все эти подходы развиваются в рам­ках рыночной экономики и не отрицают ее основ. Даже эгалитаристы не требуют полного равенства и считают, что в современных условиях абсолютное равенство недостижимо — оно могло бы привести лишь к резкому падению эффективности. Поэтому все направления экономи­ческой теории в большей или меньшей степени стараются найти ком­промисс между требованиями экономического роста и требованиями равенства, между эффективностью и справедливостью.

 


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 922 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)