АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПСИХОПАТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (часть 2)

Прочитайте:
  1. I. ХАРАКТЕР И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ КАК ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
  2. III. Половая психопатология.
  3. IV. Главной задачей историй культуры является морфологическое понимание и описание культур в ходе их особенной, действительной жизни
  4. V1: ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ
  5. XII. ИГРОВОЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
  6. В данном учебнике существенный акцент сделан на достижениях в области перинатологии, что объясняется современной направленностью акушерства на охрану здоровья будущих поколений.
  7. В современной юридической практике
  8. Влияние ситуации и культуры.
  9. Вопрос 1: понятие о синдроме и симптоме. Психопатология детского возраста
  10. Все дело лишь в одном: принимая выгоды культуры, нельзя разрывать самой

Безносюк Е.В.зав. курсом психотерапии и клинической психологии ММА им. И.М. Сеченова, эксперт комитета безопасности Государственной Думы РФ

В на­стоящий исторический момент информационная агрессия рекламы представляет собой особый аспект национальной угрозы.

Очевидно, что реклама алкоголя и табака противоречит национальным интересам. Постоянная реклама пива формирует психическую зависимость от алкоголя: формирует стойкое убеждение, что любой отдых, встреча с друзьями, ожидание транспорта, спортивные игры, прогулки – все связано с пивом. В результате мы видим новый сформировавшийся стереотип подросткового поведения – бездумного, отупляющего, нетворческого, бездуховного, а часто и аморального и криминального. Последнее убедительное доказательство – массовое криминальная вспышка при просмотре телевизионной трансляции футбола в Москве на Манежной площади в толпе массивно алкоголизированной пивом, спровоцированная показом дестуктивной антиобщественной рекламы поведения футбольных «фанатов». Или вот еще реклама: двое мужчин сидят пьют пиво, а за окном женщина тяже­ло работает - пропалывает огород. Герои рекламного ролика передвигают бутылку так, чтобы не видеть работающую. Возможно, что кому- то становится весело. Но ведь веселые негодяи — все равно негодяи.

Менее очевидно то, что огромная часть рекламы «рекламирует» совсем не то, что она демонстрирует. Например: учитель спрашивает подростков: "Кто принес в класс бутылку с рекламируемым (кстати, безвредным) напитком? Кажется, что они все будут вставать и говорить: я! - Так как бутылка есть у каждого. И вдруг подростки стали вставать и говорить: "он, он, он", показывая пальцем на попавшегося. Т.о. де­тей учат подличать, лгать, сваливать вину на другого, учат избегать ответственности. Это не реклама безалкогольного напитка, - это обучение модели аморального антиобщественного поведения.

Еще пример: девушка летит в космические ракете, на нее нападают убийцы. Девушка зовет спасате­лей, но спасатели, услышав призыв о помощи, выключают экран, чтоб никто не мешал пить рекламируемый напиток. У любого нормального человека возникает естественное чувство негодования и протеста. Подросткам показы­вают, как профессиональные спасатели бросили человека в беде. Любой должен кинуться на помощь, а уж вооруженные специалисты — тем более: за неоказание помощи профессионалами следует уголовное наказание. Не товар рекламиру­ют, а подлость!

Что это: случайность, ошибка, халатность? Нет! Там, где действуют законы рынка, нет места «случайностям». Видимо, целенаправленно изучалась результативность при помощи фокус-групп, маркетинговых исследований, и были предоставлены наблюдения и рекомендации, - чем ближе реклама к делинквентному, уголовному языку, поведению, мироощущению, сознанию, - тем легче попасть в резонанс с сегодняшними «тинейджерскими» особенностями психического восприятия.

Или вот еще пример: командир экипажа идет в хвост самолета. Один из пассажиров спрашивает: "Все в порядке?" Вместо ответа летчик, улыбаясь, протягивает конфету и идет, как оказывается, прыгать с парашютом. Пассажиры остаются в счастливом неведении, но мысль летчика прозрачна – необходимо любым путем устранить препятствие для своих целей. Даже своеобразный гуманизм – можно не стрелять, а отвлечь конфетой, - что бы избежать паники. Неужели это реклама конфет? Может быть, так проявляется чувство юмора? Но ведь всегда были, как известно, неприемлемые - подлые шут­ки. Рекламы переполнено такими шутками.

Постепенно после сотни повторений поднимается порог восприятия – срабатывает защитный механизм. Так формируется толерантность к подлости. Телекомпании получают деньги только от ре­кламодателя. Его цель — продать как можно больше. Для этого нужно сделать так, чтобы всеобщим желанием стало съедать или выпивать как можно больше и чаще.

Многочисленные опросы общественного мнения показывают: обществу хочется порядка. И вот на экране возникает чавкающая голова, а мужественный голос за кадром говорит: "Съел — и порядок". Демонстрируются бесконечные сериалы, которые специально ориентированы на женщин в воз­расте от 25 до 50 лет. Потому что они главные покупатели косме­тики, средств гигиены, стиральных порошков, продуктов быстрого приготовления. Вот такой критерий на телевидении ре­шает судьбу художественных произведений для их публикации, и судьбу затрат времени зрителями и слушателями. Более того, хозяева телевидения заставляет всех смотреть всю рекламу. (Выключение звука неэффективная защита).

Реклама забираетвремя — хоть смотри, хоть не смотри. Эти перерывы, потерянное в любом случае время. Дети, говорившие в Росии языком сказок фразами Пушкина, теперь изъясняются безграмотными «слоганами». Показывается реклама и вполне приемлемая по языку и по интонациям. Однако, при этом, она внушает, что лучше пить и жевать, чем говорить. Руководители телевещания в «момент истины» - после аварии Останкинской телебашни заявили, что оно погибнет без рекламы, а телевидение многим людям доставляет огромное удовольствие, но ведь наркотики алкоголь и проституции тоже многим людям, доставляет постоянное и единственное удовольствие. С этим не мирится ни одна культурная страна!

Постоянные показы «МММ»ов и прочих жульнических пирамид привели к огромному количеству депрессий, других психических расстройств и трагедий. Как следствие, - в виртуальном мире нашего современного телевидения нет героев в прежнем понимании, общепринятом в мировой цивилизации. В этом, упорно навязываемом, мире нет чести, справедливости, дос­тоинства, ума, сочувствия и сострадания. Человеческие добродетели отняты у людей и приписаны товарам. В зрительном ряду толпа с застывшими восторженными лицами идет за ними. Они ничего не читают, да и не работают.

В значительной части рекламных роликов интонации не зависят от товара. Демонстрируется как будто бы краска для волос, вроде бы дезодорант, голова, жующая конфету или жвачку, а интонации, придыхания - эротические. Эти взгляды, улыбки, жесты, голоса не оставляют сомнений — это мягкое порно, а товар только декорация. Реклама показывается и звучит целый день. И дети перенимают не только убогие тексты. Они впитывают и язык интонаций и жестов. Кроме эротической самая употребимая интонация — агрессивная. Мужской голос с угрожающей интонация то предлагает товар, то анонсирует фильм. Рекламируются не средства от перхоти, шампуни, лосьоны, рекламируется одна и та же абсолютно примитивная модель: намажься этим дезодорантом, жуй (и молчи) — и все женщины (или мужчины) - твои. Вот такого - низменного ранга модели встраивает реклама в психику подростков. Предлагается не жвачка, и даже не «волшебный ключик», а воровская «от­мычка», которая откроет дверь в подростковое счастье (именно подростки жуют, пьют, и готовылюбым способом добыть денег на эту отмычку). Им внуша­ются чудовищные вещи: модели подлого поведения и извращенный образ мыслей.

Псевдокультура направлена на разрушение традиционных устойчивых культурных форм и связей между людьми, на формирование человека, которым можно управлять средствами создавшей его псевдокультуры, и манипулировать с помощью множества социальных, психологических и информационных технологий.

Она воспитывает в человеке тревогу и многочисленные конкретные страхи и проистекающее из него равнодушие к жизни, хамство в поведении, грубость чувств, эмоциональную выхолощенность. То есть деструктивная культура нацелена на стагнацию личности, она заглушает и выжигает тонкие духовные движения, обездушивает чело­века, превращает в раба силы. Сочетание системы информационного давления и антикультуры формирует скрытым образом новый тип рабства — психическое рабство. Происходит снижение и искажение поисковой активности человека и падение энергии пассионарности этноса.

Опасность антикультуры состоит в том, что она претендует быть своего рода «идеологией», предлагает свое объяснение мира и свою систему антиценностей: (Любовь примитивна, тесно связана с насилием, удовлетворение достигается посредством насилия. Верность имеет смысл только в отношении команды, реже - в отношении корпорации или профессиональной группы.

Добро выглядит смешным чудачеством и слабостью. Зло постоянно побеждает, поскольку на его стороне сила. Личность способна выстоять в этом мире, только действуя вне морали, применяя насилие и обман. Выиграть может только коварный и «крутой». Подросток – «тинейджер», который стремится к знаниям и образованию – «слабак, придурок и ботаник».). Такая версия жизни активно вторгается в сознание людей, тем самым расшатывая и разбалансируя их отношения друг с другом. и равновесный гармоничный мир внутри сознания человека.

На почве кризиса культуры развивается поляризация общества, усиливается его расслоение. Если этапы становления культуры проходит на чувствах восторга, восхищения, то этапы усталости и кризиса культуры развиваются как энергетика скепсиса, то есть культура движется как человек — от восхищения к иронии.

Все, что делается в восходящей культуре, соотносится с понятием естественности, и культура здоровая, воспринимает себя как активную созидательную силу трансформации человека. А вот культура, которая входит в фазу надлома, не работает с естественностью, не преломляет ее, она воспринимает ее как новую данность, то есть, происходит вторичная вандализация человека, вторичная варваризация общества как выход из общего и личного тупика. Декларируется превосходство естественности над культурностью. Одобряется высвобождение всех природных инстинктов, всей природной необузданности человека, разгул инстинктов и агрессии. Эта естественная природность воспринимается как сила доминирующая, универсальная, единственно верная.

Идет своего рода фетишизация естественных склонностей, потребностей, отправлений человека. Итак, происходит вторичное одичание человека, победа цивилизованного технократического варварства над культурным духовных творчеством человека.

Одновременно наблюдается следующая закономерность — рост мистического мироощущения, тяга к оккультным знаниям, из-за ощущения растерянности и невозможности познать законы, по которым живет человек и общество. В какой-то момент может произойти разрыв духовного содержания «посвященных» и масс. Катастрофы во многих цивилизациях произошли потому, что массы, потеряв связь с духовностью и истинными знаниями, сами отдавали свою культуру и страну другим культурам, гораздо ниже организованным сообществам, смысл действий которых им был более понятен и прост.

Любая жизнеспособная культура опирается на систему положительных ценностей. Кто бы с кем ни воевал, кто бы кому ни противостоял, но рост этноса становился возможным только на яркой пассионарной (по емкому определению Гумилева [1]) позитивной идее. Любая устойчивая культурная модель базируется на позитивном образе человека и его устойчивых связях с миром. Основа такой модели — представление о достойном человеке, чья ценность постоянно демонстрируется и доказывается. В центре такой культуры оказывается герой-деятель. Она формирует множественную систему связей человека и мира, охватывающую его со всех сторон, создающую у него опущение всеобщей защищенности и такой же включенности в мир. Отсюда следует вывод о ценности и устойчивости человека, о его необходимости, востребованности применимости, Это важное звено в преодолении чувства одиночества, тревожности, зыбкости жизни.

Можно рассмотреть и обобщить ту систему идеальных условных позитивных модельных образов, психологических морально-поведенческих коорди­нат, реперных или опорных точек, повторяющихся в разных культурах.

Например, интересно, что в так называемой «Советской» культуральной модели или матрице эти опорные узловые точки были учтены и представляли четкую структуру.

Положительный добрый правитель - ОТЕЦ. В советской «матрице», последовательно адаптируясь к обстоятельствам, - от мифологизированного образа Ленина, до Брежнева.

К руг поддерживающих и защищающих фигуру правителя позитивных сановников.

Ф игура позитивного взрослого (член партии).

Обязательный образ, на котором держится любая культура — это положительная женщина - МАТЬ. В советской культуральной модели — это Мать-героиня, Жен­щина-труженица. Положительный юноша (комсомолец). Положительные дети (пионеры).

Пророки, предтечи, провидцы тоже были продуманы и особым образом интерпретированы в «советской» структуре — литературный мифологизированный образ Льва Толстого - как «зеркала русской революции», вольнолюбивый Пушкин, мятежный Лермонтов — все работало на эту формулу.

Важнейшая точка координат, без которой невозможна полная система жизнеописания – это т.н. праотцы. В «советской» матрице – это Маркс, Энгельс.

Следующий, образ, без которого немыслима полная, уравновешенная культурная модель – это образ искателя и носителя правды. В современной матрице эта ниша была занята Максимом Горьким.

Обязательные фигуры любой культурной модели — страстотерпец, страдалец, местной святой. В этом разделе особенно значим образ погибшей за общее дело, жертвенно отдавшей себя за народ Юной Девы. Она, переживая тяготы и трагедии родного народа, считает их более значимыми, важными, чем собственная жизнь, и добровольно идет на заклание, отдавая свою нераскрытую женскую судьбу в фундамент будущего процветания народа. Это Дева-Воительница, Дева-Спасительница. На протяжении истории народов мы неоднократно видим проявление этого эпохального образа, сочетающего несовместное – хрупкую нежность, беззащитность девичества и непобедимую волю, одержимость и несгибаемость мужества. Своим примером Дева-Воительница пробуждает к действию боязливых, вдохновляет равнодушных, укоряет трусливых.

В галерее юных девушек, готовых отдать свою жизнь за народ, наиболее ярко высвечен бессмертный образ – Жанны д’ Арк. Простая, вышедшая из глубин народной жизни, она оказалась смелее аристократов и одержимее генералов, ее любовь к народу бесспорна, ее вера в победу абсолютна, она – избранница судьбы.

В советской культуральной модели это пламенный образ Зои Космодемьянской – девушки – партизанки, чье немыслимое мужество и высокая стойкость породили немало подвигов не только во время войны, но стали образцом высокой самоотдачи и после нее.

Таким образом, положительные образы, ориентиры охватывают все стороны жизни человека, создают универсальную защитную структуру вокруг него, своего рода защитный покров. В основе формирования устойчивой культурной модели лежит внушающая - суггестирующая роль культуры.

Культура как моделирующая система дает человеку не только способы поведения, но и задает ему сами способы переживания мира, соприкосновения с миром, дает ему формулу, идею как его собственной личности, так и его народа. Сегодня мы живем в информационном пространстве, где точно не известно, что сейчас происходит.

Та картина, что мы получаем с экрана и из газет - та самая стрессовая псевдореальность информационных программ новостей, создаваемая по определенным правилам. Еще один источник информации — это специально заказанные социологические исследования, завуалированная непрямая реклама, которые отражают то, что было заказано, и за что было заплачено. Постоянно заполняющие эфир «ток-шоу», и произведения массовой культуры. Наконец, как и в отдаленные времена, - общественное мнение в виде многократно повторенных устных пересказов событий, слухов, разговоров, ну и наш субъективный опыт. Он во многом структурируется на основе нашей личности и установок.

Всякое новое общество строилось на великих, героических идеальных моделях. Когда западная цивилизация строила рыночную экономику, основой или матрицей была идеальная модель. Когда у нас была взята идеальная модель рыночной экономики, пошло строительство криминальной системы, и реализован лозунг: обогащайтесь!

После советской модели (своеобразного коммунистического идеала рая на земле) уместно было бы построить другую великую идею. У нас была выдвинута плоско - прагматическая идея. Не была учтена и еще одна закономерность построения модели общества. Была выдвинута фигура героя нашего время— «нового русского».

Человек, который себя реализует в прагматической сфере и достигает финансового успеха. Когда западный мир строил свою цивилизацию, там существовала фигура буржуа, но он не был носителем идеи - знамени, он скромно двигался в тени. В западном обществе была идеалы героя - «рыцаря, то есть человека чести, для которого интересы его личного достоинства стояли на первом месте. Рядом с ним существовала фигура героя тоже не утилитарных целей, не земных интересов — монаха, ученого – философа (звездочета, алхимика). Идея свободной торговли, была сращена с идеей Мастерства, Ремесла, Искусства. Критерий высокого профессионализма, профессиональной состоятельности, гордости, профессионального достоинства – вот что было ключом к рынку. Рынок, как побуждение к развитию навыков и умений, искусств и ремесел, как торжество искусности, обученности, умелости, как соревнование мастеров – вот что в конечном итоге стимулировало рост и развитие европейской цивилизации. Таким образом, на Западе у рынка было два лица: с одной стороны – это лицо товара, а с другой – лицо Мастера. Ценность товара и авторитет Мастера.

Этот комплексный, системный подход не был даже провозглашен «реформаторами» в России. Никто из них не выдвинул положения о том, что здоровое развитие рынка сплетено с идеей обязательного развития Умения, что рядом с властью капитала должен встать авторитет Мастерства. Говоря о торговле, не говорили об искусности, умелости, честности, ответственности, профессиональном совершенстве национального производства. Однобокое идейное построение породило убогую практику: вместо фигур Мастера, Промышленника, Купца, - на социальную арену вышли Спекулянт и Мошенник, – грубые, неразвитые, необученные, лживые, вероломные. Взамен воина защитника или благородного разбойника - вооруженный палач «криминальный авторитет». Такова в национальном сознании картина героев нашего времени.

Любое представление и описание социальной действительности, ее объяснение, даже самое рациональное, в виде схем или цифр социологического исследования - в психологическом аспекте является мифологическим, потому, что воспринимается прежде всего эмоционально и семантически, исходя из уже существующих в нашем сознании привычных сюжетно-ценностных сочетаний, формирующих объяснительные системы, отражающие доступным для понимания образом прошлое и настоящее т.е. - мифов. Она и создается с учетом этих мифов. Это происходит как сознательно - в ходе срежиссированных кампаний, так и бессознательно - в ходе повседневного «обсуждения», отбора и создания информационных материалов, написания текстов сценариев телефильмов и программ теле и радиопередач. Воспринимается и передается по каналам общественного опыта не весь текст, а его семантический пласт. Это и есть собственно миф. Все остальные особенности текста – оболочка и несущая конструкция мифа. Преобладающая в обществе мифология позволяет судить о специфике самосознания и умонастроения народа и, соответственно, о специфике ментальности и национальной идентичности.

Анализ мифов направлен на распознавание смысловых конструкций и выявление ценностных структур, которые воплощены в текстовых стереотипах, что позволяет судить о формировании отношения к себе и к жизни, о формировании способа восприятия и способа переживания, прогнозировать социальное поведение

Ответственность за распространение тех или иных ценностных ориентиров, моделей поведения несет инициатор и заказчик - телевизионный и шоубизнес, может быть несколько менее издательский бизнес, превратившие в индустрию создание и распространение общественных мифов. Так как коммерческая мотивация оказалась сильнее идеологической, то вместо декларируемых норм жизни и ценностей свободного либерального цивилизованного общества реально тиражируются совершенно другие социально-психологические и культуральные модели и социальные мифы - т.е. системы задающие, объясняющие и передающие способы понимания, переживания и действия. Все это ярко отражено в семантике и лексике языка.

Стремление расширить рынок привело к упрощению языка текстов, идей и к примитивизации и вторичному «одичанию» потребителя. Язык множества периодических бульварных изданий, и ряда разделов и статей популярной газеты «МК» - яркий пример смеси подросткового «тинейджерского» слэнга с жаргоном околокриминальной среды. Уже почти не удивляет употребление такой лексики с экранов телевизоров обозревателями, ведущими программ и дикторами. Как не прибегнуть к набившей оскомину фразе в серии рекламы – «а по-нашему это шок!» - вот уж это точно!

В. Франкл [3] заметил: "у каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия".

Одна из закономерностей культурного движения заключается в том, что процессы распада, кризиса культуры и становления новой культурной модели происходят одномоментно, параллельно, но не связанно друг с другом. Они идут невидимыми друг для друга потоками.

В нашей сегодняшней реальности существуют три тенденции: первое — это элементы кризиса, второе — движение национального возрождения, и третье — моменты становления новой культурной матрицы, культурного роста. В период поиска новой культурной модели происходит расширение горизонта, возникает новое культурное поле. Для того, чтобы культура совершила новый виток развития, она должна вернуться к источнику, из истока устремиться новыми руслами.

Этот виток развития — необходимое звено для появления новой культурной модели. Создание новой культурной модели никак не сводимо к выдвижению простой идеи или насущного лозунга. Наоборот, если существовала когда либо тенденция или сила, пытавшаяся разрушить нацию, этнос, уничтожить государство, то одним из направлений такой работы было разрушение сакральной сложности национальной матрицы, подмена ее утилитарной простотой и идеологической примитивностью, забвением исторических истоков.

Движение культуры всегда выглядит как модификация когнитивного стиля, в рамках новой культурной формулы происходит новое взаимодействие психологических элементов, определяющееся новыми соотношениями сложного и простого, старого и нового.

Объективным, значительным и интересным событием стало создание мирового информационного пространства, - появление массы людей, которые живут не столько в своих городах, квартирах, и семьях сколько в Интернете. Не вытеснит ли этот процесс, со временем, почти все феномены национальных культур? - Блестящий пример успешного встраивания в современную мировую культуру с достойным, подчеркнуто бережным и любовным отношением к национальной культуре, демонстрирует современное сверхиндустриальное японское общество, причем, - во всех слоях населения, и во всех проявлениях: к языку, национальной поэзии и живописи, кухне и интерьеру, к образу жизни.

Резюме

Псевдокультура направлена на разрушение традиционных устойчивых культурных форм и связей между людьми, на формирование человека, которым можно управлять средствами создавшей его псевдокультуры, и манипулировать с помощью множества социальных, психологических и информационных технологий.

Массовая культура, развившаяся как уродливое проявление технократической цивилизации, основанной на культе потребления, создает систему ложных ценностей, является псевдокультурой., Это отражает концепцию работы СМИ фокусирующихся на деструктивных событиях - насилия и разрушения. В результате создается ложная стрессирующая реальность, виртуальный трагический мир, который насыщен опасностью, угрозой, агрессией.

Система псевдокультуры работает на нескольких принципах:

Ориентация на личностную дисгармонию, на дисбаланс, на духовную и душевную анестезию, выраженная через лозунг «новизны», то есть достигается постоянная неустойчивость человека.

Эстетическая и прочая ценность подменяется культом искусственности. Оценивается не смысл, не эстетическое или нравственное содержание, не духовная ценность произведения, на первый план выходят оценки того, сколько средств вложено, какая техника задействована, сколько трюков исполнено.

Ставка на игру с дисгармонией и антиэстетикой.

Создается атмосфера, когда индивид всегда будет поглощен предметной средой – значит нуждаться во внешней опоре. Формируется постоянно стрессированный, человек, обладающий таким сочетанием качеств как незащищенность перед движением агрессивного мира и постоянной собственной внутренней неустойчивостью. То есть он тревожен, мнителен, подвержен страхам, а с другой стороны – у него исчерпан кризис сочувствия, то есть он тотально безразличен и полон страхов и агрессии.

Все это ярко отражено в семантике и лексике современного языка.

Усвоение основ национальных культур в процессе воспитания и обучения детей должно стать главной составляющей Основ Безопасности Жизни. Этот путь ведет к сохранению национального самосознания, духовного и душевного здоровья каждого человека и всего народа.

 


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 342 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)