АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Дополнительная информация. Литература по использованию воображения огромна

Прочитайте:
  1. I. Информация о больном и НПР
  2. Б. Дополнительная
  3. Базовая информация.
  4. Белки и информация
  5. Глава 14. Информация о лекарственных препаратах
  6. Дополнительная
  7. Дополнительная
  8. Дополнительная
  9. Дополнительная
  10. Дополнительная

 

Литература по использованию воображения огромна. Читатель мо­жет обратиться к основным по этой теме работам: Kosslin (1980); Kosslin and Pomerantz (1977); Lazarus (1977, 1982, 1989, 1995, 1998); Lazarus and Lazarus (1977); Richardson (1969); Sheikh (1983a, 1983b); Singer (1974, 1976, 1995); Singer and Pope (1978). Воображение также являет­ся главным компонентом двух других видов терапии, которые часто используются совместно с когнитивным реструктурированием: схема-центрированная терапия (McGinn & Young, 1996) и фокус-ориентиро­ванная психотерапия (Gendlin, 1996a, 1996b).

Глава 9 ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СДВИГ: НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ

 

Техники наведения мостов помогают клиентам перейти от старых, деструктивных, убеждений к новым, более полезным установкам. Это происходит с помощью якорей, которые образу-. ют мосты между старыми и новыми установками. Якорями мо­гут быть мысли, образы, слова, символы или любой другой тип мысленных ассоциаций, который переносит клиента от одной мысли к другой. Обычно эти якоря уже есть в репертуаре клиента, работа терапевта состоит в том, чтобы помочь ему связать их с новыми убеждениями и сделать эту связь сильной и устойчивой. Первые три техники в этой главе задействуют якоря, кото­рые уже есть у клиента: общие якоря, ценностные якоря, слова-якоря и символы-якоря. Последняя техника, обусловливание высшего порядка, создает якоря, которых еще нет в репертуаре клиента.

Хотя наведение мостов может показаться продвинутой ког­нитивной техникой, используемой исключительно профессио­налами в области психического здоровья, она фактически до­вольно распространена и столетиями применялась народом. Не­которые превратили ее в искусство. Два примера поясняют эту точку зрения.

Пример 1

Когда-то, когда я был новоиспеченным психологом и работал на своем первом после выпуска месте, я вел машину по главной улице небольшого городка на западе Пенсильвании. Перед собой я заметил мальчика, пересекающего оживленную улицу на велосипе­де. Он не заметил впереди идущей машины и въехал в нее. Он упал на дорогу без сознания, его велосипед был изрядно покорежен, в это время подъезжали другие машины, из них выходили люди и смотрели, не могут ли они чем-нибудь помочь. Я был среди них.

Вызвали полицию и «скорую помощь». У мальчика было только небольшое сотрясение мозга, и через несколько дней, в течение которых у него болела голова, он чувствовал себя отлично. Однако тогда он не выглядел так хорошо. Немедленно связались с его ма­терью, и она прибежала к месту инцидента так быстро, как только смогла. Когда она увидела своего сына лежащим без сознания по­среди улицы, она начала кричать. Подбегая к нему, она кричала изо всех сил и молотила себя руками. Я никогда не слышал такого громкого и интенсивного крика, ее лицо стало ярко-красным, и она начала, колотить кулаком по асфальту. По мере того как мальчик приходил в сознание, наблюдатели начинали больше беспокоиться о матери, а не о сыне.

Все пытались ее успокоить. Мы говорили, что «скорую помощь» уже вызвали и что, похоже, мальчик пострадал несильно. Мы посо­ветовали ей расслабить дыхание. Она, казалось, не слышала ни слова и продолжала кричать.

В этот момент подбежал автомеханик с автозаправочной стан­ции, находившейся неподалеку. Он посмотрел на мальчика и сказал мягким, тихим голосом: «Ваш крик причиняет боль вашему сыну. СЕЙЧАС ему нужна ваша помощь, а не причитания. Идите и успо­койте его!»

Она взглянула на своего сына, затем на механика, затем снова на сына. И внезапно в одно мгновение она успокоилась. Крик пре­кратился, не осталось даже всхлипываний и стонов, как будто она обрубила ножом свои эмоции. Она спокойно обняла сына за голову, гладя его по лбу и что-то шепча, пока не приехала «скорая».

Поскольку мальчик не был серьезно ранен, поразила именно сила высказывания механика. Он сказал совершенно правильную вещь, в совершенно правильной форме и в совершенно правильное время. Это классический пример наведения мостов. Прежняя мысль матери: «Это ужас, кошмар, катастрофа, что мой сын ранен, я не смогу этого вынести» — была связана с новой установкой: «Моему сыну нужна моя помощь». Якорем, который их связал, было: «Ваш крик причиняет боль вашему сыну». Ее желание помогать сыну уже было глубоко укоренившимся в ее репертуаре, все, что сделал механик, это показал, что ее действия противоречат ее глубинным убеждениям.

Некоторые лучшие в нашем обществе строители таких мостов не учились и не имеют высшего образования. Академическое обра­зование может дать ценную теоретическую информацию, но опыт — лучший учитель в деле наведения мостов.

Пример 2

 

В другом случае в одном ток-шоу выступали некоторые извест­ные профессора, они обсуждали различные теории о причинах бед­ности. Это были профессора колледжей, экономисты, политологи, агрономы, социологи, инженеры и подобные им, у всех была док­торская степень, и все были выдающимися специалистами в своей области. Инженер говорил, что причина коренится в недостаточной индустриализации, в то время как политолог утверждал, что всему виной политические конфликты. Социологи расписывали классовую стратификацию, экономисты говорили о спросе и предложении. Все обсуждали проблему очень детально. Все они были хорошо осве­домлены и блистали, безусловно, они производили впечатление людей, знающих, о чем они говорят. Сложность их аргументов была впечатляющей, но, похоже, аудитория в студии с трудом могла ре­шить, какая из теорий верна.

В этот вечер на одной из станций общественного телевидения представляли документальный фильм о покойной Матери Терезе. В основном показывали кадры о том, как она помогала нищим и больным в бедных районах Индии, Перу, Ливана и других стран. В коротком эпизоде показали, как она поднималась с сестрами по лестнице одного здания в Калькутте. Газетный репортер выкрики­вал вопросы, адресованные ей, но она не отвечала. Наконец репор­тер спросил: «Почему в мире так много бедных людей?» Она про­должала идти, но, когда поднялась, обернулась, посмотрела ему в глаза и сказала: «Потому что люди не умеют делиться». Повернув­шись, она вошла в здание.

В фильме не останавливались подробно на этом моменте и не расценивали этот комментарий как запоминающийся, а сразу пере­шли к другим событиям из жизни Матери Терезы. Тем не менее это ее высказывание было шокирующим. Кажется поверхностным так говорить о таких сложных проблемах, но чем больше я о нем думаю, тем больше убеждаюсь, как она была права. Ее короткое предложение прорезало все эрудированные комментарии профессоров и вскрыло самую сердцевину вопроса. Это было сильное высказыва­ние, идеальный мост. Оно мгновенно и полностью изменяло взгляд

на бедность.

За годы моей практики самые разные люди обнаруживали свою способность быть превосходными мостостроителями. Будь то госу­дарственный человек или продавец, поэт или сержант армии, авто­механик или хрупкая престарелая леди, посвятившая себя помощи бедным, всех их объединяет способность находить ключ к тому, как воспринимают мир другие люди, и произносить то, что перекиды­вает мостик к иным убеждениям и приводит к впечатляющему кон­цептуальному сдвигу.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 373 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)