АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Дополнительная информация. Этот подход — вариант техники, описанной нами ранее (McMullin, Asafi & Chapman, 1978; McMullin & Giles
Этот подход — вариант техники, описанной нами ранее (McMullin, Asafi & Chapman, 1978; McMullin & Giles, 1981).
Baumbacher (1989) описывает «Гарольда» более элегантно, как «сигнальную тревогу». Он говорит о том, что клиенты, подверженные панике, неверно воспринимают первые психологические ощущения, ассоциированные с тревогой, и это ведет к полномасштабной панической реакции.
В настоящее время большинство когнитивных терапевтов рассматривают В как нелинейные темы (themes) или схемы (schemas) (Beck, 1996; Bricker, Young & Flanagan, 1993; Ellis, 1996; Mahoney, 1993b, 1994; McGinn & Young, 1996).
Глава 8 ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СДВИГ: ТРАНСПОЗИЦИЯ
Общей чертой всех транспонирующих техник является использование неоднозначных рисунков, что учит клиентов изменять свое восприятие. Когда клиенты научатся переключаться с одного образа на другой, их можно обучить тому, как применять эту технику для изменения когниций и аттитюдов.
Сначала неоднозначные картинки использовались просто для демонстрации того, что такое перцептивный сдвиг. Клиентам показывали один или два рисунка и затем тут же приступали к работе над их установками и убеждениями. Но клиенты часто просили еще раз посмотреть на картинку, утверждая, что они хотят понять, как им удалось изменить то, что они видят. Эти просьбы обычно выражались прямо в процессе работы над одной из когниций и часто воспринимались как помеха или отвлечение от реальных целей консультирования. Позднее мы осознали, что клиентам в их понимании того, что они должны сделать со своими когнициями, помогала возможность видеть перед собой эти картинки. Поэтому мы включили неоднозначные рисунки в тренинг перцептивного сдвига в качестве его основного компонента.
Преимущество рисунков состоит в том, что они являются как невербальными, так и глобальными. Невербальными — поскольку образы акцентируют то, что мозговые паттерны первичны по отношению к их вербальному описанию, а глобальными — потому что рисунки иллюстрируют, что для перцептивного сдвига необходима работа не с отдельными стимулами, а с их паттернами. Мы считаем техники транспозиции одними из наиболее ценных наших процедур.
ТРАНСПОНИРУЮЩИЕ ОБРАЗЫ
Принципы
Мы часто используем двойные рисунки для того, чтобы объяснить клиентам, как наш мозг организует одну и ту же информацию в различные паттерны и как они могут научиться изменять паттерны, пагубные для них.
Техника представляет собой демонстрацию клиентам двойных рисунков или скрытых фигур, в которых в неопределенном материале спрятан широкий спектр конкретных образов. Ум клиента вычленяет один или несколько образов в зависимости от того, как он приучен обрабатывать информацию.
На следующих страницах мы проиллюстрируем два метода, использующих транспонирующие техники.
Сначала посмотрите на рисунок 8.1. Обычно клиенты в этом ансамбле чернильных штрихов видят либо образ ведьмы, либо молодую женщину, но на самом деле на картине нет ни того, ни другого. Восприятие — это результат усилий мозга организовать необработанный материал в имеющие смысл паттерны. Сырой материал, отражаемый на сетчатке, у разных клиентов одинаков, но эти образы интерпретируются ими по-разному.
Если посредством обусловливания у клиентов боль начнет ассоциироваться с образом ведьмы, а удовольствие — с образом молодой женщины, тогда в результате этой перцепции будут спровоцированы негативные или позитивные эмоции. Помните, что эмоции создает не сырой материал рисунка, а головной мозг.
Опираясь на этот рисунок, мы предположили, что многие клиенты, которые чувствуют себя несчастными, тревожными или подавленными, привык-
Рис. 8.1. Визуальная аналогия транспозиции
«старуха — молодая женщина». Создана художником
W. W. Hill,
первоначально
опубликована в Puck,
November 6, 1915.
Позднее публиковалась
у Е. G. Boring, 1930
ли видеть «ведьмоподобные» образы мира вокруг себя. Или, точнее говоря, поскольку на картине ведьмы нет, они научились видеть ее в неоднозначных данных. Чтобы избавить клиентов от негативных эмоций, терапевту необходимо помочь им увидеть молодую женщину.
Любая из ряда стратегий может быть применена для того, чтобы помочь клиентам отучиться видеть ведьму. При помощи условных связей мы можем соотнести релаксацию с восприятием ведьмы (см. описание когнитивной десенсибилизации). Мы можем также натренировать клиента видеть только молодую женщину и избегать, таким образом, любого рода дискомфорта, который может быть вызван другими образами.
Ключевой момент, который необходимо здесь подчеркнуть, состоит в том, что восприятие клиентом картинок связано с его восприятием себя. Если клиент формирует гештальты, которые заслоняют наиболее позитивную информацию, то он будет «видеть» мир в негативе. Если его мозг преобразует неоднозначные стимулы в опасные, он будет ощущать тревогу. И если он организует свою среду таким образом, что ему кажется, что мир к нему несправедлив, он будет находиться в состоянии хронического гнева.
Транспонирующая техника нацелена на изменение главных паттернов мышления клиента, его гештальтов, того способа организации опыта, который используется его мозгом. Применяя аналогию с двойными и скрытыми картинками, нам удавалось помочь клиентам реструктурировать свои гештальты в более реалистическое и менее травмирующее концептуальное целое.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 416 | Нарушение авторских прав
|