АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Переживание как способ преодоление критической ситуации

Прочитайте:
  1. II. Военные приспособления
  2. II. Окраска или иной способ контрастирования структур препарата
  3. II. Способы снижения титра и продукции ингибитора
  4. IV этап. Совершенствование упражнений на координацию движений и на преодоление трудностей. Никаких новых упражнений не вводится.
  5. IV. Способ избавить садовода от сонь, поедающих его персики
  6. IX. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях
  7. IX. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях.
  8. IX.3.3. Субмаксимальная аэробная работоспособность
  9. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  10. V 1.5.1. Физиологические механизмы приспособления к холоду

“Термин переживание используется нами не в привычном для научной психологии смысле, как непосредственная, чаще всего эмоциональная, форма данности субъекту содержаний его сознаний, а для обозначения особой внутренней деятельности, внутренней работы, с помощью которой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией.”

“ Новый термин требуется потому, что мы хотим сразу же, с порога, отмежеваться от теоретически ограниченной методологии, доминирующей в изучении этой сферы психической реальности, и вести анализ с позиций определенной психологической концепции - теории деятельности А.Н.Леонтьева, а в ее арсенале просто нет соответствующего понятия.”

“Теория основное внимание уделяла изучению предметно-практической деятельности и психического отражения, а необходимость в переживании возникает как раз в таких ситуациях, которые не могут быть непосредственно разрешены практической деятельностью, каким бы совершенным отражением она не была обеспечена. Это нельзя понять так, что к переживанию вообще не приложима категория деятельности и что оно, таким образом, “по природе” выпадает из общей теоретико-деятельностной картины. Наоборот, переживание дополняет эту картину, представляя собой по сравнению с внешней практической и познавательной деятельностями особый тип деятельностных процессов, которые специфицируются в первую очередь своим продуктом. Продукт работы переживания всегда нечто внутреннее и субъективное - душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, новое ценностное сознание, и т. д., в отличие от внешнего продукта практической деятельности и внутреннего, но объективного (не в смысле непременной истинности по содержанию, а в смысле отнесенности ко внешнему по форме) продукта познавательной деятельности (знания, образа).”

“Всякое психическое явление характеризуется своей отнесенностью к той или иной “модальности” (чувству, воле, представлению, памяти, мышлению, и т.д.), а со стороны внутренней структуры, во первых, наличием “имманентной предметности”, или предметного содержания, и, во -вторых, тем что оно непосредственно испытывается субъектом, дано ему. Последний аспект психического явления и зафиксирован в понятии переживания. Таким образом, переживание в психологии понимается как “мыслительное переживание”, “зрительное переживание” и т.п. Чтобы точнее уяснить смысл этого понятия, необходимо рассмотреть переживание в его отношению к сознанию. Оба структурных компонента психического явления - предметное содержание и переживание – как-то даны сознанию, но даны по-разному, в совершенно различных режимах наблюдения. При активных формах восприятия, мышления, памяти сознаваемое предметное содержание выступает как пассивный объект, на который направлена психическая деятельность. То есть предметное содержание дано нам в сознавании, которое является особым актом наблюдения, где Наблюдаемое представляет как объект, а Наблюдатель - как субъект этого акта. В случае переживания эти отношения оборачиваются.? Каждому из внутреннего опыта хорошо известен факт, что наши переживания протекают спонтанно, не требуя от нас специальных усилий, даны нам непосредственно сами собой. Сказать о переживании. что оно “дано само собой” - значит подчеркнуть, что оно именно дано само, своей силой, а не берется усилием акта сознавания или рефлексии, иначе говоря, что Наблюдаемое здесь активно и является, следовательно, логическим субъектом, а Наблюдатель, наоборот, лишь испытывает, претерпевает воздействие данности, пассивен и выступает, как логический объект.”[17]

“Когда сознание функционирует как активный Наблюдатель, схватывающий свою собственную активность, т.е. и Наблюдатель и Наблюдаемое обладают активной, субъективной природой, мы имеем дело с рефлексией. И наконец последний случай - когда и Наблюдатель и Наблюдаемое являются объектами и, значит, само наблюдение как таковое исчезает, - фиксируя логическую структуру понятия бессознательного. С этой точки зрения становятся понятными распространенные физикалистские представления о бессознательном, как о месте молчаливого взаимодействия психических сил и вещей.”

Типология режимов функционирования сознания

СОЗНАНИЕ

Наблюдатель Наблюдаемое

объект субъект субъект объект

с ------------1 Рефлексия--------------------------с

с -------------------------------------2Сознавание----------------------о

о -------------------------------------3Переживание----------с

о----------------------------------------4Бессознательное---------------------------о

Наибольшее распространение в современной психологии получил вариант этого понятия, ограничивающий переживание сферой субъективно значимого. Переживание при этом понимается в его противопоставлении объективному знанию: переживание - это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем не отражение окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставленных им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта. В этом понимании нам важно подчеркнуть не то, что отличает переживание от объективного знания, а то, что объединяет их, а именно, что переживание мыслится здесь, как отражение, что речь идет о переживании-созерцании, а не о переживании деятельности. 18-19

Понятие смысла в концепции А.Н.Леонтьева

1. Смысл - значение

2. Смысл - эмоция

3. Наличие смысла(осмысленность) – отсутствие его (бессмысленность)

1. является производной от фундаментальной оппозиции знания и отношения: как значение - единица объективного знания о действительности, так смысл - единица субъективного (пристрастного) отношения к ней. Это первое значение понятия смысла абстрагируется от конкретной формы его существования в сознании.

2. противопоставление смысл и эмоция - как раз и различает две основные формы этого существования в сознании. Эмоция - это непосредственное выражение отношения человека к тем или иным событиям и ситуациям, а смысл - это уже нечто опосредованное значениями и вообще знанием, познанием самого себя и своей жизни: смысл - это эмоция с мыслью, эмоция просветленная мыслью.

3. оппозиция (осмысленность - бессмысленность) имеет совсем другое происхождение. Ее истоком является понятие смыслообразующего мотива. Только когда деятельность субъекта и вообще ход событий развертываются в направлении реализации смыслообразующих мотивов, тогда ситуация является осмысленной, имеющей смысл. В противном случае она становится бессмысленной. 24

Если бы требовалось одним словом определить характер критической ситуации, следовало бы сказать, что это ситуация невозможности. Невозможности жить, реализовывать внутренние необходимости своей жизни.

Борьба против этой невозможности за создание ситуации возможности реализации жизненных необходимостей и есть переживание. Переживание - это преодоление некоторого “разрыва” жизни, это некая восстановительная работа, как бы перпендикулярная линии реализации жизни. 25

Поскольку жизнь может обладать различными видами внутренних необходимостей, естественно предположить, что реализуемости каждой из них соответствует свой тип состояния возможности, а нереализуемости - свой тип состояния невозможности....Можно сказать, что в ситуации невозможности (бессмысленности) перед человеком встает “задача на смысл” не та задача на воплощение в значениях объективно наличного в индивидуальном бытии, но не ясного сознанию смысла, о которой только и идет речь в теории деятельности А.Н.Леонтьева, а задача добывания осмысленности, поиска источников смысла, “разработка” этих источников, деятельного извлечения из них смысла и т. д. - словом, производства смысла.

Именно эта общая идея производства смысла позволяет говорить о переживании как о продуктивном процессе, как об особой работе.

Если на уровне бытия переживание - это восстановление возможности реализации внутренних необходимостей жизни, а на уровне сознания - обретение осмысленности, то в рамках отношения сознания к бытию работа переживания состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, что в отнесенности к бытию, суть обеспечение его смыслом, а в отнесенности к сознанию - смысловое принятие им бытия.

СТРЕСС - неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома.

Категориальное поле, которое стоит за понятием стресса, можно обозначить термином “витальность”, понимая под ним неустранимое измерение бытия, “законом” которого является установка на здесь и теперь удовлетворение.

ФРУСТРАЦИЯ - наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.

Виды фрустрированного поведения

1) двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции

2) апатия

3) агрессия и деструкция

4) стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения

5) регрессия - как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида, либо как “примитивизация” поведения или как падение качества исполнения.

1- Мотивосообразность - заключается в наличие осмысленной перспективной связи поведения с мотивом, конституирующим психологическую ситуацию.

2- Организованность поведения какой бы то ни было целью, независимо от того, ведет ли достижение этой цели к реализации указанного мотива.

Типология “состояний” поведения

ПОВЕДЕНИЕ

Мотивособразность Организованность целью

(--) (+) (+) (--)

-----------------------1------------------------

----------------------------------2----------------------------------

------------------------------------3------------------------

------------------------------------------------4-----------------------------------

Заведомо не фрустрированное

Псевдофрустрация - умышленно закатив истерику, в надежде добиться своего человек теряет контроль над своим поведением, он не волен остановиться, вообще регулировать свои действия. Произвольность, т.е. контроль со стороны воли утрачен, однако это не значит, что полностью утрачен контроль со стороны сознания. Т.к. поведение более не организованно целью, оно теряет психологический статус целенаправленного действия, но тем не менее сохраняет статус средства реализации исходного мотива ситуации – истерические реакции, образованные в результате “добровольного усиления рефлексов”.

Характерна утрата связи, через которую от мотива передается действию смысл. Человек лишается сознательного контроля над связью своего поведения с исходным мотивом: хотя отдельные действия его остаются целенаправленными, он действует не ради чего-то, а в следствие чего-то.

“Катастрофическое поведение”, не контролируется ни волей, ни сознанием субъекта.Оно и дезорганизовано, и не состоит в содержательно смысловой с мотивом ситуации.

1 тип - ситуация затрудненности, остальные - фрустрации.

Категориальное поле понятия “фрустрация” задается категорией деятельности. Это поле может быть изображено как жизненный мир, главной характеристикой условий существования в котором является трудность, а внутренней необходимостью этого существования - реализация мотива. Деятельное преодоление трудностей на пути к “мотивосообразным” целям - “норма” такой жизни, а специфическая для него критическая ситуация возникает, когда трудность становится непреодолимой, т.е. переходит в невозможность.

КОНФЛИКТ - это столкновение чего-то с чем-то. Два основных вопроса теории конфликта - что именно сталкивается в нем и каков характер этого столкновения. Внутренняя необходимость или устремленность активности сознания состоит в достижении согласованности и непротиворечивости внутреннего мира. Сознание призвано соизмерять мотивы, выбирать между ними, находить компромиссные решения и т. д., словом, преодолевать сложность. Критической ситуацией здесь является такая, когда субъективно невозможно ни выйти из ситуации конфликта, ни разрешить ее, найдя компромисс между противоречащими побуждениями или пожертвовав одним из них.

КРИЗИС - Дж.Каплан описал стадии кризиса

1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем,

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными,

3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников,

4) повышение тревоги и депрессии, чувства беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.

Кризис может кончится на любой стадии, если опасность исчезнет или обнаружится решение.

Системообразующей категорий концепции кризисов должна состоять категория индивидуальной жизни, понимаемой, как развертывающееся целое, как жизненный путь личности. Собственно говоря, кризис - это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути.

Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим “органом”, проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является - ВОЛЯ.

Воля - это орудие преодоления “умноженных” друг на друга сил трудности и сложности. Когда перед лицом событий, охватывающим важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный изолированный момент, а в принципе в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация - кризис.

Два рода кризиса

Может серьезно затруднить и осложнить реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность.

Собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности - метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа - Я.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 629 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)