АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ 11 страница
Эллис выдвигает ряд критериев психологического здоровья.
1. Соблюдение собственных интересов. Разумные и эмоционально здоровые люди обычно в первую очередь соблюдают личные интересы и ставят их хотя бы немного выше интересов других людей. Они жертвуют собой до определенной степени ради тех, кто им дорог, но никогда полностью не уходят в это.
2. Социальный интерес. Социальный интерес рационален и, как правило, является интересом личным, потому что большинство людей, выбрав жизнь и времяпрепровождение в социальных группах или обществе, вынуждены чтить мораль, уважать права других и содействовать социальному выживанию, иначе вряд ли им удастся создать мир, в котором они сами могли бы жить комфортно и счастливо.
3. Самоуправление. Здоровые люди обычно склонны принимать ответственность за свою жизнь и в то же время предпочитают кооперироваться с другими. Они не нуждаются ни в какой существенной помощи и поддержке и не требуют ее от других, хотя им это может нравиться.
4. Высокая толерантность к фрустрации. Рациональные люди дают себе и другим право ошибаться. Даже если им очень не нравится собственное поведение или поведение других людей, они не склонны осуждать непосредственно себя и других, а судят только неприемлемые и нетерпимые поступки. Люди, которые не страдают от обессиливающих эмоциональных дистрессов, поступают, как Св. Франциск и Рейнольд Нибур: исправляют те нежелательные условия, которые они могут изменить, принимают то, что они изменить не могут, и имеют мудрость отличить одно от другого.
5. Гибкость. Здоровые и зрелые люди обладают гибким мышлением, готовы изменяться, не фанатичны и плюралистичны в своих взглядах на других людей. Они не устанавливают жестких и неизменных правил ни для себя, ни для других.
6. Принятие неопределенности. Здоровые мужчины и женщины склонны признавать и принимать идею о том, что мы живем в мире вероятностей и случайности, где не существует и, возможно, никогда не будет существовать абсолютной определенности. Эти люди осознают, что жизнь в таком вероятностном и неопределенном мире зачаровывает и возбуждает, но она, безусловно, не ужасна. Им достаточно сильно нравится порядок, но они не требуют точного знания о том, что принесет им будущее и что с ними случится.
7. Преданность творческим занятиям. Большинство людей чувствуют себя более здоровыми и счастливыми, когда они полностью поглощены чем-то внешним по отношению к себе и имеют, по крайней мере, один сильный творческий интерес или занятие, которое считают настолько важным, что организуют вокруг него значительную часть своей жизни.
8. Научное мышление. У менее тревожных индивидов мышление объективнее, реалистичнее и научнее, чем у более тревожных. Они могут глубоко чувствовать и действовать в соответствии с чувствами, но в состоянии регулировать свои эмоции и действия, рефлексируя их и оценивая их последствия в зависимости от степени, в какой те способствуют достижению краткосрочных и долговременных целей.
9. Принятие себя. Здоровые люди обычно рады тому, что они жйвы, и принимают себя уже только потому, что живут и могут этим наслаждаться. Они не оценивают свою внутреннюю значимость по внешним достижениям или по тому, что думают о них другие. Они искренне выбирают безусловное самопринятие и стараются не оценивать себя — ни своей тотальности, ни своего бытия. Они стремятся наслаждаться, а не самоутверждаться.
10. Рискованность. Эмоционально здоровые люди склонны брать на себя риск и пытаются делать то, что они хотят, даже если велика вероятность неудачи. Они смелы, но не безрассудны.
11. Отсроченный гедонизм. Хорошо приспособленные люди обычно стремятся и к наслаждениям настоящего момента, и к тем радостям жизни, что обещает будущее; они редко закрывают глаза на грядущие потери ради сиюминутных приобретений. Они гедонистичны, то есть стремятся к счастью, и избегают боли, но допускают, что им еще предстоит пожить какое-то время и что поэтому надо думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне и не позволять минутным удовольствиям овладеть собой.
12. Антиутопизм. Здоровые люди принимают как факт то, что утопия недостижима и что им никогда не удастся получить все желаемое или избавиться от всего, что причиняет боль. Они не пытаются бороться за нереальные тотальное счастье, совершенство и радость или полностью избавиться от тревоги, депрессии, самобичевания и жестокости.
13. Ответственность за свои эмоциональные расстройства. Здоровые индивиды принимают значительную часть ответственности за свои эмоциональные проблемы на себя, а не обвиняют, защищаясь, других или социальные условия в собственных саморазрушительных мыслях, чувствах и действиях (Эллис А., Драйден У., 2002).
ФИЛОСОФИЯ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Для того чтобы терапия оказалась эффективной, клиенту необходимо принять некоторые базовые представления эмоционально-рациональной терапии, иными словами, по А. П. Федорову, принять философию РЭТ. Начинающие терапию клиенты считают, что активирующее событие непосредственно вызывает эмоциональное расстройство. Собственные убеждения, установки, определяющие интерпретацию ими активирующего события, остаются неосознанными. Поддержанию такого игнорирования способствует и опыт повседневного употребления речи. Как часто мы слышим: «Она меня разозлила» или: «Это известие вызвало у меня упадок сил».
Исходя из теории РЭТ, фактически пациенты сами ■вызывают у себя чувства, создавая в своей голове искаженные суждения, убеждения в связи с активирующим событием. При этом они не осознают того выбора, который делают, — выбора в пользу сохранения негативных переживаний и страданий. Задача РЭТ — привести пациента к пониманию того, что его психологические проблемы возникают в результате его собственных ошибочных суждений о ситуации. Такое подведение к новому взгляду, по мнению А. П. Федорова, требует решения нескольких задач. Первая задача, отмечает автор, — это опровержение убеждения клиента, что внешние события являются источником наших чувств.
Например, пациент обратился с жалобой на подавленное состояние после получения известия о намерении жены уйти от него. Терапевт может предложить описать реакции ста разных мужчин в подобной ситуации. Если последует ответ: «Я предполагаю, что все сто реагировали бы подобным образом», врач просит задуматься, насколько реальна такая оценка. Далее он помогает клиенту увидеть различные возможные реакции: «Наверное, не все отреагировали бы одинаково. Как вы думаете, сколько мужчин расстроилось бы на 60, на 50, на 40 %?» После ответа врач предлагает задуматься над тем, сколько, предположительно, будет тех, кто совсем бы не испытывал чувства подавленности. Здесь возможно появление понимания того, что, хотя, к примеру, 60 % были бы подавлены, другие могли проявлять достаточно разнообразные реакции. Кто-то был разозлен или даже разъярен, кто-то испытал спокойствие, а кто-то даже обрадовался этому известию.
После выявления столь разнородных реакций клиенту задают вопрос: «Как можно объяснить такие многообразные реакции людей на одно и то же событие?» Ответы могут быть различными. Один признает, что реакции прямо не связаны с самим событием, другой может предположить: «Люди имеют разные характеры, поэтому и реагируют по- разному». Терапевт может подчеркнуть это новое заключение пациента, а именно: не событие само по себе вызывает у нас негативные чувства. Можно развить это заключение — реакции людей зависят от оценки каждым данной ситуации. Такое совместное обсуждение закладывает основу для дальнейшего облегчения понимания роли убеждений в восприятии события путем переработки актуальной психотравмирующей ситуации (Федоров А. П., 2002).
Еще одна задача, решаемая в ходе проведения рационально-эмоциональной терапии, — это, отмечает А. П. Федоров, опровержение убеждений, что другие люди являются источником наших чувств. Например, можно сказать клиенту: «Если вы считаете источником вашего постоянно раздражения вашего начальника, то вам нечего лечиться у психотерапевта. Целесообразно прислать на лечение вашего начальника» или: «Вы продолжаете рассказывать мне, как один человек вынуждает вас злиться, другой — расстраиваться, третий заставляет вас любить его, четвертый заставляет делать то-то и то-то. Вы упорно продолжаете рассказывать мне, что окружающие управляют вами. Вы, наверное, забыли как-то свою волю, когда уходили в спешке».
Обращается внимание, что прошлое определяет настоящее, только если присутствует в форме неизменных когниций, которые сложились в момент актуального переживания и в последующем не подвергались переоценке. Взрослый, испытывающий тревоги и панические состояния, имеет их не потому, что, будучи ребенком, пережил травму, после которой мир стал для него опасным и страшным, а потому, что сохраняет эту неизменную установку в своей голове и постоянно повторяет ее себе, став взрослым.
Когниции создают программы самореализующихся пророчеств из-за того, что человек постоянно внушает себе: мир страшен и опасен, в нем обязательно произойдет что-то ужасное или я неудачник, за что я ни возьмусь, все будет обречено на провал. Когниции оказывают столь сильный эффект из-за длительности своего функционирования, стойкости, которую они приобретают вследствие постоянного упражнения и подкрепления.
Люди не могут справиться со своими психологическими проблемами, потому что они придерживаются философии низкой толерантности к фрустрации и верят в то, что им должно быть комфортно, поэтому не работают на эффективные изменения, поскольку такая работа предполагает дискомфорт.. Это сиюминутные гедонисты, ибо они склонны избегать сиюминутных неудобств, даже несмотря на признание того, что работа над своими временно неприятными чувствами, скорее всего, будет способствовать достижению долгосрочных целей. Эти люди оценивают когнитивные и поведенческие терапевтические задания как слишком болезненные, даже более болезненные, чем их психологические нарушения, к чему они в некоторой мере привыкли. Они предпочитают скорее оставаться в своем «комфортном» дискомфорте, чем столкнуться с дискомфортом изменений, которого, по их убеждению, они не должны испытывать.
Другая распространенная форма низкой толерантности к фрустрации называется «тревогой по поводу тревоги». В данном случае индивид верит в то, что он не должен испытывать тревогу, и поэтому избегает провоцирующих тревогу ситуаций — ведь он может начать волноваться, и тогда ситуация будет оцениваться как «ужасная». Таким образом он упрочивает свои проблемы, излишне контролируя свою жизнь и избегая тревожащих ситуаций. Тревога по поводу тревоги представляет собой пример того клинического факта, что люди часто расстраиваются из-за своего расстройства. Создавая вторичное (а иногда и третичное) беспокойство по поводу изначального нарушения, они погружаются в эти «проблемы из-за проблем», и поэтому им становится трудно вернуться к решению исходной проблемы. В этом отношении люди очень изобретательны. Они могут впасть в депрессию по поводу своей депрессии, могут испытывать вину за свой гнев (равно как и начать тревожиться из-за своей тревоги) и так далее. Следовательно, людям, для того чтобы успешно решить свои первичные проблемы, сначала необходимо избавиться от переживаний по поводу своих переживаний (Эллис А., Драйден У, 2002).
Принятие философии рационально-эмоциональной терапии — обязательное условие для последующего проведения психотерапевтического воздействия.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА С КЛИЕНТОМ
Рационально-эмоциональная терапия направлена на решение проблем. Как отмечает А. А. Александров, пациенты занимают диктаторскую, догматическую, абсолютистскую позицию: они требуют, они настаивают, они диктуют. Эмоциональное расстройство появляется тогда, когда индивиды имеют твердое убеждение в том, что их желания должны быть удовлетворены. Их требования, их диктат сводятся к тому, что они должны добиться успеха; другие люди должны одобрять их. Они настаивают на том, чтобы другие относились к ним справедливо. Они диктуют, каким должен быть мир, и требуют, чтобы он был более приемлемым.
В процессе изложения жалоб терапевт предлагает клиенту выбрать, какую проблему необходимо решить в первую очередь. РЭТ является активно-директивной терапией. Активно-директивный стиль выражается в том, что терапевт проводит клиента по четко структурированным этапам терапии, энергично пресекает уходы в сторону, предлагает методы и варианты решений, не боясь демонстрировать способ освоения отдельных методов и приемов. Клиент изначально направляется к стратегической цели — принятию новой, рациональной, философии, замене иррациональных установок на рациональные в проблемной сфере.
В самом начале терапии клиенту можно дать, например, следующие инструкции: «Терапия, которую мы на- нинаем, направлена на то, чтобы обучить вас управлять своими эмоциями и избавиться от отрицательных переживаний. На первых этапах работы вам будет предоставлена возможность понять способы, с помощью которых вы сами создавали свои негативные чувства. Вы сможете также изменить эти способы и тем самым испытывать другие, позитивные эмоции. Все это потребует от вас активности в работе как здесь, в кабинете, так и дома, поскольку терапия предполагает выполнение домашних заданий, прослушивание аудиозаписей, чтение специальной литературы. Я не могу быть магом и волшебником, по мановению ока избавляющим вас от болезни и проблем. Я могу быть гидом, который поможет вам пройти дорогу к желаемой цели» (Федоров А. П., 2002).
Рационально-эмоциональная терапия невозможна без самораскрытия пациента, поэтому терапевт должен создавать условия, способствующие этому процессу. Он отслеживает и отдает себе отчет, с чем связаны трудности самораскрытия: со страхами обнародования фактов, с недостаточным опытом самораскрытия, с ригидным стереотипом поведения, за которым может скрываться иррациональная установка типа: «Мужчина должен сам решать свои проблемы». В таких случаях психотерапевту надлежит раз объяснить сущность рационально-эмоциональной терапии, требующей искренности, открытости в обсуждении актуальных болезненных и избегаемых тем. Без установления полноценного контакта врача с пациентом использованные методы могут не дать нужного эффекта, тогда терапия будет направлена на неактуальные для пациента цели. Учет темпа продвижения, поддержка и помощь клиенту, оказываемые и путем словесных вмешательств, и на невербальном уровне, — все это может содействовать самораскрытию клиента.
В то же время рационально-эмотивная терапия не придает эмпатической поддержке такого большого значения, как, например, это делает клиент-центрированная терапия Роджерса. Согласно РЭТ, надо, безусловно, принимать пациентов, но при этом следует критиковать их, указывать на недостатки в их поведении. Теплота и поддержка часто помогают пациентам жить более счастливо с нереалистическими понятиями. Эллис считает эффективной активно-директивную, когнитивно-эмоциональноповеденческую «атаку» на самопоражающие долженствования и приказания пациентов. Сущностью эффективной психотерапии, согласно РЭТ, является сочетание полной терпимости к пациенту (безусловное принятие клиента) с борьбой против его самопоражающих идей, черт и поступков.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Терапевт стремится к безусловному принятию своих клиентов как несовершенных человеческих существ, которые часто ведут себя саморазрушительно, но в своей сущности никогда не бывают хорошими. Независимо от того, насколько плохо клиент ведет себя на сеансах терапии, врач будет принимать его как личность, но будет часто, если это уместно, ставить его в известность о своей реакции на его негативное поведение.
Терапевты проявляют к своим клиентам особый род эмпатии. Это не только «аффективная» эмпатия (то есть сообщение клиенту о понимании его чувств), но и философская эмпатия (то есть демонстрация понимания философии, лежащей в основе его чувств).
В настоящее время сохраняет свою актуальность дискуссия, касающаяся терапевтического стиля. Эллис в этой связи рекомендует избегать излишне дружелюбного, эмоционально заряженного стиля взаимодействия с «истеричными» клиентами; излишне интеллектуального стиля с «обсессивно-компульсивными» клиентами; излишне директивного стиля с клиентами, чье чувство автономности легко пошатнуть; излишне активного стиля с клиентами, которые слишком быстро «бегут» в пассивность.
СОДЕРЖАНИЕ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Приступая к работе над системой убеждений пациента, терапевт прежде всего стремится к выявлению его иррациональных установок. Как мы уже знаем, наличие иррациональных установок означает существование жесткой связи между дескриптивной и оценочной когни- циями — связи, предполагающей одновариантное развитие событий. Поэтому выявлению жестких эмоционально-когнитивных схем помогает употребление пациентами таких слов, как «надо», «должен», «необходимо» («тирания долженствования»). Именно они являются объектом «терапевтических атак». Часто терапевт «подводит» пациента в беседе к использованию этих слов, высказывает гипотетические предложения, их содержащие, для того, чтобы заставить пациента признать их власть над собой' (Александров А. А., 1997).
После выявления иррациональных установок терапевт приступает к реконструкции системы убеждений; воздействие при этом осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Воздействие на когнитивном уровне. Рациональноэмоциональная терапия пытается показать пациентам, что им лучше отказаться от перфекционизма, если они хотят прожить более счастливую и менее тревожную жизнь. Она учит их осознавать свои «надо», «следует», «должен»; отделять рациональные убеждения от иррациональных (абсолютистских); применять логико-эмпирический метод науки к себе и своим проблемам; принимать действительность, какой бы.жестокой и суровой они ни была.
РЭТ помогает пациентам оттачивать когнитивные процессы. Она является объяснительной и дидактической.
Рационально-эмоциональная терапия применяет сократовский тип диалога между пациентом и терапевтом. Используется когнитивный диспут. Этот прием включает доказательство справедливости иррациональной установки пациента. Задача психотерапевта состоит в прояснении смысла и демонстрации ее логической несостоятельности. В процессе такого спора может выявляться вторичный выигрыш, который дает сохранение иррациональной установки. РЭТ поощряет к дискуссии, к объяснению и выявлению причин неэффективного мышления, учит семантической точности. Например, если пациента отвергают, это не значит, что его всегда будут отвергать; если пациент терпит неудачу, это не значит, что он не может добиться успеха (Александров А. А., 1997).
Воздействие на эмоциональном уровне. Терапевтом используются различные способы драматизации предпочтений и долженствований, чтобы пациенты могли четко различать эти два феномена — «было бы лучше» и «должно», для чего существует ролевая игра, которая демонстрирует пациентам, какие ложные идеи руководят ими и как это влияет на их отношения с другими людьми. Терапевт может применять моделирование, чтобы показать пациентам, как принимать различные идеи. Используя юмор, терапевт доводит до абсурда иррациональные мысли и через безусловное принятие показывает, что пациенты принимают их, несмотря на наличие негативных черт, что дает клиентам импульс для принятия себя. Терапевт использует эмоционально насыщенное разубеждение, приводящее пациентов к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия.
Терапевт поощряет поведение, связанное с риском:
а) предлагает пациентам психотерапевтической группы сказать откровенно одному из ее участников, что они о нем думают. В результате пациенты убеждаются в том, что это на самом деле не так рискованно;
б) побуждает пациентов к самораскрытию, предлагая, например, рассказать об отклонениях в их сексуальной жизни. Этот опыт убеждает их в том, что другие моіут принимать их, несмотря на недостатки;
в) предлагает пациентам соприкоснуться со своими' «постыдными» чувствами, например с враждебностью, что дает им возможность раскрыть мысли, предшествующие этим чувствам.
Терапевт может также использовать техники, приносящие чувственное удовольствие, такие как объятия с другими членами группы. Это делается не для получения сиюминутного удовольствия, а для того, чтобы показать пациентам, что они способны совершать приятные действия, на которые никогда бы прежде не решились, ради чистого удовольствия, не испытывая при этом чувства вины, даже если другие не одобряют их за это (Александров А. А., 1997).
Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие методы, отмечает А. А. Александров, применяются в рационально-эмоциональной терапии не только для устранения симптомов, но и для изменения когниций пациентов. Так, склонность пациентов к перфекционизму может быть уменьшена выполнением следующих заданий терапевта:
а) пойти на риск, например, попытаться назначить свидание человеку противоположного пола;
б) намеренно провалиться при решении какой-либо, задачи, например, нарочно плохо выступить перед публикой;
в) воображать себя в ситуациях неудачи;
г) с энтузиазмом браться за деятельность, которую пациент считает особенно опасной.
Отказа от требований пациентов, чтобы другие обращались с ними справедливо и чтобы миром правили добро и справедливость, можно добиться, предлагая им следующие задания:
а) какое-то время пребывать в плохих обстоятельствах и учиться принимать их;
б) выполнять трудные задачи (например, поступление в институт или на престижную работу);
в) воображать себя в ситуации лишения чего-либо и при этом не чувствовать себя расстроенным; -
г) позволить себе какую-нибудь приятную деятельность (пойти в кино, встретиться с друзьями) только после выполнения неприятной, но необходимой задачи (урок французского или завершение отчета для своего шефа) и т. д.
РЭТ часто использует оперантное обусловливание для отвыкания от. дурных привычек (курение, переедание) или изменения иррационального мышления (например, осуждение себя за курение или переедание) (Александров А. А., 1997).
Другие поведенческие методы, применяемые в РЭТ, включают:
1) упражнение «Оставайся там», которое предоставляет клиенту возможность вынести хронический дискомфорт, обусловленный нахождением в неприятной ситуации в течение длительного времени; ■>
2) упражнения, в которых клиента побуждают к тому, чтобы он заставлял себя приступать к делам сразу, не откладывая на потом, в то же время претерпевая дискомфорт от борьбы с привычкой откладывать все на завтра;
3) использование н
4) аград и наказаний, чтобы побудить клиента взяться за неприятное задание, преследуя свои отсроченные цели (суровые наказания особенно выручают в случае сильно сопротивляющихся клиентов);
5) время от времени клиента побуждают вести себя так, как будто он уже мыслит рационально, чтобы он мог на собственном опыте понять, что изменения возможны (Эллис А., Драйден У., 2002).
В самом общем виде для того, чтобы добиться изменения мировоззрения, Эллис рекомендует клиентам следующее.
1. Осознать, что они сами в значительной степени создают собственные психологические проблемы и, несмотря на то, что условия окружающей среды могут играть в их проблемах существенную роль, в процессе изменения их обычно учитывают во вторую очередь.
2. Полностью признать то, что они способны сами основательно справиться с собственными затруднениями.
3. Понять, что эмоциональные расстройства обусловлены в основном иррациональными, абсолютистскими и догматичными взглядами.
4. Определить свои иррациональные убеждения и провести различия между ними и их рациональной альтернативой.
5. Оспаривать эти иррациональные убеждения, используя реалистические, логические и эвристические методы, а также посредством чувствования и действия вопреки им.
6. Работать над интернализацией новых, эффективных взглядов, задействуя множество когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов изменений.
7. Продолжать процесс изменения иррациональных убеждений и использования мультимодальных методов в течение всей своей жизни.
ТЕХНИКИ, КОТОРЫХ В РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЙ ТЕРАПИИ ИЗБЕГАЮТ
Итак, РЭТ является мультимодальной формой терапии, которая приветствует использование техник когнитивной, эмоциональной и поведенческой модальностей. Однако в связи с тем, что выбор терапевтических техник обусловлен теорией, то в практике некоторые техники не используются или используются крайне редко. Среди них следует выделить такие (Эллис А., Драй- ден У., 2002):
10 Мсихотеоапия
1. Техники, которые делают клиентов более зависимыми (например, излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения).
2. Техники, которые делают людей более легковерными и внушаемыми (например, восприятие мира через розовые очки).
3. Техники многоречивые и малоэффективные (например, психоаналитические методы вообще и свободные ассоциации в частности, побуждающие клиента давать пространные описания активирующего опыта, или «А»).
4. Методы, в короткие сроки помогающие клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантирующие, стабильного улучшения (например, отдельные эмпирические техники, в которых происходит полное выражение чувств в драматической, катартической и абреактивной манере, — это часть методов и основных техник гештальт-терапии, опасные тем, что они могут подтолкнуть людей к применению на практике философии, лежащей в основе таких эмоций, как гнев).
5. Техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (например, релаксация, йога и другие методы когнитивного отвлечения). Они могут, однако, применяться вместе с когнитивным оспариванием для того, чтобы дать дорогу сдвигам в философии.
6. Методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (например, постепенная десенсибилизация).
7. Техники, в которых присутствует антинаучная философия (например, лечение внушением и мистицизм).
8. Техники, которые пытаются изменить активирующее событие (А) прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные взгляды (В) (например, отдельные техники семейной терапии).
9. Техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (например, нейролингвистическое программирование, недирективная терапия, ребефинг).
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА
Психотерапия проводится в несколько последовательно сменяющих друг друга стадий. На каждой стадии решаются определенные специфические задачи, обеспечивающие успешность и эффективность психотерапевтического процесса. Начинается психотерапевтическое воздействие с оценки проблем клиента.
Оценка проблем клиента
Оценка вида и степени эмоционального нарушения клиента является важной процедурой, в ходе которой решается несколько задач. Она позволяет определить (Эллис А., Драйден У., 2002):
1) насколько серьезно нарушение у клиента. На этой основе терапевт сможет оценить вероятность излечения клиента с помощью терапии вообще и рационально-эмоциональной терапии в частности, а также решить, какие техники использовать наиболее подходящим образом с каждым конкретным клиентом в условиях, в которых пациент живет;
2) насколько сложным будет клиент, как он воспримет основные терапевтические процедуры и сколь длительной должна быть терапия;
3) какой тип терапевтической включенности (то есть более или менее активный или более или менее пассивный и поддерживающий тип) скорее всего поможет конкретному клиенту;
4) дефицит каких навыков имеется у клиента и какие виды тренинга ему необходимо пройти, чтобы этот дефицит покрыть. На основе такой оценки можно будет рекомендовать клиенту те или иные виды тренинга, например, тренинг ассертивности, социальных навыков, коммуникационный или профессиональный тренинг.
В рационально-эмоциональной терапии оцениваются не только иррациональные идеи клиента, но также его нездоровые чувства и саморазрушительное поведение. Обычный процесс оценки поэтому включает в себя следующее.
1. Клиентам помогают осознать и описать свои нездоровые негативные чувства (то есть тревогу, депрессию, гнев, ненависть к себе) и четко увидеть их отличие от здоровых негативных чувств (то есть разочарования, грусти, фрустрации, неудовольствия).
2. Пациентов подводят к осознанию своих саморазрушительных поступков и просят описать их (то есть ком- пульсии, зависимости, фобии и бездеятельность), при этом стараются не акцентировать своеобразное, но безвредное поведение (например, необычную увлеченность общением, сексом, учебой или работой).
3. Их просят указать конкретные активирующие события в их жизни, которые обычно возникают непосредственно перед патологическими чувствами и поведением.
4. Оцениваются и обсуждаются их рациональные взгляды, которые сопутствуют активирующим событиям и ведут к непатологическим следствиям.
5. Оцениваются и обсуждаются их иррациональные взгляды, которые сопутствуют активирующим событиям и ведут к патологическим следствиям.
6. Особенно тщательно определяются их иррациональные взгляды, содержащие абсолютистские «должен» и грандиозные требования к себе, к другим людям и ко всему миру.
7. Вскрываются также их иррациональные идеи второго порядка, которые являются производными от их абсолютистских «должен» и «обязан» («драматизация», «Я- этого-не-перенесу», «осуждение» себя и других и нереалистическое сверхобобщение).
8. Особо исследуются и обсуждаются их иррациональные идеи, которые ведут к.беспокойству по поводу расстройства (тревога по поводу тревоги и депрессия из-за депрессии).
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 480 | Нарушение авторских прав
|