АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Сомнение четвертое
Существует и другое широко распространенное заблуждение среди некоторых подражателей (мукаллидов), мешающее им выполнять Сунну, которая расходится (по какому-либо вопросу) с их мазхабом: они полагают, что выполнение этой сунны, влечет за собой нахождение ошибок у основателя мазхаба. А для них подобное нахождение ошибок означает оскорбление данного Имама; ведь если запрещено оскорблять любого отдельного мусульманина, то, как они могут оскорблять одного из своих Имамов?
Ответ:
Подобного рода рассуждения абсолютно лживы, и они исходят от отклонений в понимании Сунны, ибо как здравомыслящий мусульманин может приводить такой аргумент?
Сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если судья вынесет решение, проявив усердие (иджтихад), и (его решение) окажется правильным (т.е. соответствующим Корану и Сунне), ему полагается две награды (от Аллаха), если же он вынесет решение, проявив усердие (иджтихад) и ошибется, то ему (полагается) одна награда (от Аллаха)» (Аль-Бухари и Муслим).
Этот хадис опровергает вышеупомянутый аргумент и отчетливо разъясняет без каких-либо неясностей, что если кто-то скажет: «Такой-то человек ошибся», то смысл этого согласно Шариату: «Такой-то человек получил одну награду (от Аллаха)». Поэтому если этот человек получает одну награду, по мнению тех, кто обнаруживает его ошибку, то как их можно обвинять в оскорблении?
Несомненно, что подобного рода обвинения беспочвенны, и любой, кто выдвигает их, должен забрать их обратно, или же он сам окажется тем, кто оскорбляет мусульман, и даже не простых людей, а своих великих Имамов среди сподвижников, последователей, Имамов-муджтахидов и других. Так дело обстоит потому, что нам достоверно известно о тех фактах, когда эти выдающиеся личности находили ошибки друг у друга и опровергали друг друга[73]; так скажет ли здравомыслящий человек: «Они оскорбляли друг друга»? Нет! На самом деле в одном из достоверных хадисов передается, что сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) указал на ошибку Абу Бакру (да будет доволен им Аллах!), когда тот истолковал сон одного мужчины, сказав ему: «В чем-то ты был прав, а в чем-то ошибся» (Аль-Бухари и Муслим). Так оскорбил ли он (да благословит его Аллах и приветствует!) этими словами Абу Бакра (да будет доволен им Аллах!) или нет?!
Одно из удивительнейших воздействий, которое оказывает подобное заблуждение на своих сторонников, заключается в том, что оно удерживает их от следования Сунне, когда она отличается от их мазхаба, ибо для них следование ей означает оскорбление Имама, тогда как следование за ним, даже когда это противоречит Сунне, означает уважение и возвеличивание его! Тем самым подобные люди настаивают на следовании мнению Имама, чтобы избежать этого предполагаемого оскорбления.
Эти люди позабыли – я не говорю: «Сделали вид, что позабыли», - что из-за подобных воззрений они впали в нечто гораздо худшее, чем то, чего они пытались избежать. Им следует сказать: «Если следование за кем-то означает для вас проявление к нему уважения, а ослушание кого-то означает для вас нанесение ему оскорбления, тогда как вы позволяете себе ослушиваться Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и не следовать ему, предпочитая вместо этого следовать за Имамом мазхаба в том, что расходится с Сунной, ведь Имам не безгрешен, а оскорбление его не является куфром?! Если вы истолковываете ослушание Имаму как его оскорбление, то тогда ослушание Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) по сути оскорбляет его еще больше; на самом деле тогда это открытый куфр, да упасет нас от этого Аллах!» Если им говорится подобное, то они не могут на это ответить, о Аллах, кроме одной отговорки, которую мы раз за разом слышим от некоторых из них: «Мы оставили эту сунну, доверяя Имаму мазхаба, а у него больше знаний о Сунне, чем у нас».
Ответ на данное утверждение может быть дан с разных сторон, которые уже подробно рассматривались в этом предисловии. Вот почему я ограничусь одним из этих подходов, который, с дозволения Аллаха, является убедительным ответом (на подобного рода заявления).
Я говорю:
Имам вашего мазхаба не является единственным человеком, который больше вас знает о Сунне: на самом деле десятки, даже сотни имамов больше знают о Сунне, чем вы. Поэтому, если случится, что достоверная сунна расходится с вашим мазхабом, а ей следовал какой-нибудь из этих имамов, то вам при данных обстоятельствах также необходимо принять эту сунну. Так следует поступать потому, что ваше вышеупомянутое утверждение здесь бесполезно, ибо ваш оппонент вам скажет в ответ: «Поистине, мы следуем этой сунне, доверяя нашему Имаму, который следовал ей». В таком случае следовать (иттиба') данному Имаму предпочтительнее, чем следовать Имаму, который разошелся с этой Сунной». И это разъяснение не скрыто ни от кого, если пожелал Всевышний Аллах.
Исходя из всего вышеупомянутого, я могу сказать:
Поскольку эта наша книга собрала достоверные сунны от Посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует!) в том, что касается описания его намаза, то ни у одного человека нет уважительной причины, чтобы не поступать в соответствии с ней, ибо в данной книге не содержится ничего, от чего бы единодушно отказались все ученые. Однако в каждом случае некоторые из них высказывались в её поддержку, а тот же из них, кто не высказывался в ее поддержку (по конкретному вопросу), имеет оправдание и одну награду (от Аллаха), поскольку до него либо совсем не дошло текстовое свидетельство (насс), либо оно дошло до него таким путем, который не мог служить ему надежным доказательством, либо ввиду какой-нибудь другой причины, являющейся известной среди ученых.
Однако тот, кто после него имеет пред собой достоверное текстовое свидетельство (насс), не может оправдаться таклидом, ибо для него становится обязательным (ваджиб) следовать (иттиба') непогрешимому тексту (насс). И именно эту цель преследует данное предисловие (к книге). Ведь Всемогущий и Великий Аллах говорит:
يا أيها الذين آمنوا استجيبوا لله وللرسول إذا دعاكم لما يحييكم واعلموا أن الله يحول بين المرء وقلبه وأنه إليه تحشرون [الأنفال24]
«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах – между человеком и его сердцем (т.е. может помешать человеку добиться того, что он желает), и что вы будете собраны к нему» (Сура «Трофеи», аят 24).
А Аллах говорит истину (аль-хакк) и ведет по (Прямому) Пути. Он наилучший Покровитель и наилучший Помощник. Да благословит Аллах Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников и да ниспошлет им мир! Хвала Аллаху, Господу миров!
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 486 | Нарушение авторских прав
|