АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Значение кишечнополостных

Прочитайте:
  1. I. Социальное значение изобретений
  2. I. ХАРАКТЕР И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ КАК ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
  3. II. Социальное значение изобретателей
  4. III. Социальное значение патентов на изобретения
  5. V1:МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК
  6. А) Переливание тробоконцентрата, назначение антибиотиков.
  7. А) Переливание тробоконцентрата, назначение антибиотиков.
  8. Альтернативное значение термина
  9. Анатомия нервной с-мы(головной и спинной мозг,периферические нервы,вегетативная НС)функциональное значение.
  10. В развитии острого и хронического синусита немаловажное значение имеет нарушение секреторной и транспортной функции мукоцилиарного аппарата слизистой оболочки полости носа.

Трофические цепи. Будучи хищниками, потребляют живые организмы других видов. Сами используются в пищу в незначительном количестве по следующим причинам: медузы на 98% состоят из воды, поэтому не представляют питательной ценности, кораллы защищены скелетными образованиями, наконец, все виды обладают такими органами защиты, как стрекательные клетки. Некоторые медузы употребляют в пищу в Китае, Японии, где они служат предметом промысла.

Симбиотические связи. Все кишечнополостные питаются зоопланктоном. Однако хорошо прогретые тропические мелководья - основные районы распространения гидроидных и коралловых полипов - крайне бедны зоопланктоном. Поэтому многие мягкие кораллы, актинии и медузы содержат в своих тканях симбиотические фотосинтезирующие на свету одноклеточные желто-зеленые водоросли – зооксантеллы. Книдарии поставляют необходимые для их развития органические вещества, а зооксантеллы вырабатывают органику, которой питаются полипы и медузы. У гидрозой продуктом фотосинтеза симбиотических водорослей является углевод мальтоза, у антозой – глицерин, который часто составляет единственный источник питания коралловых полипоидов.

Другие примеры симбиоза: тропические рыбки рода Amphiprion находят защиту среди множества щупалец одиночных актиний и обеспечивают коралл пищей. Неподвижные актинии часто крепятся к активно плавающим гребневикам, моллюскам, ракообразным, защищают их и получают возможность расселяться.

Породообразующая роль. Осадочные горные породы – известняки ордовика, девона, карбона, перми. Скелет рифообразующих кораллов используется для получения извести в качестве строительного материала и удобрения.

Медицинское значение. Все кишечнополостные могут вызывать сильные ожоги, сопровождающиеся жгучей болью, ломотой в теле и мышцах в течение нескольких дней. Ожоги не дают иммунитета и при повторных случаях могут быть смертельны.

Рифообразующая роль. Коралловые рифы – древнейшие и величайшие сооружения природы. Они создавались на протяжении миллионов лет. Флора и фауна коралловых рифов насчитывает около 2 млн. видов. Благодаря столь значительному видовому разнообразию живых организмов, населяющих коралловые рифы, на сегодняшний день они рассматриваются в качестве природного эталона таксономического богатства. Нередко на коралловых рифах организуют подводные заповедники для охраны этих ценных представителей животного мира.

Крупнейший коралловый риф планеты – Большой Барьерный Риф (ББР), протянулся в Коралловом море вдоль восточного побережья Австралии на 2300 км (1250 миль). Это величайшее природное сооружение общей площадью около 344 400 км2 состоит из более 2900 отдельных коралловых рифов и является настоящим царством иглокожих, моллюсков, червей, ракообразных и рыб. Возраст ББР насчитывает более 400 млн лет. Это уникальное природное сооружение входит в «Перечень» мирового наследия. Вторым по величине рифом планеты является Белизский Барьерный риф в Карибском море общей площадью 280 км. Здесь обитают более 500 видов рыб, 70 видов твердых и 36 видов мягких кораллов. Коралловый риф Раджа-Ампат в Индонезии включает 600 видов кораллов, риф Туббатаха (Филиппины) – 360 видов, рифы Андаманского моря (Индия) - 197 видов кораллов.

Кораллы Северной Атлантики. Уникальные системы коралловых рифов в холодных водах Северной Атлантики сформировались 5000 лет назад на периферии материковой отмели, на границах раздела между малыми и большими глубинами континентального склона. Здесь находятся наиболее важные места размножения и роста многих видов океанической фауны.

На протяжении последних лет существованию североатлантических коралловых рифов угрожает интенсивное рыболовство. Рыболовные суда своими тралами буквально перепахали на многие километры дно Северной Атлантики к западу от берегов Ирландии, Шотландии и Норвегии, где находятся рифы. Образование борозд вызвано тем, что для удержания и волочения донных орудий промысла необходимо монтировать к ним металлические плиты, не позволяющие им всплывать.

Атоллы – невысокие кольцеобразные образования коралловых рифов, имеющие в центре водную лагуну. Формируются на мелководье.

Рифообразующие кораллы, имеющие мощный известковый скелет, поселяются вдоль берегов островов, окаймляя их со всех сторон, чем создают препятствия для судоходства.

Угроза существованию коралловых рифов. Размер мировых кораллов рифов намного меньше, чем мы предполагаем. На сегодняшний день они занимают лишь 0.1% всей площади мирового океана. В последние десятилетия уникальная и хрупкая экосистема рифов стремительно уменьшается из-за загрязнения вод, воздействия рыболовецких промыслов, развития туризма, климатических изменений и других факторов.

Морские коралловые полипы чрезвычайно чувствительны к изменениям среды обитания и сильно страдают от потепления воды, увеличения ее солености и замутнения. О значительном стрессе, переживаемом полипами при таких изменениях среды, свидетельствует их выцветание (побеление). Стоит температуре поверхностного слоя воды повыситься хотя бы на 1С0 выше многолетней нормы (с +28…+29С0, обычных для тропических вод) до +30…+31С0, как кораллы "изгоняют" сосуществующие с ними симбиотические водоросли, теряют свою привлекательную окраску и становятся менее жизнеспособными. Дело в том, что симбиотическая ассоциация коралл-зооксантеллы высоко чувствительна к потеплению воды. При повышении температуры воды зооксантеллы выделяют токсичные для полипов вещества. Стремясь защититься, полипы изгоняют зооксантелл и погибают от голода. Отмершие скелеты быстро зарастают многоклеточными зелеными водорослями. Выжившие личинки кораллов (планулы) очень требовательны к свойствам того субстрата, на который оседают для своего дальнейшего развития. На отмерших кораллах, обросших зелеными водорослями, планулы закрепиться не могут, что еще больше уменьшает вероятность возрождения кораллов.

В первой половине 1998 г. в тропических морях Южного полушария вода значительно потеплела, и кораллы обесцветились. Во втором полугодии несколько похолодало, но лишь часть полипов оправилась, остальные погибли. О таком событии сообщали специалисты из 50 стран мира.

Трагичными для коралловых рифов большинства тропических районов Мирового океана оказались 1997-1998 годы. Наступившее тогда повышение температуры воды в центральной и западной областях Пацифики, вызванное чрезвычайно сильным явлением Эль-Ниньо, привело к массовому побелению кораллов.

Теплоемкость океана очень велика и сильный прогрев воды наблюдается только на самых мелководных участках рифов - в лагунах атоллов, приливно-отливной зоне и т.п. На глубине прогрев кораллам не угрожает, но там меньше света, а это ограничивает фотосинтез зооксантелл. Таким образом, коралловые рифы вынуждены существовать в узком пространстве между Сциллой (жарой) и Харибдой (темнотой).

В 2000 г. биологи из США обследовали рифы у берегов Белиза (Карибское море), очень сильно пострадавших от Эль-Пиньо 1997 1998 гг. Они не обнаружили признаков выздоровления кораллов. Случаи возрождения коралловых рифов, которые наблюдали другие специалисты, - лишь разрозненные явления, происходившие там, где не было факторов, подавляющих восстановление кораллов.

Кораллы и коралловые рифы существуют на нашей планете миллионы лет. За это время они успешно справлялись с понижением уровня океана более чем на сотню метров в периоды оледенений, с исключительно быстрым его повышением во время таяния льдов, со значительно более высокой, чем сейчас, температурой воды в межледниковые периоды. Вероятно, они оправятся и теперь. Но насколько быстро и насколько полно они восстановятся, если потепление будет длительным и глобальным?

Возрождение коралловых рифов. Биологи Австралийского института морских наук во Фримантле предложили метод восстановления гибнущих коралловых рифов. В 1997 г. они отметили массовое размножение полипов в ходе эксперимента в заливе Корал-Бей (западное побережье страны). Ученые ведрами черпали из воды крошечные личинки кораллов и размещали их в плавучих садках, заякоренных над поврежденными местами рифа. Созревших личинок в неглубоких местах опускали на дно и следили за их развитием, защищая от хищников с помощью сетчатых укрытий. Опыт показал, что таким способом можно вырастить до 24 тыс. молодых коралловых полипов на 1 м2 дна, тогда как в естественной обстановке их число в среднем составляет лишь около 27 экз./м2.

Национальное управление США по изучению океана и атмосферы добилось от НАСА права использовать в своих целях несколько спутников, которые ежесуточно пролетают над Большим Барьерным рифом. Изображения Соломонова и Кораллового морей будут поступать с борта спутников в сеть Интернет, а оттуда – в Австралийский институт морских наук и Морской парк Большого Барьерного рифа, что поможет следить за процессами, угрожающими полипам.

Филогениякишечнополостных

Эволюцию книдарий возможно изучать только по тем полипоидным представителям, которые обладали известковыми скелетами, сохранившимися в ископаемом виде.

Hydrozoa. В кембрии (в позднем ордовике) основными рифообразователями были ныне вымершие строматопараты – многослойные известковые морские кишечнополостные разнообразной формы с вертикальными и горизонтальными ламеллярными нарастаниями покровов (перидермы). Тропические и субтропические виды строматопарат были основными рифообразователями в мезозое.

Scyphozoa. В венде появились конуляты – сидячие сцифоидные полипы конической формы, обладающие хитиновым скелетом, пропитанным солями кальция и фосфора. Скелетные образования конулят отличались четкими суточными и сезонными зонами нарастания. Суточные нарастания были вызваны большей усвояемостью карбоната кальция в светлое время суток по сравнению с темным временем. Степень усвояемости кальция полипами в свою очередь была связана с фотосинтезом их симбиотических водорослей, который зависит от освещенности, т.е. от суточного цикла. Конуляты процветали весь палеозой (с кембрия - 570 млн.л.н. по триас - 100 млн.л.н.) и вымерли в триасе. Геологическое и хронологическое значение: по строению их скелетов вычислено, что в карбоне год состоял примерно из 390 дней, складывающихся в 13 месяцев, а в среднем девоне (370 млн. л.н.) – из 410 дней.

Anthozoa. Ныне вымершие представители Четырехлучевых кораллов ( подкласс Tetracoralia), жившие на планете с ордовика (500 млн.л.н.) по пермь (300 млн.л.н.), были основными рифообразователями ордовика, девона, карбона, перьми и сформировали в эти геологические периоды мощные пласты известняка.

С кембрия по неоген процветали колониальные тобуляты. Они формировали массовые кустистые колонии с четкими сезонными нарастаниями перидермы. Жили по 7-10 лет. Были основными рифообразователями ордовика.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 1399 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)