АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
КОГДА ЛЕВЫЕ БЫВАЮТ ПРАВЫМИ: ПОЛУШАРИЯ И ХАРАКТЕР
Итак, социальная роль человека, его жизненное предназначение, его место в обществе также определяются в нескончаемом споре двух полушарий. Как именно, спросите вы?
Ответ на этот вопрос дает соционика, она же типология личности — интенсивно растущая молодая ветвь современной практической психологии. С точки зрения соционики все неисчерпаемое и многоликое многообразие человеческих личностей разбивается на ряд психологических типов, или социотипов, которых насчитывается 16. Разве это возможно — ограничить неповторимую человеческую индивидуальность такими узкими рамками, спросите вы? Возможно, если личность рассматривается несколько упрощенно, усредненно. При этом, естественно, берутся в расчет только те общие, закономерно повторяющиеся черты, которые и объединяют людей, принадлежащих к одному типу. А все черты неповторимые, связанные с индивидуальным жизненным опытом, на время отбрасываются. Так получается 16 типов: «Администратор», «Политик», «Посредник», «Предприниматель», «Изобретатель», «Аналитик», «Критик», «Мастер», «Инспектор»... Признаков же, используемых для разделения человеческих типов, всего четыре пары. Они были предложены К.Г. Юнгом (1922). В современной трактовке они носят название соционических психологических функций — «межполушарных» и «внутриполушар-ных». К первым относятся такие признаки, как рациональность/иррациональность, экстраверсия/интроверсия, к внутриполушарным функциям — пары этика/логика и интуиция/сенсорика (Сандомирс-кий М.Е., 1995, 2000; Сандомирский М.Е., Гуленко В.В., 1995).
Естественно, это разделение в определенной мере условно, ведь полушария работают как партнеры, постоянно обмениваясь информацией. От характера обмена зависит такая дополнительная характеристика соционических функций, как статичность/динамичность. Прибегая к компьютерной аналогии, можно назвать это последовательным и параллельным способом обработки информации. Межпо-лушарные функции определяются тем, какое полушарие доминирует
в дуэте или «берет власть в свои руки», показывая присущий ему «характер». Так, человек, мыслью и поведением которого в большей степени «командует» левое полушарие, в жизни является рациональным, последовательным. Его поступки всегда предсказуемы, он строит свою жизнь и отношения с окружающими, полагаясь на разум, опираясь на доказательства, на факты. Он стремится планировать свои действия, вплоть до мелочей, старается все проанализировать, объяснить, разложить «по полочкам». Его тяготит любая неопределенность. В отношениях с людьми такой человек склонен к постоянству. Зачастую ему недостает гибкости, изворотливости, дипломатичности.
Человек, «подчиняющийся» правому полушарию, — иррационален в поведенческих проявлениях. Он плывет в потоке жизни, полагаясь на интуитивные ощущения целесообразности, справедливости, симпатии или антипатии. Он идет по жизни как бы с закрытыми глазами, ведомый подсказками чувств, как в детской игре «холодно-горячо». Это помогает ему легче переносить неопределенность, ориентируясь в «мутной воде» хаоса, непредсказуемой и пестрой мозаике жизненных обстоятельств. Его поступки часто бывают неожиданными. Настроение непредсказуемо, подвержено перепадам. В отношениях с людьми он может быть переменчив, способен внезапно изменить своим прежним симпатиям.
С особенностями обмена информацией между полушариями в процессе ее обработки мозгом связаны такие межполушарные функции, как экстраверсия и интроверсия. Здесь существует прямая аналогия с устройством компьютера, с последовательным или параллельным режимом ввода/вывода информации. Если информационный обмен между полушариями протекает непрерывно, малыми порциями (параллельный режим ввода/вывода), то полушария постоянно «жонглируют», перекидывают друг другу промежуточные результаты обработки информации. На уровне психологических характеристик это представляется как экстраверсия, или «обращенность» человека вовне, внимание к внешней стороне явлений. Экстраверт легко «схватывает» новое, хотя и воспринимает его несколько поверхностно. Он свободно взаимодействует с людьми, расширяя круг связей и знакомств. В деловой сфере он является приверженцем экстенсивного пути роста, «развития вширь».
Если же полушария работают относительно изолированно, каждое переваривает информацию как бы само по себе, своим собственным, самобытным образом, то информационный обмен между ними протекает редко, но зато более объемными порциями — на уровне сравнения готовых результатов, созревших решений. Подобный ре-
жим работы в компьютерной аналогии можно уподобить последовательному вводу/выводу. Это проявляется как интроверсия, или «обращенность» человека вовнутрь, погруженность в свой внутренний мир. Новую информацию он перерабатывает глубоко, главное для него — не внешняя форма, а внутренние закономерности, скрытые взаимосвязи и отношения. В общении он более «разборчив», а порой и просто замкнут. В деловой сфере выбирает интенсивный путь роста, «развитие вглубь».
Это то, что касается функций межполушарных. А «внутри» каждого из полушарий «помещается» еще пара противоположных (с точки зрения соционики — взаимоисключающих) функций. С левым полушарием связаны рациональные функции логики и этики, проявляющиеся в отношениях людей (восприятие собственного «Я» и его отношения к другим); с правым — иррациональные функции интуиции и сенсорики, которые определяют способ реагирования человека на окружающую обстановку (восприятие пространства и времени).
Итак, левое полушарие связано с такими функциями, как логика и этика, определяющими наши отношения с окружающими. Человек, ведомый в отношениях с окружающими логикой, смотрит на общение весьма однобоко. Он «глух» к оттенкам человеческого общения — интонациям, намекам, мимике, жестам; он не умеет чувствовать настроение собеседника. Поэтому-то в отношениях с людьми он руководствуется логикой, и человеческое общение для него напоминает шахматную партию. Чтобы понять собеседника, он пытается «просчитать» его «ходы», мысли и действия, представив себя на месте собеседника и рассуждая от его лица. Человек, у которого логика стоит в отношениях с окружающими на первом месте, зачастую эмоционально холоден, он старается не допускать бурных проявлений чувств.
Человек-этик же, наоборот, тонко чувствует внутренний мир собеседника, как в зеркале отражая малейшие его душевные движения. Поэтому в отношениях с людьми он руководствуется чувствами, и человеческое общение для него напоминает игру актеров на сцене, где сам он легко может понять партнера, «на собственной шкуре» почувствовав, каково ему, вживаясь в его роль, испытывая те же чувства, что и он. Словом, общение - его стихия. Зато там, где требуется холодный расчет, манипулирование вещами, фактами и цифрами, этик проигрывает логику. Здесь он быстро устает от скуки и часто теряется, увязая в мелочах, во второстепенных деталях.
Правое полушарие связано с такими функциями, как интуиция и сенсорика. Функция интуиции в соционике проявляется в том, что
человек может легко перемещаться во внутреннем, психологическом времени, то оглядываясь назад, когда правое полушарие перебирает пыльный архив своих воспоминаний (статическая функция), то забегая вперед по тесному «проходу в будущее», когда правое полушарие обменивается информацией с левым (динамическая функция). Это позволяет человеку ощущать течение времени в окружающей жизни, соответственно планируя свои действия (интуиция времени), и интуитивно предвидеть перспективы развития той или иной ситуации (интуиция возможностей). В то же время человеку приходится расплачиваться за этот дар предвидения тем, что временами он может отрываться от реальной почвы, на крыльях мечты «улетать» в призрачный мир иллюзий и фантазий.
Функция сенсорики, в противоположность интуиции, проявляется в том, что человек реагирует только на сиюминутную реальность, живет полностью в настоящем времени, «здесь и сейчас». Зато живет полнокровно, ярко, буквально купаясь в многообразии ощущений. Этот человек — практик. Для него конкретная синица в руках куда важнее призрачного журавля в небе. И это во многом помогает ему добиваться конкретных практических успехов: он может быть хорошим организатором, сильным руководителем или хорошим специалистом-практиком. В то же время за эти преимущества ему приходится расплачиваться определенной психологической близорукостью, неумением видеть отдаленную перспективу. Хорошо решая тактические задачи, он зачастую теряется при выборе стратегии.
Итак, рассмотрев «полушарную принадлежность» психологических соционических функций, напоминающих отдельные фрагменты запутанной мозаики психологических портретов, попытаемся собрать их воедино, в одну целостную картину. Примем во внимание, что каждая внутриполушарная функция имеет в пределах полушария свою собственную «территорию», свою область коры. И хотя это территориальное деление условно и обеспечение любой соционической функции требует совместной слаженной работы всех мозговых звеньев, каждая из них все же имеет как бы свой центр тяжести, «командный пункт», играющий в ее реализации главную роль. Причем четыре соответствующие «территории», области мозга имеют различные приоритеты, различные текущие уровни активности, различную очередность «включения». Образуется четырехступенчатая система приоритетов различных областей полушарий. Она определяет очередность, последовательность их «включения» в процесс обработки информации («информационный метаболизм», по А. Кемпински). Так на физиологическом уровне получаются четыре информационных канала,
содержание которых на психологическом уровне и определяет различие типов личности. Комбинации четырех соционических функций в различных сочетаниях образуют 16 психологических типов, перечисленных в таблице (помимо сухих и фомоздких обозначений типов, в скобках приведены их образные псевдонимы).
Таблица 7 Психологические типы по классификации К.Г. Юнга - И. Майерс-Бриггс
| Экстраверты
| Интроверты
|
Логики
| Этики
| Логики
| Этики
| Рационалы
| Сенсорный
(Администратор)
| Сенсорный (Энтузиаст)
| Сенсорный (Инспектор)
| Сенсорный (Хранитель)
|
Интуитивный (Предприниматель)
| Интуитивный (Наставник)
| Интуитивный (Аналитик)
| Интуитивный
(Гуманист)
| Ирраиионалы
| Сенсорный (Маршал)
| Сенсорный (Политик)
| Сенсорный (Мастер)
| Сенсорный (Посредник)
|
Интуитивный (Изобретатель)
| Интуитивный (Советчик)
| Интуитивный (Критик)
| Интуитивный (Лирик)
| Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об устойчивости к стрессу различных психологических типов. Так, показано (Харитонова И.В., 1997), что в ситуации острого эмоционального стресса наиболее адекватная реакция отмечается у представителей сенсорных иррациональных типов. Хуже всего переносят острый стресс лица, принадлежащие к интуитивным этическим типам. Особенно беззащитны перед стрессом интуитивные психотипы. По мнению Ц.П. Короленко (1978), в ситуации стресса у них обостряется интуиция и легко возникает прогноз неблагоприятного развития событий, которому придается несоразмерно большое значение.
Большое влияние на стрессоустойчивость оказывают такие юнговские характеристики, как экстраверсия/интроверсия. При этом в обычных жизненных ситуациях отмечается большая приспособляемость экстравертов (Williams S.B., Bicknell-Behr J., 1992). Защитно-приспособительная роль экстравертированности может быть связана с большей откли-каемостью экстравертов по сравнению с интровертами на события, вызывающие положительные эмоции (Larsen R.J., Ketelaar Т., 1991). Инт-роверсия улиц, подверженных стрессу, ассоциируется с такими личностными характеристиками, как тревожность, уязвимость к психотрав-мируюшим событиям, в то время как экстраверсия связывается с самоуверенностью, агрессивностью (Wink P., 1991). У мужчин интроверсия является одним из условий формирования так называемого «кризиса среднего возраста» (Oles P.К., 1999).
Ситуация меняется при затяжном стрессе, особенно связанном с социальной изоляцией (Сандомирский М.Е., 2000) или тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями. В подобных обстоятельствах отмечается большая приспособляемость интровертов. Повышение уровня интровертированности при этом рассматривается как механизм психологической защиты, позволяющий как бы «отключиться» от окружающей действительности (Ventura M.C. е.а., 1989).
Эти закономерности могут быть использованы для повышения устойчивости человека к стрессу за счет использования тех возможностей, которые дает тренировка характеристик смежных психологических типов.
Автор присоединяется к мнению В.В. Гуленко (одного из ведущих специалистов в области соционики) о том, что человеческой личности может быть тесно в рамках одного психологического типа. Да, как правило, человек осваивает одну из возможных моделей информационного метаболизма — один психологический тип. Однако находятся и люди, осваивающие две и более модели, — в социуме они воспринимается как одаренные личности. Во всяком случае, у каждого есть возможности для личностного роста за счет освоения и использования смежных стратегий, или социотипов. Что же происходит с первоначальным, природным типом человека, когда осваиваются смежные, «благоприобретенные»? Исходный психологический тип никуда не исчезает; наоборот, он «кристаллизуется» и становится более естественным и гармоничным. Просто человек приобретает большую свободу выбора, возможность в определенных ситуациях пользоваться сильными сторонами одного психотипа, в других же — смежного, «резервного». Для того же, чтобы представить возможные пути такой психологической эволюции, нужно понять, какова дорога человека к его психологическому типу, от младенчества до зрелости.
ЭПИГЕНЕЗ:
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 712 | Нарушение авторских прав
|