АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ДИАЛОГ СОЗНАНИЯ И ПОДСОЗНАНИЯ
Настало время поговорить о таких модных приемах работы над собой, как аффирмация и визуализация, описания которых кочуют из одного психологического бестселлера в другой. Было бы просто дурным тоном не упомянуть о них в нашем изложении хотя бы коротко.
Аффирмация в буквальном переводе — утверждение, подтверждение, присяга. К этому необходимо добавить следующие существенные черты:
1) под аффирмацией понимается утверждение исключительно позитивное, жизнеутверждающее;
2) темой этого утверждения становится то, что наиболее важно для человека в данный момент, то, чего он желает добиться, или то, что он хочет изменить.
Особо нужно подчеркнуть, что главное свойство аффирмации — именно смена негативного отношения к проблеме на позитивное. (Кстати, и в самой формулировке аффирмации желательно избегать частицы «НЕ».) Отталкиваясь от того, что непосредственно сейчас особенно не устраивает человека, он должен представить ситуацию, когда это «плохо» трансформируется в «хорошо». С одной стороны, подобное программирование цели в рамках позитивного мышления важно тем, что оно открывает доступ к позитивной части индивидуального опыта, к внутренним ресурсам, связанным с воспоминаниями об успехах и достижениях. Это очень весомо для достижения результата - не проецировать в будущее негативные ожидания, которые порой тяжким грузом висят на плечах и сковывают инициативу. А то и просто «подрезают крылья», создавая пассивное отношение к проблеме и парализуя всякие попытки решить ее самостоятельно. (Психологом М. Зелигманом описан особый феномен, лежащий в основе подобных ситуаций и свойственный не только человеку, но даже и братьям нашим меньшим — «выученная беспомощность».) Для этого на время желательно забыть о прошлых ошибках и промахах, перестать «зацикливаться» на неудачном опыте. Ведь принято считать, что именно позитивные мысли могут реально изменять поведение их обладателя.
Почему? Ответ прост: это один из действительно доступных способов организации диалога сознания и подсознания. По выражению Д. Леонарда и Ф. Лаута, аффирмации — не что иное, как способ сознательно осознать бессознательные мысли, то есть уговорить собственное «Я». ПомнениюВ.В. Козлова (1997), удобно использовать аффирмации после применения других процедур «самопсихотерапии», чтобы доработать, дошлифовать какие-то моменты.
В сущности, популярность практики аффирмации в очередной раз подтверждает, что все новое — это хорошо забытое старое. Вспомним известный еще с прошлого века метод «сознательного самовнушения» по Э. Куэ, основанный на многократном повторении формул самовнушения в состоянии спокойного отдыха или перед сном. Важными моментами методики являются использование воображения и всяческое избегание волевого усилия. Изменив воображение, под властью которого человек обычно пребывает бессознательно, можно прийти к сознательно желаемому результату (Носачев Г.Н., 1998). Ну а то, что при этом возникает ИСС, не подлежит сомнению. Многократное монотонное произнесение коротких фраз не только целиком и полностью занимает внимание (моноидеизм), но еще и выдерживает определенный ритм дыхания, что является весьма важным для вхождения в ИСС. (То же самое происходит при повторении молитв и медитационных мантр.) Аналогичным образом, метод аутотренинга по И. Шультцу использует мысленное произнесение коротких стереотипных фраз (формул аутогенного погружения — «мои руки тяжелые и теплые» и др.) в особом состоянии, связанном с мышечным расслаблением. Нет необходимости доказывать, что происходит это на фоне ИСС. Те же самые физиологические механизмы лежат и в основе разработанного Г.Н. Сытиным метода словесных «настроев» СОЭВУС (словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием).
Таким образом, механизм воздействия на психику всех этих словесных упражнений один и тот же: вначале человек старательно пытается тем или иным способом погрузиться в ИСС. После чего — если это действительно удается — слова, произносимые им во время пребывания в этом состоянии, становятся поистине магической силой, так как с их помощью его сознание непосредственно воздействует на подсознание. (Известный в недавнем прошлом философ-классик сказал, что идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Перефразируя это мудрое изречение, можно сказать, что наши мысли становятся материальной силой тогда, когда они овладевают подсознанием.)
То же самое относится и к визуализации, или сознательно направляемому представлению зрительных образов. Это та же мысль, только выраженная не в словесной, а в образной форме. Визуализация
15*
является наиболее часто используемым способом работы с образами. Она применяется, пожалуй, в большинстве техник психологической коррекции и саморегуляции, а в некоторых из них - например, в известном методе Хосе Сильвы (Пауэлл Т., Пауэлл Д., 1997) - занимает центральное место. В создаваемых «мысленных фильмах» сознание играет роль сценариста, а режиссером и исполнителями выступает, естественно, подсознание. Результат же совместного творчества, естественно, зависит от слаженности их дуэта. И если задуманная картинка удерживается перед вашим мысленным взором, значит, искомое взаимопонимание сознания и подсознания на данный момент достигнуто. Чем живее, ярче, богаче деталями виртуальная картина — тем глубже проникновение в подсознание и тем больше эффект, достигаемый с помощью визуализации. Если вы хотите убедить подсознание в необходимости добиться некоторой цели, мобилизовать его ресурсы для того, чтобы гарантированно добиться искомого результата, представьте этот самый результат в наглядной, зримой форме, визуализируйте его.
Краткое описание двух способов организации диалога сознания и подсознания — аффирмации и визуализации — понадобилось нам для того, чтобы добавить эти методы к тому, что вы уже знаете и умеете - релаксации и вхождению в ИСС. Вкупе они дадут вам удобный инструмент, с помощью которого вы сможете достаточно гибко использовать навыки ИСС на практике, в повседневной жизни.
Возможно, у вас возник вопрос: не случайно ли эти психотерапевтические техники на удивление сходны с молитвенными ритуалами? Б. Ара-нович (2001), например, называет их «уникальными техниками исполнения желаний». По сути, это способы сознательного изменения подсознательных ожиданий, подсознательно задаваемой вероятности ожидаемого будущего — повышения вероятности желаемых событий и уменьшения — нежелательных. Физиологически эти механизмы аналогичны тем, которые используются в молитвенных ритуалах (Редфилд Дж., 2000). Этот вопрос затрагивает более общий — о взаимосвязи психотерапии и религии, которые во многом близки (Peseschkian N., 1986), в первую очередь своей всепроникающей заботой о человеке, о высвобождении его «Я» для роста к высшему (Занадворов М.С., 1994). Такое сходство функций дает психотерапии возможность, по выражению М.В. Розина (1994), «заимствования религиозных методов работы», особенно восточных, психодуховных практик, которые нашли отражение в таких разных психотерапевтических методах, как психосинтез Р. Ассаджио-ли, аутогенная тренировка И. Шультца, трансцендентальная медитация, танатотерапия по В. Баскакову, и многих других. Собственно, еще К.Г. Юнг писал, что психотерапия есть общение с нуминозным (боже-
ственным). Моменты же переживания человеком религиозного чувства, как упоминалось ранее, тесно связаны с измененными состояниями сознания. Юнг считал, что психологические проблемы, в сущности, являются «эквивалентом свойственной нашему существу духовной жажды целостности, того, что на средневековом языке выражалось как соединение с Богом» (цит. по Кристине Гроф). И в этом мнении он был не одинок. Сходным образом представлял смысл психотерапии основатель метода аутогенной тренировки И. Шультц, который так выразил сущность достигаемого с помощью его техники состояния глубокой релаксации и раскрепощения подсознания: «Это полет к Богу» (цит. по М.Е. Бурно, 2000). Наиболее ярко представления о психотерапевтическом процессе как контакте пациента с коллективным «надсознанием» нашли выражение в так называемой инициатической психотерапии. Этот подход провозглашает своей целью приобщение, «подключение» человека к общению с высшим (инициацию), что приводит к исчезновению первоначально обременявших его проблем. В той или иной мере подобный подход присутствует и в других видах психотерапии. Так, по выражению К. Уилбера (1998), «открытие... трансцендентного «Я» является главной целью всех форм психотерапии, относящихся к трансперсональному уровню». Еще К.Г. Юнг видел смысл психотерапии в том, чтобы помочь человеку выйти за сковывающие его пределы индивидуального сознания и соприкоснуться с тем, что выше его собственного призем-ленно-материального существования — с нэдличным, коллективным бессознательным (архетипический слой), общим для всего человечества. По мнению С. Грофа (1997), конечной целью и психотерапии, и духовных практик является растворение личных границ «Я» и переживание единства с высшим принципом бытия. И этим все сказано.
Для чего же так необходимо использовать аффирмации и визуализации, разве недостаточно уже освоенных ранее упражнений с телесными ощущениями? Здесь нужно подчеркнуть одно важное обстоятельство. Описанные ранее дыхательно-релаксационные техники самостоятельной работы с ощущениями («Дыхание через ладони», «Дыхание против боли» и др.) являются необходимыми и достаточными для исправления прошлого, проработки его негативных последствий путем реконструкции подсознательного опыта.
Именно поэтому мы рекомендуем их для обезвреживания «мин замедленного действия» — нейтрализации неотреагированных эмоций (ввиду ее эффективности, простоты и доступности) для всех без исключения, независимо от предпочитаемой человеком системы представления чувственного опыта. (Дело в том, что люди отличаются друг от друга, в частности, по тому, какие каналы восприятия информации у них более развиты. Для одних это телесные ощущения, для других — зрительный
канал, для третьих — слуховое восприятие. По терминологии НЛП, выделяются «кинестетики», для которых ведущими являются телесные ощущения, а также «визуалы» и «аудиалы», чей внутренний опыт в большей степени привязан, соответственно, к зрению и слуху). Естественно, это не единственный подход; того же результата можно добиться, работая со зрительными и слуховыми образами, связанными с травматическими эмоциогенными ситуациями и хранящимися в долговременной памяти. Однако добраться до них зачастую значительно тяжелее (для этого может понадобиться достаточно глубокое ИСС), да и работу по их «обезвреживанию» нужно проводить более тонкую и сложную. И хотя существуют специальные методики подобной самостоятельной работы (например, холодинамика В. Вульфа), по нашему мнению, лучше делать это все-таки при участии и под руководством психотерапевта, чтобы не завязнуть в переживаниях неприятных сцен и пережевывании «умственной жвачки». Что же касается телесных ощущений, то тут, как показывает опыт, каждый вполне может справиться самостоятельно — при определенном навыке, конечно.
Что же касается конструирования будущего, то здесь без зрительных и слуховых образов не обойтись. При этом за счет дублирования информации по двум каналам восприятия можно повысить результативность работы над собственным подсознанием.
Использование предпочитаемых каналов восприятия для визуалов («мысленные картинки») и аудиалов (мысленное проговаривание стандартных формул самовнушения, аффирмации) позволяет также облегчить и ускорить вхождение в ИСС. Подчеркнем еще один важный для практики момент: большое значение для эффективности аффирмации и визуализаций имеет правильный выбор цели. Необходимо просто представить во всех подробностях, чего же именно вы хотите добиться и как вы этим сможете воспользоваться. Пользуясь выражением НЛП, нужно настроиться на хорошо сформированный результат — максимально конкретный, личностно значимый и, что самое важное, реально достижимый. Этот сознательно желаемый результат, представляемый и проживаемый во время пребывания в ИСС (релаксация + работа с телесными ощущениями + визуализация + аффирмация), максимально эффективно усваивается на подсознательном уровне и после выхода из ИСС становится актуальным мотивом, мощным стимулом к действию.
В этом-то и состоит рецепт самомотивации, или настоящего, правильного «хотения», о котором мы упоминали в начале нашего повествования.
Впрочем, довольно абстракций. Теперь перейдем от сухой теории к практике... бездумной.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 619 | Нарушение авторских прав
|