АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Активация «мудрого разума»
В ДПТ пациентов знакомят с концепцией трех основных состояний сознания: «рациональный разум», «эмоциональный разум», «мудрый разум». Человек находится в состоянии «рационального разума», когда мыслит рационально и логически, ищет знание через интеллект, ограничивается фактами, планирует поведение, сознательно распределяет внимание и решает проблемы, не руководствуясь чувствами. У человека «эмоционального разума» поведение и мышление зависят прежде всего от чувственного состояния в данный момент времени. Когнитивные способности такого человека определяются аффектом; рациональное, логическое мышление затруднено; факты искажаются, чтобы соответствовать текущему аффекту; энергия поведения тоже соответствует эмоциональному состоянию в данный момент.
«Мудрый разум» представляет собой интеграцию «эмоционального» и «рационального разума»; он также больше, чем они оба вместе взятые. «Мудрый разум» добавляет к эмоциональному переживанию и логическому анализу интуитивное познание. Существует множество определений интуиции. А. Дейкман (Deikman, 1982) полагает, что это познание, которое происходит без посредства рационального и идет дальше чувственного. Интуиция обладает характеристиками непосредственного опыта, нахождения смысла и значимости без помощи интеллектуального анализа. Интуитивное познание направляется «чувствами углубляющейся согласованности» (Polanyi, 1958). Хотя переживание и рациональное осмысление выполняют свои, довольно важные функции, качество интуитивного познания уникально. «Мудрый разум» определяется всесторонним сотрудничеством всех частных способов познания: наблюдения, логического анализа, кинетического и сенсорного опыта, поведенческого научения и интуиции (May, 1982).
Пациенты с ПРЛ должны научиться входить в состояние «мудрого разума», а именно: они должны избавиться от эмоциональной зависимости и логического анализа, застывших идей и обостренных реакций; они должны стать достаточно спокойными для того, чтобы позволить мудрому познанию действовать беспрепятственно и без вмешательства других, более волевых («рациональный разум») или жестко обусловленных («эмоциональный разум») форм познания. Некоторых (но далеко не всех) пациентов прежде всего нужно убедить в том, что они на это способны. Пациент с ПРЛ может сомневаться в самой идее того, что он может достичь какой-либо мудрости. Поэтому терапевт, во-первых, должен настаивать на том, что «мудрый разум» есть у каждого человека, так же как у каждого человека есть сердце. Если пациент не видит или не чувствует своего сердца, это совсем не значит, что его нет. Во-вторых, очень полезно привести несколько примеров того, как люди обретали «мудрый разум» непосредственно после кризиса или хаоса в своей жизни. Затишье наступает после шторма. Обретение «мудрого разума» – это когда человек внезапно постигает суть вещей, понимает или узнает что-то непосредственно и отчетливо. Иногда опыт «мудрого разума» переживается как понимание целостной картины вместо отдельных фрагментов. Или же это может быть «чувство» правильного выбора в дилемме, когда это чувство приходит откуда-то из глубины, а не от эмоционального состояния в данный момент. В-третьих, иногда полезно давать пациенту такие упражнения, которые помогут ему ощутить тот внутренний покой, который сопутствует «мудрому разуму». Как правило, мои пациенты сосредоточиваются на своем дыхании (следят за вдохами и выдохами), а через некоторое время пытаются сконцентрировать внимание на своем физическом центре, который расположен на «дне» вдоха. Именно в этой точке находится «мудрый разум». Почти все пациенты способны почувствовать эту точку.
Если позднее пациента просят войти в состояние «мудрого разума», он должен вернуться в описанную выше точку и ответить из этого средоточия покоя. Это можно сравнить со спуском в глубокий колодец. Вода на дне колодца (фактически это целый подводный океан) и есть «мудрый разум». Однако на пути к нему человека подстерегают ловушки, которые затрудняют продвижение. Иногда человек, спускающийся вниз, наталкивается на фальшивое дно, плотно подогнанное к стенкам колодца, и принимает его за настоящее, полагая, что в колодце нет воды. Задача терапевта – помочь пациенту выяснить, как открывается крышка, замаскированная под дно. Возможно, люк запирается на замок, и нужно найти ключ. Или же люк заколочен гвоздями, и пациенту понадобится лом или кувалда, чтобы сломать доски. Или щели между фальшивым дном и стенками колодца залиты клеем, и нужно очистить его стамеской. Если пациент проявит настойчивость и усердие, то сможет добраться до океана мудрости.
Пациентам с ПРЛ может быть трудно отличить «мудрый разум» от «эмоционального разума». Оба характеризуются «чувством» правильности, оба основываются на таком способе познания, который отличается от рассуждения или логического анализа. Вернемся к метафоре с колодцем. Если прошел сильный дождь, над фальшивым дном может собраться некоторое количество воды. Если люк остается закрытым, эту воду можно спутать с настоящим подземным океаном. И пациент, и терапевт легко могут ошибиться. Сверху дождевая вода выглядит так же, как океанская. Интенсивность эмоции может создать впечатление фальшивой уверенности, которая напоминает нерушимую, спокойную уверенность истинной мудрости. Простого рецепта, как избежать ошибки, не существует. Если интенсивная эмоция очевидна, вполне вероятно, что мы имеем дело с «эмоциональным разумом», а не «мудрым». Как правило, в этой ситуации лучше всего подождать; время – лучший критерий.
Пациент с ПРЛ часто делает заявления, которые показывают его эмоциональное состояние и чувства («Я ощущаю себя уродливой и никому не нужной», «Я не хочу без него жить», «Боюсь, я все испорчу»). В этих заявлениях субъективные чувства приравниваются к действительности («Я отвратительна и никому не нужна», «Я не могу без него жить», «Я все испорчу»). Если это случается, иногда очень полезно сказать пациенту следующее: «Важно не то, что вы чувствуете. Важно не то, что вы думаете и во что верите. Важно то, что вы знаете наверняка (знаете вашим «мудрым разумом»). Что вы знаете наверняка? Что достоверно?» Диалектическое напряжение здесь образуется между тем, что достоверно для чувств и эмоций пациента, и тем, о чем он думает как о достоверном. Синтез – то, что он знает как достоверное. Отказ терапевта соглашаться с «эмоциональным разумом» или «рациональным разумом» – пример контролирующей стратегии, которая помогает достичь независимости от определенных влияний.
Побуждение к «мудрому разуму» легко можно извратить, особенно если терапевт подталкивает пациента к тому, что только кажется «мудрым разумом», не будучи таковым на самом деле: «Если я с вами соглашаюсь, значит, вы действуете в состоянии «мудрого разума», все в порядке». Такая ситуация весьма вероятна в том случае, если терапевт всецело верит в мудрость собственного знания или собственных мнений. Как «мудрый разум» одного человека может конфликтовать с «мудрым разумом» другого? Интересный парадокс. Важность профессионального смирения для терапевта трудно переоценить. Одна из основных функций супервизии и консультирования терапевта в ДПТ – обеспечить противовес заносчивости, которая легко может возникнуть у человека, которому предоставляется такая власть над ближним.
Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 436 | Нарушение авторских прав
|