АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

IX. Учебный комплекс. Характеристика раннего послеоперационного периода (первые сутки после вмешательства) определяется следующими факторами:

Прочитайте:
  1. A. Лечение должно быть комплексным.
  2. I. Комплекс требований к выпускнику по направлению 030900.62 «Юриспруденция» квалификация «бакалавр»
  3. IX. Учебный комплекс
  4. IX. Учебный комплекс
  5. IX. Учебный комплекс
  6. IX. Учебный комплекс
  7. IX. Учебный комплекс
  8. VI. Учебный материал
  9. А) 100 пар протонефридиев с комплексом соленоцитов на нефростомах

Характеристика раннего послеоперационного периода (первые сутки после вмешательства) определяется следующими факторами:

- Преобладание тонуса симпатической нервной системы.

- Активизация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.

- Вынужденная обездвиженность больного, щажение себя, даже без нужды.

- Наличие болевого синдрома различной степени выраженности.

После операции действие стресс-фактора не заканчивается, поэтому должны осуществляться систематическое наблюдение за состоянием больного и его коррекция. Существует несколько основных направлений послеоперационной интенсивной терапии:

1. Оценка уровня сознания больного и мероприятия, направленные на его восстановление.

2. Оценка функции внешнего дыхания, экстубация или проведение продлённой ИВЛ. Профилактика и терапия острой дыхательной недостаточности.

3. Стабилизация и поддержание деятельности сердечно-сосудистой системы.

4. Контроль и коррекция водно-электролитного обмена.

5. Контроль и диагностика осложнений оперативного вмешательства, требующих повторного вмешательства хирурга (кровотечения, несостоятельность анастомозов, швов и т.п.).

6. Контроль и восстановление функции ЖКТ, раннее энтеральное питание, при невозможности – проведение нутритивной поддержки.

7. Проведение этиологической и патогенетической терапии по показаниям (антибактериальная терапия, обезболивание, профилактика тромбоэмболических осложнений и др.).

В условиях ОАРИТ проведение полного комплекса вышеуказанных мероприятий осуществить проще, однако следует помнить о том, что для госпитализации туда существуют строгие показания, что реанимационное отделение – не хоспис и не палата пробуждения. В этой связи хирургам следует знать принципы ведения послеоперационных больных.

 

Исходя из вышеуказанных данных, несложно предположить, какие именно осложнения могут развиться в раннем послеоперационном периоде. Их можно сгруппировать посистемно:

I. Осложнения со стороны ЦНС. Обусловлены не только квалификацией анестезиолога, но и длительностью операции, её травматичностью, преморбидным фоном. Основных причин подобных состояний несколько: длительное действие анестетиков, дисметаболическая энцефалопатия, неврологические нарушения. Могут проявляться как угнетением функции ЦНС (замедленное пробуждение, кома), что может быть связано с выбором метода анестезии, перенесенной при затяжной интубации и транспортировке после операции гипоксией, сниженной функцией печени и почек, сопутствующей эндокринной патологией, общим истощением, так и возбуждением (делирий, галлюцинации, судороги) – при моноанестезии кетамином, операциях на щитовидной железе, продолжительности операции более 4 часов. В профилактике подобного рода осложнений большую роль играет тщательное предоперационное обследование и подготовка больного, компенсация по всем параметрам метаболизма, достаточная премедикация, проведение анестезии адекватными рассчётными дозами препаратов и профилактика гипоксии.

II. Осложнения со стороны органов дыхания. Отсутствие дыхания в послеоперационном периоде свидетельствует о продолжающейся депрессии дыхательного центра вследствие затянувшегося действия анестетиков и/или релаксантов. Кроме того, нарушения дыхания могут быть вызваны обструкцией дыхательных путей, тромбоэмболией ветвей легочной артерии, компрессией брюшной полости (непроходимость кишечника, парез диафрагмы), болью, травмой грудной клетки во время операции (перелом рёбер, пневмоторакс) и мн.др. Подробнее о патогенезе и лечении ОДН см. в теме «Острая дыхательная недостаточность у больных хирургического профиля». Следует лишь дополнить, что основными направлениями терапии этих осложнений являются продлённая ИВЛ и респираторная поддержка, борьба с болью и, при необходимости, декурарезация, адекватная инфузионная терапия с использованием не только кристаллоидов, но и коллоидов в правильных пропорциях. Показания к экстубации послеоперационного больного определяются сочетанием 3 основных критериев:

- восстановление адекватного спонтанного дыхания (наблюдение за больным в течение 20 – 30 минут на фоне спонтанного дыхания через эндотрахеальную трубку;

- восстановление полного сознания (доступность больного продуктивному контакту – понимает обращённую речь и реагирует на неё);

- восстановление достаточного мышечного тонуса (может поднять и удерживать голову, высунуть язык, сильно сжать руку).

Только при наличии всех трёх признаков больного можно экстубировать!

Кроме того, большую роль в развитии послеоперационных легочных осложнений играет ограничение подвижности больного, щажение им себя, что в течение нескольких суток способно привести к развитию застоя в малом круге кровообращения и, как следствие, гипостатической пневмонии, а также застоя в системе нижней полой вены с последующими тромбоэмболическими осложнениями. В этой связи особое значение приобретает ранняя активизация больного в послеоперационном периоде на фоне полноценного обезболивания и применение немедикаментозных методов улучшения дренирования мокроты, таких как вибромассаж грудной клетки, ЛФК, дыхательная гимнастика, щелочные ингаляции и др., применение антикоагулянтов.

III. Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы. Если лёгочные осложнения доминируют в послеоперационном периоде, то большинство сердечно-сосудистых осложнений наблюдается во время операции и общей анестезии. В подавляющем большинстве случаев они развиваются у больных с исходно нарушенной функцией ССС перед операцией и у больных, недостаточно полно прошедших предоперационную подготовку. Причины развития нарушений работы системы кровообращения могут быть разными:

- гиповолемия (характерна для операций на органах брюшной полости, операций с массивной кровопотерей) – сопровождается снижением сердечного выброса, генерализованным ангиоспазмом, что ведёт к состояниям гипоперфузии и другим проявлениям острой сердечно-сосудистой недостаточности;

- гиперволемия – при перегрузке объёмом при проведении инфузий и трансфузий, нарушении функции почек;

- электролитные нарушения (операции на брюшной полости; кровопотеря; постоянный назогастральный зонд в послеоперационном периоде –приводит к значительным потерям калия, т.к. концентрация его в застойном отделяемом в 3 – 5 раза превышает сывороточную; нарушение функции почек) – провоцируют нарушения ритма;

- боль – провоцирует и усугубляет нарушения функции органов кровообращения, вызывая рефлекторный ангиоспазм;

- остаточное угнетающее действие анестетиков на сосудодвигательный центр.

Формы осложнений могут быть разными: нарушения ритма, артериальная гипо- или гипертензия, острая сердечно-сосудистая недостаточность, инфаркт миокарда.

Для профилактики и лечения данной группы осложнений важно адекватно проводить предоперационную подготовку с компенсацией нарушенной функции кровеносной системы, анестезию, коррекцию водно-электролитных нарушений и обезболивание во время операции и в послеоперационном периоде.

IV. Осложнения со стороны желудочно-кишечного тракта. Развиваются чаще всего после операций на органах брюшной полости. Обусловлены могут быть разными причинами:

- характером основного заболевания (кишечная непроходимость, перитонит, панкреатит и т.п.) – операционный стресс усугубляет нарушения моторики и всасывания;

- остаточный эффект миорелаксации и, в большей степени, введения холиноблокаторов (объясняет эффективность введения прозерина с целью стимуляции моторики);

- упомянутое выше преобладание тонуса симпатической нервной системы (как известно, парасимпатическая нервная система поддерживает моторную и секреторную функцию ЖКТ) в послеоперационном периоде

- боль со стороны лапаротомной раны и травмированной брюшины; боль сама по себе вызывает рефлекторный вазоспазм в области повреждения, что, в свою очередь, тормозит процессы регенерации; брюшина богата рецепторами, что делает особенно интенсивным болевой синдром после абдоминальных операций, что, в свою очередь, обостряет и усугубляет все вышеуказанные проблемы и делает особенно актуальным вопрос адекватного послеоперационного обезболивания.

Нарушение функции ЖКТ проявляется в виде:

- угнетения перистальтики;

- нарушения всасывания (питательных веществ, воды и электролитов), что, в свою очередь, влечёт за собой осложнения со стороны других органов и систем, в первую очередь, кровеносной.

Кроме того, лапаротомная рана и брюшина очень легко подвержены инфицированию, что также следует учитывать при ведении таких больных.

Послеоперационных больных кормить нужно начинать как можно раньше, как только начнёт восстанавливаться функция ЖКТ. Правильно организованное питание является полноценной частью лечения, без поступления питательных веществ в полном объёме невозможно адекватное протекание процессов регенерации. При невозможности начать энтеральное питание на протяжении более чем 3 суток больному показано проведение комплекса парентерального питания.

 

основы парентерального питания

больных в критическом состоянии

основная задача парентерального питания состоит в том, чтобы корригировать нарушенный обмен веществ при органической или функциональной несостоятельности желудочно-кишечного тракта. Сейчас все уже согласны с тем, что, как ни важны ранняя диагностика и своевременно проведенное оперативное вмешательство, без коррекции нарушенного метаболизма не может быть правильного ведения больных в послеоперационном периоде. Однако нарушения метаболизма встречаются и при ряде других заболеваний, играя существенную роль в их патогенезе.

В связи с тем, что парентеральное питание недостаточно применяется в различных областях клинической медицины, мы предлагаем вниманию специалистов методические рекомендации, в которых представлены различные стороны проблемы парентерального питания и целенаправленной регуляции катаболических и анаболических процессов, знание которых необходимо каждому клиницисту, применяющему в своей практике этот метод лечения.

 

I. Метаболический гомеостаз в норме и у больных в критическом состоянии

 

В организме человека главным фактором, определяющим нормальный процесс обмена веществ, является соотношение между поступлением пищи и расходом энергии. То есть, между процессами анаболизма и катаболизма. Тесная взаимосвязь анаболических и катаболических процессов, протекающих в организме, обусловливается энергетическими закономерностями. Высвобождающаяся в результате окислительных процессов энергия расходуется на обеспечение движения, теплообразования, синтеза, биоэлектрических процессов и т. д. Энергопотребляемость детей и взрослых представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Энергопотребляемость различных возрастных групп.

Возраст (лет) Энергопотребляемость
ккал/кг ккал/сут
0 – 5 120 – 90 500 – 1000
6 – 7 90 – 75 1000 – 1500
7 – 12 75 – 60 1500 – 2000
12 – 18 60 – 30  
старше 18 лет 30 – 25 2000 – 3000

Здоровый человек способен обеспечить питательные расходы за счет запасов азота и поддерживать, таким образом, жизнь до 70 дней. Метаболический гомеостаз обусловлен не только поступлением в организм основных энергоносителей (белки, жиры, углеводы) и их катаболизмом, но и эндогенной конверсией последних. Принципиальная схема эндогенного метаболизма представлена на рис. 1.

 

ЖИРЫ БЕЛКИ

       
   

 


УГЛЕВОДЫ

Рис. 1. Схема эндогенной конверсии белков, жиров, углеводов

Дефицит глюкозы ведет к ее образованию из аминокислот вследствие глюконеогенеза. Избыток углеводов приводит к формированию и отложению жиров. Углеводы оказывают стимулирующее действие на синтез белка, а из углеродной цепи глюкозы могут возникать цепи эссенциальных аминокислот. Превращение белка в жирные кислоты может происходить как через образование углеводов, так и прямо, через некоторые аминокислоты. Считается, что у нормального человека весом 70 кг общий пул энергии равен 174 000 ккал за счет трех основных источников питания (углеводы, жиры, белки):

Жиры 16 кг 149 000 ккал
Белки (мобилизуемые) 6 кг 24 000 ккал
Углеводы (гликоген) 0,25 кг 1 000 ккал
Всего:   174 000 ккал

Этих исходных запасов теоретически может хватить человеку для выживания в течение 2 месяцев при расходе 2500 ккал в день. Однако у тяжелобольных уровень метаболизма значительно выше, следовательно, истощение запасов произойдет гораздо быстрее. Энергетические потребности больных при некоторых клинических состояниях представлены в таблице 2.

Таблица 2


Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 753 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)