АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Синдром бредоподобного фантазирования

 

Бредоподобное аутистическое фантазирование представляется до­статочно сложным для дефиниции, описания клинических границ и диагностики. Бредоподобное фантазирование и характеризуется именно "бредоподобностью" высказываний: изменчивостью, отсутствием неколебимой бредовой убежденности, доступностью определенной коррекции. Кроме того, бредоподобное аутистическое фантазирование является дефицитарным симптомом и адекватным средством будут разнообразные активирующие реабилитационные воздействия, тогда как при парафренном резидуальном бреде видное место в комплексной терапии занимают нейролептики. Практическая необходимость этого разделения существует, ибо практические врачи при выявлении у больных шизофренией высказываний, соответствующих бреду величия, расцениваю это обычно как парафренную симптоматику и назначают купирующий курс нейролептиков, что затрудняет реабилитацию этих пациентов. Особенности клинических проявлений этого варианта шизофренического аутизма можно проследить на следующем примере.

Клиническое наблюдение. Больной К., 1952 года рождения (история болезни N 3079). Анамнез. Родился в семье инженера-конструктора вторым ребенком из трех. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена, рос и развивался правильно, от сверстников не отставал. Посещал детский сад; в школу пошел с 7 лет. По характеру был спокойным, подчиняемым, послушным в семье и школе. Рано научился быстро читать, с первого класса записался в библиотеку, увлеченно читал книги, поэтому был малообщительным. В школе увлекался техникой, посещал фотокружок, углубленно интересовался голографией, жидкими кристаллами. Закончив 10 классов без троек в 1989 году, поступил в Томский университет на геолого-географический факультет, так как "интересовался строением Земли". Через год "пересилил интерес к космосу", и он перевелся на факультет самолетостроения в НЭТИ. Там очень увлеченно занимался теоретическими вопросами, приходил домой к преподавателям поспорить, имел у сокурсников клички "балда" и "босс". В 1973 году женился, от брака имеет дочь. После окончания института работал инженером-конструктором.

В 1977 году после тонзиллэктомии в течение нескольких месяцев опасался за свое здоровье, что откажет сердце, был настороженным, высказывал идеи отношения. Через полгода появились тревога и нарушение сна, слышал внутри головы мужские голоса, которые ругали его, угрожали, приказывали совершать разные действия. Ощущал на себе действие магнитного поля, защищался от этого действия специальным беретом. В связи с бредовыми высказываниями лечился в психиатрической больнице в течение трех месяцев инсулиновыми шоками и нейролептиками. Был выписан с достаточной критикой на работу с поддерживающим лечением.

После этого почти ежегодно поступает в психиатрическую больницу с обострением галлюцинаторно-параноидной симптоматики. В 1978 году развелся с женой, в 1982 году получил инвалидность второй группы, живет в отдельной квартире под присмотром родителей. С 1991 года испытывал влюбленность в своего лечащего врача (женщину), предъявлял к ней любовные притязания, наряду с бредовыми воздействиями и психическими автоматизмами. С 1993 года стал считать врачей, многих окружающих людей и своих родственников примитивными и некомпетентными, говорил им, что у них "слишком простая речь". Объяснял свою жизнь с позиций теории систем, общался с другими людьми, "синхронизируя по фазе биополе своего мозга с другими". В то же время полностью запущено домашнее хозяйство, внешний вид неряшливый, не мог готовить себе пищу. В 1995 году госпитализирован девятый раз с обострением бреда воздействия и психических автоматизмов. Слышал по телепатической связи женский голос, управляющий его мыслями и комментирующий его желания и поступки. Чувствовал, как его мысли "выходят из головы, отражаются от пространства и возвращаются обратно в виде голосов". Полагал, что окружающие его люди знают его мысли, а он улавливал, о чем думали они. Совершал нелепые поступки, например, сильно царапал ноги, объясняя родителям, что "спускает кровь".

В отделении был малообщительным, на вопросы отвечал не всегда по существу, выявлялись смысловые соскальзывания, резонерство, неологизмы. Говорил, что слышит голос с других галактик, что по миганию звезд передается информация, что он мысленно написал труд по общению с другими цивилизациями. Также рассказал, что он мысленно совершает половой акт с помощью "магнитных полей биотока", что это "психосенсорное половое удовлетворение при мнимокомплексном сексосоединении". Еще он считал, что совершил открытие мирового значения, установив различие размера и веса атомов по аналогии с куриными яйцами, которые тоже разной величины. Считал это важнейшим своим открытием, хотя нигде не заявлял о нем. К своему состоянию полностью некритичен. Выписан под наблюдение родственников на поддерживающее лечение в психодиспансере.

Таким образом, синдром бредоподобного аутистического фантазирования проявляется как особый тип направленного мышления и поведения, приводящего к почти полной замене реальности миром грез и фантазий. Фантазирование у больных концептуально неустойчивое, переживания были изменчивы, больные не настаивали на них и могли изменить содержание по предложенной в беседе фабуле. Фантастические представления, воспоминания своей жизни или информация из книг и кино, грезы и желания мистического, космического, символического, религиозного, а также бытового и обыденного содержания протекают в форме изменчивых, отрывочных, нестойких образов пассивного воображения. Нередко у таких больных выявляется ретроспективный бред с пересмотром своего прошлого, своей биографии и бредовым приписыванием себе высокого социального происхождения, что подкрепляется соответствующими по содержанию конфабуляциями.

Эти переживания могут не отражаться на внешнем поведении больных и парадоксально сочетаться с относительно упорядоченным элементарно-бытовым поведением в стационаре, хотя окружающая обстановка ими полностью игнорировалась или осознавалась по-бредовому.

Псевдоаутизм

 

Этот вариант аутизма, который определяют как псевдоаутизм, наблюдается примерно у 6% больных с исходным состоянием шизофрении. У данных больных течение шизофрении отличается высокой степенью прогредиентйости, так что в финальной стадии заболевания у них формируется выраженный «тотальный» шизофренический дефект с картиной слабоумия. У больных выявляется эмоциональная опустошенность с безучастностью ко всем изменениям в окружающем. У них почти невозможно получить какие-либо анамнестические сведения. На вопросы они если и отвечают, то односложно и формально. Они практически неспособны воспринимать информацию и решать даже простые задачи. Им недоступна даже элементарная продуктивная деятельность, они не испытывают побуждения к ней, полностью бездеятельны. Потребность в общении отсутствует, они по своей инициативе в контакт не вступают, поэтому их общение чисто пассивное, реактивное. Будучи безразличны к окружающим, они не следят за своим внешним видом, неряшливы. Предоставленные сами себе они безучастны, пассивны, стремятся лежать в кровати, не способны к самообслуживанию. Нередки у них явления вторичной кататонии, проявляющиеся в двигательных стереотипиях, бессмысленном бормотании. Практические врачи обычно состояние таких больных расценивают как "аутизм". Но по существу это есть внешнее выражение распада человеческой личности. Все поведение и социальные коммуникации больных настолько обеднены, а содержание переживаний и эффективность настолько грубо опустошены, что для больных становится невозможным аутистическое переключение на свой внутренний иллюзорный мир. Должен быть «определенный лимит, уровень аффективного содержания, ниже которого принципиально невозможно аутистическое конструирование». Поэтому в полном соответствии с клинической логикой подобное чисто внешнее сходство с аутизмом правильнее все же определить как "псевдоаутизм".

 

Таким образом, анализ аутистического симптомокомплекса при шизофрении показывает как его большое клиническое разнообразие, так и различное значение в зависимости от особенностей психопатологической структуры и места в общей картине заболевания. Различные типологические клинические варианты аутизма при шизофрении формируются на разных этапах течения шизофренического процесса и связаны с различной степенью выраженности дефицитарных нарушений. Каждый из вариантов аутистического симптомокомплекса соответствует определенному уровню нарушения критического самосознания и степени расстройств логического мышления. Поэтому аутизм при шизофрении не является сам по себе отдельным диссоциативным процессом, а возникает как следствие фундаментальных процессуальных нарушений. Аутистический симптомокомплекс, следовательно, является отражением и непосредственным проявлением шизофренического дефекта. Согласно современным представлениям и данным различных исследований, непосредственной связи между формой шизофрении, симптоматикой острого периода и клинической спецификой негативного симптомокомплекса (или исходного состояния) нет, но существует зависимость от тяжести шизофренического процесса. Отсюда следует, что каждый из описанных вариантов аутизма соответствует определенному этапу становления шизофренического дефекта. Следовательно, подобная дифференциация аутизма при шизофрении способствует более объективной и полной диагностике этапов шизофренического процесса, а также может быть использована для оптимизации лечебно-реабилитационных подходов к подобного рода больным.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гиллберг К., Питер С. «Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты, ГЭОТАР-Медиа, 2003

2. Жмуров В.А. «Большая энциклопедия по психиатрии»,2 изд., Медицина, 2012

3. Завитаев П.Ю., Микиртумов Б.Е. Аутизм. История вопроса и совеременный взгляд. М.: Научная литература, 2006

4. Незнанов Н.Г. «Психиатрия: клинические рекомендации», ГЭОТАР-Медиа,2009

5. Красильников Г.Т., Семке В.Я., Дресвянников В.Л. «Аутизм при шизофрении», Томск, 1998

6. Каплан Г.И., Сэддок Б. Дж. «Клиническая психиатрия»,М.:Медицина,2002

7. Красильников Г.Т. «Аутизм и аутистичесий синдром», Томск, 1995

8. Оксфордское руководство по психиатрии, Сфера, 1999.

9. Старичков Д.А. Особенности первичного психиатрического интервью с больными параноидной шизофренией. – Новосибирск: Сибмедиздат, 2005. – 20с.

 


Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 667 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)