АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

РЕЖИМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ

Ребенку с аутизмом в школе в основном требуется все то же, что и обычным детям. Ему будет легче адаптироваться, особенно в на­чале обучения, если в классе царит благожелательная и спокойная атмосфера: большинство срывов в поведении возникает на фоне об­щей напряженности, конфликтов взрослых с другими учениками.

Для него важны доброжелательность и симпатия, которые позво­ляют довериться и привязаться к своему учителю. Когда такой ре­бенок поступает в школу, то, как правило, он уже хочет быть школь­ником, стремится к детям и готов полюбить своего учителя.

Он очень нуждается в эмоциональном контакте, мнение об от­сутствии у него потребности в общении не подтверждает ни один практический психолог, работающий с таким ребенком. Известно, что сложившиеся отношения с учителем являются для этих детей мощным стимулом не только в обучении, но и в эмоциональном и социальном развитии.

Так же как и другим, хотя, возможно, и в большей степени, ему нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе,' на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно, даже если это отмена сложной контрольной или неожиданная интересная экскурсия.

Бережное отношение к уже сложившимся формам взаимодействия не означает, что мы желаем их жесткой фиксации. Доказано, что ребенку можно помочь стать-более гибким, не разрушая, а посте­пенно усложняя и развивая усвоенный им порядок взаимодействия, вводя в него все больше возможных вариаций.

Педагог и психолог должны своевременно оказывать ребенку до­полнительную индивидуальную помощь — она необходима для оп­ределения подходящего режима освоения учебных навыков. Труд­ности могут и не появиться (часть детей уже при поступлении в школу владеет навыками чтения, письма, счета), но если появляются, то обычно связаны с прошлыми неудачными попытками обучения, с излишним нажимом, с нетерпеливостью родителей или учителей. Первой предпосылкой преодоления этих трудностей является опыт успешности, который мы должны дать ребенку.

Большинству таких детей потребуется помощь психолога в разви­тии представлений о себе и об окружающем, в понимании других лю­дей, в овладении навыками коммуникации и взаимодействия, в пре­одолении бытовой неприспособленности и социальной наивности.

Такие дети часто могут схватывать на лету достаточно слож­ную информацию (весь класс, например, может списывать у ребен­ка упражнения по иностранному языку), но нуждаются в дополни­тельной помощи, для того чтобы уразуметь самые обыденные вещи, то, что обычные дети усваивают сами в достаточно раннем возра­сте. Характерно, что в этом случае поддержка консультанта «со сто­роны» может быть менее эффективной, чем помощь школьного пси­холога. Дети могут затрудняться в переносе знаний и навыков из ситуации специальных занятий в естественную среду. Поэтому по­мощь ребенку в овладении социальными навыками, оказываемая «по ходу дела», в процессе обычной школьной жизни, именно тогда, ког­да это актуально, наиболее ему полезна.

И, конечно, полноценная психологическая помощь не может осу­ществиться вне обстановки взаимного доверия специалистов и близ­ких ребенка и их тесного взаимодействия. С родителями достичь такого доверия может быть не просто, поскольку они уже прошли определенный путь взаимоотношений со специалистами. Родители часто справедливо подозревают, что психолог может вывести ре­бенка на индивидуальное обучение. Мы знаем случаи, когда дети успешно овладевали школьной программой, побеждали на разнобразных детских олимпиадах и потом обучались в институте. Однако прежде всего рассмотрим пристально возможные трудности ребен­ка с аутизмом, характерные для разных периодов его школьной жиз­ни. Нам важно сейчас выделить именно их, чтобы знать, как их пре­дотвращать.

Первые трудности

 

Как уже говорилось, к школьному возрасту многие дети с аутиз­мом хотят быть учениками и идти в школу. Как правило, они даже имеют некоторые школьные навыки: почти все знают буквы и циф­ры, порядковый счет, умеют читать, реже — писать и считать. Мно­гие имеют хороший словарный запас и обширные знания в области своих увлечений, поэтому часто производят вполне благополучное впечатление при предварительном знакомстве. Практически все они имеют опыт индивидуального обучения и уже неплохо организуются на индивидуальных занятиях, тем не менее их обучение в школе, в группе детей, сначала может складываться не очень гладко. Чтобы не отбить у коллег желание работать с такими детьми, скажем сра­зу, что при проявлении терпения и понимания почти все описанные ниже трудности значительно сглаживаются уже в течение первого полугодия. Справиться с ними можно, только дав ребенку реальный опыт обучения вместе с другими детьми: другого пути нет, никакая индивидуальная работа не может заменить подобный опыт.

Постараемся кратко перечислить, с чем на первых порах может столкнуться учитель. Такой ребенок, например, может вести себя как совсем маленький—с трудом сидеть некоторое время за партой, вставать, ходить по классу во время урока, играть во что-то свое. Но здесь учитель обычно все-таки справляется: с подобными «не­зрелыми» детьми он наверняка уже имел дело и постепенно усажи­вал их за работу.

Другие особенности могут быть более специфическими. Так, ре­бенок может как будто не реагировать на речевые обращения или показ учителя, может не выполнять инструкции, просто как бы не слышать и не видеть его. Однако это не вполне так: ребенок воспри­нимает происходящее, но не всегда может сразу сконцентрироваться и отреагировать. Часто ой хотя и с запозданием, но все-таки выпол­няет требование и отвечает на заданный вопрос. Иногда учитель специально, чтобы стимулировать ребенка к ответу, обращается к другому ученику и таким образом все-таки втягивает его во вза­имодействие.

Задания ребенок может выполнять сначала медленно и нелов­ко, как будто нехотя. Он сидит за партой, расслабленно развалив­шись и рассеянно глядя в сторону. Но это не самое главное. Важно, чтобы он постепенно начинал все более стабильно работать на уроке.

Не стоит стремиться как можно скорее привести такого ребенка в порядок, заставить его вести себя на уроке абсолютно правильно. Наша торопливость в данном случае даст обратный результат: в напряженной ситуации он может больше пугаться, замолкать, ухо­дить в себя и совсем переставать соображать или, наоборот, актив­но протестовать, шуметь и отказываться от работы. Ребенок также может начать искать отдых и защиту в привычной стереотипной активности. Надо помнить, что перевозбуждение, внешне немотиви­рованный смех или плач ребенка, как правило, связаны с его пере­груженностью впечатлениями.

Учитель, для того чтобы терпеливо дозировать нагрузку на ре­бенка, нуждается в постоянной поддержке психолога, в совместном анализе возникающих проблем, дающем понимание, что стоит за неправильным поведением ребенка.

Дети с аутизмом характеризуются значительной психической не­зрелостью, утомляемостью, пресыщаемостью, особой возбудимо­стью, зависимостью даже от легкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды и требуют бережного к себе отношения. С возрастом они становятся, как правило, более выносливыми.

В начале обучения все эти трудности многократно усугубляются: все необычное, как известно, является для этих детей очень силь­ным стрессовым фактором. В этой новизне самым острым пережи­ванием для такого ребенка является общество других детей. Поэто­му, даже если его поведение вполне адекватно дома и на индивиду­альных занятиях, в классе он может легко возбуждаться, приходить в восторг от шалостей одноклассников, хохотать, когда все уже успокоились, и пытаться повторять их «шутки». И хотя это, безуслов­но, осложняет жизнь класса, важно помнить, что наш ребенок только начинает подражать детям, это его первые опыты быть «как все» и, если он не пройдет их, трудно ждать, что он начнет следовать пра­вильным образцам поведения.

Понятно, что при всем этом надо сохранить нормальные условия обучения для других, обычных детей. Здесь психолог может помочь, организуя процесс постепенного подключения ребенка к общим за­нятиям, сначала к тем урокам, к которым он уже подготовлен инди­видуально. В идеале, конечно, введение такого ребенка в класс прой­дет более гладко, если временно на уроке будет присутствовать ас­систент, помогающий ребенку организовать себя. Присутствие на уроке родителей в этом случае надо использовать очень осторожно, потому что как раз близкие часто слишком стараются навести по­рядок, и их напряжение передается ребенку. Иногда роль ассистента с удовольствием выполняет ближайший сосед (чаще соседка) ре­бенка по классу, и эту ситуацию, как нам кажется, можно успешно использовать.


Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 347 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)