АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Классификация по принципу самоопределения или имитации

1. Псевдохристианские культы: «Поместная церковь» Уитнесса Ли, «Бостонское движение», «Семья» («Дети Бога»), «Движение веры», «Богородичный центр», «Церковь последнего завета», мормоны, «Свидетели Иеговы» и т.д.

Характеристика: стилизуются под христианскую конфессию. Для данного типа групп характерны: искажение толкования Священного Писания по сравнению с традиционно сложившимися богословскими школами, наличие собственных «откровений», имеющих для культистов более важное значение, чем Божественное библейское Откровение, обостренно негативное отношение к традиционному христианству, провозглашение собственных специфичных условий спасения.

2. Псевдовосточные культы: Брахма – Кумарис, культ Сатья Саи Бабы, Сахаджа Йога, культ Ошо Раджниша, Тантра-Сангха, культ Шри Чинмоя, Общество Сознания Кришны и т.д.

Характеристика: приписывают себе традиционность восточных религий, претендуют на передачу истинной духовной традиции, заявляют о своей совместимости с христианским вероучением. Реально же в традиционном индуизме отсутствует прозелитизм, индуистом нельзя стать, им можно только родиться. В индуизме огромное значение придается цепи ученической преемственности (парампаре). Духовным учителем (гуру) может стать только тот, кто сам имел духовного учителя из общепризнанной духовной школы. Для подобных сект характерна подмена основных условий исповедания традиционного индуизма, например, новоиспеченные адепты - не являются индусами по рождению, следовательно, они не имеют права исповедовать традиционный индуизм. Философия псевдоиндуистких сект полна заимствований из христианства, отсутствующих в оригинальной индийской философии, которые вводятся с целью создания более привлекательного имиджа секты в глазах людей, воспитанных в христианской культуре. Это приводит к формированию синкретических вероучений, исполненных внутренних противоречий. Скажем, представление о законе кармы логически несовместимо с верой в Личностного Бога, а идея освобождения ученика от кармы его духовным учителем представляет собой искаженное заимствование христианского таинства Покаяния и прощения христианина Богом.

3. Псевдонаучные: парапсихология, Синтон, путь к солнцу, сайентология и т.д.

Характеристика: стилизация научности. Данные секты «играют» в науку. При этом научные критерии к решению проблем полностью отсутствуют. Напомним, главным критерием научности является экспериментальная доказуемость утверждаемых положений. Совокупность утверждений, противоречащих научным, т.е. экспериментально обоснованным выводам, можно считать лишь лженаукой. В подобных организациях есть лишь один критерий истинности любого утверждения - мнение лидера организации. Группы такого рода можно назвать наукообразными по форме и оккультными по содержанию.

4. Культы здоровья: ребефинг - холотропное дыхание и т.д.

Характеристика: общим для данной группы сект является утверждение приоритетной ценности физического здоровья и долголетия; утверждается, что следуя именно данному движению, возможно их обретение.

5. Оккультные направления: агни-йога, теософия, антропософия, астрология, магия, экстрасенсорика, биоэнергетика, хиромантия и т.д.

Характеристика: претендуют на обладание некими «тайными знаниями», дающими власть над «силами вселенной», практикуют систему «эзотерических посвящений», открывающих сверхъестественные способности, возможности к новому видению и пониманию устройства мира. Имеют развитую философию человекобожия.

6. Неоязыческие: «Веда», «Вервольф», «Вятичи», «Индеанисты» и т.д.

Характеристика: возрождают языческие культы. По сути, неоязычество состоит из оккультной «начинки» и фольклорного «одеяния». Для подтверждения исторической легитимности проводятся параллели между славянской и индийской мифологиями. Для того, чтобы придать своему учению авторитет древности, называют получившийся суррогат сохраненным «священным преданием» древних славян, которое донесли до нас «тайные» адепты язычества. На основе всего вышесказанного сочиняют собственную «религию». Большинство современных неоязыческих культов не имеют никакой реальной исторической связи с настоящим древним язычеством.

7. Коммерческие культы: все организации, имеющие пирамидальную структуру и основывающие коммерцию на идеологии (например, «Гербалайф»).

Характеристика: коммерческая деятельность организаций данного типа окрашена в мистические тона. Провозглашается «спасительная» идея, например, спасение человечества от ожирения с помощью «чудо - продукта». Создается миф о необычном появлении «чудо – продукта», утверждается элитарность членов организации по отношению к остальному обществу.

Прежде всего, данные организации и группы объединяют в себе индивидуумов, которые по той или иной причине не могут участвовать в общественных процессах и являться полноценными членами общества. Самым важным для этих групп являются «высокие» цели на благо всем и соответствующая идеология. У большинства из этих организаций и групп благородные цели, как всеобщее благо и просвещение, свобода и процветание, и т.п. Реальные цели, часто сводятся к личному благу, личному просвещению, личному процветанию за счет других людей.

 

Социальный психолог Маргарет Зингер и др.(1990) считают, что культы притворяются, что они помогают своим членам, но фактически они эксплуатируют их: культы устанавливают двой­ную жизнь, в которой они применяют двойные стандарты деятельности за одно и то же время. Внешние, поверхностные нормы, которые придают осо­бое значение идеализму и праведности мотивов, подчинены глубинным скры­тым намерениям и целям организации или группы - и весьма часто опровер­гаемые внутренним обучением. В то время, как раздача пищи по «Проекту добровольцев» КАРП (студенческой ветви Церкви объединения в Сан-Франциско), провозглашалась как выражение доброй воли и общественного служе­ния, внутренняя задача была рекрутировать новых членов, сэкономить день­ги, собирая бесплатную еду для членов, улучшить публичный имидж и укре­пить власть группы.

Вся культовая деятельность по существу имеет 2 цели: делать деньги и вовлекать новых членов.

Все виды деятельности могут быть сведены к этим основным целям, потому что единственной наиболее важной целью культа является поддержание самого себя и рост по мощи и статусу без оглядки на своё окружение, то есть общество. Иллюстрацией для сравнения может быть раковая клетка, которая вместо того, чтобы работать в балансе и гармонии с системой, воспроизводит сама себя и пытается заполнить всю систему... ценою жизни этой системы.

 

 

№ 3 Группы риска, вербовка и манипуляции в деструктивном культе

 

Прежде чем перейти непосредственно к методам вербовки и манипуляциям, нам необходимо поднять вопрос: кто предрасположен к попаданию в деструктивные культы.

Как установлено исследованием МакГовэка (1991), всё население, от детей до взрослых рискует попасть под культовое влияние и манипуляцию. Гэлпер (1981) указывал, что первичное обращение за консультацией, связанное с проблемой культов, исходит либо от родителей молодых взрослых, ко­торые стали активными членами культов, либо от людей, которые покинули культ и ищут помощи в приспособлении заново к нормальной жизни. Боль­шинство обращений - от родителей. Члены культов, как правило, индоктринированы фобиями против специалистов по психическому здоровью и всех лю­дей, которые могли бы им помочь осознать, что ими манипулируют. Когда они уходят из группы, они часто испытывают страхи, и хотя они могут осознать, что нуждаются в помощи, они, как правило, не обращаются к специалистам по собственной инициативе (Гэлпер. 1981).

Обманутые органи­зацией, которой они отдали свою веру, энергию, время, большинство экс-культистов подозрительно относятся к любой организации или «к профессионалам». Поэтому, как замечает Соломон (1991), нет значимой статистики по числу людей, покинувших деструктивные культы и нет ясной картины по частоте состояний дезадаптации в результате вовлечения в культ.

Тем не менее, значительное число людей, вышедших из культов, испытывает психотические и нейротические симптомы, от которых они ищут избавления, консультируясь с психотерапевтами и адвокатами.

Европейские ученые, проведя многочисленные беседы и консультации с сотнями экс-культистов, сформировали несколько наблюдений, которые в цлом характерны для деструктивных культов:

1. Нет каких-либо возрастных ограничений;

2. Наибольшая часть посвященных – женщины;

3. Наибольшая часть наставников-руководителей – мужчины;

4. Среди обладателей дипломов о высшем образовании большинство – с негуманитарным образованием.

 

Социальные и характерологические особенности индивидов, склонных к индоктринации:

· Истероиды.

· Психастеники.

· Лица с паранойяльной настроенностью.

· Зависимый тип личности.

· Из семей с гиперопекой.

· Из неполных семей.

· Лица из асоциальных семей.

· Лица с ограниченными физическими возможностями.

· Лица, пережившие тяжелые психотравмы.

· Лица с развитым эйдетическим восприятием (галлюцинация наяву).

· Лица, склонные к конфабуляциям (разновидность ложных воспоминаний” “галлюцинации воспоминания”).

· Дети, внуки и родственники сектантов.

 

Что же касается психологических проблем, которые могут стать причиной вовлечения в секту, то среди них можно назвать следующие:

 

1. Поиск острых ощущений, склонность к мистическим переживаниям.

2. Затруднение в самовыражении, «поиске себя».

3. Желание стать «посвященным», отделиться от «невежественных», т.е. от толпы.

4. Душевная неуравновешенность или сниженная психологическая устойчивость после развода, потери близких, болезни и т.д.

5. Огромное впечатление на новообращенных сектантов производит появление смысла в их жизни.

6. Сильным стимулом при вербовке в секту является обещание немедленного исполнения всех желаний человека.

7. Восприятие субъектом своей жизненной ситуации, как трудной.

8. Ощущение одиночества, беззащитности.

9. Некоторые особенности психического развития или психические заболевания.

10. Серьезные проблемы в семейной жизни или профессиональной деятельности.

11. Стремление вырваться из-под родительской опеки (характерна при излишней родительской опеке подростка). Более подвержены влиянию сект дети, воспитанные авторитарными родителями.

 

Отдельно остановимся на подростковом возрасте. Как Вы видите из вышеперечисленного списка групп риска, к подросткам напрямую относятся: семьи с гиперопекой, неполные или асоциальные семьи, «культовые» семьи.

Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, т.е. дети начинают ощущать себя взрослыми людьми, это и есть центральное новообразование младшего подросткового возраста. Оно проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценка, собственная манера поведения. Желание выглядеть в глазах окружающих взрослым усиливается, если не находит у них отклика. Производители благ помогают подростку избавиться от чувства «не - взрослости», эксплуатируя его ожидания от внешнего мира в целях помощи в выборе именно их благо.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый физический облик. Из-за его субъективной значимости подросток остро переживает все изъяны своей внешности, действительные и мнимые. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются, если с близкими взрослыми установлены теплые, доверительные отношения, причем, взрослые должны проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрики или ирония, отрывающие подростка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

Примерно в 15 лет ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности, у него формируется, так называемая «я-концепция», то есть система внутренне согласованных представлений о себе, образов «я». Образы «я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Представления о собственной физической привлекательности (физическое «я»), представления о своем уме, способностях в разных областях (познавательный компонент «я-концепции»), о силе характера, общительности, доброте и других качествах образуют большой пласт «я-концепции», так называемое, реальное «я». Помимо реального «я», «я-концепция» включает в себя «я» - идеальное. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает подростка к самовоспитанию. Подросток не только мечтает о том, каким он будет в ближайшем будущем, но и стремиться развить в себе желательные качества. Большой разрыв идеального «я» и реального «я» приводит к неуверенности, обидчивости, упрямству, агрессии.

В подростковом возрасте все мы бурно увлекаемся разнообразными делами. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству, без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, удовлетворяя тем самым, возникшую потребность в самостоятельности, и познавательную потребность и некоторые другие. Как правило, увлечения не несут учебного характера. Часто с обучением в школе пересекаются интеллектуально-эстетические увлечения. Они связаны с интересом к любимому предмету, занятию – истории, музыке, рисованию, радиотехнике и т.д. У подростков могут быть эгоцентрические увлечения – любое дело становится средством демонстрации своих успехов. Подростки стараются привлечь к себе внимание, выделиться, возвыситься в глазах окружающих, например, занимаясь модным видом спорта. Самый примитивный вид увлечений подростков – информативно-коммуникативный. В нем проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей критической переработки, а также потребность в легком необременительном общении со сверстниками – во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Это, скажем, многочасовые пустые разговоры в дворовой компании, длительное просиживание перед телевизором.

Для этого возраста характерны не только разнообразные увлечения, но и эмоциональное общение со сверстниками. Подростковая дружба – сложное, противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга; он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же друг, занятый своими, не менее сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, вполне возможен разрыв отношений.

У подростков в это время появляется много знакомых и, что более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социально-культурного развития, это благотворно отражается на дальнейшем развитии его личности.

Самоопределение, стабильность личности связаны с формированием мировоззрения. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются однажды в жизни, раз и навсегда. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от своих прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне. Не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззренческая система ясных, устойчивых убеждений. Эриксон говорил, что отсутствие мировоззренческого выбора в юности, смешение ценностей не позволяют личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью. Однако до тех пор, пока это «предвосхищающее» самоопределение не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным. Отсюда – третий возрастной период, от 18 до 23-25 лет, который условно можно назвать поздней юностью или началом взрослости. Но как многие юноши в некоторых отношениях еще остаются подростками, так и многие молодые люди сталкиваются с «юношескими» проблемами и годы спустя.

Юношеский возраст – пора любви. Любовь накладывает свой отпечаток на жизнь и деятельность личности. Увлеченность поглощает массу времени на встречи и мечты, требует нового отношения к внешности, что порождает потребность модно одеваться, иметь красивую прическу и т.д.

Старшеклассники, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющие слишком много внимания нарядам, делают это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги. Броская одежда, привлекающая к себе внимание, - средство получить подтверждение, что опасения напрасны, что юноша или девушка могут привлекать и нравиться. Человек, уверенный в себе в таком постоянном «подтверждении» не нуждается, поэтому с возрастом озабоченность внешностью обычно уменьшается. Человек привыкает к своей внешности, принимает ее. На первый план выступают теперь другие свойства «я» - интеллектуальные, волевые и моральные качества, от которых зависят успех деятельности и отношения с окружающими.

Мы рассмотрели некоторые особенности юношеского возраста, но свести их к какому-то общему портрету вряд ли удастся, так как, несмотря на то, что все старшеклассники сталкиваются с одними и теми же проблемами, взрослеют они в разное время. Прежде всего, действует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно, как межличностной: темп созревания и развития подростков различен, поэтому одноклассники могут находиться на разных стадиях своего индивидуального развития; так и внутриличностной (гетерохронность физического, полового, умственного, социального и нравственного развития одного и того же индивида). Поэтому первый вопрос, который должен возникнуть при встрече со старшеклассником: с кем мы имеем дело – с подростком, юношей или уже с взрослым человеком.

Итак, подростки имеют некие общие психологические особенности: это поиск себя, эгоцентризм, повышенное внимание к мнению окружающих их людей, тщательно скрываемая неуверенность в себе. Часто эта неуверенность проявляется в повышенной конфликтности, обидчивости. Мировоззренчески подростки незрелы, у них сильно развито подражание кумирам. Они часто поверхностны в своих суждениях, но их самолюбие не дает им возможности в этом признаться. Они эмоционально нестабильны.

Другими словами: чем младше человек, тем более он подвержен индоктринирующим влияниям, ибо воспринимает окружение как обучающую среду. Период раннего полового созревания характеризуется активной ориентацией на адаптацию к паттернам общения в малой группе, то есть восприятие правил игры в коллективе. Этот возраст более всего уязвим в плане повышенной восприимчивости к предлагаемым ему паттернам поведения в группе, более того, именно в этом возрасте резко возрастает значение символических родительских фигур, которые проективно разыскиваются вовне.

Второй возраст повышенной чувствительности — юношество 17-19 лет, когда возникает реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее самого человека. Достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения в кризисных ситуациях, для того чтобы стать кумиром молодого индивидуума. В юношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию образа “Я” через отрицание отвергаемых моделей поведения. Самоопределение и самоутверждение осуществляется посредством контрастного и резкого разграничения собственной идентичности с наблюдаемыми вовне примерами судеб и моделей жизни. Именно на этом строится психополитика индоктринации, ориентирующаяся на предложение незрелому индивидууму ролевых моделей, заведомо отличающихся от общепринятых. Личностная зрелость проявляется в адекватном восприятии того образа жизни, который не созревшему индивидууму представляется как формальный, банальный, пыльный (то есть отживший), скучный и серый, отыгравший, исчерпавший себя, неперспективный, безжизненный.

Помимо этого существует определенная социальная проблема – воспитательная функция в обществе не успевает за изменяющимся обществом. Молодые люди в процессе готовятся к вступлению в социальное общество, которое успевает кардинально измениться в глобальной гонке. Те навыки, которые им давало общество во время процесса воспитания в итоге «морально устаревали» и были мало эффективны в условиях «нового общества». Особенно заметно такое проявление в новых и неоформившихся обществах (или после потрясений), подобное явление подобно социальному шоку, которое испытало большинство граждан СССР, когда его не стало - советский социальный быт стал ломаться и деформироваться.

Все это используют профессиональные вербовщики в деструктивных культах.

Хотя конкретная тактика варьируется, определенные общие черты выделены ниже. В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:

· Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали;

· Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать;

· Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т. п.;

· Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.

Если предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:

· показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?»;

· демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...»;

· удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле);

· извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: «что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?» или «Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?» или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?».

Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, - а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу».

Для наивного или неинформированного наблюдателя вербовщики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение гораздо менее привлекательно - быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов. К несчастью, новый рекрут часто слишком охвачен энтузиазмом своей новой преданности, чтобы заметить, что этот хороший приятель и вербовщик покинул его для кого-то другого.

В чем заключается цель вербовки?! Целью вербовки служит манипулирование информацией и поведением человека с целью посещения им культа, с дальнейшей вербовкой в ряды приверженцев.Сама по себе манипуляция - это часть коммуникации, ежедневной социальной коммуникации - боятся, и избегать ее бесполезно.Опасна цель манипуляции, а не она сама.

Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Сегодня на Западе пользуется большой популярностью определение, предложенное психологом, адъюнкт-профессором Университета Калифорнии в Беркли Маргарет Тейлер Сингер. В своем определении она исходит из понятия культовых отношений: «Культовые отношения – это отношения между людьми, в процессе которых один человек намеренно склоняет другого к полной или почти полной зависимости от него практически во всех главных жизненных решениях и порождает в этом человеке веру в свой особый талант, дар или способности».

С помощью различных психологических методов, уловок, методик общения и коммуникаций, которые применяются повсеместно в жизни, профессиональные вербовщики завлекают Вас в культы под различными предлогами: изучение иностранного языка, чтение библии, клуб по интересам, тренинг, семинар, лекция великого ученного и т.п.

В дальнейшем на культовых мероприятиях с помощью манипуляции нарушаются права личности, и подавляется ее прежнее поведение. Давайте рассмотрим более подробно «Манипуляцию и права индивида» по материалам «Тренинга уверенности в себе», Манюэля Смита.

 

Манипуляции и права (по Смиту)
МАНИПУЛЯЦИЯ ПРАВО ЛИЧНОСТИ
Тебе не следует высказывать независимых (эгоистичных) суждений. Следует руководствоваться общепринятыми правилами и мнением о тебе людей более важных и мудрых Я имею право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя. Я имею право отстаивать своё мнение - это основа для здорового проявления личности в любых человеческих отношениях. Я имею право быть последним судьёй над самим собой и над своими поступками.
Ты должен объяснять своё поведение другим людям, потому что Ты несёшь перед ними ответственность за свои действия. Ты должен оправдываться за свои поступки перед ними. Я имею право не оправдываться и не извиняться за своё поведение.
Ты должен пожертвовать своими личными ценностями и не дать разрушиться этой системе предписаний. Если система когда-то не срабатывает, должен приспособиться или измениться Ты, а не система. Если возникают какие-то проблемы с системой - это твои проблемы; система за них ответственности не несёт. Я имею право решать, должен ли я брать на себя ответственность за чужие проблемы (есть ли мне дело до чужих проблем).
Ты не должен передумывать после того, как Ты уже принял решение (и дал знать об этом другим). Если Ты изменяешь своё мнение, то что-то не так. Ты должен оправдывать свой новый выбор или признать, что Ты ошибся. Если же Ты заблуждаешься сейчас, Ты показываешь, что Ты безответственен; вполне вероятно, что Ты снова ошибёшься, и тем самым создашь новые проблемы. Значит, Ты не в состоянии принимать самостоятельные решения. Я имею право передумать, изменить своё мнение.
Ты не должен совершать ошибок. Ошибки - это зло, которое создаёт неприятности другим людям. Если Ты совершаешь ошибки, Ты должен чувствовать свою вину. Ты не умеешь вести себя должным образом и принимать достойные решения. Чтобы Ты не мог вызвать новых проблем, твое поведение и решения должны контролироваться другими людьми. Только таким образом Ты сможешь компенсировать то зло, которое Ты им причинил. Я имею право делать ошибки и отвечать за них.
У Тебя должны быть ответы на любые вопросы о возможных последствиях твоих действий; ведь если у тебя нет ответов, значит, Ты не осознаёшь того, какие проблемы можешь создать другим людям, и тогда Ты безответственен и тебя надо контролировать. Я имею право сказать: «Я НЕ ЗНАЮ»
Люди, с которыми Ты общаешься, должны быть расположены к тебе, иначе они могут помешать тебе делать что-либо. Чтобы выжить, Ты должен сотрудничать с другими людьми. Очень важно, чтобы тебя любили. Я имею право не зависеть от того, как ко мне относятся другие. Мне не требуется расположение других людей, чтобы взаимодействовать с ними эффективно и с пользой дела. Меня, возможно, никогда не будут любить по-настоящему, если я не рискну побыть нелюбимым. Я не должен волноваться из-за того, что, возможно, я кому-то не нравлюсь.
Ты должен следовать логике, потому что она позволяет принимать наилучшие решения. Я имею право быть нелогичным в принятии решений.
Чтобы жить без разногласий, Ты должен предвосхищать нужды других людей и быть восприимчивым к ним. Предполагается, что Ты и так понимаешь их нужды, тебе не нужно о них говорить. Если же Ты не понимаешь этого, пока тебе не начинают постоянно об этом говорить, то, значит, Ты не в состоянии жить в гармонии с другими людьми, Ты - человек безответственный и ничего не знающий. Я имею право сказать: «Я НЕ ПОНИМАЮ».
Поскольку Ты человек, Ты ничтожен и у тебя много пороков. Ты должен стараться преодолеть свои человеческие слабости и всеми силами «улучшать» себя, пока не достигнешь совершенства во всём. Тебе вряд ли это удастся, но Ты всё-таки должны хотеть совершенствоваться. Если кто-то тебе укажет, каким образом Ты можешь улучшить себя, Ты обязан последовать его наставлению. Если Ты этого не сделаешь, то Ты - испорченный, ленивый, недоразвитый и никчёмный, и потому Ты не заслуживаешь чьего бы то ни было уважения, в том числе и своего. Я имею право сказать: «МНЕ ПЛЕВАТЬ…», «МЕНЯ НЕ ВОЛНУЕТ…», «МЕНЯ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ…» Спросить себя самого, доволен ли я собой и тем, как проявляю себя, а затем принять своё собственное решение в отношении того, хочу я или нет что-то изменить.

Составлено по книге «Тренинг уверенности в себе», автор: Мануэль Смит

Подобные манипулятивные технологии в психологии называют «контроль сознания» или «реформирование мышления».

Контроль сознания («незаконное влияние», «реформирование мышления», «программирование», «несанкционированное внедрение в психику») - это сознательное насильственное управление психикой и поведением человека, психологическое воздействие с целью достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора), с использованием ненасильственного (насильственного) обращения в веру (внедрение убеждения), или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия, или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют.

Теория контроля сознания - это практическое применение хорошо обоснованных и экспериментально проверенных данных научной психологии к феномену быстрых и резких изменений поведения, мышления и чувств у людей, оказавшихся в группах (как религиозных, так и любых других) с высоким уровнем социально-психологического манипулирования и давления.

 

 

№ 4 Изменения в психике человека, «удвоение», ddd-синдром, зависимое расстройство личности

В итоге под воздействием техник контроля сознания в психике человека происходят изменения, которые формируют у него ddd-синдром, или как его называют в отечественной психиатрии «зависимое расстройство личности». Социальные психологи называют данный феномен удвоением.

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Института судебной психиатрии им. Сербского Ф.В.Кондратьев отмечал: «Уже давно установлено, что в основе вовлечения в тоталитарные секты лежит психотехнология формирования DDD – синдрома (deception, dependency, dread – обман, зависимость, страх), то есть составных частей того, что в США принято называть «промыванием мозгов». DDD – синдром соответственно включает в себя сокрытие действительных целей культа, камуфлирование первоначальной «бомбардировкой любовью» последующей жесткой эксплуатации, подавление собственной личности с полным подчинением культу и страх как главный инструмент манипулирования, основанный на постоянном чувстве вины. Страх является здесь основным инструментом манипулирования. Исследования состояния здоровья у завербованных показывают развитие у них психических изменений. Такие психические изменения соответствуют признакам, перечисленным в Международной классификации болезней ООН под названием «Зависимое расстройство личности». Оно лишает человека способности целостного осмысления своего психического состояния и положения. А его развитие способствует дальнейшей потере собственного «я» и сопротивляемости приемам психообработки».

Социальный психолог Лифтон создал модель “удвоения личности” в работе «Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида». Он попытался объяснить психологические механизмы, которые позволили профессиональным врачам стать невосприимчивыми к тому, что они стали частью самого эффективного конвейера убийств, известного человеческой цивилизации: нацистских лагерей смерти. Это исследование привело к более точному пониманию того, как люди, здоровые психически и физически, образованные и идеалистичные, довольно быстро могут становиться фанатиками движений, вся идеология и деятельность которых прямо противоречит их первоначальным взглядам на мир. Такая резкая и глубокая ресоциализация личности является результатом специфической адаптивной реакции в условиях чрезвычайного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями. Лифтон назвал ее “удвоением”.

Удвоение заключается в разделении системы собственного “я” на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым “я“. Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от “старого “я”, что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т. п.) недостаточно для жизненного функционирования. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, частичное “я”, которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых - психологически - условиях. Новое частичное “я” действует как целостное “я”, устраняя внутренние психологические конфликты.

Удвоение отличается от традиционных концепций “расщепленного” сознания и “расщепленных” психологических систем личности (то есть составных личностей). Эти процессы считаются пожизненными моделями, которые начинаются в раннем детстве, обычно в ответ на серию травматических событий и крайне конфликтных отождествлений, которые незрелая психика не может постигнуть или интегрировать и остаться при этом нетронутой или “целой”. Более того, диссоциированные или множественные «системы личности» индивида обычно сознательно не подозревают друг о друге и скорее действуют независимо. При удвоении, однако, две «личности» знают друг о друге, и все-таки действия «злой» половины не имеют никаких моральных последствий для того «я», которое не несёт на себе зла. Удвоения не бывает у детей даже тогда, когда они сталкиваются с подавляющей травмой. Оно происходит у взрослых, реагирующих на крайнюю, но не непостижимую ситуацию (такую, как тоталитарный режим). Более того, у взрослого, который “раздваивается”, присутствует элемент активного, адаптивного, участия как средство приспособления к крайности. Удвоение включает массированную психическую перестройку, однако оно может быть относительно временным и относительно легко обратимым. Само по себе удвоение не является ни плохим, ни хорошим.

Говоря вообще, приспособительная потенциальная способность к удвоению является присущей человеческой психике и может быть со временем спасительной для жизни: для солдата на войне, например; или для жертвы жестокости, такой, как заключенный в тюрьме, который должен испытать какой-то вид удвоения, чтобы выжить. Но адаптивно «удвоенное «я» может стать опасно необузданным, как это произошло у нацистских врачей. К тому же, кроме социальной опасности массового “удвоения” это явление в любом случае наносит тяжелейшую травму сознанию и психике человека, вынужденного его пережить, что прекрасно известно по опыту узников лагерей и ветеранов войн. Именно интенсивность и особенности воздействия в деструктивных «организациях» таковы, что их трудно приравнять к обычным способам социализации и жизнедеятельности.

Чрезвычайность однонаправленного воздействия - чрезвычайного по силе и специально созданным условиям, резко отличающимся от обыденно-повседневного процесса социализации, - при отсутствии равносильной конкуренции, равновесного выбора - вот что такое деструктивная культовая группа в социально-психологическом смысле. Если в нормальном обществе предлагаются различные (и противоположные, взаимоисключающие) идеи с более или менее одинаковой силой, то деструктивный культ, с этой точки зрения, это целенаправленная система для обеспечения исключительно одностороннего воздействия с максимальным исключением возможности выбора и с максимальным обеспечением силового воздействия одной идеи или личности.

Существует несколько психологических моделей, которые позволяют определить применяют ли техники контроля сознания в каких-либо ситуациях или группах.


Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 369 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.013 сек.)