АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Сексуальные проблемы.
Вхождение в секту начинается с радости, а заканчивается страхом. Страхом перед Армагеддоном, который со дня на день должен наступить, перед дьяволом, ждущим за каждым углом, перед болезнью, которая обрушится на сектанта, если он усомнится в ее руководстве. Фобий, внушаемых в сектах, многие и многие десятки, если не сотни.
Фобия - это страх по отношению к объекту или ситуации, основанный на иррациональной причине, т.е. реально не существующей или крайне маловероятной. Если опасение быть сбитым автомобилем на улице - это страх, имеющий объективную причину для своего существования, то обещание смерти на Страшном суде всем, кто не вступит или выйдет из секты. Если кришнаиту говорят, что в случае его выхода из организации, он перевоплотится в таракана – это, опять же вымысел. Фобией подобные вещи становятся тогда, когда люди сочтут эти утверждения истинными. Эти патологические страхи дестабилизируют взгляд человека на реальность, ослабляют интеллектуальный и эмоциональный самоконтроль, подрывают здравый смысл и веру в себя.
Одной из проблем при реабилитации сектанта является преодоление внушенных ему в секте фобий. Человек, возможно, и рад был бы выйти из организации, но боится, что и в самом деле из-за этого заболеет и умрет он сам или его родственники. Скажем несколько слов о методах внушения фобий.
Фобии могут внушать напрямую. Например, лидер секты может заявить: «Каждый, кто усомнится в моей божественности, заболеет, потому что сомнение - от дьявола». Могут быть косвенные внушения. Например, можно услышать такую фразу: «Ты слышал? Наш бывший брат, усомнившийся и ушедший из организации попал под машину, Бог наказал его за неверие нашему учителю». Могут использовать метод придуманных историй: «Наша сестра (имя рек), которая, как Вы помните, недавно ушла от нас, стала проституткой и заболела СПИДом - вот что бывает с отступниками от истины!». А если в культе запрещено общение с бывшими ее членами, то никто и не будет проверять правдивость этих слов. В культах могут эксплуатировать и уже имеющиеся страхи.
С помощью страха лидеры сект подчиняют себе своих последователей и держат их под контролем. Фобии внушаются во всех сектах, хотя виды и формы их внушения везде разные. Человека тяжело вывести из секты, если фобия в его сознании не будет разрушена.
Попробуем на минуту заглянуть во внутренний мир экс-культиста и попытаемся понять, что с ним происходит.
1. В культе лишают человека привычного (несектантского), окружения, разрывают нити прежних знакомств, дружбы, любви. Поэтому, выйдя из нее, он оказывается в своеобразном «социальном вакууме»: старые связи разорваны, а новых пока еще нет. Опыт их создания во многом утерян, к тому же присутствует страх перед их созданием, так как человек боится, что им снова начнут манипулировать.
2. Отсутствие социальной поддержки и внимания, реальное или придуманное и самовнушенное, лишает человека психологической помощи, ему кажется, что он окружен ледяным безразличием. Он испуган, подавлен, растерян, не знает, что ему делать.
3. Ему кажется, что люди его избегают, что все к нему относятся с брезгливостью, делают вид, что его не существует. Он постоянно ожидает неприятных неожиданностей со стороны своего ближайшего окружения.
4. Часто человек теряет нажитые годами статус и связи, если же он стал сектантом в молодости, то у него просто нет опыта социальной жизни вне секты. Секта замораживает психологическое развитие человека. Представьте себе сорокалетнего мужчину с жизненными навыками и опытом двадцатилетнего.
5. Человек, только что вышедший из секты ощущает полное одиночество. Ему кажется, что его никто не понимает, что он абсолютно один. Ему кажется, что будущего нет, впереди все то же мрак, уныние, одиночество и никаких перспектив. Профессор социологии Роналд М. Энрот отмечает: «Еще одна особенность, которую я наблюдал у бывших членов авторитарных церквей, - ощущение, что они одни сталкиваются с подобными проблемами. Некоторым даже начинает казаться, что они «немного не в себе». Многие спрашивают себя: «Неужели это случилось только со мною?» Некоторые пострадавшие испытали огромное облегчение, наткнувшись в прессе на публикации, посвященные этой теме, и осознав, что они не одиноки в своих страданиях. Еще большее облегчение приносит знакомство с другим человеком, пережившим такое же духовное насилие».
№ 5 Защита от вербовки и манипулятивного влияния.
Лучшая защита от попадания в деструктивный культ – это информирование людей из группы риска об опасности. Помимо этого стоит порекомендовать для использования следующие инструменты:
· М. Бедило: 12 Правил. Как не попасть на «плохой» тренинг
Прежде, чем посетить какой-либо тренинг надо:
1. Выяснить какая организация проводит тренинг (лицензирована ли её деятельность), кто является лидером организации, каков опыт её работы? Если вам заявляют, что тренинг проводит «Международная академия святого духа», «Институт света», «Академия парапсихологической наук», «Лаборатория эзотерического знания» и т. д., и т. п. - есть все основания насторожиться. Уточните цели организации (попросите выслать устав), выясните - кто учредители «академии», в каких отношениях организация с другими более известными, признанными научными организациями, академиями, университетами.
2. Кто будет вести тренинг, непременно выяснить образование этого человека: базовое, дополнительное (обязательно высшее психологическое, желательно наличие учёных степеней и сертификатов). Полезно также будет узнать, в каком учебном заведении тренер получил образование. Если есть кандидатская, докторская работы и т.д. - уточнить тематику. Если есть научные публикации, монографии - попросить дать ссылки. У психологов практикующих сомнительные методы, есть тенденция избегать научные конференции, форумы и вообще - «птичьего» языка науки. Отметьте заявления, типа: «они теоретики, а я практик, я приношу реальную пользу - лечу людей», «наука закоснела, она несостоятельна, пришло время новой психологии, новых людей». Если тренер считает себя разработчиком собственной теории, направления, либо концепции - спросите насколько она обоснована, признана ли в научных кругах (если да, то кем) и на работах каких авторов зиждется. Так как основы фундаментальной психологии (социальной, личностной, возрастной и т. д.) заложены, практически невозможно создать собственное направление (школу, теорию), не опираясь на их опыт. Изолированная от научного знания теория, концепция личности и т. п., скорее всего, говорит о ее несостоятельности, намеренном дистанцировании. Если автор приводит в качестве фундаментальной базы своего психологического направления авторитетные религиозные труды (Библия, Веды и т. п.), нередко на них ссылается, стоит учесть, что немалая часть утверждений священных писаний абстрактна, не определена и не исключено их искаженное толкование, да и само по себе странно, имея обширный опыт теоретической и практической психологии, основывать собственное направление исключительно на религиозной почве.
3. В рамках какой психологической школы проводится тренинг (гештальт-психология, трансактный анализ, психосинтез, драмтерапия, психоанализ)? Запомните, что такие науки как парапсихология, трансцендентальная психология, эзотерическая психология и т. п., научной психологией не признаны, так как научно не обоснованы, не имеют четкой парадигмы, методологии и т. д.
4. На что конкретно направлен тренинг (работа со страхами, с эмоциональной сферой и т. д.), каковы его цели? Постарайтесь добиться содержательного ответа, а не абстрактных слов о «счастье», «мира во всем мире», «путешествии в глубины своего Я» и «самосовершенствовании». Чем более размыты цели («Мы несем добро людям», «Мы стремимся улучшить человеческие отношения», «Если несколько миллионов людей пройдут через наши тренинги - ситуация в мире качественно изменится, люди станут добрее, милосерднее, ближе друг к другу»), тем больше возможностей направить тренинг в любое русло. Сравните цели с методами тренинга.
5. Какие психотехники используются в тренинге (методы НЛП, эриксонианский гипноз, методы гешталь-терапии, трансактного анализа, драмотерапии, психосинтеза)? Попросите перечислить все методы. Сравните образование и квалификацию тренера с методами, которые используются в тренинге. Если ведущий тренинга доктор физических наук, прошел двухмесячные психологические курсы, а в процессе тренинга использует методы НЛП, психосинтеза, есть все основания сомневаться в экологичности тренинга. Если тренеры прибегают к методам гипноза или медитации - спросите насколько обосновано использовать данные техники в этом тренинге. Уточняя техники тренинга - полезно будет спросить, работают ли тренеры с подсознанием участников, если да, то, как и для чего. Сравните методы с целями тренинга, иногда это позволяет сделать весьма интересные выводы.
6. Критикуется ли организация, проводящая тренинг и её лидер? Какими персонами и организациями? В чём суть критики? Насколько она обоснована? Как организация реагирует на критику и как относиться к критикующим ее персонам, организациям? Отметьте заявления, типа: «И Иисуса вначале не признавали», «Все новое пробивает себе дорогу с большим трудом», «Некоторые сумасшедшие вообще утверждают, что мы какая-то секта», «Мы много раз предлагали ему пройти наши тренинги, чтобы убедиться в их эффективности, но он отказался…», «Есть люди, стремящиеся все опошлить, облить грязью, к сожалению, и мы стали их жертвой». Непринятие критики, попытки выставить людей критикующих организацию злыми, закоснелыми и т. д., говорят сами за себя.
7. Является ли тренинг 100% эффективным? Если вам, уверено отвечают «да» - у вас есть повод насторожиться. Попросите обосновать эффективность.
8. Руководствуются ли тренеры каким-либо этическими правилами (кодексом)? Если да, то в чём его смысл? Можно ли с ним ознакомиться? Есть ли там пункт вроде: «тренер всегда прав», «тренера слушаться в любом случае». Заметьте, что профессиональные тренеры, чаще всего руководствуются профессиональным этическим кодексом психолога. Если в качестве этического кодекса вам предлагают свод религиозных правил, абстрактных, предполагающих разную трактовку - уточните, почему используется именно эти правила, и как тренеры относятся к профессиональному этическому кодексу психолога. Желательно получить какой-то текст от ведущих тренинга с основными этическими принципами. На этот документ можно ссылаться в процессе тренинга.
9. Со стороны тренеров, во время тренинга можно ожидать директивных инструкций, подавления мнения участника тренинга, жёсткий контроль, манипуляции, провокации? Если вам уверенно заявляют «нет», а процессе тренинга вы столкнулись именно с этими техниками, у вас есть право немедленно указать на обман, отказаться от тренинга, потребовать возмещения расходов. Обязательно уточните, действует ли в тренинге правило «стоп» (возможность «выключиться» из упражнения, возможность неучастия).
10. Подписывают ли участники тренинга, перед тренингом какой-либо документ, если да - то в чем его суть? Можно ли с ним ознакомиться? Есть ли там пункт вроде: «чтобы не произошло на тренинге, ответственность за все несет сам участник тренинга, он сам виноват во всех возможных эксцессах». Подписывают ли участники тренинга после тренинга документ о неразглашении информации о содержании тренинга. Если да - то почему? Иногда документа нет, но в группе принимается обязательное правило о неразглашении информации. Обычно это правило действует в терапевтических группах, в остальных случаях его использование обосновано редко. Если выясняется, что тренинг сугубо психотерапевтический, спросите себя - требуется ли вам групповая психотерапия? Учтите, что групповая психотерапия подразумевает специалиста высочайшего класса, действующего психотерапевта с хорошей репутацией. Групповая психотерапия - отдельный вид психологической практики, длящийся месяцами, порой годами, но никак не обходящийся 2-3-мя днями. Если тренинг имеет четкий терапевтический эффект, выясните, в чем он заключается, намерено ли достигается.
11. Бывали ли эксцессы с участниками тренинга во время (после) тренинга? В чём их суть? Было ли так, что человеку после тренинга становилось хуже? Почему это происходило? Часто ли во время тренинга люди плачут (рыдают), рассказывая о своих проблемах, не случалось ли массовых истерик (рыданий), психотических срывов? Если да, то по какой причине они происходили и насколько оправданы?
12. Чем обоснована сумма, которую надо уплатить за тренинг?
При оценке тренинга желательно использовать следующую таблицу фактической информации:
табл. 1
1. Организация;
| Международная Академия Психологических Наук (г. Урюпинск)
| 2. Тренер (ведущий);
| Иванов Иван Иванович, канд. физ. наук, образование высшее физическое, защитил диссертацию на тему «Позитроны и протоны»
| 3. Тема тренинга;
| «Путешествие в глубины Я»
| 4. Цели тренинга;
| Осознание смысла жизни, своего места в жизни
| 5. Задачи тренинга;
| - Расширение границ сознания; - Задействование интеллекта на 100%; - Раскрытие творческого потенциала личности;
| 6. Методы тренинга (психотехники);
| НЛП, эриксонианский гипноз;
| 7. Результат тренинга;
| Улучшение отношений с людьми, повышение эффективности, отсутствие страхов и тревог, возможность эффективно влиять на других людей
|
табл. 2
1. Организация;
| Международный Институт Парапсихологии (г. Санкт-Петербург)
| 2. Тренер (ведущий);
| Сидоров Сидор Сидорович, доктор биол. Наук, академик Академии парапсихологии, автор более 1000 научных работ
| 3. Тема тренинга;
| «Путь в параллельный мир»
| 4. Цели тренинга;
| Постижение древней мудрости
| 5. Задачи тренинга;
| - подключение к эгрегору; - очищение кармы;
| 6. Методы тренинга (психотехники);
| Христианское целительство, шаманизм, НЛП;
| 7. Результат тренинга;
| Увеличение добра во всем мире!
| В приведенных выше таблицах явно видно противоречие между целями, задачами, методами и результатом тренинга, эклектизм, свидетельствующий о непрофессионализме, использование псевдонаучных понятий.
А также противоречия между образованием (квалификацией) тренеров и употребляемыми методами. Составить подобную таблицу и провести диагностику полезно для любого из предлагаемых вам тренингов.
На что стоит обратить особое внимание:
а) С вами неохотно делятся информацией, всё обходится фразами типа: «тысячам людей (миллионам, миллиардам...) мы принесли реальную пользу...», «можете прочитать отзывы о нас, участников тренинга...», «...будьте уверены - после нашего тренинга, у вас значительно улучшаться отношения с...»
б) Утверждают, что программа тренинга уникальна и будет проводиться только один раз, либо единственный раз за названную вам специальную цену;
в) Утверждают, что больше нигде и никогда, кроме этого тренинга вы не получите подобную информацию и приобретете подобные навыки. Не посетив тренинг, вы потеряете единственный шанс духовно (правильно) развиться;
г) Говорят, что это единственная возможность, которую вы обязаны использовать. Даже если вы утверждаете, что не уверены - нужен ли вам такой тренинг, вам упорно доказывают, что «вы просто не знаете всей глубины своих проблем», «в любом случае этот тренинг пойдет вам на пользу», «вы сможете переоценить свой взгляд на мир»;
д) На все вопросы о содержании тренинга вам упорно твердят одно и тоже: «Только посетив тренинг, ты поймешь, что это такое. Это нельзя объяснить словами - это надо пережить»;
е) Утверждают, что в тренинге, наряду с психологическими методами, применяются древние практики целительства (христианское целительство, эзотерическое целительство, языческое целительство, шаманизм); ж) Говорят, что вы «слишком критичны», «не видите положительных сторон, а только негативное»;
з) Используют понятия: карма, эгрегор, целительство, астрал, астральное тело, тонкий мир и т. д. Ни одно из этих понятий не употребляется психологией в качестве научного явления, феномена, факта.
Если даже часть вышеизложенной информации подтверждается - стоит перестраховаться. Проконсультироваться с психологом (лучше не с одним), прежде чем пойти на рекламируемый тренинг, поискать информацию об организации, проводящей тренинг, ее лидерах в интернете. На тренинги со сложной тематикой, предполагающим «погружение» в какую-то тему, усиленную работу над собой, лучше прийти с другом (друзьями), родственником. Можно попросить посетить первое занятие в качестве пассивного участника. К тренингам 3-4-рёх дневным, требующим уезда в другой город и отрыва от семьи, надо относиться заранее осторожно. В конце концов, если тренинг действительно квалифицированный, на все вышеперечисленные вопросы вы получите подробные адекватные ответы, сможете продуктивно поработаете над собой. А если нет - вы ничего не потеряете, наоборот - обеспечите свою безопасность или даже свободу.
Бедило М.М. 2002г.
· ПАМЯТКА О ПЕРЕДАЧЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДЕСТРУКТИВНЫМ КУЛЬТАМ
Как правило, сектанты охотятся за квартирами следующим образом. Сперва человек, являющийся собственником жилья, вовлекается в религиозную организацию. Особым вниманием пользуются одинокие граждане, которые не имеют наследников, и люди, находящиеся в состоянии конфликта с родными и близкими. Секта начинает обрабатывать владельца жилья, добиваясь, чтобы он разорвал все оставшиеся связи с миром. Параллельно проводится мысль, что «любить Бога» - значит, пожертвовать ему всё самое ценное. Об этом человеку твердят и в ходе собраний, и при визитах на дом. Через некоторое время возникает ситуация, когда «клиент созрел» и готов «отдать Господу» (а вернее, тем людям, которые прикрываются именем Бога) свое жилье. Надо отметить, что сегодня квартиры редко оформляются прямо на секты или их лидеров, да еще и в качестве дара. Это слишком прозрачно, может привлечь ненужное внимание и привести к крупному скандалу. Чтобы его избежать, реализуется следующая схема. Во-первых, квартиру не берут в дар, а покупают - правда, за символические деньги или под гарантию предоставления человеку куда меньшей жилплощади. Во-вторых, жилье оформляется не на секту или ее лидеров, а на неизвестных широкому кругу посредников, которые затем и передадут недвижимость в нужные руки. Юридически такой механизм почти безупречен. При этом сам владелец квартиры «обработан» так, что станет везде твердить, будто принял совершенно осознанное, идущее только из глубин сердца решение. Убеждать его в обратном, как правило, бесполезно.
Что делать, если Ваш близкий оказался в такой ситуации и намерен подарить секте свое жилье?
· Постарайтесь изъять у него документы, без которых невозможно осуществление сделок и оформление дарственных - ордер на квартиру, квитанционные книжки уплаты за электроэнергию и коммунальные услуги. Это тот редкий случай, когда бюрократическая машина будет полезной и отсутствие одной-единственной бумаги может свести на нет все усилия сектантов.
· Запоминайте малейшие детали - названия фирм, которые вроде бы не прочь провести «через себя» планируемую сделку, фамилии тех, кто прояляет к ней повышенный интерес. Вам эти данные могут ничего не говорить - но специалистам хорошо известен перечень риэлтеров, сотрудничающих с теми или иными сектами.
· Зайдите в РЭУ по месту жительства Вашего близкого и поговорите с чиновником, ответственным за оформление документов на квартиру. По-человечески объясните ему ситуацию и попросите в случае, если эти документы кто-то затребует, сразу позвонить Вам.
· Как только станут известны имена людей, которые обрабатывают Вашего близкого, а также название их религиозной организации - напишите по заявлению в милицию и прокуратуру. Вам не обязательно кого-то в чем-то обвинять. Просто изложите тревожные факты, а потом уведомите сектантов о том, что сделали. Обычно это сразу охлаждает их пыл.
· Когда сектанты почувствуют, что Ваша деятельность может привести к срыву всей операции - начнутся угрозы. Сразу уведомляйте о них правоохранительные органы. Каждое Ваше заявление будет привлекать к сделке дополнительное внимание.
· Готовьтесь к тому, что сектанты будут обязательно настраивать против Вас владельца жилья. Повторяя за ними, Ваш близкий начнет говорить, что вопрос, кому продать или подарить квартиру - это только его дело. С юридической точки зрения он прав, на чем и строят расчет мошенники. Зато у Вас есть такой инструмент, как общественное мнение. Если предложенные выше способы не работают, ставьте «на уши» максимально широкий круг лиц - родственников и друзей человека, чиновников, журналистов. Помните, что сектанты всегда боятся огласки и могут отступить, даже если с формальной стороны сделка смотрится вполне законно.
Центр «Гражданская безопасность»
· А.Л. Дворкин ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ НАВЯЗЧИВОМУ НЕЗНАКОМЦУ или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным Москва 1995
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 387 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|