Трехступенчатая модель преобразования психического мира
Ставшая уже классической модель Курта Левина хорошо описывает процесс трансформации личности в процессе психологической обработки человека в культе. С точки зрения психического здоровья происходит как бы расщепление элементов психики человека, которые впоследствии складываются в новую личность. Курт Левин условно разбил свою модель на три части:
· размораживание – процесс разрушения личности;
· изменение – процесс идеологической обработки и формирования новой личности;
· замораживание – процесс укрепления новой личности.
I. Размораживание
· Дезориентация/замешательство: состоит в дискредитации прежних жизненных ценностей и образа жизни человека. Нельзя разрушить прежнею личность, пока цел ее фундамент. Человеку начинают говорить, что-то, чем он жил раньше – это плохо, например, родители не заботились о нем, а просто стремились удовлетворить свои эгоистические амбиции, манипулируя им. Жена его не любила, а эксплуатировала. Друзья - обуза, они не дают ему самосовершенствоваться, не хотят, чтобы он стал лучше их.
· Сенсорная депривация (ограничение) и / или сенсорная перегрузка – эти два приема служат для введения человека в трансовое состояние и открывают возможность обращаться к подсознательному, минуя сознание человека. Сенсорная депривация – сюда входят, например, различные формы медитации, задача которой - расслабить человека, ввести его в транс, что создает все условия для подсознательного внушения. Сенсорная перегрузка – человека начинают перегружать информацией: непрерывные лекции, сменяющиеся играми, песнопениями, медитациями, общением и так без конца и перерывов. Конечная цель - вызвать перегрузку восприятия человека, когда он физически потеряет способность осмысливать происходящее с ним и начнет воспринимать убеждающие сообщения без критического их анализа.
· Физиологическая манипуляция:
- депривация сна: в сектах часто ограничивают время сна. Регулярное недосыпание ведет к уменьшению способности рационально мыслить, резко снижается способность к критическому анализу действительности, человек становится более внушаем;
- депривация приватности: человек постоянно на виду, у него нет времени побыть в одиночестве, с помощью чего достигается несколько целей: 1) облегчение контроля над личностью, 2) отсутствие возможности уединиться вызывает стресс, тем самым, снижая возможности критического мышления человека, 3) процесс внушения новых ценностей не прекращается ни на минуту, что осуществляется путем наблюдения и копирования «правильного» поведения других членов секты;
- изменение диеты: организм оказывается в непривычных условиях, что облегчает процесс внушения, осуществляемый в секте. Снижает способности к рациональному мышлению.
· Гипноз:
- возрастная регрессия: адептов секты приучают к отношениям «отец – ребенок», например, могут заставить играть в детские игры, просить разрешение на совершение элементарных действий, задача – сформировать образ «ребенка» в человеке, чтобы его поведение и мышление были максимально уподоблены детским. Дети подчиняются авторитетам, прежде всего, авторитету родителей. При этом родителей не выбирают, и авторитет их абсолютен, по крайней мере, для маленького ребенка. Поэтому любимый прием культа это имитация семьи, руководитель - «отец» или, если сектой руководит женщина - «мать» а все остальные - их «дети»;
- визуализации: мысленное представление неких образов. Обычно осуществляется в форме медитации. С помощью этого приема, во-первых, вводят человека в трансовые состояния, во-вторых, занимают его время, чтобы его не оставалось на лишние, с точки зрения руководства секты, раздумья и критический анализ своих действий, в-третьих, с помощью этого приема внушают необходимые руководству секты идеи. Например, нужно мысленно представлять себе те несчастья, которые постигнут меня, если я покину секту, или такая тема для медитации: неужели я настолько глуп, чтобы верить в правдивость критики моей организации или моего «божественного» лидера;
- притчи и метафоры: размышление над бессодержательными текстами, в которых отсутствует всякая логика и смысл, что является прекрасным способом разрушения рационального разума, - прямая дорога к открытию бессознательного. Меняется стиль мышления человека. Факты становятся менее важны, чем чувства и субъективные переживания;
- лингвистические двойные связи, использование внушения через слова - «ключи»: когда человек произносит определенные фразы и словосочетание, в мозгу человека включается определенная реакция. Например, Вы задаете вопрос: «Правда, что Ваш учитель торгует оружием?» Автоматически в мозгу адепта возникает заученный ответ: «Слава Богу - век святых». Цель – сделать любую критику секты недоступной сознанию человека. Цель любого внушения всегда одна – внушить идеи, необходимые тому, кто их внушает;
- медитации, скандирование, «моления», пение – все это вводит человека в трансовые состояния, влияющие на бессознательное, снижает способность к рациональному мышлению, занимает свободное время. Часто при медитациях включают специфическую музыку (медитативную или релаксирующую), которая помимо расслабляющего действия оказывает эффект ослабления ментальных способностей человека.
В результате человек вынужден поставить под вопрос личностную самоиндетичность. Более того, в секте осуществляется переоценка прошлого человека (внушение фальшивых отрицательных, якобы имевших место до вступления в организацию, и забвение реальных положительных воспоминаний).
II. Изменение.
Пошаговое создание и навязывание новой самоидентичности осуществляется:
- формально: в ходе индоктринальных занятий – лекций, бесед и т. д;
- неформально: через общение с другими членами группы, прослушивание и просмотр аудио - и видеозаписей соответственно, чтение книг и т. п.
· Использование техник изменения поведения:
- поощрения и наказания: есть только один пример для подражания – это лидер организации. Его копируют на всех ступенях пирамидальной иерархии организации. Если человек удачно подражает лидеру, то его повышают в иерархической цепи, что, прежде всего, приносит уважение других членов секты, если неудачно - понижают или наказывают другими способами: заставляют проводить ночные бдения, могут заставить принимать холодный душ, голодать, публично каяться перед всей организацией в своих «грехах» и т.д.;
- блокировка мышления: достигается путем применения вышеописанных методов, все те методы (выше уже описанные) которые не позволяют человеку принимать идеи, чуждые идеологии секты;
- контроль среды: тотальное доносительство всех на всех, если ты скрыл грех товарища, то взял его грех на себя. Культ стремится к абсолютной информационной прозрачности: все, что происходит в организации, должно быть известно руководству.
Применяется мистическая манипуляция: любым событиям придается мистическое содержание: птица прокричала – значит, пора в дорогу, изображение «учителя» упало – наверное, я совершил какой-то грех, который прогневал «учителя».
· Использование гипноза и других техник изменения сознания, таких как:
- монотонные ритмические повторения;
- однообразное скандирование или пение, «моления», хуление, визуализации - все это приводит к погружению адепта в транс и производит те эффекты, которые связаны с трансовым состоянием.
Использование данных исповеди, личных признаний, результатов индивидуальных занятий и групповой деятельности – вся исповедальная информация хранится и применяется для психологических манипуляций над адептом секты.
III. Замораживание.
Новая самоидентичность укрепляется; от прежней самоидентичности избавляются с помощью:
- отделения от прошлого; сокращения или полного прекращения контактов с друзьями и семьей – человека лишают альтернативы, и любых потенциально опасных источников антисектантского влияния;
- отказа от жизненно важной собственности и передачи в дар секте денежных средств – полная финансовая зависимость от секты (практикуется не везде), в большинстве случаев используется частичная финансовая зависимость (обычно адепт отдает определенный процент своей зарплаты в секту);
- перехода к деятельности собственно в пользу секты: вербовке, сбору пожертвований (фандрайзингу), сближения с другими адептами – человек живет только сектой, никаких других интересов и ценностей вне ее у него нет, он превращается в профессионального сектанта.
- у адепта появляется новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая «семья» - культ. Руководство образует пары с новыми ролевыми моделями, основанными на системе «приятельства»;
- дают старшего «товарища», с которым адепт обязан советоваться по всем вопросам и проводить большую часть времени. Индоктринация (внушение) продолжается через: практикумы, семинары в уединении от общества.
№ 5 Последствия нахождения в деструктивном культе: психологические и материальные проблемы
Последствия и глубина психологических изменений, нанесенных сектой, зависят от многих факторов: от типа культа и методов контроля сознания в нем применяемых, длительности пребывания в культе человека, особенностей психики бывшего культиста. Если человек долго был членом деструктивной организации, то будьте готовы, что процесс восстановления может занять несколько лет. Обычно на это уходит примерно три года.
Западные специалисты приводят следующие цифры: чтобы восстановить бывшего мунита, в среднем требуется примерно 16 месяцев, Свидетеля Иеговы – 18 месяцев, сайентолога – 23 месяца, при этом 20% бывших сайентологов не подлежат реабилитации вообще, настолько глубока степень поражения психики человека в данной секте, нельзя не заметить, что существуют и более пессимистичные оценки состояния психического здоровья бывших сайентологов: «После опроса 48 групп Конуэй и Сигельман показали, что среди бывших сайентологов наблюдается самый высокий уровень истерик, галлюцинаций, сексуальных сдвигов и тяги к самоубийству. По их оценке, полное выздоровление от последствий сайентологии занимает в среднем 12,5 лет».
Основные психологические проблемы, с которыми бывшие сектанты сталкиваются чаще всего:
1. Почти полное разрушение личностной самоидентичности, характерной досектанскому периоду жизни.
2. Депрессия, страх.
3. Развитие зависимости от окружающих и возвращение к инфантильному поведению.
4. Зависимость в принятии решений.
5. Замедление психического развития.
6. Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.
7. Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом, с психотравмой.
8. Диссоциирующие («плавающие») состояния, возвращающие к воспоминаниям о сектантской жизни.
9. Ослабленная психологическая интеграция, то есть утрата досектантских жизненных ценностей, семьей, традициями, друзьями, которые были у человека до вступления в секту.
10. Задержка достижения зрелости (например, 30-летний сектант, который никогда не назначал свиданий из-за запретов секты).
11. У человека, подвергавшегося в течение длительного периода времени сенсорной депривации даже без специального индоктринирования, значительно активизируется функционирование подсознания, стимулируется воображение, фантазии, появляются галлюцинации. Специальные методы индоктринации усиливают этот процесс и придают ему определенное содержание.
12. Потеря спонтанности (непосредственности, непринужденности) в общении, чувства юмора.
13. Для бывших сектантов характерны: ухудшение психологического и психического состояния, включая галлюцинации, приступы паники и тревожности, дезориентация, паранойя, раздвоение личности.
14. Неспособность образовывать близкие дружественные отношения вне секты.
15. Расстройства сна, ночные кошмары.
16. Отчуждение, враждебное отношение к обществу, апатия.
17. Психические расстройства: искаженные восприятия реальности, нервные срывы, психопатические эпизоды, мания величия, регрессия к детскому поведению, суицидальное мышление (эти симптомы более вероятны для групп, поддерживающих широкое использование методик остановки мышления).
18. Потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.
19. Чувство вины.
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 472 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|