АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Теоретический анализ методик исследования общения
Анализ методической литературы показал следующее: а) методики диагностируют только отдельные компоненты процесса общения; б) методики исследуют факторы, которые влияют на общение.
Наиболее широко и подробно диагностика общения представлена в книге В.А. Соснинаи П. А Лунева [13], которые разработали
целую диагностическую программу, включающую двенадцать тестов. Оценивая программу в целом, можно сказать, что она больше направлена на выявление умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми, чем умение общаться. В данной программе общение оценивается как средство успешного взаимодействия. Измеряются такие параметры, как уровень контактности, степень скучности, обаятельности, ранимости человека, умение дружить, убеждать, высказывать критику. Из негативных параметров исследуются следующие: непонимание собеседника, позиция носителя абсолютной истины, неконтактность, эгоцентризм, закрытость, агрессивность, высокомерие. Последний опросник,, по сути, исследует умение вести терапевтическую беседу.
Можно отметить, что шесть тестов из двенадцати имеют вопросы, непосредственно направленные на изучение процесса общения. В общей сложности 23 вопроса из 150-ти по всем тестам, с нашей точки зрения, относятся к исследованию процесса общения, несмотря на то, что авторы [13] не изучают процесс общения как специальную задачу.
Методики исследования отдельных элементов общения. Методика М.Снайдера «Умеете ли Вы слушать?» [8, с. 558] наиболее близка к решению задачи выявления особенностей самого процесса общения, однако, она позволяет изучать только один из важных процессов общения — восприятие собеседника. Общение же, как хорошо известно, включает в себя и многие другие процессы, например, вербальные послания собеседнику, рефлексивные процессы и т.д.
Методика, опубликованная в учебном пособии ТА. Ратановой и Н.Ф. Шляхта [9, с.251], называется «Оценка способности педагога к эмпатии». На этой методике следует остановиться несколько подробнее, так как эмпатия — чрезвычайно важный процесс вобщении. Эффективная эмпатия, с нашей точки зрения, на 70% обеспечивает эффективность общения. Так как не всегда внешние проявления человека отражают его действительные внутренние состояния, то эмпатия в некоторой степени обеспечивает «прямой доступ» к восприятию состояний другого человека и, по сути, работу еще одного канала информации. Эмпатия как процесс сопереживания является условием для восприятия состояний собеседника как бы «изнутри» него.
Эмпатия предполагает совместное переживание (со-пережи-вание) состояний одного из собеседников. Вероятно, в таком случае способность к эмпатии следовало бы оценивать на шкале
«от полного совпадения особенностей переживаний у собеседников до полного их несовпадения». В предлагаемой же методике авторы не приводят какую-то одну шкалу оценивания способности к эмпатии, а предлагают шесть диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.
В итоге оказывается, что иметь большое количество баллов по этой методике плохо: «Если Вы набрали от 82 до 90 баллов... то у Вас болезненно развито сопереживание....Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей....Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны и т.д.». И, соответственно, рекомендации: «При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье» и т.п. Фактически методика может измерять степень психического расстройства, уровень психической неуравновешенности и склонность к потере межличностных границ. Сложность в том, что способность к сопереживанию (эмпатии) необходимо отличать от психической неуравновешенности. Различие состоит в том, что хорошо эмпатирующий человек способен «стать другим», а неуравновешенному человеку может быть не до эмпатии. Хорошая способность к эмпатии предполагает способность почувствовать качественные особенности состояния другого, при этом интенсивность «чужих» переживаний регулируется. Люди, находящиеся в пограничном и психотическом состоянии, особенно неуравновешенные и не способные выстраивать межличностные границы, не могут идентифицироваться с собеседником, в связи с высоким уровнем эгоцентризма.
«Совместный тест Роршаха» для диагностики нарушений семейного общения, по сути только отчасти диагностирует общение. В принципе, это лабораторный эксперимент, в котором пятна Роршаха являются лишь стимульным материалом для «запуска» семейной динамики межличностного взаимодействия. Исследователь фиксирует характеристики процесса и результаты взаимодействия, а также особенности речевых высказываний испытуемых.
Собственно общение изучается так: исследователь на основе своего опыта, оценивает высказывания испытуемых по следующим параметрам: неопределенность намерений в высказываниях, неопределенность «ссылок», неопределенность языка, противоречивость логики суждений, отступления от темы. Естествен но, что такая процедура диагностики недостаточно надежна и с большим трудом применима для строгих научных исследований.
Тем не менее, если вернуться к выделенным параметрам, то в данном случае исследуется один из важных элементов процесса общения — особенности «посланий». Смысл исследовательского акцента на их анализе ясен. Важность особенностей посланий подчеркивали психотерапевты системного подхода семейной терапии. В начале 50-х годов XX в. считалось, что семья каким-то образом «воспитывает» личностную патологию у ребенка. А нарушения в сфере коммуникации являются именно тем средством, которое и создает эту личностную патологию. Поэтому исследовательский поиск системных терапевтов сосредоточился на анализе особенностях посланий родителя ребенку. Открытие Грегори Бейтсоном явления «двойных посланий» в коммуникации связано именно с исследованиями посланий в общении, выполненными системными семейными терапевтами того времени Джеем Хейли, Клу Маданес, Вирджинией Сатир.
Обобщая, можно сказать, что «Совместный тест Роршаха» для диагностики общения фактически диагностирует один его элемент — особенности высказываний речи «говорящего» (или «посланий»). Сама методика требует достаточно высокой квалификации исследователя, что существенно ограничивает круг ее пользователей.
Методики исследования факторов общения. Целью методик КОС и КОС2 (Коммуникативные и организаторские склонности) является определение выраженности склонности личности общаться. Понятно, что «склонность» общаться и «умение» общаться — это разные явления. Склонность общаться обеспечивает условия для проявления способностей или умения общаться.
Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко [8, с.298] выявляет некоторые особенности общения, по которым определяется выраженность «коммуникативной толерантности» (терпимости к людям, ее проявление или отсутствие в общении). Другая методика В.В. Бойко [8, с.591] изучает еще один фактор, влияющий на эффективность общения — «помехи» в установлении эмоциональных контактов между людьми.
Методика оценки самоконтроля в общении М. Снайдера [8, с.558] измеряет степень самоконтроля в общении. Мне представляется, что этой методикой фактически измеряется личностная характеристика, действительно имеющая большое влияние на-процесс общения.
«Тест суждений А.И. Крупнова для изучения общительности личности»[9, с.241], соответственно, измеряет общительность. Методика имеет 140 суждений, позволяющих оценить двенадцать переменных общительности и две переменные необщительности. Переменные группируются по нескольким основаниям. Например, в группу динамических признаков общительности входят следующие переменные: стремление к общению — отсутствие желания общаться, инициативность в завязывании знакомств, широта контактов - узость круга общения.
Другую группу составляют переменные, оценивающие мотивацию общения. Они разбиты на две подгруппы: социоцентричес-ких (альтруистических) побуждений — это желание оказать внимание и проявить заботу о других людях и эгоцентрических побуждений — намерение заниматься своими личными проблемами, удовлетворение своих собственных потребностей и т.д.
В третью, когнитивную, группу автор включил переменные осознанности и осведомленности об основных функциях общения и его существенных признаках. Автор определяет эти переменные как полярные позиции одной шкалы. Осознанность, по мнению автора, проявляется в более глубокомысленных суждениях об основных функциях и признаках общения, а осведомленность — в более поверхностных суждениях.
Четвертую группу составляют эмоциональные показатели сте-ничности и астеничности. Автор предполагает, что преобладание стеничных (радости, восхищения и т.д.) и астеничных (тревоги, страха, волнения и т.д.) состояний может служить показателем общительности.
В заключение, можно констатировать близость целей и задач методики А.И. Крупнова и методики КОС и их различие с целями нами предлагаемой методики.
Описание методики диагностики процесса общения___________
Методика диагностики процесса общения создавалась, исходя из тех практических задач, которые ставились в тренинге с людьми, имеющими серьезные проблемы общения. В основном, это были люди с шизоидной, психастеничной психопатией и психопатией по типу зависимости.
Процесс общения разделяется нами на повторяющиеся, идентичные по содержанию и структуре циклы. Каждый цикл общения разделен на четыре стадии. Отсчет стадий соответствует после-
довательности операций, выполняемых с позиции «воспринимающего». Если бы отсчет выполняемых операций производился с позиции «обращающегося», то последовательность стадий общения в цикле могла бы быть другой.
Первая стадия — восприятия и понимания собеседника, вторая — восприятия и понимания себя, третья — построения межличностных границ (или другим термином — создание межличностной дифференциации), четвертая — обращения к собеседнику. Далее, цикл повторяется. Для каждой стадии определены эмпирические индикаторы эффективности процесса общения. Первая, вторая и четвертая стадии цикла общения имеют шесть индикаторов, а третья стадия - три индикатора. Выбор индикаторов осуществлялся в практическом тренинге эффективному общению. В результате были отобраны только те индикаторы, которые в наибольшей степени способствуют обучению эффективному общению.
Восприятие и понимание как первую стадию процесса общения выделяют практически все психологи, изучающие общение. Такие российские исследователи как Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Л.А. Карпенко [7], В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша[4] говорят о перцептивной составляющей процесса общения. Критерием успешности данной стадии является адекватность или тождественность между тем, что человек воспринял, и тем, что ему хотели сказать, т.е. тождественность воспринятой и посланной информации.
Основой для выбора индикаторов эффективного восприятия и понимания послужили методики «слушания» из различных психотерапевтических подходов. Каждое психотерапевтическое направление создавало свой вариант терапевтического «слушания». Психоаналитики говорили о позиции «белого экрана», гуманистический подход — об «активном слушании», телесно-ориентированные психотерапевты — о телесном резонансе, нейро-лингвистическое программирование — о важности «присоединения» и т.д. В структурированном варианте данные техники описаны Джоном Энрайтом [16].
В данных подходах большинство практиков психологов считает, что основным фактором, влияющим на эффективность понимания собеседника, является эффективность такого психического процесса, как эмпатия. Считается, что ограничиваться только такими органами восприятия, как зрение и слух, нельзя. Поэтому основными элементами первой стадии являются эмпатия и проверка правильности своего понимания. Соответственно, основными ошибками будут их отсутствие.
В практике лучше перестраховаться и лишний раз переспросить: «Правильно ли я Вас понимаю, что...?», чем опереться на-ошибочные впечатления. В отношении эмпатии практические психологи говорят о негативном влиянии эгоцентризма «воспринимающего», которое проявляется в чрезмерном фокусировании внимания на себе, что блокирует процесс восприятия. Тем более, что эмпатия предполагает не просто восприятие собеседника, но и идентификацию с ним, то есть, чувствование собеседника. Это в какой-то мере «отказ» от себя.
Первая стадия имеет следующие индикаторы эффективности процесса общения:
• частота идентификации («слияния») с собеседником в мо мент его восприятия (см. Приложение 1, утверждения № 3);
• частота информирования собеседника о готовности или не готовности общаться (утверждения № 5);
• частота обретения ясности понимания воспринимающим в процессе восприятия собеседника (утверждения № 8);
• частота следования за мыслью собеседника, или неотвле- каемость внимания (утверждения № 10);
• частота переключения фокуса внимания с себя на собесед ника в момент, когда собеседник начинает говорить (утвер ждения № 12). Данное перефокусирование внимания важно в связи с предположением, что оптимальное распределение внимания на первой стадии цикла общения следующее: 20% внимания на себе и 80% внимания на собеседнике;
• частота проверки правильности собственного понимания со беседника (утверждения № 19).
На основе данных индикаторов сформулированы шесть пар альтернативных утверждений (см. Приложение 1, № 3, 5, 8, 10, 12, 19). Выбор варианта опроса на основе альтернативных утверждений вызван трудностями, которые возникали у опрашиваемых при оценке предлагаемых в опроснике психических процессов. Предлагаемые полярные утверждения облегчали испытуемым процесс оценки.
Вторая стадия цикла общения — понимание себя «воспринимающим» — имеет следующие индикаторы эффективности общения:
• частота обретения ясности «воспринимающим» в процессе понимания собственных чувств, желаний и мыслей (утверж дения №2);
воспринято от собеседника. Считается, что в данном случае
°*Я: важна перефокусировка внимания с объект-центрированно-
'°'' го наэго-центрированное (утверждения №11). Другими сло-
i0; вами, это возврат внимания на себя. Предполагается, что
оптимальное распределение внимания на второй стадии
имеет следующие пропорции: 80 % фокуса внимания на себя,
20% — на собеседников;
• частота осознания собственных желаний, чувств и мыслей в общении. Этот индикатор разделен на четыре частных: осознание сфер мышления, чувств, желаний и телесных ощущений. Исследование частоты осознания каждой отдельной сферы психики связано с тем, что люди по-разному их осознают: кто-то лучше осознает процессы мышления или свои чувства, а кто-то — телесные ощущения или свои желания. На основе данных индикаторов сформулированы шесть пар альтернативных утверждений (см. Приложение^ №2,9,11,15,17,21). Третья стадия цикла общения включает процессы построения межличностных границ. Психотерапевты коммуникативного подхода (М. Боуэн, Р.У. Ричардсон [10] и др.) считают, что межличностные границы в общении строятся через выявление межличностных различий. В консультационной работе по оказанию помощи людям,'.имеющим проблемы общения, часто встречается специфическая проблема, суть которой в том, что у определенной группы людей в общении часто возникает ситуация, когда им «нечего сказать». Они говорили, что в момент общения у них «исчезают» собственные мысли, чувства и желания, возникает характерное состояние «пустой головы». При исследовании этой проблемы методом глубинного интервью был выявлен феномен потери этими люди межличностных границ. Оказалось, что они не разделяют себя с собеседником во время общения, их внутренний мир как бы сливается без остатка с внутренним миром их собеседника. В такой ситуации не возникает собственных мыслей, чувств и желаний. Все психологическое пространство полностью заполняется внутренним миром собеседника, а собственные мысли, чувства и желания исчезают. Если такое общение возникает регулярно, то люди обычно жалуются на то, что собеседник их «подавляет».
Описанная ситуация, если она существует в семье, как правило, говорит о наличии «симбиотических», зависимых отношений Такие отношения являются одной из главных проблем в семейной и индивидуальной терапии (М. Боуэн, С. Минухин).
По нашему мнению, консультативную работу с людьми имеющие склонность к «симбиотическим» отношениям, следует дополнить коррекцией процесса общения, что существенно снизит конфликтность и напряжение в таких отношениях.
С учетом вышесказанного и опираясь на работы психотерапевтов коммуникативного подхода [10, 12идр.], были выделены следующие показатели умения строить межличностные границы:
• частота распределения внимания на всех участников обще ния (утверждения № 1);
• частота проявления способности одновременно чувствовать .. себя и собеседника (утверждения № 7);
n • частота выявления различий и сходства между собой и со-! беседником (утверждения № 13).
На основе данных индикаторов сформулированы три пары альтернативных утверждений (см. Приложение 1, № 1,7, 13).
Четвертая стадия цикла общения — обращение к собеседнику. Основой для выделения индикаторов эффективного обращения послужили работы психотерапевтов, участвовавших в проекте Грегори Бейтсона (по исследованию общения). Эта группа большое внимание уделяла исследованию коммуникативных «посланий». Они были убеждены в том, что личностную патологию ребенка создают «двойные послания» родителей, поэтому обращали много внимания на анализ особенностей посланий. При этом особый акцент делался на «конгруэнтности» посланий, то есть, соответствии эмоционального послания со словесным и жестикуляцией. Терапевты данного направления говорили о том, что по своему содержанию послания должны быть «ясными», определенными, правдивыми. Такая форма посланий требует установки на открытость своего внутреннего мира, что подчеркивали и отечественные психологи. В частности, М. Г. Ярошевский утверждал, что «специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого» [7, с. 245].
Дата добавления: 2016-06-06 | Просмотры: 723 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|