АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» (Молитвенная песнь при подготовке к покаянию)

Прочитайте:
  1. IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию
  2. Вздыхаю и пихаю тебя в плечо, но ты резко хватаешь меня за запястье, сжимая руку за спиной. Тихо вскрикиваю и хватаюсь второй рукой за косяк своей двери, чтобы не упасть.
  3. Гештальт-подход в подготовке руководителей предприятий
  4. Материалы к аудиторной самостоятельной подготовке. (междисциплинарная интеграция).
  5. Медленно нажимаю на ручку двери, и она сама открывается, выпуская мне на встречу самый обычный воздух. Так, в чем прикол? Быстро прохожу в квартиру, осматриваясь, никого нет.
  6. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.
  7. Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы
  8. Методические рекомендации по самоподготовке
  9. Методические рекомендации по самоподготовке.
  10. Методические рекомендации студентам по подготовке к учебным занятиям

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.

А. С. Пушкин (1799-1837)

Дорогие мои соратники, дорогие мои друзья, мы с вами знаем, что человек приходит в этот мир безгрешным. И как не приемлет его организм никотин и алкоголь, так и не приемлет его младенческая душа другие пороки. Но идет время, и человек, начиная употреблять алкогольный и та­бачный яд, делает свой организм к нему привычным.

То же можно сказать и про другие человеческие грехи, они становятся со временем незаметными, обыденными для человека. И как человек, впадая в пьянство, обретает устойчивость к алкоголю, так и свыкаясь с иными свои­ми грехами, человек обретает к ним терпимость, перестает замечать их. И как алкоголик, втягиваясь в свой порок, перестает считать себя алкоголиком, так и человек, погружаясь в бездну греха, перестает ощущать свою зависи­мость от него.

Но и приобретая толерантность к вину или табаку, пе­рестав замечать свои греховные поступки, мы не избавля­ем себя от неизбежного разрушения, уничтожения своего телесного и душевного здоровья. Это разрушение происхо­дит с неизбежностью.

И как всякий человек, не утративший здравого смысла, мы сожалеем об этом и желаем восстановить разрушенное, да вот беда, не так-то это и просто. Сложность в том, что мы не видим врага. Мы живем по программам, навязанным нам, и считаем их приемлемыми, естественными, а иног­да и полезными. Происходит это потому, что наше иска­женное сознание не замечает лживости этих программ.

Так было у нас с вами, когда мы начинали этот курс — мы не знали о безусловном вреде алкоголя и табака, лож­ные сведения о какой-то мнимой пользе этих ядов еще гнездились в нашем обманутом сознании. Мы жили по программе лжи, не задумываясь, что у программы есть ав­тор. Его имя — дьявол, что и переводится с греческого как обманщик, лжец.

Однако известно, что у лжи короткие ноги — мы узна­ли правду об этих страшных ядах, грозящих уничтожить нас, наше потомство, нашу державу. Узнали и решили сте­реть ненавистную программу разрушения. Более того, мы решили написать другую программу, программу неприятия

этих ядов.

И если старая программа была программой разрушения всего и вся, то новая программа является программой со­зидания, программой творчества. И у этой программы дру­гой автор — Создатель, Творец мира видимого и невиди­мого, Творец мира материального и мира духовного.

И именно к этому Творцу мы в своем ежедневном труде обращаемся за помощью, просим прояснить наше со­знание и укрепить нашу волю. На православном, церковь ном языке это означает просьбу помочь нам в осуждении" наших греховных дел, просьбу даровать нам Духа Свята. Осуждение сотворенных в жизни грехов — это труд, ко­торому надо учиться. Это процесс, который должен совер­шиться в нашем сознании. Это переход количества в каче­ство. Это переход раскаяния перед людьми в покаяние пе­ред Богом. Это переход покаяния перед Богом в таинство исповеди. Это завершение исповеди прощением грехов, уп­разднения их Господом, уничтожением.

Это совместная победа человека и Бога над грехом. Это их величайшая радость.

Но скажем себе еще раз — нет победы без труда. И в се­годняшнем сочинении, а это руководство к действию, мы возьмем на себя труд не только попросить прощения, но самим простить всех, нанесших нам обиды. А это не про­сто труд, это условие примирения с Богом, условие отпу­щения нам наших грехов. Господь заповедовал нам: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6, 14). Хорошо сказал о взаи­мосвязи всеобъемлющего прощения и человека, и Бога поэт Иван Бунин:

Несть, Господи, грехов и злодеяний Превыше милосердья Твоего! Рабу земли и суетных желаний Прости грехи за горести его.

Завет любви хранил я в жизни свято: Во дни тоски, наперекор уму, Я не питал змею вражды на брата, Я все простил, по слову Твоему.

Так вот, проявив милосердие к ближнему, проявляйте его и дальше. Идите по пути к Храму и стройте Храм сво­ей души. Открывайте в нем для людей милосердия двери, и они станут теми дверьми, через которые ваше покаянное слово войдет в Храм Господень.

Когда-то о. Амвросий Оптинский на вопрос какой-то верующей души: сколько времени нужно для того, чтобы Богу принести покаяние, — ответил так: для истинного по- каяния не нужны ни годы, ни месяцы, ни недели, а мгновение! Мгновение поворота — решительного поворота от грешной, не­радивой, пустой, легкомысленной жизни к жизни во Христе, к жизни истинно христианской.

Не упустите это мгновение, не откладывайте его на зав­тра — завтра никогда не наступает! Проходит жизнь, и че­ловек остается во грехе.

И покаявшись в грехе пьянства и табакокурения, иссле­дуйте свою жизнь, осудите другие совершенные грехи. И вот здесь произойдет интересная метаморфоза — духовное движение не бывает односторонним — навстречу к нам при­дет Господь, и в Его присутствии в нас заговорит совесть. Это — милость Божия. Это прикосновение Господа к нашей душе. Господь посетил ее, даровав нам Духа Свята.

Это значит, что в стремлении к покаянию мы сотрудни­чаем с Богом. Будем же радоваться, что Господь создал нас по образу и подобию Своему, и мы, творя покаяние, не ут­ратили этих свойств! И будем помнить: Господь никогда не оставит сотрудников и сподвижников Своих!

 

7.3. Покаяние, исповедь, духовное руководство [32]

Но как воззову я к Богу моему, к Богу и Господу мо­ему? Когда я воззову к Нему, я призову Его в само­го себя.

Блаженный Августин (354—430)

Иногда, болея, мы надеемся, что переможем болезнь, по­правимся сами и не идем к врачу. Иногда стесняемся сво­ей болезни и также не идем к доктору, но болезнь не про­ходит, и тогда, чтобы поправиться или даже остаться в жи­вых, откладывать приход к врачу становится невозможно.

Нечто похожее происходит и с человеком, решившим изменить свою духовную жизнь и придти в церковь, облег­чить свою душу покаянием. Разница в том, что телесный врач может и скрыть от тяжело больного смертельный ди­агноз, может принудить человека к тем или иным проце­дурам, а хирургическому больному дать наркоз, и тот во­обще окажется целиком во власти хирурга.

А вот на исповеди никак нельзя обойтись без воли кающе­гося. Здесь все определяется его стремлением, его верой. Свя­щенник же, принимающий наше исповедание грехов — преж­де всего свидетель перед Богом глубины нашего раскаянья.

Но он также и преемник апостольского дара, сообщен­ного Господом Иисусом Христом ученикам Своим: «При­мите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 23). И нам с вами, дорогие мои соратники, следует помнить, что таин­ство покаяния является таинством духовного врачевания и принадлежит оно духовному миру. Создателем же и Влас­тителем этого мира является Господь Бог, именно Он уп­раздняет «рукописания грехов наших».

И не к человеческой природе священника, а именно к Божественной сути Творца, к Его беспредельной милости обращаемся мы с молитвой освободить нас от греха. Имен­но этот концептуальный момент и подчеркивается священ­ником по завершении исповеди, когда он, накрывая нас епитрахилью, читает разрешительную молитву: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего че­ловеколюбия, да простит ти чадо (имя) вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа, аминь».

Дорогие мои соратники, еще на первой лекции мы го­ворили с вами, что покаяние, осуждение греха пьянства и табакокурения — первая броня, которая призвана защитить нас от происков дьявольских. Но наивно было бы полагать, что враг рода человеческого так просто откажется от сво­ей добычи, так просто оставит нас в покое. Как ни странно, первое серьезное искушение может встретить нас именно на исповеди. С нами может приклю­читься то, что случается с нерадивыми детьми в школе — не обращает неопытная или перегруженная учительница внимания на такого ученика, и он, в свою очередь, отно­сится к ней без внимания. Более того, такой горе-ученик, зачастую, делает вывод: раз он учителю не нужен, значит, и ему не нужно все то, чему учитель его учит. И неважно, что это за предмет — арифметика или рисование, все рав­но, не нужно.

Может такое случиться и со взрослым человеком. При­ходит он в церковь, возможно и в первый раз, приходит и вполне справедливо надеется, что внимание к нему, обра­тившемуся к Богу, будет особенное. Но вдруг покажется ему, что священнику он не дорог, что священник его не любит, и тогда может случиться, что все, что будет этот свя­щенник говорить или делать, станет ему неинтересно, да и не только священник, сама Церковь, храм станут ему не нужны.

Это искушение дьявольское, в основе его лежит человечес­кая гордыня, непомерный эгоизм. В крупных городах тыся­чи людей приходят в конкретную церковь, некоторые час­то, другие — по великим праздникам, а некоторые и вов­се, проходя мимо, из любопытства. Ничего похожего рань­ше не было. До революции, например, в Москве, которая была ограничена заставами, было 600 храмов, более 1000 священников. Сейчас в Москве, которая стала раз в 10 больше и далеко шагнула за Окружную дорогу, более 400 храмов и порядка 500 священников. Раньше в Москве был миллион жителей. Сейчас 10 миллионов. Что и говорить, возможности у священника совсем другие, и ему иногда физически не справиться с таким наплывом людей.

Вот типичная ситуация: воскресный день, на исповедь стоит сто человек, и если по одной минуте исповедовать, то это уже час сорок минут. А если там не сто, а двести человек стоит? Успеть всех исповедовать практически невоз­можно. И вот нередко бывает так, что истосковавшийся по? сочувствию, истерзанный грехами и сомнениями человек приходит в храм рассказать о своих бедах, покаяться в гре­хах, а попадает он на, так называемую, общую исповедь, очень краткую, очень формальную.

Может почудиться такому человеку, что если на него не хватает внимания у людей, то не хватит и у Бога. Это еще один соблазн лукавого. Искушение неверием в милость и любовь Божию. Нам с вами, соратники, всегда следует по­мнить, что приход человека в Храм ненавистен противни­ку Божию, а намерение человека покаяться в грехах, то есть выйти из под власти сатаны, для врага рода человеческого нож острый.

Поэтому выход один — человек должен поговорить со священником о своей жизни, своих грехах до многолюдной исповеди в церкви. Именно такая практика уже 10 лет за­ведена в Московском Душепопечительском Православном Центре святого праведного Иоанна Кронштадтского, руко­водимом иеромонахом, доктором медицинских наук, про­фессором Анатолием (Берестовым). Более двадцати тысяч человек, обремененных различными зависимостями, обра­тились за десять лет в этот Центр на Крутицком Патриар­шем Подворье. Обратились и получили молитвенную, ме­дицинскую и педагогическую помощь.

Напоследок еще раз сравним священника с врачом. Пред­ставьте, приходит человек к врачу с какой-либо запущенной или тяжелой болезнью и молчит, словно воды в рот набрал. Врач, конечно, осмотрит его, постарается диагностировать болезнь, пропишет лекарство. Но не лучше ли будет облег­чить врачу работу и рассказать подробно и откровенно про все тягости и горести? Врач ведь на стороне больного.

Священник тоже на нашей стороне, и сочувственно, и молитвенно. А ведь «где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Так стоит ли молчать, когда Сам Господь тебя слушает? А какая наступает ра­дость, когда преодолеешь себя, назовешь грех, получишь от священника отпущение, и почувствуешь сердцем — Гос­подь упразднил твой грех.

Исповедальный труд нелегок. Радость велика. Отец мой любил повторять, и я запомнил с детства: «Сладок отдых на снопах тяжелых».

Вот о чем еще необходимо сказать. Принеся покаяние, получив разрешение от греха, причастившись Святых Жи­вотворящих Таинств, человек находится в состоянии вос­торга, в состоянии особенного сердечного горения. Все легко открывается ему и воспринимается его сердцем с особой горячностью. А потом проходит время, иногда очень короткое, и начинаются духовные будни.

Нет, люди не впадают в какой-то грех, не употребляют алкоголь, табак, не колются наркотиками, не блудят, не во­руют, не делают аборты. Наоборот, их уровень нравствен­ности довольно высок, и они имеют запреты, ниже кото­рых, как им кажется, они уже не опустятся.

Теперь эти люди формально являются членами Церкви. Но живут ли они благодатной жизнью? Говорит ли в их сердце Христос? Увы! Многие ходят в церковь по привыч­ке, отстаивают службу, но не молятся Богу, просто стоят, сердце их молчит. А молчит потому, что им нечего сказать. Почему же так получилось? Потому, что обратившись к Богу от привычной греховной жизни, оставив алкоголь и табак, пожертвовав какими-то иными страстями, они со­вершили подвиг. И этот подвиг сразу, немедленно принес свой плод — духовную жизнь.

Но это было вчера. А сегодня жизнь перестала быть под­вигом. Она вошла в определенную колею и стала бытом, с его тщеславием, гордыней, раздражительностью. Как толь­ко подвиг ушел из жизни, ушла и духовная жизнь.

Всякий человек может жить подвигом. Подвиг может иметь совершенно разные формы. Но все то, что человеку очень трудно, даже превосходит его силы, его естественные возможности — это и есть подвиг. Когда человек не может чего-то сделать сегодня, но с верой в то, что Бог ему по­может, устремляется навстречу этой трудности — это и есть подвиг. Как только таким подвигом веры, преодолевая са-мого себя, свои страсти, начинает жить человек, для него открывается духовная жизнь.

Я уже говорил на первых лекциях: мало избавиться от алкоголя и табака. Трезвыми и некурящими мы приходим в этот мир, и это естественно. А вот какими людьми мы по­кинем его? Что приобретем и что сотворим?

Не бойтесь ставить перед собой великие задачи! Наме­чайте великие цели! Готовьтесь к подвигу. Цель же может быть великой не по объему, а по содержанию. Не обяза­тельно покорять Эверест, становиться президентом страны или Нобелевским лауреатом. Цель должна быть великой не в глазах человеческих, но в очах Божиих.

И самая великая наша цель — это помогать ближним. «То, что вы сделали ближним своим, то вы сделали Богу» (см.: Мф. 25, 40) — эти слова Христа должны быть руководством в жизни. Будем ли мы учить детей вере, писать книги, стро­ить церкви, православное общество и страну, или как вдо­ва из Евангельской притчи пожертвуем последние две леп­ты, мы будем жить по этой заповеди и творить добро.

А можно ли вообразить что-либо больше, чем сотворить добро Самому Господу? Нет, надо просто любить людей -творенье Божие.

Это просто? Да, это просто. Это просто труд. Труд ве­ликий и радостный. Поставим же себе этот труд целью. И будем помнить, что эта цель одновременно и необъятна, и достижима!


Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 415 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)