АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

КРАТКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ КНИГИ

Во II части книги содержится обзор литературы по песочной терапии, в первую очередь, работ, где обсуждается создание песочной основы. После краткого обзора истории песочной терапии рассматриваются основные принципы практической работы, физические характеристики подноса для песка — его форма, размеры и голубой цвет внутренней поверхности. Кроме того, исследуются различные варианты предъявления песочницы клиенту, общепринятая частота проведения сессий песочной терапии, значимость самого песка, а также требования к подготовке специалистов по песочной терапии.

Часть III посвящена вопросам, связанным с включением песочной терапии в арт-терапевтический процесс. При этом особое внимание уделяется тому, что объединяет эти две формы психотерапевтической работы. Кроме того, кратко рассматривается история арт-терапии (Junge and Asawa, 1994; Waller, 1991) и юнгианское направление в арт-терапии

(McNiff, 1986; Robinson, 1984; Schaverien, 1992). Юнгианская песочная терапия нередко рассматривается в литературе как яркий пример техники «активного воображения», позволяющей решать задачи, которые далеко не всегда можно решить, используя живопись или, скульптуру, возможно, потому что работа с изобразительными материалами предполагает наличие у клиента определенных художественных навыков. Песочная терапия предполагает использование песка, воды, готовых миниатюрных предметов и созданием из них различных композиций, что может быть без труда выполнено в течение одной сессии. В то же время созданием вполне конкретных визуальных образов она во многом напоминает другие формы художественной экспрессии, такие как рисунок,

Глава 1. Песочная терапия и арт-терапия | 41

скульптурный рельеф, коллаж и конструирование. Поэтому я попытаюсь рассмотреть взаимосвязь между изобразительным искусством и песочной терапией, обращая внимание на то, что в арт-терапевтическом процессе песочница представляет собой уникальный инструмент изобразительного творчества. Я постараюсь провести параллели, с одной стороны, между использованием предметов в песочной терапии и, с другой — в изобразительном искусстве (одним из примеров этого может быть, в частности, кубизм). Теория изобразительного искусства и арт-терапии — важный источник информации и осмысления практики песочной терапии. Также в книге представлены некоторые подходы к классификации изобразительных материалов, основанные на учете их физических свойств, способов работы с ними и образов, которые могут быть из них созданы. Следует учесть, что миниатюрные фигурки и предметы, используемые в песочной терапии, изготавливаются из различных материалов, таких как дерево, камень, металл и пластик. Качества этих материалов нуждаются в определении, поскольку они могут влиять на выбор клиентом тех или иных предметов. И, наконец, мы обсудим цвет и его характеристики.

В VI части книги обсуждаются некоторые проблемы художественной экспрессии, влияющие на создание форм, а также на создание фундамента песочной композиции, обладающего важным психологическим и художественным содержанием. Процесс превращения отпечатков в художественную форму объединяет песочную терапию с изобразительным искусством. Индивидуальное художественное творчество в арттерапии рассматривается как сложный процесс, связанный с взаимодействием психотерапевтической среды, материалов и индивидуальных психологических особенностей клиента. Созданная форма и ее умозрительное представление являются незаменимыми партнерами в процессе изобразительного творчества. Образные представления играют важную роль также в арт-терапевтическом процессе и имеют свои особенности в песочной терапии. В этой же части книги рассматриваются и «картографирование» песочных композиций, процессы создания индивидуальных и коллективных компози-


42 | Часть I. ВВЕДЕНИЕ

ций, влияние групповой работы на характер песочных образов. В V части описываются различные формы игры с песком и водой, приводятся примеры клинических описаний. При помощи некоторых теоретических представлений раскрываются  
основные темы, связанные с активным использованием песочных поверхностей, проникновением в толщу песка и применением воды, когда клиент капает жидким песком или размывает уже созданные формы. Все виды песочных форм (предполагающих применение «формочек», создание комков из песка, рисование на его поверхности, создание отпечатков, ям и тоннелей, зарывание в песок различных предметов и их последующее извлечение, капание мокрым песком и размывание водой созданных форм) используются при игре с песком на берегу, а также наблюдаются в песочной терапии, проводимой как с детьми, так и со взрослыми. Символическое значение всех этих форм и видов работы в ходе песочной терапии так же значимо, как и символическое значение объектов. Каждый вид песочных форм и связанных с ними видов работы иллюстрируется примером из клинической практики. Дополнительно обсуждается и иллюстрируется клиническим примером нежелание клиента работать с песком. Часть VI содержит описание процесса работы клиента в песочной терапии. Основное внимание здесь обращается на использование песка, пространства, материалов, цвета и того, какую роль они играют в исцелении, а также сравниваются образы, создаваемые в изобразительном искусстве и песочной терапии, что помогает лучше понять выбор клиентом живописи, графики, скульптуры или песочницы на разных этапах психотерапевтического процесса, отражающий потребности психики в разных формах визуальной экспрессии. Часть II ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ АНАЛИЗУ ПЕСОЧНЫХ ФОРМ

Глава 2. История и описание песочной терапии I 45

Юнгианская песочная терапия была разработана швейцар-

ГЛАВА 2 ским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф после того, как в 1956 г. Юнг посоветовал ей изучить песочную терапию в Лондоне лично у Ловенфельд (Ryce-Menuchin

ИСТОРИЯ И ОПИСАНИЕ 1992). Кальфф шесть лет обучалась в цюрихском Институте

ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Юнга. Она дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии. Представление Юнга о том, что создание художественных образов является альтернативным методом психотерапии, изложенное им в работе «Трансцендентная функция» (1916/1958, vol. 8 CW, pp. 82-83) позволило значительно расширить психоаналитические взгляды на изобразительное творчество и взаимоотношения автора со своим произведением. Предложенная Юнгом техника «активного воображения» помогла понять, что внутренний мир человека богат и многообразен, хотя человек

ИСТОРИЯ зачастую этого не осознает, и что, создавая условия для проявления фантазии, можно осознать ранее скрытые или подавленные чувства и представления. Подход Кальфф к песочной тера-

История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английпии основан на данных представлениях. Она стремилась создать ский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд (Lowenfeld, для своих клиентов «свободное и защищенное пространство»,

1935; 1979) впервые применила песочницу в игровой психогде те, играя с песочницей, чувствовали себя свободно. Ее взглятерапии с детьми. Ловенфельд придавала большое значение ды базировались на «высказанной Юнгом основополагающей тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшегипотезе о том, что психике человека присуще стремление к цему проективную игру с различными предметами и куклами. лостности и самоисцелению» (Weinrib, 1983, р. 7). Кальфф от-

Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают мечала, что ее наблюдения за процессом песочной терапии «подзатем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника потверждают представление о том, что Самость направляет простроения мира». В 1935 г. Ловенфельд опубликовала свою кницесс психического развития начиная с момента рассуждения» гу «Игра в детстве». Педагогический психолог Руфь Бауэр осво-

(Kalff, 1980, р. 23). Она заметила появление в песочных работах ила и начала применять «технику построения мира» (Mitchell своих клиентов округлых изображений, согласующихся с наand Friedman, 1994). В 1970 г. она опубликовала работу «Техблюдениями Юнга и «символизирующих совершенство и соверника построения мира Ловенфельд», явившуюся итогом сорошенное бытие», а также квадратных образов, «появляющихся калетнего использования ею этого метода в работе с детьми. при достижении психической целостности» (Kalff, 1980, р. 24).

Исследования включали и использование песка в ходе детских

Утверждение Кальфф о том, что в процессе песочной терапии игр. Другие детские психотерапевты, такие как Мелани Клейн, отражаются стадии психического развития человека, находит

Анна Фрейд и Дональд Винникотт подчеркивали значение игротеоретическое обоснование в работах юнгианского аналитика вой деятельности ребенка в качестве средства невербальной

Эрика Ньюманна (Weinrib, 1983). Кальфф также указала на коммуникации. Все они использовали в своей работе миниавозможность использования песочной терапии в работе со тюрные игрушки, но не применяли песок (Mitchell and Friedвзрослыми и детьми и обратила внимание на то, что песочные man, 1994).


46 |

композиции взрослых отражают те же стадии психического развития, что и детские работы (Kalff, 1980). Благодаря работам Доры Кальфф песочная терапия была представлена в качестве составной части аналитического процесса, конкретной формы метода «активного воображения» Юнга (Bradway and McCoard, 1997; Stewart, 1990; Weinrib, 1983).

Юнгианская песочная терапия предполагает использование двух прямоугольных подносов, выкрашенных изнутри в голубой цвет. Один поднос заполняется сухим песком, другой — мокрым. Кальфф слегка изменила размеры подносов (49,5 х 72,5 х 7 см), используемых ранее Ловенфельд, благодаря чему поднос приобрел такие геометрические пропорции, когда диагональ квадрата, образуемого вертикальным размером прямоугольника, стала равняться его горизонтальному размеру (Jackson-Bashinsky, 1995). Кальфф предпочитала располагать подносы не на полу, а отдельно, на уровне стола. Большой набор миниатюрных персонажей и предметов, располагающихся на полках возле подносов, должен был представлять все многообразие природных форм и элементов человеческого окружения. Кроме них, Кальфф использовала также естественные природные материалы: ткань, нить, бумагу и др. Набор используемых Кальфф миниатюрных персонажей и предметов включал символические, этнические и религиозные объекты, отражающие самые разные культуры, обеспечивая тем самым возможность передачи содержаний коллективного бессознательного, дополняющих привычные феномены психической жизни.

Наряду с представителями юнгианского анализа, освоившими песочную терапию Кальфф, другие специалисты — психиатры, психологи и социальные работники — все чаще применяют песочницу в качестве вспомогательного инструмента. «Кальффианская» песочная терапия представляла собой хотя и весьма важный, но все же лишь периодически используемый метод, перемежающийся с вербальными интервенциями. Книга Доры Кальфф Sandspiel (Kalff, 1966. Перевод на англ. язык 1971 г.) явилась первой опубликованной работой по юнгианской песочной терапии. Литература по песочной терапии, на-

Глава 2. История и описание песочной терапии | 47

чиная с 1970-х гг. писалась, прежде всего, представителями юнгианского анализа, подчеркивавшими ее способность активизировать диалог между психикой, песком и предметами (Ammann, 1991; Bradway and McCoard, 1997; Bradway et al,

1990; Dundas, 1978; Kalff, 1980; Mitchell and Friedman, 1994; Ryce-Menuchin, 1988, 1992; Weinrib, 1983). В рамках юнгианского подхода песочная терапия рассматривалась, в основном, как средство оценки процесса индивидуализации в соответствии с представлениями Ньюманна о стадиях психического развития (Neumann, 1988). Символическое содержание миниатюрных предметов анализировалось с использованием «техники увеличения», основанной на исследовании психологических, антропологических, этнических, культурных и мифологических ассоциаций с предметами.

Трехсторонний перенос, происходящий между клиентом, психотерапевтом и образом, был учтен специалистами, использующими песочную терапию. Роль же психотерапевта как молчаливого свидетеля — участника психотерапевтического процесса — принципиально отличается от роли аналитика, привыкшего к использованию интерпретаций и непосредственной работе с переносами и контрпереносами. Использующие песочную терапию специалисты находят работу с этой техникой менее напряженной по сравнению с аналитическим процессом (Ammann, 1991; Cunningham, 1997). Брэдвей и МакКоард (Bradway and McCoard, 1997) используют термин «ко-перенос» для обозначения более сложного характера психотерапевтического взаимодействия, возникающего в ходе песочной терапии. Амманн (Ammann, 1994) даже сравнивает его с музыкой, когда пишет о том, что это взаимодействие осуществляется в соответствии с принципом резонанса. Исследовательница рассматривает психотерапевта как своеобразный «инструмент», который должен «звучать» в полную силу. Лишь в этом случае клиент может уловить его звучание и настроиться на соответствующую частоту (р. 58). Трехсторонний перенос также характерен для арт-терапии и обсуждается арт-терапевтами уже достаточно давно (Agell et al., 1981; Kramer, 1971; Schaverien, 1992, 1995). Арт-терапевты, привыкшие выступать в роли молчали-


48 | Часть II. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

вых свидетелей, испытывают определенные затруднения в оценке «фундамента и формы», используемых клиентом во время песочной терапии. Слишком пристальное внимание, которое эти специалисты уделяют феноменам переноса и контрпереноса, препятствует их наблюдению за ходом песочной терапии. Суть не в том, чтобы просто наблюдать за действиями клиента, но оценить уровень его образных представлений, возникающих в процессе создания песочных форм.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 449 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)