АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА,,СВЯЗАННЬ1Е с ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИЕЙ Рельеф, коллаж, ассамбляж,

«найденные объекты»

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать три формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный скульптурный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм. При помощи различных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Естественные природные объекты и миниатюры клиент находит на полках и размещает в песочной композиции. Все эти три формы художественного творчества позволяют создать на подносе песочную композицию. При ее создании используются и рельеф, и элементы коллажа или ассамбляжа.

В отличие от скульптуры, которую рассматривают со всех сторон, художественный рельеф представляет собой объемное изображение на определенной плоскости. Степень выпуклости его форм бывает различной — как низкой (барельеф), так и высокой {alto rilievo, горельеф). В «Британской энциклопедии» (Encyclopedia Britannica, 1992) дается следующее определение рельефа:

Глава 5. Формы художественного творчества, связанные... | 81

Особенности изображения и композиции на рельефе всегда определяются его связью с основой, на которой создаются разные формы, либо на которую они накладываются. С этой точки зрения рельеф более тесно связан с живописью, чем с отдельно стоящей, объемной скульптурой (vol. 19, р. 101).

Песочная композиция создается на песочной же основе, находящейся на мелком прямоугольном подносе. Скульптурные формы и объекты устремлены вверх, из-за чего все изображение напоминает рельеф, или rilievo. Клиент может сознательно оставить песок покрывающим все дно песочницы; в этом случае голубой цвет ее внутренней поверхности не будет виден. совсем. Это создает впечатление земной поверхности, поддерживающей стоящие на ней предметы. Освобождение определенных участков подноса от песка позволяет имитировать воду или небо и создавать ощущение глубины и высоты — и то и другое связано с образом бесконечности, ассоциируется с движением по вертикали и нарушает стабильность, напоминающую о земной поверхности.

Рельеф существует с глубокой древности. Большое значение имеет поверхность, на которой создается объемное изображение. Каменные рельефы Месопотамии, рельефы в египетских и греческих храмах, литые металлические рельефы на дверях церквей эпохи Возрождения соответствуют системе значений, характерной для разных культур (Janson, 1974). Хотя объем песка, умещающегося на подносе, незначителен, он является основой для создания разных форм и расположения объектов, что позволяет создать сложную композицию.

Коллаж и ассамбляж — это художественные техники, предполагающие сочетание естественных и созданных человеком форм и материалов. Коллаж определяется как

композиция, создаваемая из плоских предметов, таких как газета, ткань, фанера и т. д., соединенных друг с другом и прикрепленных к поверхности и нередко сочетающихся с линией и цветом, с целью создания дополнительного художественного эффекта (Funk and Wagnall's Standard Dictionary, 1961).

Некоторые художники считают, что плоские предметы не дают достаточной свободы для творчества и включают в свои


82 | Часть III. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ...

коллажи трехмерные предметы, создавая тем самым ассамбляжи» (Janson, 1974). Термин «ассамбляж» был введен Жаном Дюбюффе в 1953 г. для обозначения комбинированных трехмерных художественных работ. Использовать в творчестве готовые объекты или их фрагменты начали кубисты, прежде всего, Пикассо, Брак и Гри, осваивавшие эту форму визуального творчества с 1907 по 1914 гг. Они включали в свои композиции старые газеты, билеты, части мебели и иных крупных объектов, создавая тем самым определенный парадоксальный эффект, основанный на сочетании привычного содержания этих предметов и содержания, которое они приобретали в качестве элементов художественного образа. Дадаисты, в частности Марсель Дюшан, с 1915 по 1922 г. использовали готовые объекты, подчеркивая при этом, что выбор ими тех или иных объектов носит случайный характер. Objet trouve, или «найденный объект», можно определить как

объект, найденный художником и выставленный им для показа без какой-либо художественной работы с ним, либо с минимальными затратами на его художественную обработку. Это может быть природный объект, например, галька, раковина или причудливым образом изогнутая ветка, либо продукт деятельности человека — осколок посуды, фрагмент металлического изделия или механизма

(Chilvers, 1996, р. 375).

Природные и промышленные объекты использовались в искусстве первой половины XX в. довольно часто. В 1960-е гг. Роберт Раушенберг стал использовать и более крупные предметы, сочетая их с живописью. Джозеф Корнелл же применял легкие предметы, помещая их в застекленные спереди коробки (Chilvers, 1996). В ходе песочной терапии клиенту дается возможность использовать из огромного количества любые предметы и расположить их на подносе с песком, создавая тем самым своеобразный коллаж или ассамбляж.

Дети и взрослые нередко создают чрезвычайно интересные песочные композиции, в которые вкладывают большой труд, различные песочные формы и сочетают их с миниатюрными предметами. При этом авторы работ глубоко погружаются в процесс творчества, и это напоминает работу художника или процесс создания ритуальных изделий. Включение в песочную

Глава 5. Формы художественного творчества, связанные... | 83

композицию разнообразных объектов порой придает ей сходство с «магическими» изображениями. Использование предметов в качестве «замены» рисунка или его «магических» аналогов, вместо того чтобы рисовать на песке или создавать из него объемное изображение, напоминает использование предметов в работах современных художников. Восприятие находящихся в песочнице предметов было бы неполным без учета физических свойств материалов, из которых они изготовлены, дополняющих психологическое значение самих предметов.

В литературе по песочной терапии используемые клиентом предметы обычно рассматриваются в совокупности с их историческими, биологическими, культурными или символическими значениями. При этом авторы не уделяют никакого внимания обсуждению свойств материалов, из которых эти предметы изготовлены. В ходе песочной терапии можно заметитьгчто клиент отдает предпочтение предметам, изготовленным из какого-либо конкретного материала, например, из металла, стекла, дерева или керамики, поэтому содержание песочной композиции в этом случае будет во многом определяться свойствами материала, и их необходимо учитывать наряду с характером самих образов, сочетанием цветов в композиции и расположением в ней предметов.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 1203 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)