АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

КАРТЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Песочные психотерапевты обратили внимание на то, что пространство песочницы используется клиентами вполне определенным образом. Райс-Минухин (Ryce-Menuhin 1992) предложил схему восьми «зон», показывающую, каким образом

«три основных уровня психической деятельности, а именно — сознательный уровень, уровень личного бессознательного и уровень коллективного (архетипического) бессознательного проецируются на песочные композиции» (р. 91).

Амманн (Ammann, 1991, р. 48) делит пространство песочницы на сектора для того, чтобы понять, какой смысл несет расположение предметов в тех или иных местах подноса. Поднос делится на верхнюю и нижнюю части, а также правую и левые стороны. Верхняя часть рассматривается как патриархальная, связанная с пространством, воздухом и духовным началом. Нижняя часть символизирует матриархальное, связанное с землей, инстинктами и телом. Левая сторона ассоциируется с бессознательным и представляет внутренний мир. Правая, в свою очередь, ассоциируется с сознанием и представляет внешний мир, реальность и жизненные цели человека. При этом каждый угол служит местом как входа, так и выхода различных энергий.

Амманн считает, что нижний левый сектор отражает инстинктивные проявления и творческие импульсы, источником которых является «океан бессознательного». В то же время он поглощает человека и его сознательное «Я». Линия или путь, пролегающие в данном секторе, рассматриваются в качестве своеобразной формы общения человека с качествами, находящимися за пределами левого нижнего угла. Расположение здесь единичных, обращенных лицом вправо предметов можно рассматривать как отражение движения к цели, а так же как переживание клиентом своего одиночества. Амманн связывает нижний правый угол с образом матери и других наиболее близких клиенту людей. Расположение предметов в правом нижнем секторе отражает наличие неразрешенного внутрисемейного конфликта и указывает на роль и место человека в семье.

Глава 12. Визуальная экспрессия | 1 6 1

Верхний левый угол отражает духовный и религиозный опыт. Предметы и пути, расположенные в верхнем левом секторе, связаны с проявлениями воображения, магическими и духовными переживаниями. Через верхний левый угол в песочницу входят и покидают ее духовные энергии — как пугающие, так и защищающие клиента. Верхний правый угол отражает отношения с отцом, школой И профессией. Расположение предметов в верхнем правом секторе демонстрирует движение к будущему.

Амманн считает, что центр песочницы символизирует центр самосознания или «Я». Он отражает наиболее актуальные проблемы личности и связывает разные элементы композиции воедино. Центр обозначает целостность, начало жизни и потенциальные возможности человека. Он выступает в качестве символа начала движения и в то же время обозначает конец пути (Cooper, 1978, р. 32). В песочной терапии в центре песочницы нередко создаются особые формы и располагаются особые объекты. Отсюда может начинаться спираль, завершающаяся в одном из углов либо, наоборот, спираль, начинающаяся в углу, иногда завершается в центре. Диагональные линии, соединяющие противоположные углы, пересекаясь в центре, образуют знак «X».

Брэдвей разделяет пространств0 песочницы по ее длине на семь зон, а по ширине — на пять. Это образует сетку, каждая клетка которой имеет соответствующее цифровое и буквенное обозначение, что позволяет быстро регистрировать то, что клиент делает в разных частях подноса. Брэдвей отмечает, что деление песочницы на зоны для лучшего понимания значения предметов, расположенных в разных частях песочницы, может быть различным. Она добавляет:«Если вы собираетесь использовать подобное деление, я думаю, что вам было бы лучше разработать свой собственный метод, основываясь на своем опыте» (Bradway and McCoard, 1997, р. 26).

Исходя из собственного опыта работы с художниками, я сделала вывод, что они интуитивно чувствуют значение материалов песочной терапии и расположения предметов в разных частях подноса. Клиенты же, не имеющие опыта художественной работы, используют песочницу как средство реализации


1 6 2 | Часть IV. СОЗДАНИЕ ФОРМЫ... Глава 12. Визуальная экспрессия | 1 6 3


творческого потенциала или познания своих недостатков. В конце концов, для лучшего понимания пространства, формы и материалов в песочной терапии они полагаются на свои интуитивные возможности. Таким образом, анализ расположения песка, воды и объектов в разных частях подноса позволяет понять содержание всей песочной композиции.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 885 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)