АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Композиция А21: могила в пустыне

Ванда жаловалась на слабость. На одной из сессий она спонтанно создала композицию, изображающую могилу в пустыне. Это случилось через неделю после проведения сессии с использованием техники активного воображения и за три дня до того, как Ванде исполнилось 30 лет (см. рис. 17.9).

Композиция воспроизводит рассказанное Вандой в ходе проведения техники активного воображения. Она отражает весьма значимые для нее переживания, связанные со смертью брата. Можно считать эту композицию свидетельством процесса индивидуации. Впервые Нир, погибший как сын нации и воспитанник киббуца, был представлен Вандой как ее брат. Благодаря их совместному участию в воображаемом ритуале Нир был отделен от коллектива.

В этой, а также в некоторых других композициях, много места оказалось ничем не занятым и необитаемым. Хотя Ванда определенным образом обработала поверхность песка, его уровень

Глава 17. Ниспровержение коллективного | 2 4 3

Рис. 17.9. А12: могила в пустыне

остался одинаковым во всех частях композиции. Это отражало равенство всех живущих в киббуце. Кроме того, это свидетельствовало о переживании депрессии и утраты и восприятии мира как необитаемого пустого пространства. Тем не менее в пустыню пришла вода. Песок вокруг голубого треугольного участка в верхнем левом углу композиции образовывал более толстый слой и был структурирован. Сверху, посередине композиции, располагалась луна, а слева от нее — солнце. Они подчеркивали границы треугольника и присутствие голубого эльфа в верхнем левом углу, выступающего в роли некого далекого посредника.

Справа, внизу композиции, песок поддерживал выложенные в форме глаза предметы — найденные.на берегу моря стеклышки, восемь медных горшков и др. Идея Ванды о том, что в горшках находится «сладкая» вода, а в левом верхнем углу — «соленая», говорит об объединении мужского и женского начал. Внушающий страх океан, изображенный Вандой на первой композиции, теперь отражал положительные качества архетипа Великой Матери. Металл же, из которого изготовлены горшки, можно рассматривать как отражение трансформации коричневых камушков, присутствовавших в первой композиции. Соче-


2 4 4 | Часть VI. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

тание стекла и металла более удачно, чем сочетание стекла и камня. Стекло и металл плавятся под воздействием высокой температуры. Разложенные на песке стеклышки и металлические горшки, изображая глаз, возможно, символизировали божественное начало или изменения в восприятии Ванды, произошедшие после сеанса активного воображения. И стекло, и металл связаны с водой: стеклышки были выброшены на берег морем, а в горшки вода может быть налита. Таким образом, эти предметы ассоциируются с очищением и питанием.

Наверху справа расположены две красные и одна белая роза. Возле них находится змея-уроборос (слева) и Гинги (справа).

Уроборос символизирует единство противоположностей, начальную стадию развития сознания (Neumann, 1973, р. 46). Ванда связала змею с образом погибшего брата. Она предположила, что змея вскоре перестанет сопровождать Гинги. Это обстоятельство, наряду с объединением противоположностей, указывает на продолжение процесса индивидуации. Гинги, по всей видимости, символизировавшая творческое, инфантильное и невинное «Я» Ванды, побуждала ее к дальнейшему развитию.

Благодаря различной окраске, а также путем особого расположения предметов и материалов, эта композиция разделена на верхнюю и нижнюю части. Расположенная в центре луна тоже разделена на две части — светлую и темную. В первых девяти композициях расположенная в левом верхнем углу луна являлась основным источником света. В данной композиции уже использовались и луна, и солнце, что вносило в нее рационализм и ясность, дополняющие интуитивное начало, связанное с образом луны. Солнце и луна появились вновь вместе в четырнадцатой и двадцать четвертой композициях.

Брэдвей отмечает, что женщины чаще, чем мужчины, используют при создании песочных композиций и солнце, и луну:

Иногда они оказываются расположенными по соседству друг от друга, возможно, обозначая единство противоположностей сознания и бессознательного, мужского и женского, света и тьмы, дня и ночи, тепла и холода (Bradway and McCoard, 1997, p. 99).

В верхней части композиции находится восемь объектов — столько же, сколько металлических предметов, расположенных

Глава 17. Ниспровержение коллективного | 2 4 5

в ее нижней части. Число восемь, следующее за числом семь, ассоциируется с «обретенным вновь раем, регенерацией, воскресением, счастьем и совершенным ритмом». Кроме того, оно «связано с парами противоположных качеств» и, так же как восьмигранник, с «началом трансформации квадрата в круг, и наоборот» (Cooper, 1978). Таким образом, восемь предметов в верхней части композиции и восемь предметов в нижней указывают на новое начало. Ванда прокомментировала свою композицию следующим образом:

«В своей первой композиции я использовала стеклышки, расположив их рядом с пещерой. Здесь же я хотела создать чтото красивое, вроде колоколов. Медные предметы могут издавать звук как музыкальные инструменты. Я не могла смириться с тем, что это будет пустыня. Мне было нужно море. Это напоминает то место, которое я представила на прошлой неделе. На композиции есть солнце и луна, что не вполне правдоподобно. Это утро и вечер одновременно, а может быть и день, и ночь. Эльф охранял работу, теперь он может уйти. Я не знаю, когда именно началась музыка, играла ли девочка одна или вместе с другими людьми. Она стоит одна рядом с цветами. Это словно привет от Нира, а может быть, также от отца и матери. Все люди, которые здесь находятся, — друзья Нира и мои друзья. Это не люди, участвующие в церемониях на День поминовения, которых мы не знаем. Я представляю себе, как разрушается и исчезает это красивое место. Инструменты тонут, камни улетают за пределы песочницы, солнце и луна куда-то удаляются, а ангел исчезает за горизонтом. Может остаться лишь море, но зато исчезнут волны.

Девочка идет со своей змеей, некоторое время их сопровождают цветы, однако вскоре лепестки начинают осыпаться. Остаются лишь стебли. Они танцуют на ветру вместе с девочкой, но постепенно исчезают. В определенный момент я должна попрощаться и со змеей. Возможно, Гинги расстанется с ней, покинув эту пустыню. Она не может продолжать свой путь вместе со змеей. Змея — магическое, фантастическое существо, а потому она не может каждый день быть с девочкой. Конечно, тяжело покинуть этот сад в пустыне. Когда все начнет исчезать, девочке нужно будет со всем попрощаться».


2 4 6 | Часть VI. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 388 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)