АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Композиция А27: зловещие роды

Создавая эту композицию, Ванда была уже на четвертом месяце беременности. Она должна родить в апреле, но живота у нее не видно. Ванда с удивлением ждет, что произойдет. Время от времени ее посещают тревожные мысли: то ей кажется, что беременность «завладела» ее телом, то возникает ощущение, что она сама становится «чудовищем».

В этой композиции (рис. 17.14) внизу слева одинокая женщина рожает, лежа на кровати и повернувшись лицом к стене, — туда, где находится черное пианино. Стена напоминает Ванде о детстве и об одиночестве, которое она остро ощущала по ночам, когда воспитательницы в детском доме приказывали детям «повернуться лицом к стене». Пианино черное, но имеет белые клавиши, что может ассоциироваться с единством инь и ян. Оно занимает весьма интересное место — левый нижний угол песочницы, рассматриваемый как дверь в коллективное бессознательное.

С обеих сторон от кровати, на которой лежит женщина, находятся два венка из бледно-зеленых и белых цветов, использовавшиеся Вандой при изображении смерти Нира в композиции А2 (рис.17.1). Погруженный в песок фаллической формы маяк, отдаленный и холодный, расположен выше середины левого борта подноса. Песок неструктурирован, на нем много свободного пространства — особенно наверху, справа и внизу.

Глава 17. Ниспровержение коллективного | 253

Рис. 17.14. А27: зловещие роды

Наполовину засыпанный песком деревянный куб, крошечная металлическая птичка и маленькая коробочка для драгоценностей соединены друг с другом хрупкой цепочкой, обозначающей границы пустого пространства в центре композиции. На одном конце цепочки - два крошечных металлических сердечка, на разном расстоянии друг от друга к цепочке прикреплены пять ключиков. На другом конце цепочки — миниатюрная банка кока-колы. Пять ключей символизируют количество членов семьи Ванды; сердечки — ее и брата. Кроме того, пять ключей ассоциируются с пятиугольником — символом человеческого микрокосма, тела с его четырьмя конечностями и головой. В буддизме сердце или центр имеют четыре выхода, формируя тем самым, число пять - символ универсальности (Cooper, 1978).

Ключи символизируют «силу, способную открывать и закрывать, растворять и коагулировать... Также ключ обозначает освобождение, знание, загадку, инициацию» (Cooper, 1978). Цепочка отделяет женщину от остального пространства, говоря о том, что использование сердца и ключи пока не могут быть использованы. Она обозначает границы и фон для рождения ребенка.


2 5 4 | Часть VI. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Перевернутый киббуц в композиции А24 (см. рис. 17.12) указывал на конфликт с коллективом. Члены семьи Ванды были отделены друг от друга «стенами» киббуца, и она до сих пор не чувствует достаточной внутренней силы, способной компенсировать утрату ею поддержки со стороны киббуца. Расположение цепочки на определенном расстоянии от женщины отражает амбивалентные чувства Ванды: с одной стороны, потребность во внешней поддержке в период беременности и родов, и страх этой поддержки, с другой стороны. Пытаясь дистанцироваться от киббуца, Ванда укрепляла свою идентичность. Она словно боялась того, что киббуц, родители или муж отнимут у нее ребенка. Одиночество и отчуждение от окружающих говорили ей о том, что ребенок принадлежит ей.

Ванда прокомментировала свою композицию следующим образом:

«Каким будет апрель в этом году? Центр композиции может обозначать пустыню, которая связывает меня с Ниром и в то же время это — часть его самого и часть моего ребенка. Думаю, что эта кровать — место, где должен родиться ребенок. Но женщина одинока. Маяк защищает ее от того, что расположено в дальней части композиции. В этом есть какая-то неопределенность. Я не знаю, будет ли муж присутствовать при родах. Как он сможет все это перенести? Как я сама смогу это пережить? Он хочет присутствовать при родах, но я все равно буду страдать и чувствовать себя одинокой».


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 357 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)