АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Введение. Современная образовательная политика Республики Казахстан в связи с происходящими социально-педагогическими

Прочитайте:
  1. A) введение антигистаминных препаратов
  2. I. Введение в анатомию.
  3. I.Введение
  4. II. Внутривенное высокодозное введение иммуноглобулина гамма.
  5. IV. Введение вакцин
  6. IV. Введение системных антидотов
  7. V 1: Введение в клиническую генетику.
  8. V1: Введение в медицинскую генетику. Наследственность и патология.
  9. А) введение ложек
  10. А) прекратить введение препарата

 

Современная образовательная политика Республики Казахстан в связи с происходящими социально-педагогическими, экономическими, политическими преобразованиями определила основные приоритетные, взаимосвязанные задачи, решение которых невозможно без эффективного развития личности учащегося.

Перемены, происходящие в общественно-политической жизни страны за последние десятилетия неизбежно повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания.

Нравственно-духовное воспитание - важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание которого детерминированы спецификой «национально-культурного мира», образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией.

Реализация задач духовно-нравственного воспитания рассматривается в качестве важнейшего условия сохранения отечественной культуры как целостного явления и главной предпосылкой духовной безопасности общества, ибо лишь «культурное самостояние» есть залог величия народа и независимости государственного бытия.

В силу того, что в теории воспитания не определены такие важнейшие понятия, как «мораль», «моральные нормы», «нравственность», «внутренняя нравственная свобода и ответственность», «свобода нравственного выбора», произошло и смешение реальных явлений: морального и нравственного воспитания. Этим и объясняется абсолютизация слова как средства нравственного воспитания во всех возрастных периодах детства, недооценка организованного опыта моральных отношений, навыков и привычек, авторитета воспитателя, что приводит к обесцеленности, стихийности и самотеку в формировании нравственной личности [1].

Различные аспекты данной проблемы находят свое отражение в многочисленных исследованиях советских ученых С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского, А.А. Бодалева, Д.И. Фельдштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.М. Мясищева, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, В.С. Мухиной и т.д. и казахстанских исследователей К.Ж.Кожахметовой, К.А. Дуйсебаева, Ж.И. Намазбаевой, Х.Т.Шерьяздановой, А.Р.Ерментаевой, и др., которые отмечают, что в современных условиях необходимы новые подходы разрешения задачи развития творческих, духовных и физических возможностей личности, формирования прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащения интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности. Вполне соответствующей своему назначению в современных условиях является духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное воспитание развивает концептуальные идеи, которые содержатся в послании Президента Республики Казахстан «Казахстан – 2030», в Законе «Об образовании», Международных конвенциях и соглашениях и других нормативных документах правительства и Министерства образования и науки Республики Казахстан. В то же время духовно-нравственное воспитание выходит за пределы указанных документов, являясь новаторским курсом с принципиально иной установкой, принципами, творческими подходами и методиками, направленными на нравственно-духовное просвещение.

Духовно-нравственное воспитание способствует формированию целостной гармоничной личности, готовой в возрасте социальной зрелости к самосовершенствованию и самореализации в соответствии с высокими принципами и нормами общечеловеческих духовных ценностей и современных этических стандартов, формирование мотивов познания себя, достижения гармонии физического и нравственно-духовного развития, стремления к взаимопониманию и взаимосогласию, утверждению добра и человеколюбия.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому необходимо чтобы образовательный процесс был направлен на формирование духовности и нравственности личности. Огромную роль в этом может сыграть арттерапия.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арттерапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков, а также развивает нравственность, духовность человека.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание на уроках самопознания.

Предмет исследования: применение арттерапии как метода духовно-нравственного воспитания на уроках самопознания.

Цель исследования: выявить влияние арттерапии на духовно-нравственное воспитания учащихся на уроках самопознания.

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

- рассмотреть особенности духовно-нравственного воспитания через уроки самопознания;

- изучить особенности арттерапии как метода терапии;

- обосновать значение арттерапии в духовно-нравственном воспитании учащихся;

- провести экспериментальное исследование с целью выяснения влияния арттерапии на духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках самопознания.

Гипотеза: мы предполагаем что использование метода арттерапии на уроках самопознания будет способствовать повышению уровня нравственности учащихся.

Методы исследования:

- анализ литературных источников;

- диагностический метод - Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой, Методика диагностики уровня нравственной самооценки.

- метод эксперимента.

База исследования: Пролетарская средняя школа, 3-е классы (3"А" - 10 чел. 3 "Б"- 10 чел.)

 

Глава 1. Проблема нравственно-духовного воспитания учащихся на уроках самопознания с помощью арттерапии

1.1 Духовно-нравственное воспитание учащихся через самопознание

 

«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А.Назарбаев нас, казахстанцев. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. В Конвенции ООН о правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное развитие». Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми должен руководствоваться человек с раннего возраста, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Национальная система образования ориентирована на развитии личностного потенциала подрастающего поколения, формировании у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы.

«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Перед профессиональным педагогическим сообществом страны поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности.

С.А.Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви». Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений – интеллектуальном, этическом и эстетическом. Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества. Их часто называют уроками народной мудрости. Учащиеся проводят анализ своего внутреннего мира и дают оценку собственной деятельности, ищут выходы за пределы собственного «я», осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки. Вместе с тем они совершенствуют свои положительные качества и преодолевают отрицательные. Также учащиеся творчески подходят к своей личности: эти уроки ориентированы на получение достоверных знаний о самом себе в целях дальнейшего саморазвития и самореализации. В конечном итоге ученики получают исчерпывающие определения таких высших человеческих ценностей, как добро, красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ жизни, нравственность в целом. Особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу. Идея интеграции заключена в самом предмете самопознания. Об этом говорится в Государственном стандарте РК по предмету «Самопознание»: «...В современном мировом образовательном пространстве особое внимание уделяется формированию у молодежи целостной картины мира, пробуждению интереса к духовности, нравственности... Интегрированный предмет «Самопознание», призванный выполнять ключевую роль в образовательном пространстве казахстанской школы, закладывает основы гуманистического мировоззрения.

Теоретической базой нашего исследования являются труды А.М. Архангельского, Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ю.К.Бабанского, С.Л.Рубинштейна и др., которые выявляют сущность основных понятий нравственного воспитания, указывают принципы, содержание, формы и методы нравственного воспитания.

Важным источником накопления нравственных знаний является знакомство детей с окружающей средой: экскурсии в природу по временам года, туристические походы вместе с родителями, посещение мест работы родителей.

Школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Эти экскурсии дают мне возможность воспитывать чувство хозяина своего края, патриота, бережного отношения к природе. Для того, чтобы нравственные нормы, полученные на уроках, и собственные жизненные наблюдения не были разрознёнными, необходимо проводить работу, связанную с обобщением полученных знаний, в форме рассказов, этических бесед. Большую роль в воспитании нравственных качеств играют чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей.

Итак, в условиях постоянно изменяющегося мира такая дисциплина как «Самопознание», безусловно, поможет каждому казахстанскому школьнику освоить четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории. Поиск оптимальных путей формирования у школьников нравственно-духовных представлений может базироваться в такой области, как интеграция учебных дисциплин. Очень острой проблемой современной культуры и современного образования является проблема приобщения новых поколений к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Острота этой проблемы объясняется тем, что в современном обществе имеются разные зачастую диаметрально противоположные точки зрения на формирование личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования. Почему так важен предмет самопознания? Разве недостаточно просто любить детей, окружать их атмосферой любви, полагаясь на интуитивное решение ситуаций, в которых востребованы ценностные критерии. Можно ли воспитать счастливого ребенка, если сам педагог или семья ребенка несчастливы? И какова тогда миссия педагога? Мы уверены, наша миссия – ставить педагогические задачи с верой, оптимизмом и знанием. Именно знание о том, что мы уроком самопознания создаем альтернативный мир, альтернативу агрессии, бездуховности, вульгарности, позволяет нам не опускать руки и верить в то, что именно ребенок привнесет в общество модель счастливой жизни, концепцию деятельной любви. Ребенок наш волонтер, он изменяет мир вместе с нами уже сейчас. Отзывы родителей о предмете самопознания – это ли не индикатор начинающихся изменений?

Предмет самопознание является огоньком добра, счастья, взаимопонимания, тепла, радости, счастья. Можно еще бесконечно перечислять…Он творит чудеса с нашими детьми. Предоставляет возможность ребенку анализировать жизненные ситуации, находить самостоятельно решения. Дети с большим удовольствием создают творческие работы и вместе с родителями, пишут проекты. Это очень сближает ребенка с родителем. Хотелось бы, чтобы этот, пока еще маленький огонек человеческих ценностей никогда не угасал, а только разгорался все больше и больше, освещая путь к нравственности наших детей» Великий мыслитель Абай Кунанбаев утверждал: «Качества духовные- вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл». На уроках самопознания через игру, анализ ситуаций взятых из жизни, самовыражения через проявления своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, учитель ведет диалог с учащимся в котором он познает себя, познает мир. На уроках самопознания учитель предоставляет возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов с делами. Увидеть все это беспристрастно в себе очень полезно для познания самого себя. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. В других нам неприятны и даже отталкивающие некоторые свойства или особенности поведения. В себе они кажутся приемлемыми и простительными. И только отойдя от себя и смотря на себя со стороны, можно определить и увидеть недопустимость тех или иных свойств характера или поведения. Очень важно для каждого из нас понять для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся в нашей вселенной.

Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас.» Самопознание это ключ к преображению. Энергия Вселенной помогает нам обрести физическое, психическое, энергетическое и духовное исцеление.

Автор проекта, Сара Алпыскызы считает, что надо достучаться до сердца каждого человека и напомнить ему, что он – Человек, создание божье.

Духовность скрыта от постороннего взгляда, но именно она и определяет поведение человека, и, как точно отметила С.А. Назарбаева: «Жизнь эволюционна. Она - в постоянном развитии и совершенствовании. В настоящее время, я убеждена, мир вступает в эпоху Духовности». Истинная нравственность - духовна и раскрывается через познание мира. Познание мира - одна из основных тем содержания курса «Самопознание», в котором раскрывается все многообразие отношений и связей человека с окружающим миром; мир - это внутреннее состояние человека, когда его душа живет в согласии с"самим собой и окружающим миром. Система образования, являясь социальным институтом общества, во многом отражает уровень развития этого общества и требования, которые оно к ней предъявляет. В связи с этим с 1 сентября 2010 года в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом среднего образования Республики Казахстан в инвариативную часть учебных планов был введен предмет «Самопознание». Обучение самопознанию происходит на основе ин­терактивных методик, используются многофункциональные игры и упражнения, направленные одновременно на развитие познавательных процессов и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие детей. Преподаватели используют элементы арт-терапии (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Все эти методики помогают усилить ценностный смысл образования, раскрыть и развивать способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и самосовершенствоваться, достигать гармонии в развитии. Нельзя не понимать духовно-нравственное развитие подрастающего поколения - это огромная ответственность учителя, который должен проявлять терпение, сопереживание и мудрость. Помочь ученикам не попасть в агрессию, наркоманию, пьянство, бандитизм или равнодушие - это великая задача и тяжелый душевный труд. Учитель должен, видя проблемы детей, помочь им разрешить их. Все нужно видеть, принимать, осмысливать и использовать. И опыт традиций своего народа, и опыт Запада, и опыт Востока. Всю мудрость нужно привлекать для воспитания детей и взрослых, понимать разные религии, принимать разные культуры. Все это - опыт решения проблем. Чем более открыта душа к сопереживанию другим, к состраданию, к помощи от других, тем она богаче и гармоничнее становится. Абай понимал человека как целостную личность, наделенную душой и разумом. Человек для Абая – центр мироздания. Духовность – определяющее начало в человеке, которое впитывается посредством книг и народной мудрости, искусства и духовного опыта. Просвещение в трактовке Абая рассматривалось в качестве средства совершенствования человека и общества. Осваивая мир культуры, человек воспринимает те или иные идеи и идеалы, языки и нормы поведения. Для великого поэта, мыслителя, гуманиста, выразителя сокровенных дум казахского народа Абая Кунанбаева главное – человечность, ценность человеческого существования, нахождение своего места в жизни. Высоко оценивая роль самосознания в структуре человеческой личности, Абай выразил общечеловеческую устремленность и экзистенциальную сущность ментальности казахского народа. Формула нравственности в трактовке Абая: «Адам бол!» («Будь, стань человеком!»). Зрелость человека, на его взгляд, определяют три главных качества: разум, сердце, воля. Опорой общества и народа должны быть личности, в полной мере овладевшие этими качествами. Будучи истинным патриотом, Абай видел будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, в упорном и созидательном труде. Он писал: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, – тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром». Мыслитель активно призывает свой народ не стоять на месте, постоянно развиваться, совершенствоваться, обогащать свой духовный мир. Абай в «Книге слов» размышляет о значении мировой культуры и науки для просвещения казахского народа. В современном Казахстане в контексте глобализации мира актуально звучит призыв великого Абая учиться у всех народов, сохраняя при этом свое собственное лицо, национальное и человеческое достоинство, умножая число друзей, укрепляя дружбу со всем миром. Абай понимал человека как целостную личность, наделенную душой и разумом. Человек для Абая – центр мироздания. Духовность – определяющее начало в человеке, которое впитывается посредством книг и народной мудрости, искусства и духовного опыта. Просвещение в трактовке Абая рассматривалось в качестве средства совершенствования человека и общества. Осваивая мир культуры, человек воспринимает те или иные идеи и идеалы, языки и нормы поведения. Для великого поэта, мыслителя, гуманиста, выразителя сокровенных дум казахского народа Абая Кунанбаева главное – человечность, ценность человеческого существования, нахождение своего места в жизни. Высоко оценивая роль самосознания в структуре человеческой личности, Абай выразил общечеловеческую устремленность и экзистенциальную сущность ментальности казахского народа. Опорой общества и народа должны быть личности, в полной мере овладевшие этими качествами. Будучи истинным патриотом, Абай видел будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, в упорном и созидательном труде. Он писал: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, – тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром». Мыслитель активно призывает свой народ не стоять на месте, постоянно развиваться, совершенствоваться, обогащать свой духовный мир. Абай в «Книге слов» размышляет о значении мировой культуры и науки для просвещения казахского народа. В современном Казахстане в контексте глобализации мира актуально звучит призыв великого Абая учиться у всех народов, сохраняя при этом свое собственное лицо, национальное и человеческое достоинство, умножая число друзей, укрепляя дружбу со всем миром. Как видим, основу учебного предмета «Самопознание», который является руководством к счастливой и успешной жизни, составили нравственные заповеди Абая. Поскольку гармоничное развитие человека – это не пункт прибытия, а непрерывный процесс, Абай и самопознание будут актуальны во все времена.

 

 

1.2 Значение арттерапии в духовно-нравственном воспитании учащихся

 

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санато- риях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем ви- дам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и твор- ческой деятельности.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития лич ности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и при- мирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 675 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)