Двадцать лет назад, когда Джон Бил работал инженером в компании «Боинг», проблемы с сердцем заставили его на время отойти от дел. Чтобы поправить свое здоровье, он часто прогуливался неподалеку от дома. Его путь пролегал вдоль ручья под названием Хэмм, сбегающего с холмов юго‑западной части Сиэтла и впадающего в рекуДувамиш, чью воду используют для промышленных целей, и которая, в свою очередь, впадает в Паджет Саунд. Бил знал, что много лет назад вверх по реке Дувамиш в ручей Хэмм приходили на нерест стаи лососей.
Но в 1980 году в ручье не осталось рыбы. Вечнозеленые леса, когда‑то росшие на его берегах, все были срублены. Промышленные предприятия сбрасывали в ручей отходы, и мусор устилал его берега. Джон Бил решил вмешаться. В тот момент он почувствовал: «Если мы сможем возродить ручей Хэмм, самую замусоренную часть города Сиэтла, мы докажем, что это можно сделать везде».
Он активно принялся задело и преуспел, остановив загрязнение ручья промышленными отходами и вывезя тонны мусора. В течение следующих пятнадцати лет он сажал вдоль ручья деревья, тысячи деревьев. Он восстановил естественные пруды, водопады и места для нереста. Сначала он работал один, но со временем другие люди стали ему помогать. Несколько газетных статей и парочка телерепортажей привлекли новых сторонников. Бил показал им, как восстанавливать бассейн реки.
Лососи вернулись, и с каждым годом их было на несколько особей больше, пока стая не восстановилась почти полюостью. Бил никогда не получал денег за свои усилия, хотя поже‑ртвования людей компенсируют его издержки.Но Бил, как гов орит он сам, с лихвой вознагражден чувством удовлетворения от т:ого, что его стараниями ручей Хэмм и местность вокруг него вгыглядят совсем иначе. «Вот моя награда, вот плата, которую я пол^учаю за труды», – заключает Бил.
Что объединяет Джона Била, рабочшйз ГКОПР и бесгчисленных людей, которые содействуют процветанию своих г^ородов, так это понимание, что осмысленное действие значит больше, чем деньги и что, на самом деле, лучше давать, чем получать. Они узнали, что, делая такие усилия, человек может состояться как человек. Но в нашем потребительском обществе такие лкоди становятся исключениями.
Чем больше американцы наполняю тсвою жизнь вещами, тем чаще они говорят психиатрам, священникам, друзьям и членам своих семей, что они чувствуют «пустоту» внутри. Чем больше игрушек у наших детей, тем больше они жалуются на скуку. Две тысячи лет назад Иисус Христос предсказал, что так будет. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, – спрашивал он своих последователей, – а душе своей повредит?» (Матфей, 16:26). В эпоху синдрома потреблятства этот вопрос задают редко, особенно публично. А надо бы.