АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Техники визуально-нарративного подхода на основе фотографии
Особо следовало бы сказать по поводу ценности использования визуально-нарративного подхода при оказании арт-терапевтической помощи жертвам насилия. Визуально-нарративный подход в психотерапии предполагает сочетание какого-либо визуального материала (фотографий, рисунков, видеозаписей) с повествованием. В одних случаях такое повествование представляет собой развернутый комментарий автора к фотографии или рисунку; в других случаях повествование представляет собой созданный клиентом литературно-художественный текст. Достоинства визуально-нарративного подхода заключаются в возможности глубокой, всесторонней, опирающейся на активность самого клиента проработки проблемного психологического материала. Такой подход позволяет клиенту самому раскрыть значение визуального образа, найти определенные логические связи между элементами образа или несколькими рисунками, организовать свой опыт и т. д. Визуально-нарративный подход иногда может быть использован в качестве средства психологической самопомощи. Ведение дневника, включающего фотографии, рисунки и описания разных событий или размышления автора, можно рассматривать в качестве примера подобной психологической самопомощи.
Под нарративом (повествованием) в современной психотерапевтической практике нередко имеют в виду применение таких форм работы, когда клиент создает свой способ описания жизненного опыта и имеющихся у него проблем, иными словами, применяет или создает собственный дискурс. В отличие от традиционного клинического или психотерапевтического интервью, при использовании нарративного подхода клиент «ведет» беседу, а специалист присоединяется к дискурсу клиента, то есть фактически начинает говорить на его «языке».
Визуально-нарративный подход тесно связан с постмодернистским пониманием дискурса как такого способа визуальной и вербальной коммуникации с соответствующей ему системой значений, которая тесно связана с культурными и социальными условиями Жизни людей. В практической работе психотерапевта или психолога следование визуально-нарративному подходу может быть связано с созданием клиентом своей личной «истории» (хотя «истории» о других, в частности воображаемых персонажах также могут при этом создаваться). Создание таких историй создает ощущение полноты бытия, и проникновение в целостное мировосприятие клиента и позволяет увидеть связь его личной истории с культурным контекстом.
Большое значение в рамках визуально-нарративного подхода придается возможности рефрейминга и изменения системы значений визуальных образов, то есть фактическому «переписыванию» представленной на рисунках, фотографиях личной истории клиента. Использование нарративных приемов обеспечивает психологическую целостность клиента, а во многих случаях — также изменение и развитие его образа «я». При этом следует учитывать, что в рамках визуально-нарративного подхода психологическая идентичность клиента рассматривается и как реальный, исторический феномен, и как конструкт (Leiblich et al 1998). Идентичность, таким образом, формируется не только на основе интеграции личного опыта, но и благодаря использованию тех «строительных блоков», которые предоставляет культура.
Исходя из сказанного, можно признать, сколь важная роль при проведении обсуждений фотоматериала может принадлежать стимулированию клиента к применению тех форм описания своего опыта, которые представляются ему более естественными и близкими. Психотерапевт также иногда может предлагать клиенту выполнить специальные задания, такие, например, как художественные описания, составление подписей к рисункам или фотографиям и т. д.
Как при использовании готовых фотографий, так и при активном создании клиентом или участниками группы какого-либо визуального материала, ведущий занятий может также попросить их, взяв фотографии домой, подобрать к ним тот или иной текст из художественной, философской литературы, поэтических сборников и т. д.
Большое значение визуально-нарративный подход может иметь при работе с жертвами насилия. Такие люди, как правило, характеризуются хрупкими границами «я» и определенными сложностями в межличностных отношениях. Нередко такие лица обращаются к той или иной форме творческой деятельности как способу опосредованного общения.
Существует также немало таких клиентов, которым трудно говорить что-либо о своих рисунках и фотографиях. Некоторые клиенты, испытывая потребность в самовыражении, затрудняются начать рассказ, и им может потребоваться мягкая или более активная стимуляция со стороны специалиста для того, чтобы они начали говорить. Следует учесть, что письменное высказывание оказывается для некоторых людей более безопасной и комфортной формой выражения своих представлений и фантазий, нежели устная речь, поскольку позволяет им создать большую межличностную дистанцию, защитить свои личные границы в случае недостаточного доверия к арт-терапевту или группе. Кроме того, это также позволяет достичь более высокой концентрации на чувствах и контроля над ними в момент создания повествования. Кроме того, это позволяем им чувствовать, что они могут высказываться таким образом наедине с самими собой и сами решать, когда и в какой мере доносить свой опыт до специалиста или группы, зачитывая сочиненное в общении с ними.
Следует однако признать, что в работе с дошкольниками создание ими письменных, тем более развернутых повествований будет вряд ли возможно. В этих случаях специалист может записывать то, что говорит ребенок, либо фиксировать его устный рассказ на диктофон.,;
Примером использования визуально-нарративного подхода на основе личных фотографий клиента может быть работа Натальи (имя изменено), 27 лет, созданная ею в ходе арт-терапевтического тренинга. Во время индивидуальной беседы, состоявшейся вслед за одним из занятий, Наталья призналась, что в детстве у нее был весьма болезненный опыт физического насилия со стороны отца, а также довольно жесткий контроль и ограничения со стороны матери. На одном из занятий ведущий предложил участникам арт-терапевтической группы принести из дома несколько фотографий, отражающих разные события в их жизни и имеющих для них особую ценность. В ходе следующего занятия, после представления фотографий и их краткого обсуждения, он попросил участников группы выбрать те снимки, которые показались им особенно важными или вызвали наиболее сильные чувства — положительные или отрицательные — затем создать для них художественные рамки, используя для этого любые материалы.
Наталья остановила свой выбор на нескольких фотографиях, созданных в разные периоды жизни. Наблюдая за ее действиями, ведущий заметил, что она сначала пыталась создавать рамки для каждой фотографии в отдельности, но потом решила поместить их в одну большую раму. Она работала очень увлеченно, порой были заметны признаки переживания ею сильных чувств.
Когда работа по изготовлению рамок была закончена, ведущий предложил участникам группы создать тексты, которые могли бы передавать их чувства, мысли и фантазии, связанные с выбранными фотографиями. Через некоторое время состоялось чтение текстов в круге. Это делалось добровольно. Подчеркивалось, что каждый может сам решить, какую часть текста он готов представить в группе, и готов ли он читать текст вообще, с учетом возможной интимности тех тем и переживаний, которые текст отражает.
Несмотря на волнение, Наталья решилась зачитать свой текст целиком. Она назвала свое повествование «Что же со мной случилось?»: «Живая, озорная, с двумя щенками — черным и белым — как Инь и Ян, я в гармонии с собой и миром. Мне три года» (часть текста, относящаяся к первой фотографии).
«На коне и с фонарем-пистолетом. Хоть и отдала саблю, но вот же, она при мне! Какое счастье быть собой, сидеть на красном коне и светить красным светом! Я в восторге — я могу быть собой!» (часть текста, относящаяся ко второй фотографии, на которой Наталья в возрасте четырех лет).
«День рождения. Мне пять лет. Солнце, весна, зелень. Вроде праздник, а мне плохо. Болит голова. Я не хочу быть кем-то — девочкой красивенькой, ухоженной, сидеть на табуретке, держать куклу. Я ее ненавижу! Я ненавижу кукол. Они мертвые! И меня хотят умертвить — сделать куклой. Завязали банты, дали красивые белые носочки. Я погибаю! Я просто хочу быть собой! Это же мой день рождения! Я хочу влезть на дерево и сказать всему миру, что я есть такая, какая есть. Любите меня такой — с огнем в глазах и чертиками в душе!» (часть текста, относящаяся к третьей фотографии).
«25 лет. Неужели Настя (имя дочери изменено) кукла? Нет, она живая. Я принесла себя в жертву. Дура. Ты — мать!. Ты посвятила себя ребенку, и это свято, это счастье. Я живу. Я свободна. Это — мой выбор. Это моя жизнь!» (часть текста, относящаяся к четвертой фотографии).
Текст является исповедью, наполнен размышлениями о смысле прошлого и настоящего. Он выражает чувства, связанные с отношениями с родителями, с дочерью, а также с отношением к самой себе. Наталья призналась, что не ожидала, что принесенные фотографии вызовут настолько сильные чувства. В конце занятия призналась, что переживает глубокую удовлетворенность от проделанной работы, что процесс художественного оформления фотографий и создание текста оказался катарсическим и привел к осознанию связи между прошлыми и текущими отношениями. На следующее занятие она принесла поэтический текст, названный «Танец жизни».
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 733 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
|