АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Методы арт-терапевтической помощи перенесшим насилие детям и подросткам

Прочитайте:
  1. Cовременные методы лечения миомы матки
  2. I. Иммунология. Определение, задачи, методы. История развитии иммунологии.
  3. I. Первым (и главным) принципом оказания первой помощи при ранениях нижней конечности является остановка кровотечения любым доступным на данный момент способом.
  4. I. Поэтому первым (и главным) принципом оказания первой помощи при ранениях является остановка кровотечения любым доступным на данный момент способом.
  5. II) Методы исследования и симптомы поражения III, IV, VI пары ЧН
  6. II. Дополнительные методы
  7. II. Инструментальные методы диагностики
  8. II. Неизотопные методы
  9. II. Оказание лечебной и профилактической помощи на 1 этапе в ЛПУ
  10. III. Медицинская психология; лечение психических расстройств; организация психиатрической помощи.

Многие авторы подчеркивают большую ценность исполь­зования арт-терапии в работе с детьми и подростками, постра­давшими от насилия, в частности, сексуального насилия. Это связано с невербальным характером экспрессии во время се­ансов арт-терапии, что позволяет отреагировать весьма слож­ные чувства, в том числе деструктивные и самодеструктивные тенденции. При этом, благодаря использованию различных ма­териалов и образов, ребенок может выражать подобные пере­живания, не причиняя себе и окружающим вреда.

Изобразительная деятельность сама по себе может являть­ся мощным терапевтическим фактором. Она допускает самые разные способы обращения с художественными материала­ми. Одни из них позволяют достигать седативного эффекта и снимать эмоциональное напряжение. Другие — отреагировать травматичный опыт и достичь над ним контроля. Перенос чувств клиента на изобразительные материалы и образы так­же делает арт-терапевтический процесс более психологически и физически безопасным для обеих сторон и предоставляет дополнительные возможности для рефлексии и когнитивной проработки травматичного опыта с опорой на метафоры и сред­ства символического дискурса.

Очень ценным при работе с детьми-жертвами насилия яв­ляется то, что в своих отношениях со специалистом ребенок может установить оптимальную для себя дистанцию, посколь­ку художественные материалы и образы являются своеобраз­ными посредниками в его транзакциях со специалистом. Ис­пользование вербальных средств коммуникации делало бы равмированного ребенка слишком уязвимым в терапевтичес­ких отношениях.

Все это помогает ребенку благодаря арт-терапии восстано­вить чувство собственного достоинства (Franklin, 1992; Stember, 1980) и реализовать более широкий репертуар защитно-при­способительных реакций. Некоторые авторы также отмечают большую ценность физического контакта жертв насилия с раз­личными материалами, что позволяет не только актуализиро­вать и отреагировать травматичный опыт (Sagar, 1990), но и оживить сферу физических ощущений, заблокированных в результате травмы (Carozza & Hierstiener, 1982).

Большое значение имеют защитные, контейнирующие свой­ства изобразительных материалов и объектов и символических образов, способствующие «удержанию» сложных переживаний и их последующей трансформации в положительные. Дети ин­туитивно находят такие способы взаимодействия с материала­ми, которые в наибольшей мере этому способствуют. Так, Сейгар описывает то, как дети, перенесшие сексуальное наси­лие, создают из изобразительных материалов разные смеси и затем помещают их в те или иные емкости (Sagar, 1990).

Подобная работа с материалами способствует интеграции личности ребенка и имеет подчас весьма конкретное и риту­альное выражение. Сейгар (1990) связывает свои наблюдения за особенностями поведения детей, перенесших сексуальное насилие, с идеей о художественном образе как талисмане.

При работе с детьми-жертвами насилия в настоящее вре­мя используется как индивидуальная, так и групповая арт-терапия. Подходы к индивидуальной арт-терапии могут быть различными, в том числе по степени директивности специа­листа. Пиик (Реаке, 1987) описывает свою работу, называя ее «настолько неинтрузивной и недирективной, насколько это возможно» для того, чтобы клиент мог ощутить полный кон­троль над ситуацией. В то же время Хейгуд (Hagood, 1992) ут­верждает, что до тех пор, пока не будет использована та или иная форма директивной терапии, ребенок будет избегать об­суждения переживаний, связанных с сексуальным насили­ем. Левинсон (1986) описывает «высвобождающую чувства терапию» в форме организованной игровой деятельности, которая, по ее мнению, способствует отреагированию чувств, связанных с перенесенной травмой.

В то же время интенсивный характер отношений при ин­дивидуальной арт-терапии создает потенциально опасную си­туацию для клиента, способную провоцировать травматичный опыт (Young & Corbin, 1994). Доверие пережившего насилие ре­бенка к психотерапевту нередко формируется очень медлен­но, и это может произойти лишь при наличии четких границ и структуры психотерапевтических отношений, а также при бе­зусловном принятии его переживаний и изобразительной про­дукции арт-терапевтом (Malchiodi, 1990).

В отличие от индивидуальной терапии, групповая терапия лишена тех сложных моментов, которые связаны с интенсив­ными терапевтическими отношениями и провоцирующими ревиктимизацию вмешательствами арт-терапевта в личное про­странство ребенка, например, из-за его слишком директивной позиции специалиста. Поэтому большинство клиницистов ре­комендуют использовать в работе с жертвами сексуального на­силия в первую очередь групповую арт-терапию (Knittle & Tuana, 1980; Steward et al 1986). Эта форма терапии также позволяет преодолевать чувства социальной изоляции и стигматизированности, переживаемые многими жертвами сексуального насилия (Knittle & Tuana, 1980; Carozza & Hierstiener, 1982; Berli­ner & Ernst, 1984; Wolf, 1993), а также детьми из дисфункциональ­ных семей.

Групповое взаимодействие со сверстниками в присутствии двух психотерапевтов в какой-то мере способствует формиро­ванию у жертв насилия опыта положительных семейных от­ношений (Steward et al.r 1986; Young & Corbin, 1994). Для подро­стков же индивидуальная арт-терапия может быть малопри­годной из-за присущего им негативного отношения ко взрос­лым и социальным авторитетам. При этом арт-терапевтическая работа в условиях группы сверстников им больше подхо­дит (Knittle & Tuana, 1980).

Наряду с групповыми занятиями, с пострадавшими от на­силия детьми могут также проводиться групповые занятия со­вместно с матерями и иными близкими ребенку лицами, о чем пишет, например, Хейгуд (1991).

Проведенное в Великобритании исследование (Мэрфи, 2001), направленное на определение того, какие формы арт-терапии наиболее часто используются в работе с несовершеннолетни­ми жертвами сексуального насилия, показало, что дети до пяти лет участвовали, главным образом, в индивидуальной арт-те­рапии, в то время как подростки занимались, в основном, в груп­пах. Групповая арт-терапия, как правило, была рассчитана на более короткий срок и продолжалась не более девяти месяцев.

61.4% подростков, направленных на индивидуальную арт-терапию, занимались ею более одного года, причем, четверть из этого числа — более трех лет. Лишь в некоторых случаях индивидуальная арт-терапия была рассчитана на короткий срок.

60% респондентов в исследовании Мэрфи (2001) заявили, что применяют недирективный подход. Использование недирек­тивного подхода эти специалисты аргументировали тем, что ребенок, перенесший сексуальное насилие, особенно нужда­ется в хорошем контроле над ситуацией, поэтому директивность со стороны арт-терапевта будет им болезненно воспри­ниматься. По их мнению, свободный выбор изобразительных материалов усиливает веру ребенка в свои силы и ощущение контроля над травматичными переживаниями, что является важным психотерапевтическим фактором.

Некоторые респонденты в исследовании Мэрфи (2001) так­же отмечали, что определенная директивность в начале инди­видуальных занятий способствовала снижению тревоги, не­редко проявляющейся у детей, ощущающих себя один на один со взрослым, либо в тех случаях, когда ребенок испытывает замешательство. Директивность подразумевала, в частности, чтение какой-либо истории или сказки, либо предложение ис­пользовать новые изобразительные средства. Некоторые рес­понденты высказывали предположение, что жертвы сексуаль­ного насилия в ряде случаев сами склонные к насильственным Действиям, нуждаются в более директивном подходе.

При проведении групповой арт-терапии как правило возни­кает необходимость организовать совместную работу участ­ников, а потому элементы директивности будут неизбежны, то же время, директивность в одних случаях может сводиться к поддержанию специалистом определенной структуры за­нятий и поддержанию их четких временных границ, при пре­доставлении участникам значительной свободы действий. В других случаях ведущие дают участникам групп различные задания или темы, либо рекомендуют им те или иные конк­ретные материалы и способы деятельности, считая, что это способствует снятию напряжения и позволяет предотвратить хаотичное «выплескивание» чувств.

 


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 782 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)