АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(к 90-летию Пермской медицинской академии имени академика Е.А. Вагнера) [18]
14 октября 2006 г. исполнилось 90 лет со дня организации высшего медицинского образования на Урале и 75 лет Пермской государственной медицинской академии как самостоятельного вуза.
Академия прошла достойный, долгий и непростой путь: медицинское отделение на физико-математическом факультете Пермского отделения Петроградского университета; медицинский факультет (1917 г.) Пермского университета; Медицинский институт (1931 г.); Медицинская академия (1994 г.), а с апреля 2006 г. – Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера. Евгений Антонович Вагнер – крупный ученый, 25 лет (1970-1995 гг.) возглавлявший институт, академию и кафедру госпитальной хирургии, лауреат Государственной премии.
Открытие медицинского факультета, положившего начало высшего медицинского образования на Урале, было обусловлено потребностями крупного промышленного региона и страны в целом. Первая мировая война усугубила проблему медицинских кадров. Наблюдалась крайне низкая обеспеченность населения врачами: в Пермской губернии на 10 000 населения приходилось 0,8 врача[19].
У истоков формирования факультета, кафедр, лабораторий, клиник стояли крупные ученые из старейших ведущих университетов Петрограда, Москвы, Казани, Юрьева (Тарту) с готовыми концептуальными наработками, традициями русской научной медицинской школы. Они были хорошо ориентированы в научных направлениях, отечественных и зарубежных открытиях и достижениях.
Основоположниками факультета была проделана большая административно-организационная работа: определены общие принципы формирования факультета, его внутренняя структура, количество и контингент студентов, потребность в кадрах, необходимая материальная база, оборудование и др. Под их руководством кафедры, лаборатории, клиники за короткое время превратились в передовые лечебные и научные учреждения.
В предельно короткие сроки на кафедрах сложились научные школы и направления в области электрофизиологии, физиологии иммунитета, анафилаксии (школа Б.Ф. Вериго – крупного представителя русской физиологии, имеющего мировую известность); сравнительной гистологии соединительной ткани, эволюции тканей, параллелизма тканевых структур (школа А.А. Заварзина – одного из основателей эволюционной гистологии, ставшего впоследствии академиком, лауреатом Государственной премии); сравнительной анатомии беспозвоночных, сравнительной и эволюционной паразитологии и энтомологии, исследования природных условий распространения малярийного комара на Урале (В.Н. Беклемишев – основатель научной школы паразитологов и медицинских энтомологов, автор учения о малярийных ландшафтах, ставший впоследствии академиком АМН, дважды лауреат Государственной премии). Проф. К.Н. Шапшев, видный гигиенист, организовал научно-исследовательскую работу по оздоровлению быстро развивающихся промышленных комплексов Урала. Научное изучение проблемы борьбы с трахомой на Урале, промышленного травматизма органа зрения и восстановления зрения у потерявших его в военное время организовал проф. П.И. Чистяков, основатель уральской школы офтальмологов. Научная деятельность проф. В.Н. Парина и созданной им хирургической школы была связана с пластической и сосудистой хирургией, травматологией, урологией. Восемнадцать его учеников возглавляли кафедры. Проф. В.П. Первушин положил начало изучению клещевого энцефалита на Урале, впервые установил характер распространения этого заболевания в стране. Проф. П.И. Пичугин, основатель пермской педиатрической школы, внес весомый вклад в развитие педиатрии в Перми. В связи с 75‑летием основания им первой в Прикамье клиники детских болезней были учреждены (с 1997 года) Пичугинские чтения, которые проводятся с привлечением ведущих ученых и практиков России и международного сообщества.
Научные школы формировали и формируют сегодня учеников и последователей, способных сохранить высокий уровень науки, образования, культуры. Доказательством правильности их научных достижений служит ссылка только на эксперимент, на опыт, а не на выводы авторитетов. Приведем лишь один пример. Среди учеников Б.Ф. Вериго самым талантливым был В.В. Парин – выпускник медицинского факультета Пермского университета (впоследствии выдающийся ученый, академик, заложивший основы космической физиологии и медицины, медицинской кибернетики и электроники). Верный традициям учителя, он никогда не поступался своими убеждениями, не шел против совести ни в научной, ни в общественной жизни. В.В. Парин следовал лучшим традициям русской физиологической школы – фундаментализации научных исследований, творческому подходу, высокому экспериментальному мастерству, умению добиваться безукоризненной достоверности результатов, научной принципиальности, гражданскому мужеству, стремлению служить людям, науке, Отечеству. «Наука интернациональная. Но у человека науки есть, должна быть Родина», – так считал В.В. Парин[20].
Историю развития высшего медицинского образования в Прикамье дополняет история научного медицинского общества (НМО) при Пермском университете (с 1931 года – при Медицинском институте). Оно сыграло и сегодня продолжает играть исключительно важную роль в решении проблемы единства научного, учебного и воспитательного процессов, координации научных исследований, эффективного взаимодействия науки с практикой здравоохранения и связи с международными научными центрами. Доклады профессоров на заседаниях НМО (за 1921 – 1929 гг. их было заслушано 120) с демонстрацией «редких» и «сложных» больных, острые дискуссии при их обсуждении представляли научный, клинический и практический интерес и являлись великолепной школой для научных сотрудников, врачей и студентов, принимавших эстафету от известных ученых. Многие молодые научные работники имели возможность доложить на заседаниях НМО результаты своих изысканий и опубликовать исследования. Так, в Пермском медицинском журнале (печатный орган НМО) с 1923 по 1930 г. было опубликовано более 130 работ, в том числе две монографии[21]. По продуктивности работы НМО Пермского университета конкурировало с аналогичными обществами в старейших университетах страны.
Научную ценность представляет Пермский медицинский журнал. За 7 лет (1923 – 1930 гг.) под редакцией проф. В.Н. Парина было издано 8 томов. Центральная медицинская пресса оценивала журнал как одно из лучших провинциальных периодических медицинских изданий. После длительного перерыва в 1994 г. журнал возобновил свою работу[22]. С января 2003 г. решением президиума ВАК России Пермскому медицинскому журналу присвоен статус цитируемого, что приравнивает его к центральным изданиям. В состав редакционной коллегии входит 21 ученый, в том числе 6 академиков РАМН, 4 члена-корреспондента, 11 профессоров из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и других городов страны. Журнал позволяет составить более целостное представление о научных школах и направлениях, об академии как о центре образования, науки и культуры. Журнал сохраняет и развивает позиции, завоеванные первым поколением ученых, и продолжает играть заметную роль в истории медицинской печати.
Научный потенциал преподавателей определял высокий уровень образования выпускников вуза. Характерной чертой преподавания были и остаются связь образования с наукой, ее последними достижениями, постоянный акцент на профилактическое направление в медицине. На лекциях, семинарах, в студенческих кружках профессорско-преподавательский состав решал задачи по формированию системы этических, моральных ценностей у студентов, становлению личности, наращиванию профессионального и нравственного потенциала.
Клиницисты своим примером учили студентов врачебной этике и деонтологии. Пример личности преподавателя оказывал главное формирующее воздействие на студентов. На клинических обходах студенты учились не только искусству диагностики и лечения, но и гуманизму, интеллигентности, искусству лечения словом, культуре ведения медицинской документации. Профессора порицали лечащих врачей, медсестер, студентов за малейшую неисполнительность. Так, проф. В.Н. Парин в случае неполного обследования больного, неправильного заключения или врачебной ошибки на обходах обращал свой взор на виновных и, чтобы не поняли больные, говорил: «Das tut mir weh» (это причиняет мне боль)[23]. Профессора были для своих учеников образцом честности, истинно гуманного отношения к больному человеку. Образцом врача-гуманиста коллеги считали также профессоров П.И. Пичугина, В.П. Первушина и многих других. Таковы были традиции научно-педагогических школ. Они весьма актуальны и в современных условиях.
Ряд ученых медицинского факультета, медицинского института, академии состояли и состоят соредакторами центральных медицинских журналов по своей специальности, авторами и соредакторами всех трех изданий Большой медицинской энциклопедии (БМЭ), о восьми заведующих кафедрами и клиниками в БМЭ имеются биографические статьи. Такая честь выпадала лишь на долю самых крупных отечественных ученых.
Как известно, основным условием развития науки являются устойчивость научных школ, их преемственность, воплощение результатов деятельности на практике. Коллектив единомышленников, преодолевая громадные трудности, отстаивая свои позиции, сумел поднять учебную и научную деятельность института на высокую ступень, продолжить исторические традиции, заложенные основателями русской классической медицинской науки. Пермский медицинский институт оставался крупным научным центром высшего медицинского образования и научно-исследовательской работы.
В годы Великой Отечественной войны выпускники и сотрудники института доказали свой высокий профессиональный уровень. В 1942 году за изготовление сыпнотифозной вакцины проф. А.В. Пшеничнов (выпускник медицинского факультета Пермского университета) и доцент Б.И. Райхер были удостоены Государственной премии (январь 1946 г.). За годы войны сотрудники института выполнили более 300 научных работ[24].
Многое из наработанного возрождается и сохраняется сегодня. Принцип постоянной эволюции высшей школы, чутко относящейся к запросам жизни, справедлив и для наших дней. Новые поколения ученых, новые научные школы отражают важнейшую особенность науки второй половины ХХ в., рубежа ХХ и ХХΙ веков, построенной на принципах взаимодействия фундаментальных и прикладных наук, интеллектуализации, гуманизации современного высшего медицинского образования.
В частности, об этом свидетельствуют исследования в области иммунологии, которые были начаты в 70-х гг. прошлого столетия на кафедрах патофизиологии (проф. В.Н. Каплин), биохимии (проф. Н.Н. Кеворков), фармакологии (проф. А.С. Закс), нервных болезней (проф. А.А. Шутов) с привлечением клинических кафедр.
Научная хирургическая школа академика РАМН Е.А. Вагнера, известная в стране и за рубежом, объединила 28 докторов и 76 кандидатов наук. Основное научное направление – проблемы повреждения груди, сочетанных и комбинированных травм. Но круг научных интересов Е.А. Вагнера и его учеников шире и разнообразнее: лечение болезней легких, средостения и пищевода, абдоминальная хирургия, сосудистая патология, трансплантация и реплантация, урология, онкология, деонтология. Многие его ученики стали известными учеными. Профессора В.А. Брунс и А.С. Денисов – лауреаты Государственной премии (1997 г.), С.Г. Суханов – директор Пермского института сердца (1999 г.) и др. Все они являются выпускниками Пермской государственной медицинской академии. Большинство из них работает в академии, и уже их ученики пополняют научно-педагогические кадры своего вуза.
Получили развитие научные школы и научные направления в таких областях, как терапия (В.Ф. Симонович, А.С. Лебедев, П.А. Ясницкий, А.И. Левин, А.В. Туев, Я.С. Циммерман), микробиология (А.В. Пшеничнов, В.М. Минаева, Э.С. Горовиц), общественное здоровье и здравоохранение (Г.Ф. Ершов, В.Т. Селезнева, М.Я. Подлужная), гигиена (Б.Б, Быховский, М.Л. Красовицкая, А.К. Кощеев, П.А. Подлужный), эпидемиология (Н.М. Коза, И.В. Фельдблюм), педиатрия (Л.Б. Красик, П.И. Пичугин, А.И. Егорова, И.П. Корюкина, Н.И. Аверьянова), стоматология (С.И. Крылов, З.Я. Шур, А.Ф. Иванов, М.В. Костылев, Е.Ю. Симановская, Л.Е. Леонова, Ф.И. Кислых, Г.И. Рогожников).
Гуманность всегда отличала медицину и профессию врача. В условиях перехода общества с индустриального уровня развития на информационный уровень вновь оказалась важной и даже необходимой гуманитаризация образования. Гуманитарная направленность всего учебно-воспитательного процесса имеет целью развитие личности. Культурно-образовательное пространство формируют прежде всего гуманитарные кафедры академии, используя не только потенциал вуза, но и возможности городской среды, организуя занятия в городском духовном центре и в музее им. С.П. Дягилева, в музеях истории академии и областной клинической больницы, в художественной галерее и др.
Сегодня академия является одним из крупнейших вузов России. Здесь получили путевку в жизнь около 47 тысяч выпускников – высококвалифицированных специалистов. По ряду показателей вуз находится в группе лидеров. Так, по количеству преподавателей с учеными степенями и званиями (до 86% в штате профессорско-преподавательского состава) вуз занимает второе место среди медицинских академий, третье место – по соотношению докторов наук и профессоров (в штате 146 докторов наук, или 19%), четвертое место – по участию студентов в научно-исследовательской работе (НИР). По рейтинговым показателям НИР академии заняла шестое место среди всех медицинских вузов страны.
В академии функционируют 4 диссертационных совета по 10 научным специальностям. Аспиранты и ординаторы обучаются по 7 научным специальностям. Ученые академии успешно участвуют в конкурсах на получение российских и международных грантов, в реализации республиканских и краевых программ. Академия выходит в пространство международной научной и культурной жизни.
Среди ученых-профессоров и выпускников Пермского медицинского вуза, составивших гордость отечественной медицинской науки, – академики АН СССР и России А.А. Заварзин, В.Н. Черниговский, В.В. Парин, В.А. Черешнев; АН Украины – физиолог-психиатр В.П. Протопопов; АН Казахстана – А.П. Полосухин. В составе АМН были избраны В.Н. Беклемишев, Е.А. Вагнер, О.И. Щепин.
С 2005 г. академию возглавляет ее выпускница – заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор И.П. Корюкина.
Пермская государственная медицинская академия имени академика Е.А. Вагнера, пройдя большой и достойный путь развития, стала крупным образовательным комплексом и научно-исследовательским центром. Она успешно решает поставленные перед ней задачи, сочетая классические традиции высшего образования, медицинской науки и практики, культуры с достижениями современного научно-технического прогресса и информационных технологий.
Дата добавления: 2015-01-12 | Просмотры: 754 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
|