АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Сарвангасана —стойка на плечах


В известном смысле Сарвангасана является продолжением Випарита-карани-мудры, хотя действие этих упражнений весьма различно, тот, кто в совершенстве освоил Випарита-карани и Халасану, вполне сбодно овладевает Сарвангасаной.

Техника выполнения. Принять Халасану с вытянутым вертикально вверх позвоночником и переплетеными в замок пальцами рук. Расцепите. кисти и, не давая локтям разойтись в стороны, подпереть руками туловище, как бы вытягивая позвоночник вверх, — прочь от плеч (рис.2-33.1).

рис.2-33.1

Тело опирается не на шею, а на плечи и локти. Шея свободна. Подбородок упирается в грудину, но не за счет втягивания шеи — шея, наоборот, удлиняется, вытягиваясь прочь от ключиц, — а за счет «накатывания» на подбородок грудной клетки.

Сделать вдох и с выдохом медленно поднять прямые ноги. Следить за тем, чтобы вся спина, таз и ноги были вытянуты в одной плоскости вертикально вверх. Постараться сдвинуть кисти рук немного вниз, к лопаткам, как можно больше вытягиваясь всем телом, в особенности —позвоночником, вверх (рис.2-33.2).

Фаза фиксации — в положении рис. 2-33.2 дышать свободно нижними частями легких (брюшное дыхание) с легкой Мула-бандхой. Можно совмещать Сарвангасану с практикой Ашвини-мудры, внимательно отслеживая при этом ощущения, возникающие в теле.

 

рис.2-33.2 рис.2-33.3

 

 


Существует несколько вариантов выполнения Сарвангасаны. Каждый может выбрать себе тот, который ему больше подходит. На рис.2-33.3-5 представлены некоторые из усложненных вариантов Сарвангасаны в соответствии с повышением степени сложности.

рис.2-33.4 рис.2-33.5


ВНИМАНИЕ! Выполняя Сарвангасану, необходимо следить за тем, чтобы не было концентрированной нагрузки на шейном отделе позвоночника. Иначе возможны серьезные травмы с далеко идущими последствиями. Травмам такого рода в наибольшей степени подвержены хорошо тренированные новички. Их обманывает кажущаяся легкость этой асаны.

Если устойчивая Сарвангасана удерживается без проблем и ощущения неудобства в течение 5 минут, можно считать, что она освоена. Больным и слабым следует оставаться в этой позе полминуты или минуту и обязательно отдыхать перед каждой новой попыткой.

Общая продолжительность практики Сарвангасаны, выполняемой в терапевтических целях, может быть увеличена до 10 минут.

Тот, кому Сарвангасана не под силу, пусть выполняет Випарита-карани в одном из вариантов и отрабатывает Халасану. Постепенно Сарвангасана получится.

 

ВНИМАНИЕ! Сарвангасана относится в большей степени к разряду мудр, чем к асанам. Поэтому длительное ее удержание связано с упомянутыми выше возрастными ограничениями.


Действие. Сарвангасана не менее благотворна, чем Ширшасана. Она оказывает удивительное воздействие на железы, относящиеся к Висма-грантхи.

Значение же этих желез в функционировании всего организма, как уже говорилось, огромно. Результатом нарушения функций щитовидной и паращитовидных желез становится в итоге разрушение костей скелета, рассогласование всех функций, полный разлад всех телесных механизмов и, в конечном счете, — мучительная преждевременная смерть. Огромное значение желез Висма-грантхи было известно древним медикам, практиковавшим Аюрведу. Недаром в состав одного из аюрведических средств, считавшегося чудодейственным, в качестве основы входили особые соединения йода.


Щитовидную железу называют также «железой молодости». Это говорит о ее значении для сохранения молодости тела (здесь нелишне вспомнить связь между вторым и пятым вихрями, о котором говорилось в первой части книги).

Старческая дряхлость — не естественное состояние, а болезнь. Это доказывают нам не только йогины, сохраняющие силу и молодость до самой смерти и уходящие из жизни в осознанно выбранный ими момент, но и многие старики, остающиеся здоровыми и сильными благодаря нормальному образу жизни.


Регулярная практика Сарвангасаны оказывает изумительно благотворное сбалансированное воздействие на всю область Висма-грантхи. Такие болезни, как тиф, холера, оспа, пневмония, проказа, желудочно-кишечные заболевания, естественным образом обходят того, кто ежедневно практикует Сарвангасану. Запор, несварение, расстройства печени и селезенки, менструальные расстройства и смещение матки у женщин излечиваются ею чудесным образом. Она ликвидирует общую слабость, головокружения, геморрой и грыжу.

 


34. Шашакасана — заячьи уши

 

В этой асане голени приставляются к голове наподобие ушей зайца, отсюда название.

Техника выполнения. Сесть в Ваджрасану. Вдохнуть, взяться руками за пятки, и, стоя на коленях, с медленным выдохом поднять ягодицы вверх, а голову поставить теменем на пол перед коленями. Колени прижаты к голове (рис.2-34.1).

рис.2-34.1

 

Остановив дыхание, оставаться в этом положении от 5 до 10 секунд. Медленно вдыхая, вернуться в Ваджрасану. Повторить 4—5 раз.


Существует усложненный вариант выхода в Шашакасану — через Супта-пащчиматанасану. Лежа на спине, следует поднять ноги вертикально вверх, а затем прижать их бедрами к груди, стараясь по возможности не сгибать в коленях. Позвоночник при этом должен оставаться прижатым к полу на как можно большей части своей длины (рис. 2-34.2)

рис.2-34.2 рис.2-34.3

Растянуть позвоночник, взяв себя руками за ступни и отталкивая таз прочь от головы нажатием на ноги (рис.2-34.3). Затем медленным перекатом поставить колени на пол рядом с ушами. Такой способ выхода в Шашакасану пусть практикуют лишь те, кто вполне освоил Халасану и Пащчиматанасану.


Действие. Эта асана прорабатвает нервы и мышцы спины, усиливает пищеварительный огонь и развивает органы, относящиеся к Висма- и Ахам-грантхи.


Тот, кому пока не под силу Ширшасана и Падахастасана, может частично заменить их Шашакасаной.

 

35. Шавасана — расслабление в позе мертвого тела

 

Эта асана известна также под названием Мритасана — поза смерти — и является САМОЙ СЛОЖНОЙ АСАНОЙ, хотя внешне выглядит САМОЙ ПРОСТОЙ. Кроме того, Шавасана, безусловно, — САМАЯ ГЛАВНАЯ из всех асан.

Техника выполнения. Лечь на спину на пол, ноги вытянуты, руки лежат вдоль туловища. Сделать глубокий вдох и сильно напрячь мышцы всего тела. Выдохнуть. Не расслабляясь, выполнить несколько полных дыханий. Закрыть глаза и расслабиться, позволив кистям свободно лечь ладонями вверх на некотором расстоянии от бедер и разведя ноги на расстояние в полторы ширины плеч.

Внимательно отследить состояние мышц всех частей тела в следующем порядке: ног от кончиков пальцев до тазобедренных суставов, рук от кончиков пальцев до плечевых суставов, туловища от промежности до шеи, шеи до основания черепа, головы.

Просмотр головы в такой последовательности: затылок — макушка — боковые поверхности и уши — щеки — губы, язык — нос — лоб — глаза. Расслабление лба и глаз — необходимое условие, без этого расслабить тело и «остановить» ум не удастся. Во время просмотра нужно стараться снять напряжение там, где оно ощущается.

Достаточно эффективный прием — просмотр основных суставов и снятие ощущения напряжения в них. Если удается убрать ощущение напряжения в суставе, то вся мускулатура, к этому суставу относящаяся, расслабляется сама собой. Дыхание сначала должно быть довольно глубоким, медленным и ритмичным, потом — естественным, и в конце концов его следует «отпустить», позволив ему течь так, как оно само пожелает. О нем желательно просто забыть.

Существует огромнейшее количество приемов и медитативных техник, способствующих расслаблению, но опыт говорит о том, что лучше всего каждому человеку отыскать свой собственный метод приведения тела и ума в состояние полного покоя.


Основная сложность Шавасаны заключается в расслаблении ума. Он должен стать абсолютно спокойным, неподвижным, свободным от всех мыслей и идей, как в глубоком сне без сновидений, но — бодрствующим. На достижение такого состояния обычно уходят годы изучения поведения своего тела и сознания при расслаблении.

Однозначно можно утверждать лишь то, что попытка решить проблему «остановки» прямо «в лоб», волевым усилием, — дело в большинстве случаев безнадежное. Тут скорее может пригодиться принцип: сильнее напряжение — глубже расслабление. Обычно Шавасана получается по-настоящему глубокой и полной после напряженных асан. В таких случаях не нужна даже ее первая фаза — напряжение всего тела, равно как и особые уловки, предназначенные для снятия блоков напряжения в теле и остановки «внутреннего диалога».

В любом случае, заставить внутренний диалог исчезнуть, как правило, невозможно, можно только предпринять некий «хитрый» ход, в результате которого он остановится сам собой. Одним из приемов остановки внутреннего диалога в Шавасане может быть, к примеру, простое наблюдение за мыслями и их связью с дыханием —отвлеченное и безразличное.


Можно попытаться применить уловку, принятую в даосской практике, — постепенно растягивать ненавязчивую остановку дыхания после выдоха.


ЛЮБАЯ ТРЕНИРОВКА ВСЕГДА ДОЛЖНА ЗАКАНЧИВАТЬСЯ ШАВАСАНОЙ.

Шавасану также следует использовать в промежутках между выполнением упражнений, если телу требуется отдых.
При терапевтической практике Йоги находиться в глубокой Шавасане больше пятнадцати минут нежелательно.

Существует простой способ «энергетической подкачки» за счет практики Шавасаны. Шавасана при этом выполняется до тех пор, пока она сама себя не исчерпает. Человек, находящийся в глубокой Шавасане, вдруг неожиданно замечает, что расслабление как бы мгновенно растворилось в мощном приливе сил и полной готовности тела немедленно активно действовать и преодолевать любые препятствия. Как правило, это происходит не ранее, чем через сорок минут после входа в Шавасану, в течение которых в теле наблюдаются различного рода психоэнергетические феномены. Мягкий осторожный выход из Шавасаны в случае достижения этой фазы не нужен. Следует просто потянуться, открыть глаза, встать — и действовать, стараясь по возможности разумно распорядиться почерпнутой в Шавасане силой.


Выход из непродолжительной Шавасаны должен быть очень мягким и осторожным: сначала чуть пошевелить пальцами рук и ног, затем мягко, аккуратно потянуться, глубоко вздохнуть и только после ого — открыть глаза; затем следует перевернуться на бок и немного полежать, и только после этого — не спеша подняться в сидячее положение и, если нужно, встать на ноги.

В качестве отдыха по-настоящему полненная Шавасана намного превосходит глубокий сон, хотя детоксификации организма, имеющей место во сне, не происходит, поэтому в известных количествах сон все же необходим.


Для того чтобы интенсифицировать процесс накопления в тонком те дополнительной энергии, можно лежать, соединив вместе пятки прямых ног. Однако при недостатке опыта это несколько снижает эффектность расслабления, а при слишкой длительной успешной Шавасане может стать причиной «внутреннего взрыва» в сознании, последствия которого могут оказаться непредсказуемыми.


Поэтому лучшая поза, если в помещении не слишком холодно, — с разведенными на полторы ширины плеч ступнями.


Действие. Практика Шавасаны освобождает тело от всех напряжений и подготавливает его для новых нагрузок. Если поза освоена хорошо, она может стать частичной заменой сна.

Несколько минут практики Шавасаны приводят утомленный организм в состояние равновесия, и человек обретает способность нормально работать. Этот способ отдыха особенно полезен для того, кто в силу специфики работы лишен возможности спать регулярно.


Обычно в процессе тренировки Шавасана выполняется в течение одной-трех минут после каждого упражнения или серии упражнений. Слабые, больные и старые могут проделывать между упражнениями более длительную Шавасану — до 10—15 минут, чтобы выполнение нескольких асан подряд не вызывало чрезмерного напряжения.


Шавасана является основным терапевтическим упражнением для страдающих сердечными болезнями и гипертонией.
Йогины с помощью этой асаны достигают состояния Йога-нидры — бодрствующего йогического сна без сновидений — и входят в сферу Универсального Ума.


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотры: 1039 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)