АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Этические аспекты контрацепции

Прочитайте:
  1. I. Требования и этические нормы
  2. Аборт вместо контрацепции
  3. АЛГОРИТМ НАЗНАЧЕНИЯ ГОРМОНАЛЬНОЙ КОНТРАЦЕПЦИИ
  4. Анатомо-физиологические аспекты.
  5. Барьерные методы контрацепции
  6. Биомеханические аспекты асан
  7. Биоэтические аспекты в наркологии
  8. Биоэтические аспекты смерти. Определение момента и критерии смерти. Реанимация.
  9. Биоэтические и правовые проблемы в психиатрии
  10. БИОЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ

Контрацептивные средства применялись во все времена, начиная с глубокой древности. Это было связано с моральной и психологической неприемлемостью искусственного прерывания беременности. Религиозная мораль не приемлет большинство контрацептивных средств, особенно тех, которые направлены на разрушение, гибель эмбриона. Единственным однозначно приемлемым контрацептивным средством с позиций религиозной морали является воздержание. Во всех остальных случаях – человек вмешивается в процесс предопределенный Богом, а значит – это грех, хотя и меньший, чем детоубийство.
В XIX веке теоретическим основанием оправдания предупреждения беременности стали идеи концепции мальтузианства, согласно которой все беды и несчастья человечества связаны с «абсолютным избытком людей». Английский врач Дж.Дрисдэм в середине XIX века одним из первых использовал эти идеи для оправдания медицинских способов предупреждения зачатия и пропаганды противозачаточных мер. С этого времени контрацепция рассматривается как одно из средств регуляции рождаемости и непосредственно связывается с проблемами демографии в мире и регионах.

В начале XX века попытки многих врачей усмотреть и убедить общественное мнение, что «предохраняющие средства есть мера лечебная», успеха не имели. Ситуация меняется только к концу века. В 1991 году на ХIII Международном конгрессе акушеров-гинекологов была предложена новая концепция здоровья и благосостояния женщины, в которой ведущее место заняла медицинская помощь по контрацепции.
В большинстве стран мира общественное мнение пришло к выводу, что альтернативой абортам является применение контрацептивных средств и своевременное эффективное половое воспитание подрастающего поколения, хотя формы и методы использования этих мер зависят от существующих в стране социально-политических, культурно-исторических и других условий. Контрацепция (все или только отдельные ее виды) может признаваться приемлемой для всех социальных групп или только для некоторых из них, (например, только для супружеских пар или только для не состоящих в браке).
По мере развития медицинской науки изменялся их характер и соотношение тех или иных видов контрацептивных средств – физиологические, механические, химические (фармакологические).
Существующие методы контрацепции условно подразделяются на две группы. К первой, традиционной, группе относят ритмический метод (календарный), температурный метод, прерванный половой акт, механические и химические средства с локальным действием. Ко второй группе современных методов относятся: гормональная контрацепция, внутриматочные средства (спирали).
Гормональные контрацептивы появились в 1960 году и быстро завоевали популярность. Этот вид широко распространенных в наше время контрацептивных средств позволяет вносить в менструальный цикл такие изменения, которые препятствуют нормальной овуляции и имплантации, предупреждая тем самым беременность. Гормональные контрацептивы имеют побочные эффекты и ряд медицинских противопоказаний к их применению. Современные гормональные контрацептивные средства в значительной степени усовершенствованы по механизму своего действия и их применение (или не применение) связано только с медицинскими противопоказаниями и этическими ограничениями.
В конце 20 в. появились такие разновидности гормональных контрацептивов как контрацептивный имплантат. Он представляет собой силиконовые капсулы, наполненные гормонсодержащим веществом, которое после размещения имплантата под кожей женщины хирургическим путем постепенно выделяется в ее организм. Контрацептивные имплантаты являются очень надежным средством предупреждения беременности, так как, в сущности, их невозможно использовать неправильно. Имплантаты вводятся на пять лет. Однако, они не нашли широко применения в нашей стране.

Внутриматочные средства – метод предупреждения беременности, заключающийся во введении небольшого пластикового средства в полость матки. ВМС может иметь покрытие гормональным или химическим веществом. Согласно последним данным, ВМС можно эффективно использовать около 10 лет. Их использование может иметь негативные последствия: попадание бактерий в полость матки, повышение вероятности внематочной беременности, возможны воспалительные заболевания, эндометриоз.
Предельно эффективным методом контрацепции является стерилизация – «перевязка», или создание искусственной непроходимости меточных труб при мини-лапаратомии, лапараскопии или гистероскопии. Однако возможна и сегодня получает все больше распространение не только женская, но и мужская стерилизация (вазэктомия). Стерилизация – хирургическая операция, делающая человека неспособным к зачатию путем создания препятствий для прохождения яйцеклетки или сперматозоида. Вазектомия – частичное иссечение и перевязка семявыводящих протоков хирургическим способом, приводящая к стерильности мужчины. Перевязка труб – форма постоянной женской стерилизации – хирургическая операция, при которой фаллопиевые трубы перевязываются и иссекаются, что препятствует попаданию яйцеклетки в матку и ее слияние со сперматозоидом.
В настоящее время используются два вида стерилизации: один из них – с восстановлением генеративной функции («зажимы Фильше»), а второй – так называемая необратимая стерилизация. Оба вида стерилизации нашли широкое распространение в Европе и США. Например, почти каждая четвертая женщина в США и Англии прибегает к стерилизации, как правило, в случаях окончательного формирования семьи, возраста, медицинских показаний. Относительная простота этого метода (например, при нехирургической стерилизации), необратимый характер полного подавления репродуктивной способности могут служить средством не только планирования семьи, но и управлению и контролю за демографическими процессами с заранее заданными и весьма разнообразными целями.

Этические проблемы использования контрацептивных средств концентрируются вокруг вопроса об их альтернативной функции по отношению к абортам. Общепризнано, что применение контрацептивных средств предпочтительнее искусственноого прерывания нежелательной беременности. Однако эффективность ни одного из современных контрацептивных средств не является 100%. Более того, все они имеют большую или меньшую степень негативного влияния на здоровье человека и требуют дополнительных действий со стороны человека в области его половой активности. Их использование является вторжением в наиболее интимную сторону жизнедеятельности человека и тем самым часто приходит в противоречие с его психологическими и социокультурными характеристиками. Применение контрацептивных средств является единственной альтернативой абортам для самых широких слоев населения. Главной проблемой по их широкому применению становится формирование представлений об их такой же необходимости, как использование гигиенических средств ухода за различными частями тела человека. Контрацептивные средства в условиях нежелательной беременности представляют собой необходимый элемент половой жизни человека.
Этические проблемы контрацепции – это не только вопросы этической приемлемости тех или иных контрацептивных средств, использования контрацепции как альтернативы абортам, но и решение этических вопросов о половой и сексуальной жизни человека.

В общественном и индивидуальном сознании людей XX в. утвердилось мнение о том, что сексуальная жизнь и половая активность с целью деторождения – это две самостоятельные области жизнедеятельности человека, хотя и тесно взаимосвязанные.
Сексуальная культура включает в себя понимание моральной ответственности за последствия полового контакта и соответствующий выбор средств по предотвращению нежелательной беременности. Оба партнера должны понимать, что их сексуальные отношения грозят беременностью. Затем они должны получить соответствующую информацию о методах предупреждения беременности и решить, каким методом контрацепции им воспользоваться.
Самый эффективный путь разделения ответственности за предупреждение беременности – взвешенное открытое обсуждение партнерами проблем, связанных с сексом. Оно должно включать обсуждение возможных действий, если контрацепция не поможет. Оба партнера должны быть готовы к вопросу, как бы они поступили в случае незапланированной беременности. Если по этому поводу возникают конфликты, можно поставить под сомнение разумность такой сексуальной связи.
С религиозной точки зрения применение контрацептивных средств ограничено рядом условий, которые варьируют в зависимости от религиозной концепции. Общим для всех религий является утверждение ценности брака, семьи и главной цели их существования – деторождения. Поэтому ограничение деторождения считается временной, вынужденной мерой.
В Православном христианстве постоянное использование контрацептивных средств считается аморальным, т.к. искажает цели брачного союза, но временное избирательное использование контрацепции допускается. Аморальным считается применение контрацептивов и в том случае, когда оно сопутствует прелюбодеянию.

В «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви отражена её позиция относительно применения контрацепции: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже начавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза». Церковь отмечает, что одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время [12].
Католическая церковь выступает против применения противозачаточных средств. Римская католическая церковь формально запрещает использование искусственных средств контроля рождаемости и проповедует методы естественного планирования семьи/предупреждения беременности (воздержание). Но результаты опросов показывают, что подавляющее большинство католичек в США пользуются и другими методами контрацепции. Часто это даже делается с разрешения сочувственно настроенного священника.
С точки зрения ислама, любая попытка использования контрацепции, способствующая распущенности, неприемлема. «Ислам дозволяет планирование семьи для того, чтобы семья была более жизнеспособной в экономическом, социальном и супружеском смысле и супруги могли успешно вести семейную жизнь согласно принципам Ислама» [13]. Однако планирование семьи допускается только по уважительным причинам и объективной необходимости. Главной уважительной причиной для контрацепции является ситуация, когда беременность или роды угрожают жизни и здоровью матери [14].

Ислам считает неприемлемой необратимую стерилизацию как противоречащую предназначению детородной функции человека. Неприемлемыми считаются также такие методы контрацепции, как внутриматочные противозачаточные средства, RU 486 и посткоитальная контрацепция, так как они разрушают оплодотворенную яйцеклетку, т.е. убивают уже зародившуюся жизнь. Оценка допустимости применения какого-либо метода контрацепции с позиций ислама дается в зависимости от метода контрацепции и намерений тех, кто к ним прибегает. Недопустимым считается любой метод, приносящий вред мужу или жене.
Политические и социальные факторы могут играть значительную роль при выборе методов контрацепции.
Отношение самих людей к контрацепции и возможное отношение социального окружения к их выбору – также является частью процесса принятия решения. Отношение нашей культуры к сексуальному поведению часто противоречиво. Хотя большинство людей умом понимают необходимость безопасного секса, но чувства часто говорят им, что хорош лишь незапланированный секс. Поэтому планировать – выбрать и подготовить противозачаточное средство «на всякий случай» - может все же оказаться трудным. Это способно поставить под сомнение их собственные моральные ценности и в значительной степени сказаться на самооценке. Хотя большинство мужчин считают, что оба партнера должны быть равно ответственны за принятие решений о контрацепции, некоторые полагают, что брать на себя ответственность должна женщина.
В настоящее время в более чем 60 странах службы охраны материнства и детства работают вместе со службами планирования семьи на государственном уровне. В 1952 году была создана Международная федерация планирования семьи (МФПС). МФПС работает в 6 географических регионах: Африканский регион, регион Индийского океана, арабский регион, Восточная и Юго-Восточная Азия и Океания, Западное полушарие, Европа. При этом выделяются финансовые, моральные ресурсы тем странам, которые больше всего в них нуждаются. «Нужда» определяется прежде всего демографическими показателями: уровнем рождаемости, материнской смертностью, детской смертностью и распространенностью контрацептивов.
МФПС не рассматривает аборт в качестве метода планирования семьи; контрацепция есть единственный метод против нежелательной беременности. Соблюдение культурных традиций при проведении политики планирования семьи обеспечивается путем изучения местных особенностей.

Литература:

1. Коновалова Л.В. Правила и исключения. Дискуссии об этических проблемах аборта. / Биоэтика: принципы, правила, проблемы. - М.: Эдиториал УРСС. 1998, с.154.
2. Брек Иоанн, протопресвитер. Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика. /Перевод с англ. Ю.С. Терентьева. – М.: Паломникъ, 2004, с. 179-181.
3. Вестник «Жизнь». – М., 1994. С. 17.
4. Коновалова Л.В. Правила и исключения. Дискуссии об этических проблемах аборта. / Биоэтика: принципы, правила, проблемы. – М.: Эдиториал УРСС, с. 159.
5. Протопресвитер Иоанн Брек. Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика. Перевод с англ. Ю.С. Терентьева. – М.: Паломникъ, 2004, с. 205.
6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. / Постановление Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. / Информационный бюллетень отдела Внешних церковных отношений Московского Патриархата, №8, 2000.
7. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2007, с.480.
8. Бюйюкчелеби Исмаил. Под сенью Ислама. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006, с. 353 -354.
9. Коновалова Л.В. Правила и исключения. Дискуссии об этических проблемах аборта. / Биоэтика: принципы, правила, проблемы. - М.: Эдиториал УРСС. 1998, с.154.
10. Там же, с. 155-156.
11. Там же, с. 156.
12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви…
13. Сакр А. Семейные ценности в Исламе. / Пер. с англ. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2007, с. 37.
14. Бюйюкчелеби Исмаил. Под сенью Ислама…, с. 353.
____________________________
© Жарова Марина Николаевна

 


Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 76584 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)