АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Практика искусственного прерывания беременности в истории человечества

Прочитайте:
  1. II. Иммуномодуляторы биологического и искусственного происхождения
  2. III. Патология беременности в стенке матки
  3. III. ТЕРАПИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ (ВИСЦЕРАЛЬНАЯ ХИРОПРАКТИКА)
  4. XVII век в мировой истории
  5. АКУШЕРСЬКА ПРАКТИКА
  6. Алперт Дж., Френсис Г. Лечение инфаркта миокарда. Пер. с англ.- М.: Практика, 1994.- 255 с.
  7. Анализ материалов истории болезни
  8. Баланс железа при беременности (по G.R. Lee, 1993)
  9. Баланс железа при беременности (по G.R. Lee, 1993)
  10. Безопасность вакцинации против гриппа на течение беременности

История использования человечеством практики искусственного прерывания беременности свидетельствует о том, что эта проблема абортов имеет глубокие социокультурные корни, затрагивающие самые основы человеческого существования. Она зародилась в глубокой древности и пройдя через многие эпохи, через совершенствование непосредственно медицинской технологии искусственного прерывания беременности сохраняется и в наши дни, ставя все новые этические вопросы.
Первые упоминания об искусственном прерывании беременности встречаются в египетских папирусах. О них говорится в документах Римской империи, в трудах Гиппократа и Авиценны, в высказываниях Аристотеля и Цицерона.
В древние времена искусственное прерывание беременности не считалось преступлением. Платон считал, что «повитухи могут оказывать помощь беременным или сделать выкидыш в случае, если таковой желателен». Аристотель указывал, что «если у супругов против ожидания зарождаются дети, то плод должен быть вытравлен раньше, чем в нем появилось ощущение жизни и жизнь». В Древнем Риме искусственный аборт был настолько обычным явлением, что производился на городских площадях и рынках.
В то же время древнеримский политик, выдающийся оратор М.Т. Цицерон высказывался за наказание женщины, прибегнувшей к аборту. Ему приписывают слова о том, что «женщина должна быть наказана за изгнание плода, так как она крадет у республики предназначенного для нее гражданина».

В Древней Индии аборт рассматривался как величайшее преступление, поскольку ребенок, находившийся в теле матери, не способен защищаться и его жизнь зависит полностью от матери. Согласно древнеиндийским законам, убийство мужчины – преступление; убийство женщины – более тяжкое преступление, поскольку она слаба; убийство ребенка – еще большее преступление, а погубить еще не родившегося ребенка, находящегося в утробе матери – самое ужасное преступление, грех не подлежащий прощению.
В Средние века по мере распространения христианской религии укрепляется взгляд на аборт как на преступление (убийство).Со II в. н.э. христианская заповедь «не убий» распространяется и на зародыш, находящийся в теле матери. Василий Великий (IV – V вв.) писал: «Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению, как за убийство». Моральной нормой, ставшей основой многих европейских законодательств, становится позиция, отраженная в постановлении Константинопольского Собора 672 года: «Разницы нет, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образования».
Практика сурового наказания за аборт для женщины и врача его произведшего устанавливается в европейских странах в эпоху Средневековья (V – XVI вв.) и сохраняется до Нового времени (XYII в.).
Мера наказания за аборт в различных странах и в разные времена была неодинаковой. Так, в XYI веке искусственное прерывание беременности каралось смертной казнью в Англии (1524г.), Германии (1533 г.), во Франции (1562 г.). К XV – XVII вв. под влиянием христианской морали и суровых законов аборт как медицинская операция практически исчезает из врачебной практики.

Гуманизм эпохи Возрождения изменил отношение к абортам и наказаниям за него. Так, известный итальянский юрист Беккариа (1738 –1794) в своем трактате «О преступлении и наказании» пишет, что при определении наказания женщины за аборт следует учитывать тяжкие социально-экономические условия, что требует смягчения наказания. В качестве предупреждения абортов Беккариа рекомендует организацию приютов, помощь «падшим» женщинам (родившим ребенка вне брака). В конце XYIII века во Франции, в период Великой французской революции, женщина, сделавшая аборт не наказывалась, а лицо, произведшее его, каралось 20 годами тюремного заключения. Однако с приходом к власти Наполеона стала подвергаться наказанию и женщина.
Поворотным моментом в истории практики искусственного прерывания беременности становится 1852 год. После упорной борьбы в Парижской медицинской академии, под давлением статистики женской смертности при кесаревом сечении, аборт снова вступает в число акушерских операций в случаях анатомического сужения таза у беременных женщин. Позднее в качестве допустимых медицинских показаний для проведения аборта признаются и другие причины, составляющие «угрозу жизни матери».
Смертная казнь за проведение аборта постепенно вытесняется из европейских законодательств, хотя аборт продолжает сохранять статус преступления «против жизни, против семьи и общественной нравственности». К началу XIX века смертная казнь была отменена в большинстве стран, но меры наказания в течение многих лет оставались суровыми.
В России отношение к абортам на уровне общественной морали, основанной на христианском вероучении, было однозначно негативным. Во второй половине XYII века в России специальным указом, изданным царем Алексеем Михайловичем, была введена смертная казнь за произведенный аборт. В 1715 году Петр I отменил смертную казнь, заменив ее другими видами наказания. В первом русском Уголовном кодексе 1832 года изгнание плода упоминается среди видов смертоубийства. В уложении о наказаниях 1885 года (ст. 1461, 1462) предусматривалось наказание за искусственный аборт в виде 4-5 лет каторжных работ, лишение всех прав состояния, ссылки в Сибирь на поселение. Уголовное уложение 1903 года смягчает меры наказания: «Мать, виновная в умерщвлении своего плода, наказывается заключением в исправительный дом на срок не свыше 3 лет, врач – от 1,5 до 6 лет».
В начале 20 в. на страницах русских медицинских журналов и газет развернулась дискуссия об этико-медицинских проблемах аборта. Врачи, юристы, общественные деятели, принимавшие участие в этой дискуссии, разделились на сторонников и противников аборта. Высказывались мнения о том, что «у акушера нет ни нравственного, ни юридического права производить эмбриотомию над живым плодом», что женщина имеет право распоряжаться функциями своего тела, особенно в случае угрозы ее жизни. Эти же аргументы используются и в наши дни сторонниками и противниками абортов.

Существовавшее на протяжении многих веков негативное отношение общества к абортам, закрепленное в нормах морали и законодательных актах, создавало ситуацию, когда женщины вынуждены были сохранять производство аборта в глубокой тайне, подвергая огромному риску свое здоровье, а зачастую и жизнь. По сути дела аборт все это время являлся криминальным.
В 1910 году, русские врачи на соединенном заседании всех секций XI Пироговского съезда обсуждали вопрос о целесообразности изменения существующего законодательства в соответствии с требованиями времени. На следующем, XII Пироговском съезде в 1913 году вопрос об абортах вызвал широкую дискуссию, в ходе которой обсуждались как этические, так и правовые аспекты практики искусственного аборта в медицине. В результате была принята резолюция съезда, в которой было сказано, что беременная женщина, сделавшая себе аборт, вообще не должна подлежать уголовной ответственности, а врачи должны отвечать лишь при наличии корыстной цели.
В то же время многие врачи давали отрицательную моральную оценку аборту. В этом отношении показательно мнение доктора Г.И. Гиммельфарба: «Ни один уважающий себя врач, правильно понимающий задачи медицины, не будет делать выкидыш по исключительному желанию женщины, а всегда будет руководствоваться строгими медицинскими показаниями. Мы, врачи, всегда будем чтить завет Гиппократа, что задача медицины охранять и удлинять человеческую жизнь, а не разрушать ее, хотя бы и в зародышевом состоянии». Таким образом, на XII Пироговском съезде была признана необходимость отмены уголовного наказания за произведенный аборт, но вместе с тем аборт был осужден с моральной точки зрения.
Решение об отмене уголовного наказания за искусственный аборт было также принято в 1914 году съездом русской группы Международного союза криминалистов. В 1913 году В.И.Ленин в статье «Рабочий класс и неомальтузианство», признавая аборт общественным злом, вместе с тем требовал отмены всех законов, предусматривающих какие-либо наказания. Кардинальные изменения отечественное законодательство в вопросах репродуктивного поведения человека, в том числе по вопросу искусственного аборта, претерпевает после Октябрьской революции 1917 года.

В период становления советского государства, гражданской войны (1914-1918 гг.) советское законодательство считало нецелесообразным и вредным проводить борьбу с абортами путем угрозы наказания. Постановление «Об охране здоровья женщины», изданном Народным комиссариатом здравоохранения и Народным комиссариатом юстиции РСФСР в ноябре 1920 года предоставляло право бесплатного и свободного производства этой операции в обстановке советских больниц, где обеспечивается ее максимальная безвредность.
В 1936 году в связи с изменениями в социально-политической и идеологической сферах в обществе Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР издали постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях законодательства о разводах», которое было отменено в 1955 году и был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов». В нем говорилось: «Проводимые Советским государством мероприятия по поощрению материнства и охране детства и непрерывный рост сознательности и культурности женщин, активно участвующих во всех областях народнохозяйственной жизни страны, позволяют в настоящее время отказаться от запрещения абортов в законодательном порядке». В 1976 году был издано постановление Совета Министров СССР «Об отмене взимания с женщин платы за операцию искусственного прерывания беременности».
С 1993 года в нашей стране действует закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», в соответствии с которым определяются права женщины на материнство. В статье 36 данного закона определяются права женщины в вопросах искусственного прерывания беременности.

В 1996 году в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности» (№567 от 8.05.96 г.) было определено право каждой женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве. В этом Постановлении определялись сроки прерывания беременности: по желанию женщины – до 12 недель беременности, по социальным показаниям – до 22 недель, по медицинским показаниям и согласии женщины – независимо от срока беременности.
К концу XX века большинство стран мира легализовало проведение абортов и признало право женщины решать вопрос о сохранении жизни ее будущего ребенка.
В 1971 г. ВОЗ признала проблему аборта чрезвычайно важной для здравоохранения и имеющей большое значение как для самой женщины и обоих супругов, так и для общества в целом. В 1972 году была разработана Специальная программа по репродукции человека, призванная способствовать решению важнейших вопросов международной координации научных исследований по регулированию рождаемости, планированию семьи, а также по разработке эффективных методов контрацепции и лечения нарушений репродуктивной функции человека.

В 1982 году Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила YII Общую программу деятельности ВОЗ на 1984-1989 годы, включающую и Специальную программу по репродукции человека. Для осуществления целей данной программы предполагалось: проведение психосоциальных исследований в области планирования семьи; изучение факторов, влияющих на процесс планирования семьи; испытание новых методов контрацепции и расширение использования имеющихся медицинских средств контрацепции; исследования бесплодия. Роль ВОЗ сводится к тому, чтобы не допустить забвения социальных и медицинских аспектов этой проблемы, а наоборот, уделить им первоочередное внимание.


Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 817 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)