АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Практика искусственного прерывания беременности в истории человечества
История использования человечеством практики искусственного прерывания беременности свидетельствует о том, что эта проблема абортов имеет глубокие социокультурные корни, затрагивающие самые основы человеческого существования. Она зародилась в глубокой древности и пройдя через многие эпохи, через совершенствование непосредственно медицинской технологии искусственного прерывания беременности сохраняется и в наши дни, ставя все новые этические вопросы. Первые упоминания об искусственном прерывании беременности встречаются в египетских папирусах. О них говорится в документах Римской империи, в трудах Гиппократа и Авиценны, в высказываниях Аристотеля и Цицерона. В древние времена искусственное прерывание беременности не считалось преступлением. Платон считал, что «повитухи могут оказывать помощь беременным или сделать выкидыш в случае, если таковой желателен». Аристотель указывал, что «если у супругов против ожидания зарождаются дети, то плод должен быть вытравлен раньше, чем в нем появилось ощущение жизни и жизнь». В Древнем Риме искусственный аборт был настолько обычным явлением, что производился на городских площадях и рынках. В то же время древнеримский политик, выдающийся оратор М.Т. Цицерон высказывался за наказание женщины, прибегнувшей к аборту. Ему приписывают слова о том, что «женщина должна быть наказана за изгнание плода, так как она крадет у республики предназначенного для нее гражданина».
В Древней Индии аборт рассматривался как величайшее преступление, поскольку ребенок, находившийся в теле матери, не способен защищаться и его жизнь зависит полностью от матери. Согласно древнеиндийским законам, убийство мужчины – преступление; убийство женщины – более тяжкое преступление, поскольку она слаба; убийство ребенка – еще большее преступление, а погубить еще не родившегося ребенка, находящегося в утробе матери – самое ужасное преступление, грех не подлежащий прощению. В Средние века по мере распространения христианской религии укрепляется взгляд на аборт как на преступление (убийство).Со II в. н.э. христианская заповедь «не убий» распространяется и на зародыш, находящийся в теле матери. Василий Великий (IV – V вв.) писал: «Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению, как за убийство». Моральной нормой, ставшей основой многих европейских законодательств, становится позиция, отраженная в постановлении Константинопольского Собора 672 года: «Разницы нет, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образования». Практика сурового наказания за аборт для женщины и врача его произведшего устанавливается в европейских странах в эпоху Средневековья (V – XVI вв.) и сохраняется до Нового времени (XYII в.). Мера наказания за аборт в различных странах и в разные времена была неодинаковой. Так, в XYI веке искусственное прерывание беременности каралось смертной казнью в Англии (1524г.), Германии (1533 г.), во Франции (1562 г.). К XV – XVII вв. под влиянием христианской морали и суровых законов аборт как медицинская операция практически исчезает из врачебной практики.
Гуманизм эпохи Возрождения изменил отношение к абортам и наказаниям за него. Так, известный итальянский юрист Беккариа (1738 –1794) в своем трактате «О преступлении и наказании» пишет, что при определении наказания женщины за аборт следует учитывать тяжкие социально-экономические условия, что требует смягчения наказания. В качестве предупреждения абортов Беккариа рекомендует организацию приютов, помощь «падшим» женщинам (родившим ребенка вне брака). В конце XYIII века во Франции, в период Великой французской революции, женщина, сделавшая аборт не наказывалась, а лицо, произведшее его, каралось 20 годами тюремного заключения. Однако с приходом к власти Наполеона стала подвергаться наказанию и женщина. Поворотным моментом в истории практики искусственного прерывания беременности становится 1852 год. После упорной борьбы в Парижской медицинской академии, под давлением статистики женской смертности при кесаревом сечении, аборт снова вступает в число акушерских операций в случаях анатомического сужения таза у беременных женщин. Позднее в качестве допустимых медицинских показаний для проведения аборта признаются и другие причины, составляющие «угрозу жизни матери». Смертная казнь за проведение аборта постепенно вытесняется из европейских законодательств, хотя аборт продолжает сохранять статус преступления «против жизни, против семьи и общественной нравственности». К началу XIX века смертная казнь была отменена в большинстве стран, но меры наказания в течение многих лет оставались суровыми. В России отношение к абортам на уровне общественной морали, основанной на христианском вероучении, было однозначно негативным. Во второй половине XYII века в России специальным указом, изданным царем Алексеем Михайловичем, была введена смертная казнь за произведенный аборт. В 1715 году Петр I отменил смертную казнь, заменив ее другими видами наказания. В первом русском Уголовном кодексе 1832 года изгнание плода упоминается среди видов смертоубийства. В уложении о наказаниях 1885 года (ст. 1461, 1462) предусматривалось наказание за искусственный аборт в виде 4-5 лет каторжных работ, лишение всех прав состояния, ссылки в Сибирь на поселение. Уголовное уложение 1903 года смягчает меры наказания: «Мать, виновная в умерщвлении своего плода, наказывается заключением в исправительный дом на срок не свыше 3 лет, врач – от 1,5 до 6 лет». В начале 20 в. на страницах русских медицинских журналов и газет развернулась дискуссия об этико-медицинских проблемах аборта. Врачи, юристы, общественные деятели, принимавшие участие в этой дискуссии, разделились на сторонников и противников аборта. Высказывались мнения о том, что «у акушера нет ни нравственного, ни юридического права производить эмбриотомию над живым плодом», что женщина имеет право распоряжаться функциями своего тела, особенно в случае угрозы ее жизни. Эти же аргументы используются и в наши дни сторонниками и противниками абортов.
Существовавшее на протяжении многих веков негативное отношение общества к абортам, закрепленное в нормах морали и законодательных актах, создавало ситуацию, когда женщины вынуждены были сохранять производство аборта в глубокой тайне, подвергая огромному риску свое здоровье, а зачастую и жизнь. По сути дела аборт все это время являлся криминальным. В 1910 году, русские врачи на соединенном заседании всех секций XI Пироговского съезда обсуждали вопрос о целесообразности изменения существующего законодательства в соответствии с требованиями времени. На следующем, XII Пироговском съезде в 1913 году вопрос об абортах вызвал широкую дискуссию, в ходе которой обсуждались как этические, так и правовые аспекты практики искусственного аборта в медицине. В результате была принята резолюция съезда, в которой было сказано, что беременная женщина, сделавшая себе аборт, вообще не должна подлежать уголовной ответственности, а врачи должны отвечать лишь при наличии корыстной цели. В то же время многие врачи давали отрицательную моральную оценку аборту. В этом отношении показательно мнение доктора Г.И. Гиммельфарба: «Ни один уважающий себя врач, правильно понимающий задачи медицины, не будет делать выкидыш по исключительному желанию женщины, а всегда будет руководствоваться строгими медицинскими показаниями. Мы, врачи, всегда будем чтить завет Гиппократа, что задача медицины охранять и удлинять человеческую жизнь, а не разрушать ее, хотя бы и в зародышевом состоянии». Таким образом, на XII Пироговском съезде была признана необходимость отмены уголовного наказания за произведенный аборт, но вместе с тем аборт был осужден с моральной точки зрения. Решение об отмене уголовного наказания за искусственный аборт было также принято в 1914 году съездом русской группы Международного союза криминалистов. В 1913 году В.И.Ленин в статье «Рабочий класс и неомальтузианство», признавая аборт общественным злом, вместе с тем требовал отмены всех законов, предусматривающих какие-либо наказания. Кардинальные изменения отечественное законодательство в вопросах репродуктивного поведения человека, в том числе по вопросу искусственного аборта, претерпевает после Октябрьской революции 1917 года.
В период становления советского государства, гражданской войны (1914-1918 гг.) советское законодательство считало нецелесообразным и вредным проводить борьбу с абортами путем угрозы наказания. Постановление «Об охране здоровья женщины», изданном Народным комиссариатом здравоохранения и Народным комиссариатом юстиции РСФСР в ноябре 1920 года предоставляло право бесплатного и свободного производства этой операции в обстановке советских больниц, где обеспечивается ее максимальная безвредность. В 1936 году в связи с изменениями в социально-политической и идеологической сферах в обществе Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР издали постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях законодательства о разводах», которое было отменено в 1955 году и был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов». В нем говорилось: «Проводимые Советским государством мероприятия по поощрению материнства и охране детства и непрерывный рост сознательности и культурности женщин, активно участвующих во всех областях народнохозяйственной жизни страны, позволяют в настоящее время отказаться от запрещения абортов в законодательном порядке». В 1976 году был издано постановление Совета Министров СССР «Об отмене взимания с женщин платы за операцию искусственного прерывания беременности». С 1993 года в нашей стране действует закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», в соответствии с которым определяются права женщины на материнство. В статье 36 данного закона определяются права женщины в вопросах искусственного прерывания беременности.
В 1996 году в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности» (№567 от 8.05.96 г.) было определено право каждой женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве. В этом Постановлении определялись сроки прерывания беременности: по желанию женщины – до 12 недель беременности, по социальным показаниям – до 22 недель, по медицинским показаниям и согласии женщины – независимо от срока беременности. К концу XX века большинство стран мира легализовало проведение абортов и признало право женщины решать вопрос о сохранении жизни ее будущего ребенка. В 1971 г. ВОЗ признала проблему аборта чрезвычайно важной для здравоохранения и имеющей большое значение как для самой женщины и обоих супругов, так и для общества в целом. В 1972 году была разработана Специальная программа по репродукции человека, призванная способствовать решению важнейших вопросов международной координации научных исследований по регулированию рождаемости, планированию семьи, а также по разработке эффективных методов контрацепции и лечения нарушений репродуктивной функции человека.
В 1982 году Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила YII Общую программу деятельности ВОЗ на 1984-1989 годы, включающую и Специальную программу по репродукции человека. Для осуществления целей данной программы предполагалось: проведение психосоциальных исследований в области планирования семьи; изучение факторов, влияющих на процесс планирования семьи; испытание новых методов контрацепции и расширение использования имеющихся медицинских средств контрацепции; исследования бесплодия. Роль ВОЗ сводится к тому, чтобы не допустить забвения социальных и медицинских аспектов этой проблемы, а наоборот, уделить им первоочередное внимание.
Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 905 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|