АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Http://www.prolife-science.ru 5 страница
Деструктивные мотивы сохранения беременности.
Деструктивные мотивы – это те, которые позволят сохранить беременность, но впоследствии негативно отразятся на построении детско–родительских отношений и личностном развитии ребенка. Поэтому важно данные мотивы выявить, сделав акцент на их негативной стороне, усиливая при этом конструктивные мотивы, описанные выше.
1. Через ребенка реализовать свои мечты.
Возможные фразы, раскрывающие этот мотив: «Мой ребенок будет счастливым и успешным человеком», «Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок воплотил те мечты, которые мне не удалось реализовать».
*** Случай из практики. Инга, 32 года.Она попала ко мне на консультацию через школьного психолога. Ее дочь Вера 9 лет имеет проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, замкнута, плаксива. За 2 года сменила уже 3 школы. И сейчас мать решила снова перевести ее в другую школу. При этом сама девочка была пассивна и никаких собственных предпочтений не высказывала.
Инга посетила 5 консультаций. Выяснилось, что она выросла в семье, где было 5 детей. Отец рано умер, мать воспитывала их одна. Много работала, денег не хватало. Поэтому в какие-либо кружки девочка ходить не могла. Пробовала после школы поступать в театральный ВУЗ, но 3 года подряд не проходила по конкурсу. Инга объясняла это тем, что в детстве не занималась в театральной студии, и не хватило подготовки. Обвиняла в своих неудачах мать.
К мужчинам она относилась с недоверием, положительного опыта отношений не имела. С первым молодым человеком встречалась 5 лет, разрыв переживала болезненно, еще год следила за ним, выясняла, с кем встречается, ревновала, звонила. Затем познакомилась с отцом Веры – статный видный мужчина с яркой внешностью, красиво поет, играет на гитаре. У Инги сразу мелькнула мысль о том, как здорово было бы родить от такого мужчины, что ребенок получит такую яркую и выразительную внешность и голос, и легко сможет сделать творческую карьеру в будущем. Инга быстро подвела отношения к интимной жизни и забеременела. Узнав о беременности, женщина прекратила с ним встречи – хотелось родить только для себя. Строить с ним семью, связывать себя с ним через ребенка она не хотела. Своим родным об отце ребенка Инга ничего и не рассказала, кто он – они не знают и Вера тоже. Большая часть семьи Инги были против ребенка, но она твердо решила родить. Всю беременность женщина представляла, что у нее родится девочка и станет знаменитой актрисой, что будет петь так же красиво как ее отец.
Инга игнорирует мужчин, не пытается устроить личную жизнь, а полностью сосредоточила все усилия на воспитании дочери. Вера ходит в театральную студию и музыкальную школу. Инга постоянно организует для дочери сессии у фотографа, а затем рассылает фото в журналы. Несколько раз фотографии девочки помещали на обложки журналов. Инга постоянно участвует то одна, то с дочкой в массовках для кино и телепередач. Инга практически разорвала отношения со своей семьей, так как они постоянно критикуют ее методы воспитания и жалеют Веру.***
При выявлении подобных желаний на стадии сохранения беременности, важно попробовать переориентировать женщину на собственные достижения в отрыве от будущего ребенка. Как правило, у такой матери выявляется низкая самооценка, отсутствие собственных жизненных планов и целей. Здесь консультанту очень пригодятся знания о мотивации достижения успеха и целеполагании.
2. Бегство от одиночества.
По данным М. Голубева, в 10% случаев женщина решается на рождение ребенка, когда уже не надеется на личное счастье и становится матерью-одиночкой, желая посвятить всю свою жизнь без остатка только ребенку, реализуя при этом мотив рождения ребенка как уход от одиночества [90]. Автор отмечает, что данный мотив в дальнейшем негативно сказывается на судьбе ребенка, т.к. мешает ему гармонично развиваться, приобретать свои собственные жизненные навыки и ориентиры.
Понкратьев Н.Б. отмечает, что мотивация «одиночество» [119] обычно является ведущей преимущественно у незамужних женщин и часто сочетается с желанием выйти замуж, улучшить жилищные условия. Будущий ребенок представляется средством для реализации потребности в любви. Чувством одиночества мотивируют рождение детей и женщины, не планирующие брак с отцом ребенка. Эти женщины, как правило, пассивны, с узким кругом интересов, общаются лишь с малочисленными родственниками и знакомыми. На принятие ими решения о деторождении часто влияет опыт одиноких или несчастных в браке подруг.
В случае разочарования в мужчинах (отец ребенка оставил во время беременности, или отношения сохранились, но она поняла, что на него положиться не может) женщина может решить, что ребенок спасет ее от одиночества, что он точно будет с ней и восполнит своим появлением недостаток любви, ощущаемый женщиной.
По данным И.Ю. Щегловой [142], в этом разделе можно выделить еще и такой тип мотивации как «последний шанс материнства», который характеризуется тем, что реализуемой потребностью женщины является потребность иметь «своего» ребенка. При этом женщины категорически отказываются от усыновления, отмечая, что не смогли бы испытывать материнские чувства к чужому ребенку. Особенности жизненной ситуации (бездетность в позднем для деторождения возрасте) дают этим женщинам основание считать настоящую беременность последней возможностью реализовать свои материнские чувства.
Возможные фразы, раскрывающие этот мотив: «Мужчина может покинуть, а ребенок всегда будет с тобой. Стоит родить ради этого», «Ребенок в будущем позволит избежать одиночества», «Хочу родить, чтобы чувствовать себя кому-то нужной», «Ребенок позволит в старости не чувствовать себя одиноко». При такой мотивации на рождение ребенка велик риск гиперопеки со стороны матери, нарушения психологических границ ребенка и целостности его личности, поэтому для этих женщин рекомендована дальнейшая психологическая работа для принятия ими ценности ребенка как безусловной, в отрыве от переноса собственных чувств на ребенка.
3. Восполнение дефицита любви к себе
В рамках любой традиционной культуры существует забота о старших, уважение к ним и долг перед ними. Однако, как отмечает М. Голубев [90], если эта позиция переходит в разряд утилитарного отношения к собственному ребенку и становится наиболее доминирующим мотивом рождения ребенка для получения поддержки в старости, то все это в конечном итоге приводит к взаимным конфликтам, обидам, чувству вины и непониманию. Возможные фразы, раскрывающие этот мотив: «Если я рожу ребенка, то хоть кто-то будет меня любить», «Любовь мужчин не настоящая, а ребенок будет любить искренно», «Во мне много любви и хочется ею поделиться с тем, кто ее примет (с ребенком)».
*** Случай из практики. Олеся, 29 лет. Красивая эффектная девушка. Закончила театральное училище, работала фотомоделью. В 20 лет познакомилась с 43 богатым мужчиной. Олеся хотела выйти замуж за богатого и не работать. Она не любила Олега, но он был состоятельным и к тому же внешне привлекательным.
Сначала они вместе жили 4 года, потом расписались. Он постоянно ревновал ее, строго следил за всеми ее передвижениями, приставил к ней охрану. Олесю это устраивало. Она объездила с ним весь мир, жила так роскошно, как хотела. Олег видимо, понимая, что она с ним из-за денег, часто устраивал скандалы, где обвинял ее в лицемерии и жадности. Он постоянно внушал ей, что может в любой момент выгнать ее и найти себе моложе и красивее. У Олеси стала падать самооценка, она искренне начала считать себя недостаточно привлекательной.
За 8 лет она сделала 3 аборта от Олега, первые - в тайне, так как не хотела себя связывать с ним, надеясь, что найдет более молодого богатого человека, полюбит его, и они поженятся, а о третьей беременности она рассказала Олегу. Он отреагировал негативно, сказав, что ребенок не нужен, и если она оставит беременность, то он ее выгонит. Олеся сделала аборт.
В 29 лет Олеся была уже угнетенной, страдала бессонницей, начались мигрени. Она вспоминала, что окончательно потеряла интерес к жизни, ее трудно было удивить или развеселить. Она понимала, что не любит Олега, но уйти от него не имела сил. У нее не было подруг, а с мамой и сестрой она виделась не чаще раза в год, и не хотела. Чувство одиночества было таким большим, что стали лезть в голову мысли о самоубийстве.
Выяснилось, что Олеся снова беременна. Девушка рассказывала, что новость о беременности она восприняла как надежду на спасение. Ей представлялось, что ребенок – это единственное существо, которое будет любить ее безраздельно и искренне. Олесе казалось, что в мире она никому не нужна, и ребенок – ее единственный шанс стать счастливой. Она долго скрывала беременность от Олега. Когда он узнал – делать аборт было поздно. Он не стал настаивать, отношения стали теплее, скандалы прекратились.
Олеся пришла на консультацию к психологу тайно от Олега – рассказала, что не сможет справиться с ревностью к сыну. Ревность была ко всем – к врачу, знакомым, которые пытались брать ребенка на руки, а сильнее всего к Олегу. Когда он пытался играть с ребенком – ей хотелось сразу отобрать ребенка. Олесе казалось, что ребенок имеет право принадлежать только ей, ведь он изначально родился, чтобы сделать маму счастливой.
Олеся год посещала психотерапевта, корректируя отношения к самой себе, к мужу и ребенку. Было несколько консультаций совместно с Олегом. В результате брак сохранился. Через два года Олеся родила двойняшек, ревность к сыну утихла.***
Для коррекции этого мотива важно выяснить с женщиной истоки ее «нелюбви» к себе – это могут быть деструктивные отношения с родителями, с мужчинами, опыт насилия, низкая самооценка и т.д. Важно показать, что ребенок, вырастая, станет отдаляться, отстаивать собственные границы – и это правильно. Что маме нужно научиться быть счастливой одной, тогда она сможет научить счастью своего ребенка. Здесь рекомендован цикл встреч с психологом для осознания собственных переживаний и ожиданий от себя и от других.
4. Соответствие социальным ожиданиям
Женщины, мотивирующие рождение ребенка наличием потребности «соответствовать социальным нормам», отмечали: «у всех есть дети, и у нас должен быть ребенок», «так принято», «муж хочет», «в семье должен быть хотя бы один ребенок», «семья без ребенка не престижна». По данным Щегловой И.Ю. [142], часть таких женщин ориентируются на «мужской стиль поведения», на стремление к достижению социального успеха, на личную независимость. Менее значимым для себя эти женщины считают ведение домашнего хозяйства. Рождение детей в браке для этих женщин считается необходимой социальной нормой, т.к. дети включены в современную социокультурную структуру семьи. Возможные фразы, раскрывающие этот мотив: «У всех уже есть дети. Мне тоже стоит родить», «По возрасту мне уже пора родить, еще откладывать не стоит», «Родители хотят иметь внуков, пора уже им родить их», «Мужчина очень хочет ребенка».
*** Случай из практики. Елена, 25 лет. К психологу девушку направил врач-гинеколог, наблюдавший беременность девушки на отделении патологии беременности, где она лежала на сохранении. Был срок в 17 недель, угроза выкидыша. Лена вела себя пассивно, не выполняла многих предписаний и режимных моментов. Врач объясняла, что вопрос сохранения беременности во многом зависит от женщины, от ее позитивного настроя и помощи врачу. Лена же постоянно представляла все в негативном ракурсе: «когда будет выкидыш», «а что плохого может произойти», поэтому врач записала девушку к психологу больницы.
В ходе консультации выяснилось, что Лена вышла замуж не по любви. С Сережей они вместе учились, он хороший добрый парень, все его очень любили – и учителя, и соседи. На него можно положиться. Он стал ухаживать за Леной еще со школы, потом все время пока она училась в институте. Когда он сделал предложение, очень переживала: с одной стороны – понимала, что не любит, с другой – парень хороший, надежный, все подруги ей завидовали. Они поженились. Лена хотела не рожать как можно дольше, они предохранялись, поэтому, когда беременность наступила, была очень расстроена и разочарована. При этом все вокруг излучали радость – Сергей, его родители, родители Лены. Все ждут внука, постоянно звонят Лене, готовят комнату к рождению ребенка.
Лена не говорит с ребенком, не представляет его. Хочет как можно раньше отдать малыша в садик и выйти на работу. Врач сказала, что объективно Лена здорова, и угроза выкидыша, скорее всего, вызвана психологическими причинами. Лена призналась, что сделала бы аборт, но все вокруг так хотят ребенка, что ее просто не поймут.***
При таком типе мотивации «налицо» несформированность материнской сферы женщины, как правило, вызванная отношениями с собственной матерью. Часто это сочетается с чувством нереализованности, ощущением потерянных возможностей и завистью к тем, кто достиг успеха. Важно показать женщины, что как рождение ребенка, так и аборт не решат ее внутренних проблем. Рождение ребенка в данном случае не является препятствием к поиску себя, самореализации, так же как и аборт не станет способствовать личностному росту. Этим женщинам рекомендована личностная терапия.
5. Способ сохранения отношений с партнером
При беременности от любимого человека, либо от человека, к которому женщина привязана и с которым хочет продлить отношения, женщина может осознанно или неосознанно выбрать сохранение ребенка именно по этой причине. Даже при разрыве отношений (отец ребенка против рождения, ушел от беременной или активно настаивает на аборте) беременная считает, что как бы не складывались отношения сейчас, ребенок все равно останется связующим звеном между ней и отцом ребенка, что даст ей право искать общения с ним.
Французские исследовательницы К.Эльячефф и Н.Эйниш [175] характеризуют таких матерей, как «больше жены, чем матери». Эти женщины могут от одного мужчины, не раздумывая сразу сделать аборт, а от другого – долго сомневаться и переживать, так как будут видеть в ребенке продолжение любимого человека. Риск для ребенка здесь заключается в том, что при изменении отношения беременной к отцу ребенка, например, в случае появления неприязни к нему, такая женщина может перенести это отношение и на ребенка, а так же сожалеть о том, что сохранила ребенка, а он не оправдал ее надежд – а именно, не соединил ее с отцом ребенка. В ряде случаев ребенок представляет ценность не сам по себе, а как средство для стимуляции партнера к вступлению в брак. Некоторые считают, что этому будет способствовать давление общественного мнения на партнера по браку.
Понкратьева Н.Б. отмечает, что выше перечисленное касается и женщин, стремящихся с помощью рождения ребенка сохранить семью [119]. Свой брак они оценивают как нестабильный, отношения с мужем как конфликтные. Однако этот факт не только не блокировал их репродуктивную установку, но и оказывал решающее влияние на сохранение беременности: чувство долга, обязанности перед новорожденным наряду с отцовскими чувствами «удержат» мужа в семье. Такими женщинами руководит и нежелание остаться бездетной и одинокой в случае развода. С помощью беременности они надеются добиться особого внимания и признания со стороны мужа, нейтрализовать его невнимательность и отсутствие заботы.
Возможные фразы, раскрывающие этот мотив: «Ребенок привяжет этого мужчину ко мне», «Ребенок предотвратит распад наших отношений», «Из-за того, что я беременна, мы женимся», «Ребенок укрепит мои отношения с этим мужчиной».
*** Случай из практики. Раиса, 33 года. В первом браке родила двух детей. Раиса не работала, так как муж сильно ревновал и запрещал ей работать. Когда дети были еще маленькие, развелась с ним, так как начал бить ее и детей, переехала в другой город.
Вскоре познакомилась с Ильей, стали жить вместе. Она его не любила, но он хорошо относился и обеспечивал ее и детей. Он предлагал пожениться, но Раиса отказывалась. Она сделал от него два аборта. Хотя он уговаривал родить. Позже Раиса объясняла, что не любила его, и связывать с ним жизнь не собиралась, поэтому детей от него не хотела рожать.
Они прожили вместе два года и разошлись. Затем она познакомилась с Максимом. Он переехал жить к ней, дети стали называть его папой. Раиса говорила, что очень полюбила Максима, хотела, чтобы они поженились. Максим о свадьбе говорил, но в течение двух лет предложение не делал. Раиса забеременела, но Максим собрал вещи и ушел.
На сроке в 20 недель она пришла в женскую консультацию с просьбой сделать аборт. Врач объяснила, что это невозможно, ее направили к психологу. Всю консультацию Раиса плакала, говорила, что не может все еще прийти в себя от поступка Максима, не знает, как быть, надеялась, что он вернется, ждала, но теперь вера почти потеряна, а значит, ребенок ей не нужен. Через два дня она пришла уже спокойная, обратилась в центр для беременных за детскими вещами и сказала, что оставит беременность.
Раиса говорила о том, что любит Максима и хочет родить ребенка от него. Что от Ильи не задумываясь, делала аборты, поскольку этот мужчина был ей не нужен. Она не жалеет о тех абортах. Но с Максимом все иначе. Она убедила себя, что он вернется, и ребенок навсегда свяжет ее с ним. Максим так и не вернулся.***
Для этих женщин рекомендована дальнейшая психологическая работа для принятия ими ценности ребенка как безусловной, в отрыве от переноса ожиданий к мужчине на ребенка.
6. Псевдодифференциация от родительской семьи
Возможные фразы, раскрывающие этот мотив: «Я рожу всем назло», «Покажу родителям, что я уже взрослая, я сама уже мама», «Мой ребенок – только мой, и я абсолютно не обязана делить его со своими родителями».
*** Случай из практики. Дарья, 24 года. Девушка забеременела неожиданно для себя. Она летом отдыхала на юге, был курортный роман. Никакой связи с отцом ребенка у нее не осталось – ни телефона, ни адреса, она знала только его имя без фамилии.
Отношения с родными у нее конфликтные. В семье руководила мама - авторитарно и жестко, часто наказывала ремнем в детстве Дашу и сестру. Отец – мягкий и слабохарактерный человек никак не пытался влиять на ситуацию. Даша подростком начала ругаться с матерью, а с 15 лет переехала жить к бабушке по отцу в этом же городе.
Даша колебалась – сохранить беременность или нет. Рассказала бабушке, но взяла с нее клятву, что та не станет рассказывать родителям, бабушка обещание сдержала. Мама узнала, когда было уже 6 месяцев беременности, вопреки ожиданиям Даши – родители обрадовались, стали готовиться к появлению внучки. Даша постоянно подчеркивала, что будет воспитывать ребенка совершенно по-другому, не так как воспитывали ее. Она очень не хотела повторять поступки своей матери. Ребенок для нее словно был щитом от родительской семьи. Во время занятий по подготовке к родам девушка говорила, что не может представить, чтобы ее мать взяла на руки ее ребенка. Даша хотела совершенно не показывать ребенка собственной матери.
В ходе консультаций прорабатывались детские обиды Даши, ее ревность к матери, злость на отца за то, что не защищал. Даша стала осознавать, что пытается через ребенка решить собственные детские конфликты, вовлекая тем самым ребенка в клубок негативных чувств.***
В данном случае важно делать акцент на анализе отношений беременной с ее родителями. Подробнее мы поговорим об этом в главе «мать беременной».
7. Способ легализации брака
Такой мотив возможен, когда пара живет в официальном браке, но родственники одной из сторон игнорируют молодую семью. Тогда ребенок может стать основанием для получения парой «статуса состоявшейся семьи», ведь если есть ребенок – трудно игнорировать союз мужчины и женщины. Другой вариант этого мотива – это способ подтолкнуть незарегистрированные отношения к официальному оформлению брака. Женщина специально может подстроить беременность, чтобы вынудить партнера сделать предложение, или использовать незапланированную беременность в тех же целях. Так же и мужчина может настаивать на сохранении беременности, как способе привязать к себе партнершу через ребенка.Возможные фразы, раскрывающие этот мотив: «После рождения ребенка, родители будут вынуждены смириться с моим браком», «Моим родным придется принять этого мужчину, потому что он теперь отец моего ребенка», «Беременность вынудит мужчину (женщину) заключить брак».
*** Случай из практики. Алиса, 20 лет. Узнав о беременности, родные Алисы выступили за рождение ребенка. Но девушка поставила категоричное условие для самой себя и отца ребенка, что сохранит беременность только, если они с Глебом (отец ребенка) поженятся. Глеб медлил и колебался. Они встречались только 2 месяца, Глеб предлагал материальную помощь, говорил, что официально признает отцовство, но предлагал повременить со свадьбой. Алиса была непреклонна.
Родители девушки были в ужасе от мысли, что их дочь может сделать аборт. Они всю жизнь имели проблемы с зачатием, еле выносили и родили двух дочерей, при этом мать обе беременности практически полностью пролежала в больнице на сохранении, поэтому для них была дикой сама мысль об аборте. Родители пытались объяснить дочери, что жизнь ребенка ценна сама по себе, и что нельзя ставить рождение ребенка в зависимость от решения отца ребенка о браке. Они винили себя в плохом воспитании дочери, в том, что мало внимания уделяли вопросу материнства и беседам о рождении детей. В итоге родители поставили Алисе ультиматум, что если она сделает аборт, они перестанут с ней общаться и содержать материально. Они оплачивали ей учебу, поэтому отец сказал, что после аборта он не заплатит за учебу ни копейки.
Глеб не стал делать предложение, и они расстались. Алиса сохранила беременность. Сейчас ей 25 лет. Она вышла замуж, родила еще одного ребенка и благодарна родителям за то, что они удержали ее от аборта. Говорит, что была слишком глупа и наивна, а сейчас после рождения детей понимает, какого счастья могла себя лишить.***
Так же как и при других деструктивных мотивах для этих женщин рекомендована дальнейшая психологическая работа для принятия ими ценности ребенка как безусловной, в отрыве от переноса ожиданий к мужчине на ребенка.
8. Решение сохранить ребенка из-за возможности
получения какой-либо выгоды.
Эта мотивация может возникнуть в случае, когда сохранение нежеланной беременности приносит женщине определенные материальные выгоды (предложение о замужестве со стороны состоятельного или знаменитого отца ребенка; обещание родственников в помощи с жильем или иным крупным капиталовложением) и т.д. Возможные фразы, раскрывающие этот мотив: «Рождение ребенка принесет мне определенную материальную выгоду», «Рождение ребенка позволит мне сидеть дома, чему я рада», «Рождение ребенка улучшит мое положение в семье», «Я вырасту в глазах окружающих, когда стану мамой», «Рождение ребенка позволит нам приобрести статус многодетной семьи и получить льготы», «Рождение ребенка дает мне определенные льготы, которыми я хочу воспользоваться».
Решение сохранить ребенка как желание почувствовать заботу окружающих. Такая мотивация может возникнуть у женщин, которые сами сомневались, делать аборт или нет, но их социальное окружение (отец ребенка, родители беременной и др.) стали активно уговаривать ее сохранить беременность, предлагать помощь, окружать вниманием, сочувствием, заботой, которых до беременности не было в таком кол-ве.Женщина в такой ситуации чувствует, что в случае аборта сильно разочарует или даже оттолкнет от себя близких людей, поэтому соглашается сохранить ребенка больше для них, чем для себя. В такой ситуации ребенок выступает объектом манипуляции со стороны женщины, она не ощущает достаточной его безусловной ценности. Может отдать его на воспитание. Опять же важной становится работа по принятию женщиной ценности ребенка как безусловной в отрыве от всех других жизненных событий.
9. Страх аборта и его последствий
Эти женщины боятся гинекологических осложнений после аборта. Ряд женщин, у которых уже имеются в анамнезе гинекологические заболевания, либо несколько абортов, информируются врачами о том, что аборт опасен для их жизни. Часто такая мотивация активизируется, когда у женщины уже есть дети, и она боится, что если умрет или серьезно заболеет из-за аборта, то дети останутся сиротами. При данной мотивации сохранения беременности у женщины на первый план выходит беспокойство о себе, а ценность ребенка снижена и недостаточна для психоэмоционального благополучия ребенка. С данными женщинами требуется дальнейшая психологическая работа для принятия ими ценности ребенка как безусловной, в отрыве от их здоровья.
*** Случай из практики. Алевтина, 36 лет, двое детей.
Аля делала раньше аборты, а обоих детей рожала через кесарево. Когда снова забеременела, пошла на аборт, так как муж сказал, что больше детей не хочет. Врач стала объяснять Але, что аборт ей делать крайне опасно. Может начаться маточное кровотечение, и наступит смерть. У Али были уже гинекологические операции, а потому, учитывая осложненный абортами и кесаревым анамнез, аборт очень опасен.
Муж стал упрямиться, что ребенок ему не нужен. Алевтина очень долго колебалась, но в итоге сохранила беременность, и в первую очередь из-за страха перед абортом: «если я умру, мои дети останутся сиротами, а муж – не надежный человек, я их на него оставить не могу, так что лучше родить».***
Отдельным продолжением первого пункта является страх бесплодия после аборта. Перед абортом женщины информируются, что аборт может стать причиной вторичного бесплодия. При этом медики особенно категорично выступают против прерывания первой беременности. Этот тип мотивации чаще встречается у женщин, размышляющих об аборте первой или второй беременности (когда уже есть один ребенок), и редко бывает у женщин, у которых уже есть двое и более детей. При данной мотивации выявляется ценность материнства как такового для женщины, ценность ребенка здесь может быть различной.
Осознание аборта как греха. Для верующего человека аборт – это грех, а совершение греха непременно влечет за собой негативные последствия для всей жизни человека. О религии и мере веры конкретного человека мы поговорим с вами в отдельной главе. Но сейчас важно просто отметить, что восприятие «аборта как греха» является важным аргументом в пользу сохранения жизни ребенка для любого, кто старается жить по Заповедям Бога.
10. Рождение ребенка с определенными характеристиками
Решение сохранить беременность как возможность почувствовать себя матерью ребенка с определенными характеристиками. В данном случае беременная принимает ребенка условно, лишь, когда он удовлетворяет определенным ее требованиям. Например, пара, у которой уже есть два сына хотят прервать третью беременность, но, получив заверения, что будет девочка, соглашаются ее сохранить. Или родители, у которых есть ребенок-инвалид, решают сохранить беременность в надежде, что будет здоровый ребенок. Щеглова И.Ю.[142] говорит о том, что мотивация «желание иметь здорового ребенка» вызвана невозможностью реализовать потребность в воспроизведении, воспитании, страхом перед одиночеством и горем в случае гибели имеющегося в семье больного ребенка. Рождение здорового ребенка дает возможность исправить нарушенные значимые потребности. В таких случаях, если рожденный ребенок не оправдывает надежд, возложенных на него родителями, он может оказаться в ситуации неприятия.
*** Случай из практики. Любовь, 31 год. Вышла замуж в 24 года. Наступила беременность, в результате родилась глухонемая девочка. Для Любы это было ударом. Она очень тяжело перенесла новость о болезни дочери. Люба ушла с работы и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Они с мужем боялись рожать снова. В 31 год наступила вторая беременность. Люба решила делать аборт. Муж колебался, он и хотел еще детей и боялся, что снова родится больной ребенок. Люба же отказывалась от рождения для того, чтобы все время посвящать дочери. Она боялась, что если будет недостаточно ей заниматься, то дочка не сможет состояться в жизни, получить хорошего образования.
Соседская семейная пара убедила Любу и ее мужа сохранить беременность. Пара прошла генетическую экспертизу, и после того, как врачи сказали им, что у них могут родиться здоровые дети, они отказались от аборта. У них родился здоровый сын.***
В традициях определенных народов существует потребность рождения ребёнка определенного пола. И.В. Добряков [90]приводит пример, когда все родственники ждут с нетерпением рождения мальчика и женщина беременеет и рожает до тех пор, пока не родится долгожданный наследник. Если рождается ребенок нежеланного пола, это может впоследствии негативно влиять на детско-родительские отношения в семье.
Принципы работы с данными случаями мы частично разбирали выше, говоря о мотивах прерывания беременности. Также этот вопрос будет разбираться в ряде последующих глав.
Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 448 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
|