АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Модель контрактного типа или договорная модель

Прочитайте:
  1. I. Принцип «не навреди» (модель Гиппократа).
  2. II. Принцип «делай благо» (модель Парацельса).
  3. Академическая модель
  4. Базовая модель
  5. Билет 12. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера. Понятие и типология коммуникативных шумов.
  6. Билет 13. Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина.
  7. Билет 14. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.
  8. Билет 15. Трансакционная модель социальной коммуникации.
  9. Билет 18. Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры.
  10. Билет 25. Понятие коммуникативной личности. Трансакционная модель коммуникативной Параметры коммуникативной личности.

Модель социальных отношений, которая соответствует реальным условиям, — это модель, основанная на контракте или соглашении. В понятие контракта не следует вкладывать юридического смысла. Его следует трактовать скорее символически как традиционный или брачный обет. В нем два индивида или две группы людей действуют на основе взаимных обязательств и ожидающейся взаимной выгоды. Но обязанности и выгода, даже если они выражены несколько туманно, имеют свои границы. Основные принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнения обещаний и справедливости необходимы для модели контрактного типа. Ее предпосылкой служат доверие, даже когда видно, что полной взаимности интересов нет. Социальная поддержка связана с легитимизацией данного взаимодействия и обеспечивает его осуществление в случае нарушения договора. Однако считается, что в большинстве случаев принятые обязательства будут неукоснительно соблюдаться.

Лишь в модели контрактного типа может существовать подлинное разделение морального авторитета и ответственности. Она позволяет избежать отказа от морали со стороны врача, что характерно для модели технического типа, и отказа от морали со стороны пациента, что характерно для модели сакрального типа. Она позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенства в модели коллегиального типа. В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой. Если же врач не сможет жить в согласии со своей совестью, вступив в такие отношения, то контракт или расторгается, или не заключается. Это означает, что необходимо провести более глубокое обсуждение моральных оснований, на которых видятся решения медицинских проблем до того или по мере того, как эти решения будут приниматься.

В модели контрактного типа у пациента есть законные основания верить, что, поскольку исходная система ценностей, используемая при принятии медицинских решений, коренится в системе ценностей самого пациента, множество разных решений, которые врач должен принимать ежедневно при оказании помощи пациентам, будет осуществляться в соответствии с ценностными ориентациями больного.

Кроме того, в модели контрактного типа решения принимаются так, что сохраняется уверенность в то, что и пациент, и врач морально чистоплотны. В контексте контрактных отношений на индивидуальном уровне контроль пациента за принятием решений обеспечивается без обязательного участия больного в выработке каждого тривиального решения. Подобным же образом на социальном уровне осуществляется контроль общины в сфере здравоохранения. Сообществу непрофессионалов предоставляется (и следует предоставить) статус субъекта, вступающего в контрактные отношения. Решения, таким образом, принимаются сообществом непрофессионалов, однако повседневные медицинские решения могут приниматься медицинскими работниками на основе доверия. Если же доверие утрачивается, то расторгается и контракт.

Медицинская этика в эпоху биологической и социальной революций рассматривает громадное количество новых и трудных моральных проблем: искусственное оплодотворение, нейрохирургия, «пилюли счастья», смерть мозга и использование медицинской технологии в военных целях. Однако повседневные кризисные ситуации в моральном плане могут и не быть столь неординарными. Является ли медицинская проблема неординарной или же она не более сложна, чем обычная задачка по физике, и в том, и в другом случае решающую роль в ней будет играть дух моральной ответственности, который зависит от выбора соответствующей модели моральных отношений между сообществами профессионалов и непрофессионалов. Это и есть подлинное основание для медицинской этики в эпоху революционных преобразований.

Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:

1. Какие модели моральной медицины существуют в современном обществе?

а) Модель Парацельса

б) Модель сакрального типа.

в) Модель коллегиального типа.

г) Модель контрактного типа.

д) Модель «технического» типа.

е) Модель Пифагора

ж) Модель Платона

2. Что подразумевает термин «деонтология»?

а) Свод правил

б) Должное поведение

г) Правильное лечение

д) Права пациента

3. Человек всегда должен полагаться на безошибочность машины?

а) Без сомнений

б) Необходимо иногда проверять ее действия

в) В любом случае врач должен анализировать и сравнивать, никогда не забывая о пациенте

г) Врач должен полагаться только на свои знания и интуицию

4. Какие организации занимаются разрешением противоречий в области биомедицины?

а) Думские комитеты

б) Этические комитеты

в) Министерство здравоохранения

г) Облздрав

5. Что относится к основным моральным нормам биоэтики?

а) Уважение прав и достоинства человека

б) Соблюдение врачебной тайны

в) Решение проблем больного

г) Успешное излечение пациента

6. Какая опасность заключается в дальнейшем развитии прогностической медицины?

а) Это мощный рычаг контроля и власти

б) Безличность

в) Бессубьектность

7. Основной моральный принцип модели сакрального типа?

а) Говорить правду и исполнять желания пациента

б) Соблюдать справедливость

в) Уважать человеческое достоинство

г) Не навредить

8. «Клятва российского врача» в своей основе содержит:

а) Принцип «делай благо!»

б) Принцип «не навреди!»

в) Принцип соблюдения долга

г) Принцип уважения прав и достоинств человека

9. Что является основным недостатком модели сакрального типа?

а) Выполнение всех процедур контролируется договором

б) Врач связан обязательствами перед работодателем

в) выполнение этических принципов зависит от врача

10. В какой модели доверие ставится на первое место?

а) Модель Гиппократа

б) Деонтологическая модель

в) Модель Парацельса

г) Техническая модель

д) Коллегиальная модель

 

Эталоны ответов:1-б, в, г, д; 2-б; 3-в; 4-б; 5-а; 6-а; 7-г; 8-б; 9-в; 10-д.

 

 


Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 1192 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)