АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ГЛАВА 9
Три книги, прекрасные во многих отношениях, описывающие горцев Новой Гвинеи: исторический обзор (Gavin Souter. New Guinea: the Last Unknown. Sydney: Angus and Robertson, 1964); живой рассказ о первых контактах горцев Новой Гвинеи с европейцами (Bob Connolly, Robin Anderson. First Contact. New York: Viking, 1987); и встречи зоолога горцами (Tim Flannery. Throwim Way Leg. New York: Atlantic Monthly Press, 1998). Статьи о выращивании казуаровых лесов и других методах сохранения плодородной почвы в Новой Гвинее: R. MichaelBourke. «Indigenous conservation farming practices» // Report of the Joint ASOCON/Commonwealth Workshop. Jakarta: Asia Soil Conservation Network, 1991. P. 67–71; R. Michael Bourke. «Management of fallow species composition with tree planting in Papua New Guinea» // Resource Management in Asia Pacific Working Paper 1997/5. Canberra: Research School of Pacific and Asian Studies, Australia National University, 1997. Статьи, суммирующие палеоботанические доказательства выращивания горцами казуаровых лесов: Simon Haberle. «Paleoenvironmental changes in the eastern highlands of Papua New Guinea» // Archaeology in Oceania 31:1-11. 1996; Simon Haberle. «Dating the evidence for agricultural change in the Highlands of New Guinea: the last 2000 years» // Australian Archaeology no. 47:1-19. 1998; S. G. Haberle, G.S. Hope, Y. de Fretes. «Environmental change in the Baliem Valley, montane Irian Jaya, Republic of Indonesia» //Journal of Biogeography 18:25–40.1991.
Монография о земледелии Тикопии: Patrick Kirch, Douglas Yen. The Prehistory and Ecology of a Polynesia Outlier. Honolulu: Bishop Museum Bulletin 238, 1982. Последующие работы Кирча о Тикопии: «Exchange systems and interisland contact in the transformation of an island society: the Tikopia case» // Island Societies: Archaeological Approaches to Evolution and Transformation / ed. Patrick Kirch. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 33–41; 12-я глава его книги: The Wet and the Dry. Chicago: University of Chicago Press, 1994; и статьи «Tikopia social space revisited» // Oceanic Culture History: Essays in Honour of Roger Green / J. M. Davidson et al., eds. New Zealand Journal of Archaeology Special Publication, 1996. P. 257–274); и «Microcosmic histories: island perspectives on „global“ change» // American Anthropologist 99:30–42. 1997. Серия книг Рэймонда Фирта: Raymond Firth. We, the Tikopia. London: George Allen and Unwin, 1936; Raymond Firth. Primitive Polynesian Economy. London: George Routledge and Sons, 1939. Уничтожение популяций птиц на ранних порах заселения Тикопии описано здесь: David Steadman, Dominique Pahlavin, Patrick Kirch. «Extinction, biogeography, and human exploitation of birds on Tikopia and Anuta, Polynesian outliers in the Solomon Islands» // Bishop Museum Occasional Papers 30:118–153. 1990. Обзор изменения популяций и их регулирования: W. D. Borrie, Raymond Firth, James Spillius. «The population of Tikopia, 1929 and 1952» // Population Studies 10:229–252. 1957.
Мой рассказ о «лесной» политике в Японии времен Токугавы основан на трех книгах К. Тотмана: Conrad Totman. The Green Archipelago: Forestry in Preindustrial Japan. Berkeley: University of California Press, 1989; Conrad Totman. Early Modern Japan. Berkeley: University of California Press, 1993; Conrad Totman. The Lumber Industry in Early Modern Japan. Honolulu: University of Hawaii Press, 1995. Глава 5 из книги Джона Ричардса (John Richards. The Unending Frontier: An Environmental History of the Early Modern World. Berkeley: University of California Press, 2003) заставляет задуматься о книгах Тотмена в сравнительном контексте современной экологии. Книга Люка Робертса (Luke Roberts. Mercantilism in a Japanese Domain: The Merchant Origins of Economic Nationalism in 18th Century Tosa. Cambridge: Cambridge University Press, 1998) рассматривает экономику домена одного дайме, которая целиком зависела от леса. История Японии начала эпохи Токугавы описана в 4-м томе кембриджской «Истории Японии» (Cambridge History of Japan // Early Modern Japan / ed. John Whitney Hall. Cambridge: Cambridge University Press, 1991).
Различные примеры гибели лесов в Дании, Швейцарии и Франции исследуются в книге: Alexander Mather. «The transition from deforestation to reforestation in Europe» // Agriculture Technologies and Tropical Deforestation / eds. A. Angelsen and D. Kaimowitz. New York: CABI Publishing, 2001. P. 35–52. Рассказ о гибели лесов в Андах в эпоху инков читайте в: Alex Chepstow-Lusty, Mark Winfield. «Inca agroforestry: lessons from the past» // Ambio 29:322–328. 1998.
О современных обществах, способных обеспечивать себя, см.: о швейцарских Альпах Robert Netting. «Of men and meadows: strategies of alpine land use» // Anthropological Quarterly 45:132–144. 1972; Robert Netting. «What alpine peasants have in common: observations on communal tenure in a Swiss village» // Human Ecology 4:135–146.1 976; Robert Netting. Balancing on an Alp. Cambridge: Cambridge University Press, 1981; об испанских оросительных системах: Т. F. Glick. Irrigation and Society in Medieval Valencia. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1970; A. Maass, R. L. Anderson. And the Desert Shall Rejoice: Conflict, Growth and Justice in Arid Environments. Malabar, Fla.: Krieger, 1986; об оросительных системах Филиппин: R. Y. Siy, Jr. Community Resource Management: Lessons from the Zanjera. Quezon City: University of Philippines Press, 1982. Этот швейцарский, испанский и филиппинский опыт сравнивается в главе 3 книги Элинор Остром: Elinor Ostrom. Governing the Commons. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
Обзор экологической специфики индийской кастовой системы: Madhav Gadgil, Ramachandra Guha. This Fissured Land: An Ecological History of India. Delhi: Oxford University Press, 1992. Две следующие статьи могут служить примером бережного использования ресурсов в индийском кастовом обществе: Madhav Gadgil, К. С. Malhotra. «Adaptive significance of the Indian castes system: an ecological perspective» // Annals of Human Biology 10:465–478. 1983; Madhav Gadgil, Prema Iyer. «On the diversification of common-property resource use by Indian society» // Common Property Resources: Ecology and Community-based Sustainable Development / ed. F. Berkes. London: Belhaven, 1989. P. 240–255.
Прежде чем закончить тему побед и поражений древнего общества, давайте вспомним другие примеры поражений. Пять случаев я обсудил подробно, потому что они показались мне наиболее доступными для понимания. Однако в прошлом найдется немало хорошо нам известных примеров обществ, которые также расточали свои ресурсы, временами находясь на грани коллапса или упадка. Далее в книге я не буду их обсуждать, поскольку наиболее интересные сюжеты уже выбраны и описаны. Но все же, чтобы картина была более полной, я вкратце упомяну 9 случаев, произошедших до открытия европейцами Нового Света.
Аборигены островов Калифорнийского пролива вблизи Лос-Анджелеса неумеренно вылавливали моллюсков, как показывают залежи раковин в их мусоре. Старейшие из свалок состоят преимущественно из раковин крупных особей, живших близко к берегу, нырять за которыми было проще всего. Постепенно добыча ныряльщика становилась все меньше и меньше, пока индейцы вовсе не переключились на мелких особей, за которыми приходилось нырять дальше от берега и на большую глубину. И снова со временем добыча ныряльщиков стала скудеть, а в итоге ресурс довели до того состояния, что использовать его сделалось невыгодно. Об этом написано в: Essays on the Prehistory of Maritime California / ed. Terry Jones. Davis, Calif.: Center for Archaeological Research, 1992; L. Mark Raab. «An optimal foraging analysis of prehistoric shellfish collecting on San demente Island, California» // Journal of Ethno-biology 12:63–80. 1992. Другой случай растраты пищевого ресурса американскими аборигенами произошел на тех же островах и связан с нелетающей морской уткой Chendytes lawesi, которую было легко убить (она же нелетающая) и которая после заселения людей была истреблена. Промысел морского ушка в южной Калифорнии постигла та же судьба. В 1966 году, когда я впервые приехал в Лос-Анджелес, можно было купить морское ушко в супермаркетах или набрать его на берегу, но с тех пор из-за непомерной добычи морское ушко исчезло из меню жителей Лос-Анджелеса.
Самым большим индейским городом Северной Америки была Каокия, которая располагается возле Сент-Луиса и огромные курганы которой сейчас сохранились в качестве туристской достопримечательности. С распространением в долине Миссисипи нового, высокоурожайного сорта маиса возникла миссисипская культура строителей курганов. Каокия достигла своего расцвета в 1200-х годах и коллапсировала задолго до появления европейцев. Причины коллапса Каокии обсуждаются, но и тут наверняка сыграли свою роль гибель лесов в результате эрозии и появление заболоченных стариц. Читайте об этом в: Neal Lopinot, William Woods. «Wood exploitation and the collapse of Cahokia» // Foraging and Farming in the Eastern Woodlands / ed. C. Margaret Scarry. Gainesville: University Press of Florida, 1993. P. 206–231; Cahokia: Domination and Ideology in the Mississippian World / eds. Timothy Pauketat, Thomas Emerson. Lincoln: University of Nebraska Press, 1997; George Milner. The Cahokia Chiefdom: The Archaeology of a Mississippian Society. Washington, D.C.: Smithsonian Institution, 1998. Истощение почвы могло сыграть роль и в падении культуры строителей курганов на остальной части юго-востока США.
Одним из первых народов, достигших государственности на побережье Перу, были моче, известные своей реалистической росписью по керамике, особенно портретными сосудами. Общество моче коллапсировало около 800 года, очевидно, из-за сочетания действия эль-ниньо, затопления оросительной системы и наводнения (см. книгу Брайана Фэгана, упомянутую в литературе к прологу).
Одной из империй андских горцев, культурой, предшествующей инкам, была империя тиванаку, в гибели которой мог сыграть роль потоп. Читайте: Alan Kolata. Tiwanaku. Oxford: Blackwell, 1993; Tiwanaku and Its Hinterland: Archaeology and Paleoecology of an Andean Civilization / ed. Alan Kolata. Washington, D. C.: Smithsonian Institution, 1996; Michael Binford et al. «Climate variation and the rise and fall of an Andean civilization» // Quaternary Research 47:235–248. 1997.
Древняя Греция переживала циклы экологических проблем и восстановлений с периодичностью в 400 лет. Во время каждого цикла увеличивалось население, вырубались леса, террасировались горные склоны (чтобы уменьшить эрозию), возводились плотины (чтобы уменьшить заболачивание долин). Потом в каждом цикле террасы и плотины приходили в негодность, и людям приходилось покидать эту местность, либо она страдала от катастрофического снижения населения, пока ландшафт не восстанавливался и местность не позволяла населению снова увеличиться. Один из таких коллапсов претерпела микенская Греция — общество, воспетое Гомером в описании Троянской войны. Микенские греки владели письмом, но с коллапсом общества это письмо было забыто, и греки вернулись к бесписьменному состоянию, пока около 800 года до н. э. не появилась письменность, на основе которой построен современный алфавит. (Смотрите книгу Чарльза Редмана, упомянутую в списке литературы к прологу.)
Считается, что цивилизация возникла около 10 000 лет назад в области юго-западной Азии, известной как «Плодородный полумесяц», включающей части современных Ирана, Ирака, Сирии, юго-восточной Турции, Ливана, Иордании и Израиля с Палестиной. «Плодородный полумесяц» был областью древнейшего в мире земледелия, там же впервые появились металлургия, письменность и государственное устройство. Таким образом, народы «Плодородного полумесяца» гордятся ролью зачинателей того, что происходило в последующие тысячелетия. Почему же, пройдя столь долгий путь, «Плодородный полумесяц» ныне пребывает в упадке и настолько беден, если не считать запасов нефти, что название «Плодородный полумесяц» выглядит злой шуткой? Сегодняшний Ирак — что угодно, только не мировой аграрный лидер. Большая часть ответа состоит в исчезновении лесов, засушливом климате и засолении почвы, которые постоянно разоряли старейшие фермы мира. (Об этом тоже читайте у Чарльза Редмана.)
Самые знаменитые монументальные руины Африки к югу от экватора — это Великий Зимбабве, состоящий из комплекса больших каменных сооружений в современной стране Зимбабве. Великий Зимбабве благоденствовал в XI–XV веках, контролируя торговые пути между материком и побережьем. Его упадок мог быть вызван совпадением исчезновения лесов и изменения торговых путей. Читайте об этом: David. Phillipson. African Archaeology. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1993; Christopher Ehret. The Civilizations of Africa: A History to 1800. Charlottesville: University Press of Virginia, 2002.
Наиболее ранние крупные города и большие государства индийского субконтинента возникли в третьем тысячелетии до н. э. в Индской долине, там, где сейчас Пакистан. Эти города Индской долины, относящиеся к так называемой хараппской цивилизации, были уничтожены вторжением индоевропейских по языку ариев с северо-запада, но сейчас выясняется, что эти города к началу вторжения уже находились в упадке. В этом могли сыграть роль изменения русла реки Инд. Читайте: Gregory Possehl. Harappan Civilization. Warminster, England: Aris and Phillips, 1982; Forgotten Cities of the Indus / eds. Michael Jansen, Maire Mulloy, Gűnter Urban. Mainz, Germany: Philipp von Zabern, 1991— Jonathan Kenoyer. Ancient Cities of the Indus Valley Civilization. Karachi, Pakistan: Oxford University Press, 1998.
И наконец, исполинские храмовые комплексы и резервуары Ангкор Вата, столицы империи кхмеров, находящиеся в современной Камбодже, являются самой знаменитой археологической «тайной» юго-восточной Азии. Упадок кхмеров мог быть вызван заиливанием водохранилищ, которые служили главным источником воды для рисовых полей. Когда империя кхмеров ослабела, она утратила способность противостоять хронически враждебным тайцам. Читайте: Michael Сое. Angkor and the Khmer Civilization. London: Thames and Hudson, 2003; а также статьи и книги Б.-Ф. Гросли (Bernard- Philippe Groslier).
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 499 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|