АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Экологические факторы и рак яичников
Солнечный свет, витамин Д и физическая нагрузка:
Наблюдаемая более высокая частота случаев рака яичников в северных странах привела к появлению гипотезы о возможном защитном действии витамина Д в связи с раком яичников. Витамин Д естественным путем образуется в коже под действием солнечного света и сообщалось о том, что он обладает противораковыми свойствами. В одном экологическом исследовании было установлено, что частота случаев смерти от рака яичников в США обратно пропорциональна местной среднегодовой естественной освещенности (Lefkowitz and Garland 1994). В мексиканском исследовании питания отмечалось, что более высокое потребление ретинола и витамина Д связано со снижением заболеваемости раком яичников (Salazer-Martinez et al. 2002). В исследовании Национального института по изучению рака изучали связь между воздействием солнечного света и смертностью от различных видов рака (Freedman et al. 2002). Риск рака яичников был значительно ниже в более солнечных регионах США, но у женщин, работающих в условиях большего воздействия прямого солнечного света, никакого снижения риска установлено не было.
Теоретически, физическая активность могла бы снижать риск развития рака яичников, поскольку она приводит с снижению уровня эстрогенов, количества жиров в организме и к снижению частоты овуляций. Кроме того, по меньшей мере в одном исследовании отмечалось, что у женщин с избыточным весом в старшем подростковом возрасте наблюдается повышение риска рака яичников примерно на 40% (Lubin et al. 2003). Тем не менее, в действительности никакого консенсуса по вопросу о повышении или снижении риска развития яичников за счет физической нагрузки достигнуто не было (Cottreau et al. 2000). Исследования, связанные с оценкой физической нагрузки на работе и во время отдыха, дают противоречивые результаты. В довольно масштабном итальянском исследовании была установлена более низкая частота рака яичников у женщин, которые отмечали высокую физическую нагрузку на работе, особенно в молодости (Tavani et al. 2001). В этом исследовании не смогли установить какую-либо связь с уровнем физической нагрузки на отдыхе. В США проводили опрос и оценивали уровень физической нагрузки на отдыхе в разном возрасте и в этом исследовании не смогли установить какой-либо связи между уровнем нагрузки и риском развития рака яичников, возможно, за исключением случаев с наиболее высоким уровнем физической нагрузки (Bertone et al. 2002). В большом исследовании медсестер наблюдали более 92 тыс. представительниц этой профессии в течение 16 лет, причем за этот период рак яичников развился у 377 женщин. Удивительно, но в этом исследовании более высокий риск рака яичников наблюдался у женщин, которые сообщали о наиболее высокой физической активности. Связанное с физической активностью повышение риска составляло примерно 30 - 80% (Bertone et al. 2001).
Профессиональная экспозиция: растворители, ароматические амины и органическая пыль:
Некоторые исследования рака яичников были связаны с профессиональными факторами. Например, в некоторых исследованиях отмечали связь между раком яичников и работой в химчистках, в системе здравоохранения и в сельском хозяйстве, в то время как другие исследования не находили повышенного риска развития этого заболевания у женщин, работающих в этих отраслях (Shen et al. 1998). Работу в полиграфической промышленности постоянно связывали с повышенным риском рака яичников, причем оценки повышения риска варьировали от 60% до более чем удвоенного риска (Shen et al. 1998). Поскольку в полиграфической промышленности часто используются растворители, то подозрение пало на эти химические вещества. В ряде исследований работу в телефонных компаниях связывают с повышением риска рака яичников на 30%, что поднимает вопрос о влиянии экспозиции по электромагнитным полям (Sala et al. 1998).
Не так давно было проведено масштабное исследование в Швеции, в котором использовались очень информативные результаты переписи населения, а также реестры раковых заболеваний и смертей (Shields et al. 2002). Изучали всех женщин, которые работали в период проведения переписей 1960 или 1970 гг. и отслеживали информацию о них их до декабря 1989 г. За этот период, исследованием было охвачено примерно 1,7 млн. женщин и среди них было установлено почти 9.600 случаев рака яичников. Для классификации вероятных факторов экспозиции использовали кодировку профессий (солнечный свет, подъем тяжестей, пестициды, выхлопные газы дизельных двигателей и радиация). Поскольку экспертам сложно более или менее достоверно оценить профессиональную экспозицию на основе одних лишь данных о профессии и отраслях, в этом исследовании возможны серьезные ошибки в классификации. Ошибки такого типа обычно приводят к недооценке возможных реально существующих связей между экспозицией и заболеванием. С другой стороны, поскольку это исследование охватывает широкий круг различных профессий и отраслей, существует реальная вероятность проявления возможных зависимостей в силу чисто статистической вероятности. Это масштабное исследование подтвердило некоторые ранее полученные результаты, такие как повышенный риск, связанный с полиграфической промышленностью или с телефонными станциями. Наиболее значимая связь была установлена для женщин, занятых в производстве бумаги и упаковочных материалов, а также в деревообрабатывающей промышленности. У этих женщин риск развития рака яичников увеличивается более чем в 2 раза. Повышенный риск также наблюдается у работающих в текстильной и обувной промышленности. Авторы отмечали, что канцерогенные ароматические амины широко используются в качестве красителей в обувной промышленности, полиграфии и в текстильной промышленности. Органическая пыль часто встречается в текстильной, кожевенной, деревообрабатывающей и бумажной промышленности. В этом исследовании не было установлено какой-либо связи между раком яичников и экспозицией по растворителям, пестицидам и электромагнитным полям, солнечным светом и физической активностью.
Тальк и рак яичников:
Вопрос о возможной связи между применением порошка талька в области гениталий и развитием рака яичников крайне противоречив. Порошок талька может наноситься непосредственно на кожу в области гениталий после ванны или же на поверхность гигиенических прокладок. Кроме того, тальк могут наносить на презервативы или на колпачки. В одном экспериментальном исследовании обнаружили, что введенные во влагалище частицы углерода могут перемещаться в фаллопиевы трубы в течение 30 минут, а из этого следует, что таким же образом себя могут вести частицы талька, оказавшиеся в области гениталий (Egli and Newton 1961). В одном патологическом исследовании начала 1970-х годов внедренные частицы талька были обнаружены в 75% изученных опухолей яичников (Henderson et al. 1971). Тальк вызывал подозрения многие годы, поскольку он химически связан с асбестом и в прошлом порошок талька был загрязнен волокнами асбеста. У женщин с профессиональной экспозицией по асбесту отмечался повышенный риск развития рака яичников (Keal 1960). Кроме того, один из наиболее распространенных типов рака яичников - инвазивный серозный рак, очень близок к мезотиеломе. Мезотиелома - это вид рака, который вызывается именно экспозицией по асбесту. С другой стороны, в нескольких исследованиях, в ходе которых тальк вводили непосредственно в яичники крыс, не было установлено значительного увеличения случаев рака яичников (Wehner 2002).
В нескольких ретроспективных исследованиях, в которых проводили сравнительный анализ женщин с раком яичников и женщин без этого заболевания, установили явную связь между применением талька и раком яичников. В некоторых из этих исследований отмечали лишь незначительную связь, а в других указывали на повышение риска почти в 2,5 раза (Chang and Risch 1997). В двенадцати довольно обширных исследованиях "случай-контроль" отмечалась связь между экспозицией по тальку и раком яичников, в то время как в трех небольших исследованиях такой связи установлено не было. В одном исследовании, охватывающем более тысячи женщин, отмечалось, что 45% женщин с раком яичников указывали на использование талька в области гениталий, а в группе женщин без этого заболевания соответствующий показатель составлял 36%, что дает общее повышение относительного риска на примерно 60%. У женщин, которые сами тальком не пользовались, но у которых тальк в области гениталий регулярно использовали их мужья, также обнаружили повышение риска развития рака яичников на 50%. Единственная группа женщин в этом исследовании, для которой не было установлено подобной связи, включала женщин, которым ранее сделали перевязку маточных труб, что свидетельствует о возможном защитном эффекте, связанном с перекрыванием пути из внешней генитальной области в яичники (Cramer et al. 1999). Кроме того, использование талька до беременности было связано с гораздо более высоким риском чем после беременности. Это может означать, что во время беременности в яичниках могут происходить изменения, снижающие восприимчивость. Авторы этого исследования высказали предположение, что на долю использования талька можно отнести примерно 10% случаев рака яичников у населения в целом.
Результаты исследований, которые все более настойчиво указывали на связь между тальком и раком яичников, были поставлены под сомнение в феврале 2000 г., когда было опубликовано ретроспективное исследование по этому вопросу, представляющее собой один из компонентов масштабного исследования состояния здоровья медсестер (Gertig et al. 2000). Из более чем 78 тыс. женщин этой группы, охваченных этим исследованием, у 307 женщин к июню 1996 г.был установлен рак яичников. Ранее, в 1982 г., все эти женщины отвечали на вопрос об использовании талька в области гениталий. Вопрос был сформулирован таким образом, чтобы установить, использовали ли они тальк "когда-либо", так что по ответам невозможно понять, когда тальки использовался и использовался ли он постоянно. В этом исследовании не было установлено общей связи между использованием талька и раком яичников, даже когда исследователи попытались учесть многочисленные факторы, которые могли бы повлиять на такую связь. Тем не менее, в группе женщин, у которых впоследствии развился серозный инвазивный рак яичников, было примерно на 40% больше утвердительных ответов на вопрос об использовании талька "когда-либо". На долю перерождения серозных клеток приходится более половины всех случаев инвазивного рака яичников, этот тип связывают с асбестом, а в другом исследовании его ранее связывали с тальком.
Был проведен комплексный анализ 16 исследований по вопросам связи между тальком и раком яичников. В общей сложности эти исследования охватывали 11.933 женщины (Huncharek et al. 2003). Объединенные результаты анализа показывают общее повышение риска развития рака яичников на 33% в связи с использованием талька, причем это повышение является статистически значимым. Тем не менее, авторы этого анализа высказали определенные сомнения в достоверности полученного результата: во-первых, не было установлено четкой зависимости между дозой и эффектом (в таком случае, более высокий риск наблюдался бы у женщин, которые использовали тальк дольше или в больших количествах) и во-вторых, в исследованиях, когда для сравнения использовали женщин, госпитализированных с другими заболеваниями, никаких различий в использовании талька установлено не было, связь была установлена только тогда, когда для сравнения использовали здоровых женщин. Авторы полагают, что выявленная связь может объясняться неудачным планированием исследований.
Гербициды и атразин:
В итальянском исследовании женщин с раком яичников сравнивали с женщинами, у которых были другие виды рака и установили, что в случае рака яичников существует в 2,2 раза более высокая вероятность "возможной экспозиции по гербицидам" (по данным заполненных анкет). У женщин с раком яичников установили в 4,4 раза более высокую вероятность "реальной экспозиции" в связи с личным применением гербицидов (Donna et al. 1984). Как и во всех исследованиях на основе анкетирования, фактическую экспозицию не измеряли и существует возможность ошибочных ответов на вопросы анкеты.
Члены этой же исследовательской группы провели второе исследование "случай - контроль" в 1989 г. На этот раз изучали не госпитализированных пациентов, а местное население в целом. Они проводили сравнительный анализ 69 женщин с раком яичников и других женщин из тех же муниципальных районов. По результатам анкетирования они установили, что у женщин с раком яичников вероятность "возможной экспозиции" по триазиновым гербицидам выше в 1,9 раза, а вероятность "реальной экспозиции" выше в 2,7 раза (Donna et al. 1989). К группе триазиновых гербицидов относятся такие химические вещества как атразин, симазин и цианазин. Атразин является наиболее широко используемым гербицидом в США, он применяется для обработки посевов кукурузы на Среднем Западе и для обработки сахарного тростника во Флориде. Атразин является наиболее часто обнаруживаемым пестицидом в ручьях, реках и озерах, а в некоторых местах он встречается в питьевой воде. Хотя атразин не вызывает рак яичников у лабораторных животных, известно, что он нарушает циклическую функцию яичников, нарушая действие гормонов гипофиза, регулирующих эту функцию. При воздействии на свиней относительно низких доз атразина в одном исследовании было установлено развитие множественных фолликулярных кист в яичниках и кистоидная дегенерация вторичных фолликул, что соответствует предположению об аномальной стимуляции тканей яичников (Gojermac et al. 1996).
Резюме
Рак яичников почти наверняка вызывается действием комплекса генетических, гормональных и экологических факторов. Как представляется, гормональные циклы и овуляция могут со временем способствовать развитию рака яичников. Потенциальная связь с такими экологическими факторами как растворители, красители, органическая пыль (бумажная и древесная пыль) и триазиновые гербициды основывается на ограниченных научных данных и остается неопределенной. Витамин Д может обладать определенным защитным действием, препятствуя развитию рака яичников. Данные о возможной связи между экспозицией по тальку и раком яичников противоречивы и не позволяют прийти к определенному заключению. Тем не менее, похоже, что использование талька в области гениталий связано с повышенным риском развития рака яичников.
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 498 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 |
|