АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Историческая справка. Справедливости ради стоит заметить, что Ричарду Шарпу незачем было появляться у мыса Трафальгар 21 октября 1805 года

Прочитайте:
  1. Биографическая справка
  2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
  3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
  4. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
  5. ИСТОРИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ПРОБЛЕМАХ ПРИВИВОК
  6. ИСТОРИЧЕСКАЯ МАКРОСОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  7. Историческая справка
  8. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
  9. Историческая справка
  10. Историческая справка

 

Справедливости ради стоит заметить, что Ричарду Шарпу незачем было появляться у мыса Трафальгар 21 октября 1805 года, но на пути из Индии он вполне мог оказаться поблизости от этих мест. Впрочем, если Шарпу нечего было делать у Трафальгара, то уж адмиралу Вильневу и подавно.

Для прикрытия своих захватнических планов Наполеон собрал огромный флот, а его великая армия расположилась в Булони, готовясь вторгнуться в Британию. Блокада и погодные условия удерживали флот в порту, но Вильнев решился на вылазку, пытаясь отвлечь Нельсона от английских берегов. Затея французского адмирала провалилась, и он оказался заперт в Кадисе. Впоследствии Наполеон отказался от планов вторжения и направил армию на восток. Императора ждала победа при Аустерлице. Франко-испанскому флоту нечего было искать в Кадисе, к тому же разгневанный Наполеон направил Вильневу замену. Вероятно, пытаясь избежать бесславной отставки и стремясь доказать свою нужность, французский адмирал покинул гавань. Вильнев утверждал, что направляется в Средиземное море, но на деле собирался дать бой британскому блокадному флоту, одержать победу и восстановить подмоченную репутацию. Вскоре французский адмирал обнаружил, что блокадный флот гораздо многочисленнее, чем он ожидал, и адмирал повернул к северу, надеясь избежать сражения. Но Вильнев опоздал: Нельсон вышел в море, и франко-испанский флот был обречен.

Не было ни «Пуссели», ни «Ревенана». Нельсон победил у Трафальгара с двадцатью семью линейными кораблями. Флот Вильнева состоял из тридцати трех линкоров. К концу дня семнадцать из них опустили флаги и сдались, один сгорел. Трафальгар стал самым грандиозным морским сражением до Мидуэя, в ходе которого британцы не потеряли ни единого корабля, но заплатили за победу жизнью адмирала; Нельсон считается самым почитаемым героем наполеоновских войн. Его любили подчиненные и боялись враги. Адмирал также прославился романом с леди Гамильтон. Умирая, он просил свою страну позаботиться о ней, но политики не исполнили обещания, и леди Гамильтон окончила дни в нищете.

В ночь после битвы налетел чудовищный шторм, и четыре неприятельских корабля скрылись с поля битвы. Большинство призовых линкоров британские корабли тянули в порт на буксирах, но шторм разметал их. Три судна утонули, два сгорели, от пяти остались одни обломки. Еще три захваченных вражеских парусника усилиями собственных и призовых команд благополучно добрались до порта, но так пострадали при шторме, что никогда больше не вышли в море. Пятнадцать линкоров избежали пленения, еще четыре были захвачены британским флотом, один затонул в ближайшие две недели после сражения. Большинство кораблей эскадры Нельсона были повреждены не меньше вражеских, но искусство британских моряков позволило им благополучно вернуться в порт.

«Пуссель» «похитила» славу «Темерера». Именно «Темерер» обстрелял продольным огнем «Редутабль», атаковавший «Виктори». «Редутаблем» командовал, вероятно, самый храбрый и решительный из французских капитанов по фамилии Люка. Поставив на абордаж, капитан французского линкора применил новаторскую тактику. Когда «Виктори» приблизилась вплотную, Люка велел закрыть орудийные порты. Стрелки с мачт и снастей открыли ураганный огонь. Один из стрелков смертельно ранил Нельсона. Очистив палубу противника, Люка собирался атаковать «Виктори», но вовремя подоспевший «Темерер» разрядил в абордажную команду свои карронады, а после обстрелял «Редутабль», уже пострадавший от орудий британского флагмана, продольным огнем. Французский линкор был так поврежден, что затонул в ту же ночь. «Виктори» потеряла пятьдесят семь человек убитыми (включая Нельсона) и сто двух ранеными. Однако потери «Редутабля» оказались несравненно больше: французы лишились двадцати двух из семидесяти четырех орудий, а из команды в шестьсот сорок три человека четыреста восемьдесят семь были убиты, а восемьдесят один ранен, что составило восемьдесят восемь процентов от общей численности команды «Редутабля», и это, несомненно, заслуга британской артиллерии. О мощи британских пушек свидетельствует множество фактов: единственный бортовой залп «Ройял Соверена» уничтожил половину команды «Фугё», «Виктори» обстреляла флагман Вильнева «Буцентавр», уничтожив двадцать из восьмидесяти орудий и лишив жизни половину команды.

Несоизмеримость потерь британского и объединенного франко-испанского флотов поражает. У британцев пострадали полторы тысячи человек, в то время как потери французов и испанцев составили около семнадцати тысяч. Несколько британских линкоров (как и вымышленная «Пуссель») попали под продольный обстрел неприятеля, но ни на одном из них потери не были так велики, как у французов и испанцев. Больше всего моряков было убито на флагмане «Виктори», в то время как на «Беллайл» – британском линкоре, который за время битвы был не единожды обстрелян продольным огнем, потерял все мачты и бушприт, – погибли только тридцать три матроса, а девяносто три были ранены. Четырнадцать неприятельских линкоров потеряли более сотни моряков каждый, в то время как на четырнадцати британских было убито лишь около десятка матросов. Тихоходный, «как стог сена», британский линейный корабль «Принц» в ходе битвы не потерял ни одного матроса – возможно, потому, что приблизился к месту сражения только к вечеру, когда силы вражеского флота порядком истощились. Огромные потери неприятеля свидетельствуют также об удивительной стойкости вражеских линкоров. Сокрушаемые превосходящей по мощности британской артиллерией, они упрямо держались на плаву. Большинство французских и испанских моряков не имели опыта морских сражений, но мужества им было не занимать.

Большое количество пострадавших на «Виктори» объясняется тактикой Люка, использовавшего мушкеты, а также тем, что британский флагман шел первым в северной колонне и некоторое время противостоял врагу в одиночку. Неприятеля привлекал также и адмиральский штандарт. Флагман Коллингвуда «Ройял Соверен», плывший первым в южной колонне, потерял сорок семь матросов убитыми и девяносто четырех ранеными – больше всех остальных в колонне.

Битва при Трафальгаре имела решающее значение в истории наполеоновских войн. Французский и испанские флота так и не смогли оправиться от поражения, а британский сохранял господство на море до начала двадцатого века.

В сознании последующих поколений Нельсон стал самым знаменитым англичанином девятнадцатого столетия. В сравнении с морской тактикой предыдущего века, когда два флота выстраивались в колонны друг против друга, его тактику ведения боя считают революционной. Однако не стоит забывать, что еще в 1797 году при Кампердауне адмирал Дункан сформировал из шестнадцати кораблей своего флота две колонны, направил их на восемнадцать голландских линкоров и к концу битвы пленил одиннадцать неприятельских кораблей, не потеряв ни одного своего. Впрочем, это нисколько не уменьшает заслуг адмирала Нельсона, а также свидетельствует о гибкости мышления британских военно-морских сил той эпохи. Помимо прочего, применение подобной тактики предполагало изрядную смелость. Направляя линкоры прямо на вражеский строй, Нельсон, как и Дункан до него, шел на риск, но адмирал верил в стойкость своих моряков. Риск оправдался – корабли его эскадры сумели выстоять и сокрушить врагов. В течение первых двадцати минут боя, находясь под ураганным обстрелом дюжины неприятельских линкоров, корабли эскадры не произвели ни единого выстрела. Только в войне 1812 года британские канониры обрели достойного соперника в лице артиллерии военно-морских сил США, но в целом флот Соединенного Королевства по-прежнему не знал себе равных.

Известны ли истории люди, которым довелось повоевать при Трафальгаре и Ватерлоо? Я знаю об одном таком человеке. Дон Мигель Рикардо Мария Хуан де ла Мата Доминго Винсенте Ферре Алава де Эскивель, к счастью чаще именуемый просто Мигелем де Алава, в 1805 году служил в испанском флоте на флагмане «Принсипе де Астуриас». Флагман доблестно сражался при Трафальгаре, был разбит, но избежал пленения и укрылся в Кадисе. Четырьмя годами позже Мигель де Алава поступил на службу в испанскую армию. К тому времени Испания воевала вместе с британцами под командованием сэра Артура Уэлсли, будущего герцога Веллингтона. Во время войны на Пиренейском полуострове генерал де Алава состоял при британском главнокомандующем и до конца жизни сохранил с герцогом дружеские отношения. После окончания Пиренейской войны де Алава стал испанским послом в Голландии. Ему довелось провести рядом с герцогом Веллингтоном весь день битвы при Ватерлоо. И пусть это не входило в его обязанности посла, но, несомненно, присутствие и советы Мигеля де Алава оказались весьма полезны герцогу. Почти все офицеры из окружения Веллингтона были убиты или ранены во время сражения, но он сам и Мигель де Алава не пострадали. Таким образом, при Трафальгаре испанец сражался против Британии, и за нее – при Ватерлоо. Поистине удивительная карьера. В этом с Мигелем де Алава может соперничать только Ричард Шарп.

Я бесконечно благодарен Питеру Гудвину – историческому консультанту и хранителю флагмана «Виктори» – за те замечания, которые он высказал, прочтя рукопись, а также Кэти Болл – куратору Портсмутского музея. Только я один несу ответственность за все ошибки, которые вкрались в текст, а виноват в них Ричард Шарп – солдат, волею судьбы занесенный в море. Скоро он вернется на сушу, которой принадлежит, и отправится навстречу новым приключениям.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]От Peculiar People – избранный народ.

 

[2]Что вы хотите, война! (фр.)

 

[3]Officier marinier (фр.) – старший боцман.

 

[4]«Тристрам Шенди» – роман Лоренса Стерна (1713-1768).

 

[5]Сорт испанского сладкого вина.

 

[6]В шутку обыгрываются названия британских линкоров «Темерер» и «Беллерофонт». Temerarious переводится как «безрассудно смелый, отчаянный». Название линкора «Беллерофонт» (по имени героя греческой мифологии) созвучно с «Билли Руффиан» («Billy Ruffian») – «Головорез Билли».

 

[7]Первого июня 1749 года эскадра под командованием адмирала Ричарда Хоу (1726-1799) разбила французский флот.

 

[8]Бони – презрительное прозвище, которое британцы дали императору Наполеону Бонапарту.

 

[9]В старину в британском флоте адмирала, который командовал арьергардом эскадры, именовали Синим адмиралом. Адмирала, который командовал средней частью эскадры, – Красным адмиралом. Белый адмирал командовал авангардом.

 

[10]Tirez! (фр.) – Огонь!

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 456 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)