Этапы открытия и изучения ХТП
0 – эвристический период:
Еще до открытия микроорганизмов химические вещества эмпирически использовались в народной медицине: кора дерева Кина-Кина (хинин) для лечения малярии; корень ипекакуаны для лечения амебной дизентерии; препараты ртути для лечения сифилиса.
Парацельс (VI век до н.э.) применял соли ртути и мышьяка, К. Гален (III в. до н.э.) – настои из растительного сырья.
I – научный (эмпирический) период:
После открытия микроорганизмов, возбудителей инфекционных заболеваний, было показано, что целый ряд химических веществ оказывают губительное действие на бактерии.
Л. Пастер в 1850 г. описал антагонизм микробов на примере угнетения роста возбудителя сибирской язвы под действием гнилостной микрофлоры.
Микробный антагонизм – это одна из форм межвидовых взаимоотношений, при которой один вид микроорганизмов подавляет рост и размножение другого с целью конкуренции за питательный субстрат. Антагонистическое действие микробов может быть связано с образованием токсических продуктов метаболизма, понижением pH, с выделением протеолитических и липолитических факторов, выделением микотоксинов, фитонцидов и антибиотиков, бактериоцинов. Примером микробов, обладающим мощным антагонистическими свойствами, могут служить плесневые грибы, почвенные актиномицеты, молочно-кислые бактерии и др.
П.Г. Полотебнов и В.А. Маннасеин в 1871-1872 гг. использовали плесень гриба Penicillium qlacucum для лечения гнойных ран.
И.И. Мечников в 1884 г. описал антагонизм молочно-кислых бактерий и гнилостных микроорганизмов ЖКТ.
Д.Л. Романовский в 1890-1891 гг. доказал избирательное действие хинина на плазмодий малярии без повреждения клеток макроорганизма. Он выдвигает теорию “большой стерилизующей терапии” и призывает искать средства, способные специфически поражать возбудителей заразных болезней.
П. Эрлих в 1889-1890 гг. выделил из синегнойной палочки пиоциназу, подавляющую рост возбудителей раневой инфекции.
II – химический период:
В 1906 г. П. Эрлих испытал более 500 красителей и определил средство против трипанем (возбудители сифилиса) – «трипановый красный». Р. Кох выделил атоксил – органическое производное мышьяка. П. Эрлих испытал производные атоксила и получил соединение № 606, которое угнетающе действовало на бактерии, назвав его сальварсаном (спасающий) (Нобелевская премия). П. Эрлих сформулировал постулат ХТП: «вещество с минимальной органотропностью и максимальной паразитотропностью».
Гельмо получил сульфаниламид из каменноугольной смолы.
А. Флеминг в 1928 г. открыл пенициллин из гриба Penicillum notatum.
Г. Домагк в 1932 г. разработал красный стрептоцид – пронтозил (Нобелевская премия), связав его антибактериальную активность не со всей молекулой, а только с сульфаниламидной группировкой, что послужило основанием для создания большой группы так называемых сульфаниамидных препаратов (сульфазин, дисульфан, сульфапиридазин и др.), обладающих активностью в отношении кишечных бактерий и пиогенных кокков.
Х. Флори, Э. Чейн в 1940 г. получили чистый пенициллин (Нобелевская премия).
З. В. Ермольева в 1942 г. составила процесс получения первого отечественного пенициллина – крустозина из плесени Penicillium crustosum.
Э. Ваксман в 1942-1943 гг. – стрептомицин, предложил определение антибиотикам: «Это химические вещества, получаемые от микроорганизмов, способные подавлять рост и вызывать гибель определённых бактерий».
III – современный этап:
Изучение активных комплексов – экзогенных метаболитов, определяющих антагонизм бактерий: протеолитические и липолитические факторы, микотоксины, фитонциды, биологически-активные вещества, бактериоцины.
Дата добавления: 2015-07-25 | Просмотры: 713 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 |
|