АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Постмодернизм
Слово «постмодерн» («модерн» - современный) означает после модерна. Постмодерн - культура постиндустриального, информационного общества. Постмодернизм - это философия, выражающая глубокое разочарование в итогах всего предшествующего развития, воспринимающая мир в качестве хаоса, направленная против универсальных общечеловеческих принципов, идеалов и ценностей эпохи и философии Нового времени - веры в человека и гуманизм, разум и прогресс, свободу, равенство, справедливость, радикальный разрыв с прошлым и устремленность в «светлое будущее».
Постмодернизм соответствует обществу потребления и массмедиа. Это общество всеобщего конформизма и компромисса, «народ» превращается в безликий «электорат», в аморфную массу «потребителей» и «клиентов». Распространенной фигурой является «зомби»-запрограммированное существо, лишенное личностных свойств, неспособное к самостоятельному мышлению, т.е. «массовый человек», бездумно следующий массовой культуре, моде и рекламе.
Постмодернисты стремятся расшатать все то, что ограничивает и подавляет человека в современном обществе: жесткие логические схемы, окончательные выводы, всяческий поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, единообразие, насаждение необоснованных ценностей, стремление к непременному согласию между людьми, умаление эмоционального и чувственного, культивирование устаревших идеалов. Призыв постмодернистов: больше хаоса, разнообразия, чувственности, кризиса авторитетов, несогласия, нигилизма, иронии по отношению к признанным ценностям.
Постмодернисты считают невозможным и бесполезным пытаться устанавливать какой-либо иерархический порядок, какие-либо системы приоритетов – в познании, культуре, жизни. Они против любого тоталитаризма, особенно современного – технологического, информационного; они за освобождение от «монокультуры», за культуру многообразия. Их лозунг – равноценность всех жизненных форм. Поэтому естественным для них оказывается отказ от понятия исторического прогресса, от универсальных форм исторического развития, от самой идеи линейного развития истории, на смену которому пришла концепция М. Фуко (Франция) о скачкообразном чередовании эпистем (систем знаний, картин действительности), образ ризомы( запутанной корневой системы растения, в которой нельзя выделить ни начала, ни конца, ни центра, ни центрирующего принципа ) как неупорядоченного, разнонаправленного развития.
По мнению Ж.-Ф. Лиотара (Франция), практически все идеалы модерна оказались несостоятельными и потерпели крах вместе с его особыми «метарассказами» (мифами)вроде гуманизма, освобождении субъекта или трудящихся, избавления от бедности и т. п. История показала, что несвобода меняла формы, но оставалась непреодолимой. Объявляя прежние идеалы и ценности несостоятельными и призывая отказаться от них, Лиотар в целях преодоления всякого диктата в обществе призывает к отказу от всякой универсализации и абсолютизации чего бы то ни было, к освобождению искусства, литературы и науки от стандартов эпохи «модерна», к утверждению настоящего плюрализма, к сопротивлению всякой несправедливости. Принимая же на веру любое общепринятое воззрение или концепцию, человек становится на путь поглощения его сознания очередной системой «метарассказов», обычно отражающих интересы власть имущих.
Считается, что главный объект постмодернизма-текст. В постмодернизме вся реальность мыслится как текст, повествование, дискурс. Дискурс -совокупность символов, понятий, смыслов, ценностей, особой ментальности и идеологии, которые выражены в тексте, обладающем связанностью и целостностью и погруженном в жизнь, социокультурные, социально-психологические и другие контексты.Согласно французскому философу Ж. Деррида, «ничто не существует вне текста», понимание текстов возможно лишь в «дискурсивном поле культуры». Культура любого исторического периода предстает как сумма текстов, которые можно понять только в связи с другими текстами. Неизбежное присутствие предыдущих текстов – интертекстуальность – не позволяет любому тексту считать себя автономным.Предложенный Деррида метод деконструкции - такое прочтения текстов, которое ищет встроенные в них противоречия и тем самым позволяет «рассыпаться» смысловым структурам текста. Деконструкция направлена на отказ от того, что сам текст — это авторское «навязывание» смыслов. Деконструкция релятивизирует любой текст, любое понятие, - и потому лишает смысла проблему истины.
В эпоху постмодерна процедуры и технологии производства информации — ведущие отрасли. В то же время социальная жизнь — бесконечное производство ничего не обозначающих символов (симулякров). Французский философ Ж. Бодрийяр - создатель концепции симуляции (смешения реального и воображаемого), ввёл понятие гиперреальности — искусственной, виртуальной реальности, «симуляции того, что никогда реально не существовало», т.е. «виртуальной нереальности», основной целью которой является подмена настоящей реальности и которая действует на неё разрушающе. Основа гиперреальности-симуляция: реальность производит, гиперреальность симулирует. Единицами гиперреальности и её продуктами являются симулякры. Симуля́кр (от лат.simulo-делать вид, притворяться) – копия, не имеющая оригинала в реальности, это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Это имитация, симуляция реальности. Например, из недобросовестного отображения СМИ какого-либо события как пляски картинок и взволнованных пропагандистских репортажей получается продукт гиперреальности - симулякр, мало чего имеющий или ничего не имеющий общего с настоящей реальностью. Симулякрами выступают также, к примеру, продукты «фотошопа», копии, функциональные аналоги, деньги, общественное мнение, мода. Они функционируют по принципу символического обмена. Таким образом, современный мир состоит из симулякров, которые не имеют основания ни в какой реальности, кроме собственной, это абсолютно искусственный мир. Постмодернизм вскрывает внутренний механизм процесса мистификации общественного сознания, происходящего под воздействием СМИ, доказывает ненадежность, недостоверность, неистинность знания о мире, формируемого таким образом. Поэтому «разделительная линия» между миром и знанием не всегда ясна. С симулякрами связана убежденность в деградации культуры, так как реальность порождается симуляцией, но не наоборот. Критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности Бодрийяр усматривал в искусстве.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 448 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|