АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Ипохондрия и дисморфофобия
Больные с этими расстройствами обращаются в первую очередь к врачам-интернистам, косметологам и бывают очень, настойчивы, добиваясь необходимых, по их мнению, обследований, терапевтических и хирургических вмешательств.
Ипохондрия - это переживания, связанные со здоровьем, точнее говоря, переживание НЕздоровья.
Дисморфофобия /дисморфомания / - переживания, содержанием которых является косметический дефект, физическое уродство, дурной запах, якобы исходящий от больного, словом, - отталкивающий внешний облик. По существу это один из вариантов ипохондрии.
Содержание переживаний, взятое само по себе, в отрыве от особенностей личности, других характеристик психической деятельности, без учёта конкретной ситуации, часто не имеет никакой диагностической ценности, не свидетельствует о наличии или отсутствии душевного заболевания. Так беспокойство за своё физическое благополучие свойственно людям, вступившим во вторую половину жизни, а повышенное внимание к собственной внешности вполне естественно /хотя и необязательно/ для подростка и юноши.
Люди тревожно-мнительные, стеснительные и ранимые, тем более предрасположены к подобным реакциям. То же можно сказать о лицах, воспитанных в "культе здоровья". Всё это не составляет грубой психической патология.
Тягостное впечатление, психотравмирующая ситуация могут привести к формированию фобических /навязчивых/ или сверхценных переживаний за здоровье. Таковы канцеро-, кардиофобия, возникшая после смерти близкого человека от этого заболевания. При собственной внутренней болезни /гастрит, фиброзно-кистозная мастопатия/ у пациента могут возникнуть сверхценные опасения действительно возможных в этих случаях язвенной болезни, рака грудной железы.
По аналогичным механизмам формируются навязчивая и сверхценная дисморфофобия. Так, например, молодая девушка с небольшой асимметрией лица и тонким рубцом на виске тщательно маскирует эти дефекты широкополой шляпой и, пышной прической, избегает многолюдья, стесняется обращаться к незнакомым людям.
Во всех этих случаях необходима психотерапевтическая работа с патентом, учитывающая его личностные особенности.
Термин дисморфофобия не во всех случаях точно отражает структуру болезненных переживаний. При убеждённости, охваченности больного идеями физического недостатка правильнее будет говорить о дисморфомании /М.В.Коркина/.
Бредовая ипохондрия, как и всякий бред, - принципиально новое качество в психике больного, меняющее его личность, отношение к окружающему. Однако следует заметить, что заболевания с ипохондрическим бредом как бредом "направленным на себя", протекают мягче, благоприятнее, чем при бреде, "направленном на окружающих" /отношение, преследование/.
Ипохондрический бред может существовать лишь как "знание» пациента о своём заболевании или же сочетаться с сенестопатиями, галлюцинациями, психическими автоматизмами.
Больные с паранойяльной ипохондрией /дисморфоманией/ интерпретируют реальные или правдоподобные факты: "язык слишком белый /или красный/ - это свидетельствует о тяжёлом заболевании". "Врач беседовал со мной очень кратко - незачем терять время на неизлечимого пациента". Если же приём длился долго, то "это врач "заговаривал зубы", проводил психотерапию, так как реально помочь уже невозможно". А больной со своеобразными дисморфофобическими переживаниями, солист хора утверждал: "После каждой ночной поллюции мой голос меняет тембр, становится слабым и писклявым".
Иногда больные с бредовой ипохондрией обращаются к терапевту, хирургу, в "Скорую помощь" о жалобами на отравление.
При синдроме психического автоматизма ипохондрические переживания "вызываются" посредством "гипноза", "лучей", "телепатии". Больным "нарушают" ритм сердечных сокращений, "приостанавливают" секрецию желудочного сока.
Парафренная ипохондрия в наиболее развёрнутой форме представлена в структуре синдрома Котара - нигилистический ипохондрический бред, развёртывающийся на фоне тоскливого аффекта. Больные утверждают, что "всё высохло в мозгу", "головной мозг упал на зубную челюсть", "желудок переполнен, а питательности нет", "больной - живой труп", "он вообще не существует больше". Компонентами бреда Котара являются также злое могущество: "больной - величайший грешник, за грехи которого суждено расплачиваться и его близким, и всему человечеству", мучительное бессмертие: "за совершённые злодеяния больному никогда не будет дано умереть". Бред Котара предпочтителен для психозов позднего возраста, что уже отмечалось выше.
В некоторых случаях ипохондрическая настроенность как бы вытекает из сенестопатических ощущений, испытываемых больным. Причём явные нелепости, бредовые интерпретации в переживаниях больных отсутствуют. Нозологическая квалификация таких наблюдений сложна. Необходимо учитывать всю совокупность клинической картины.
Ипохондрические переживания различной синдромальной структуры (от навязчивых до парафренных) нередко сочетаются с депрессией. Итак, на примере ипохондрических расстройств отчётливо можно видеть, что одно и то же по содержанию переживание /ипохондрия, а также и преследование, и величие, и самоуничижение/ могут "включаться" в структуру различных психопатологических образований, синдромов. Найти или отвергнуть психопатологическое качество этих переживаний - важнейший элемент психиатрической диагностики.
Психически больной с ипохондрией может повести врача-интерниста по ложному пути. Так больная параноидной шизофренией, пять лет находящаяся в стационаре, сообщила консультанту-терапевту, что за это время она перенесла четыре инфаркта. При дополнительном расспросе выяснилось, что эти ишемии ей "сделали" с помощью лазера "преследователи".
Однако серьёзный клиницист, независимо от специальности, не до жен пренебрегать исследованием физического статуса больного с ипохондрическими расстройствами, заранее относить все соматические жалобы за счет "бреда".
Больные с бредовой дисморфоманией нередко настаивают на косметической операции, но, естественно, никогда не бывают удовлетворены её результатом. Здесь уместно заметить, что будучи чрезвычайно активными в своих атаках на специалистов по пластической хирургии, подобные пациенты нередко очень искусно диссимулируют дисморфоманические переживания при общении с родными, с врачами-психиатрами.
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 694 | Нарушение авторских прав
|