АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Маниакальные состояния. Маниакальные состояния также, как и депрессивные, встречаются в клинике эндогенных, соматогенных, органических
Маниакальные состояния также, как и депрессивные, встречаются в клинике эндогенных, соматогенных, органических, нервно-психических расстройств. Описаны и психогенные мании, но существенного практического значения они не имеют. Принципиальная структура маний аналогична, но полярно противоположна депрессии и определяется триадой Ясперса. Нередко к ней присоединяются повышенная самооценка, идеи величия, формирующиеся по механизмам аффективного бреда. О своих особых способностях, высоких должностях, безграничных материальных возможностях больной говорит как бы шутя. Он легко соглашается уменьшить масштабы притязаний, если врач со слишком большим сомнением /но делая это лишь в диагностических целях, психотерапевтически мягко, что уже упоминалось ранее/ отнесётся к утверждениям пациента.
Бели возникновение депрессий нередко "психологизируется" больными, то нерезко выраженные мании /гипомании/ часто вообще "просматриваются", не расцениваются как болезнь ни самими больными, ни их родственниками. Лишь выраженное возбуждение делает очевидным болезненный характер активности пациентов: "В состоянии подъёма не чиню приборы, а только все ломаю", - вспоминал один из больных, высококвалифицированный радиотехник. Врачу необходимо выявить эту чрезмерность, неестественность подъёма, которую при тщательном /но не предвзятом/ расспросе пациент, как правило, может констатировать сам. Даже если он считает своё настроение "нормальным", то рассказывает о множестве знакомств, половых связей, алкоголизации, массе ненужных покупок и поездок, увлечении нарядами и украшениями, участии в различных инициативах, конфликтах. Порой за это время больным действительно удаётся переделать много дел и такой период оценивается ими как время подъёма, расцвета жизненных сил. Проявления гневливой мании иногда расценивается окружающими как невоспитанность, хулиганство со стороны больного.
При эндогенных маниях, протекающих циклически, помогает обнаружение таких же /или депрессивных/ фаз в анамнезе, их сезонность. В одном из наших наблюдений /больной 60-ти лет, полковник, профессор, заведующий кафедрой/ было диагностически крайне важно найти маниакальное состояние в анамнезе. В конце концов удалось выяснить, что за полгода до настоящего, весеннего приступа депрессии, осенью пациент собирался записаться в школу танцев.
Как эйфория обычно сочетается с более выраженным, чем при дисфории интеллектуальным снижением, так и мания /при эндогенных заболеваниях, точнее - при шизофрении/ прогностически неблагоприятнее депрессии - изменения личности, возникающие после подъёма, оказываются более грубыми, чем после спада.
Развитие маниакальной эндогенной фазы /приступа/ проходит следующие этапы: "Хорошее самочувствие", "оптимизм" - гипомания - развёрнутая триада - мания со скачкой идей - гневливая мания - спутанная мания. Редукция маниакального синдрома происходит в обратной последовательности, нередко на выходе из фазы возникает смешанное состояние, а затем период лёгкой субдепрессии.
Эндогенные аффективные расстройства - мании и депрессии - как уже указывалось, протекают циклически, периодами. Классический вариант подразумевает чередование фаз с интервалом между ними. Однако не редкость - монополярное течение /периодические мании или депрессии/, сдвоенные фазы или непрерывная, континуальная смена аффектов.
Таким образом, эндогенные мании и депрессии имеют одинаковое в общем семиологическое значение, указывают на заболевания одного круга. Этот же принцип имеет место при анализе бреда по содержанию /величие или самоуничижение/, явлений идеаторного автоматизма /мантизм или шперрунги/, кататонического симптомокомплекса /возбуждение или ступор/ и других психопатологических расстройств.
Клиника соматогенных и органических маний во многом определяется своеобразием основной патологии: её тяжестью, астеническими включениями или элементами психоорганического синдрома.
Сравнительно-возрастной аспект. В детском возрасте, по наблюдениям Г.К.Ушакова, аффективные расстройства кратковременны, полиморфны, нередко выступают как расстройства поведения. При депрессии - это "лень", "вялость", "скука", при мании - двигательная расторможенность, озорство, непослушание. В структуру аффективных расстройств у детей легко включаются двигательные, навязчивые проявления, вегетативные реакции. Развёрнутые мании и депрессии выявляются с подростково-юношеского возраста. В позднем возрасте они приобретают тенденцию к непрерывному течению, но с меньшей глубиной, остротой самого аффекта.
В рамках пограничной, личностной патологии подъёмы и спады настроения /и всего тонуса организма/ встречаются у психопатов-циклоидов. Здесь, как и при психотических формах, ведущими могут быть расстройства какого-то одного знака конституционально возбудимые, гипертимные и конституционально депрессивные личности/ или же чередование аффектов (Циклоидные и эмотивно лабильные личности/.
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 395 | Нарушение авторских прав
|