Греческий заговор против римлян и суровый Катон.
Однако отношение к грекам-врачам было неоднозначным – так, знаменитый драматург Плавт вставлял в свои комедии медицинские шутки о греческих врачах с использованием греческой медицинской терминологии.
Но дело не заканчивалось простыми шутками. Римляне старой закалки, например, политик Катон, противник эллинизации, воспевал старые дедовские лекарства и запрещал сыну прибегать к помощи врачей-греков, так как «они сговорились погубить римлян». Катон пишет:
«Греки – народ распущенный и упрямый. Моими устами вещает оракул, когда я говорю: каждый раз, когда этот народ приносит нам свои знания, он портит все; и будет еще хуже, если они пришлют нам своих врачей. Все они дали друг другу клятву уничтожить всех варваров при помощи медицины, и под именем варваров они подразумевают также и нас самих. Если они требуют вознаграждения за то, что лечат нас, то это лишь для того, чтобы втереться в наше доверие и тем вернее погубить нас. Я запрещаю тебе раз и навсегда обращаться к врачам». Далее
Римский поэт-сатирик Ювенал разделял чувства Катона: «Я ж от него и бегу. Перенесть не могу я, квириты, Греческий Рим!». Он продолжает:
«Греки же все, - кто с высот Сикиона, а кто амидонец,
Этот с Андроса, а тот с Самоса, из Тралл, Алабанды, -
Все стремятся к холму Эсквилинскому иль Виминалу,
В недра знатных домов, где будут они господами.
Ум их проворен, отчаянна дерзость, а быстрая речь их
Как у Исея течет. Скажи, за кого ты считаешь
Этого мужа, что носит в себе кого только хочешь:
Ритор, грамматик, авгур, геометр, художник, цирюльник,
Канатоходец, и врач, и маг, - все с голоду знает
Этот маленький грек».
Многие римляне, особенно те, у которых было острое чувство римского величия и сожаление об исчезновении «старинных добродетелей» (патриотизм, простота, чувство долга, высокая нравственность и т.д.), считали иностранцев, особенно греков, развращенными и подрывающими основные принципы на которых, как они полагали, покоилось величие Рима.
Раб-врач – это престижно!
Можно также предположить, что некоторых рабов обучали медицине для прибыли, так как цена раба-врача была значительно выше, чем обычного. Однако их статус был определен рабским положением – они были полной собственностью купившего их pater familias, главы римской семьи.
С течением времени к рабам-врачам добавились врачи-рабы, то есть, врачи-пленники, обращенные в рабство во время завоеваний.
К середине I в. до н. э. иметь у себя грека-врача стало само по себе особым знаком обеспеченности и престижа, правилом хорошего тона. Несмотря на то, что в римском доме врачи-греки обычно относились к классу рабов или вольноотпущенников, безусловно, роль этих людей была более значительна, чем роль рабов-врачей. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки. Некоторые из них получили свободу от своих господ в благодарность за удачное лечение или из-за своей близости к хозяину; после этого они, в качестве «свободных врачей» («medici liberti»), пользовались уже некоторой самостоятельностью, которая делала для них возможной врачебную практику и доставляла им средства для проживания.
Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть доходов. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское общество долгое время относилось к ним с некоторым презрением.
Император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (63 г. до н.э.-14 г. н.э.) возвел своего придворного врача Антония-Музу, принадлежавшего к классу вольноотпущенников, в звание всадника и освободил его от уплаты налогов; эта льгота, дарованная Антонию-Муза за оказанные им услуги - излечение Августа холодными ваннами, была распространена затем на всех врачей.
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 437 | Нарушение авторских прав
|