АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

Прочитайте:
  1. III ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
  2. IV. Развитие настоящего заболевания
  3. V1: Развитие зубочелюстной системы
  4. А) развитие аллергии
  5. б) развитие онкопатологии
  6. Беременность, роды и раннее развитие.
  7. Больной 70 лет, умер от ревматического порока митрального клапана сердца, осложнившегося развитием хронической сердечно-сосудистой недостаточности.
  8. Братья и сестры: их влияние на развитие лидерства
  9. В совокупности указанные нарушения обусловливают развитие иммунодефицита и в том числе снижение противоинфекционной устойчивости и антибластомной резистентности организма.
  10. В) профилактика возникновения тяжелых гипогликемических состояний с развитием отека мозга

В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Ре­бенок, не испытывающий этого желания, по меткому определе­нию Н.К.Крупской, «или болен или перепедагогизирован». Под­вижная игра составляет обширный, многообразный и вполне са­мостоятельный мир ребенка. Немецкий поэт Иоганн Ф. Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Голландский историк культуры Йохан Хёйзинга называет совре­менного человека «гомо луденс» — «человек играющий».

Через всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразно­го символа младенчества — погремушки, до более поздних игр в мяч. В игре ребенок проходит тот путь, который совершило челове­чество от первобытного состояния до современного. Это положе­ние дает основание рассматривать подвижную игру как неотъем­лемую часть развития культуры общества.

Глубокий смысл подвижной игры — в ее полноценной роли в физической и духовной жизни народа, которая существует в ис­тории и культуре каждой страны. Подвижная игра не только куль­турная ценность, но и создатель культурных ценностей. Причем


культуры разных народов отражают сходство и неистощимое мно­гообразие. Подвижная игра является важным воспитательным ин­ститутом. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила по­ведения в коллективе, усваиваются этические ценности обще­ства. Она развивает фантазию и воображение, формирует духов­ное богатство человека. Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь (Ю.В.Бромлей, Ю.Г.Полольный, М.Мид и др.). Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят «общий язык», играя.

Мир подвижной игры — это, кроме всего прочего, своеобраз­ный музей истории культуры. Например, жителю нашей страны по собственному детству знакома игра «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Дети из рук в руки передают предмет, символически обозначающий огонь. Сколько лет этой игре? Она вполне могла возникнуть и в палеолите.

Поскольку игра служит носителем социального аспекта — тра­диций, культуры, то она является важнейшей формой преемствен­ности между поколениями.

Подвижные игры — одно из условий развития культуры ребен­ка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир. Наряду с развитием движений она развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную направленность.

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества всегда предполагает творческое преобразование челове­ком своей природы. Подвижная игра составляет основу физичес­кой культуры дошкольника. Она всегда является творческой дея­тельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности.

В социальном воспитании ребенка подвижные игры имеют ис­ключительное педагогическое значение. Ряд ученых отмечают, что игры отражают индивидуальность и творческую деятельность де­тей, в основе которой обычно лежат унаследованные от прошло­го, но приспособленные к современным условиям традиции. Со­вершенно очевидно, что игровая деятельность таит в себе огром­ные воспитательные возможности, которые недостаточно полно используются в работе с детьми (А.В.Запорожец, Т.А.Маркова, К.Ринцлер).

Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, ха­рактера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных иг-


pax является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свобо­ду личности.

Игровая деятельность ребенка имеет два источника — объек­тивный и субъективный: 1) объективно игра моделирует жизнен­ную ситуацию; 2) субъективно для ребенка она полна реального смысла, теснейшим образом связана с действительностью, ведь творя свой фантастический мир в игре, ребенок верит в его реаль­ность. Нередко он изображает ситуацию, с которой может столк­нуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке чувство свободы, не­зависимости. Он чувствует себя хозяином своей судьбы, а это ос­нова человеческого достоинства.

Человек, как и всякое живое существо, с самого рождения обладает рефлексами голода и подражания. Однако ребенок, в отличие от своих животных предков, наполняется социальным содержанием и приобретает социальную значимость. В ней он ре­ализует воображаемую свободу, и поэтому игра как условие со­циальной свободы ведет к творческой деятельности, формируя и развивая ее.

Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает все­му, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отража­ют не общение со сверстниками, а изображают ту жизнь, которую ведут взрослые или окружающий животный мир.

У малышей великолепно развито воображение, они могут с удо­вольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «ба­бочки крылышками», и т.д. Это стремление к одухотворению пред­метов объясняется желанием ребенка придать изображаемому об­разу живой характер. Его интересует такое игровое действие, в изоб­ражении которого он вживается в образ. В этот момент у него ак­тивно включаются механизмы симпатии, формируя ценнейшие личностные качества: сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям. *

Воспитательное значение подражания отмечала Н. К. Крупская: «Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества — перевоплощение чужих мыслей и чувств. Это пери­од, когда у ребенка очень сильно начинают развиваться обществен­ные инстинкты, и человеческая жизнь, и человеческие отноше­ния делаются центром внимания» [53, с.72]. Именно благодаря раз­витой способности к имитации большинство подвижных игр де-Тей младшего возраста носят сюжетный характер. На пятом году ^зни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает Интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности


дети стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить за­думанное, творчески отобразить в своем воображении и поведе­нии накопленный двигательный и социальный опыт.

Однако подражательность и имитация продолжают играть важ­ную роль и в старшем дошкольном возрасте. Взрослые часто не­дооценивают тот факт, что в подвижной игре дети осваивают разнообразие окружающего мира, испытывают глубокие пережи­вания и чувства. Детские переживания влияют на весь дальней­ший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его дальней­шие поступки.

Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает возможность ребенку по­знать и преобразовать окружающую действительность, а с другой — развивает его способности и творческую деятельность.

Для подвижных игр характерен большой эмоциональный подъем, наличие правил, которые серьезны и обязательны для всех играю­щих, являются «законом» для них.

Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального пе­дагогического руководства развитием творческой деятельности она спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Це­ленаправленное, методически продуманное руководство подвиж­ной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и фор­мирует творческую деятельность.

Продуманная подготовка воспитателя к игре, комплексный меж­предметный подход к формированию двигательного и социально­го опыта подводят ребенка к более осмысленному восприятию иг­ровой ситуации, обеспечивают вхождение его в роль.

Важная роль в подготовке и проведении игры принадлежит ху­дожественному слову. Оно действует на детей не только смысло­вым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и вообра­жение. Поэтому объяснение подвижной игры не должно быть су­хим, ситуативным. Оно должно быть образным, лаконичным, мак­симально вразумительным, воздействующим на фантазию, вооб­ражение; будить мысль и чувства.

Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при


обучении физическим упражнениям направлять творческую дея­тельность детей. Особое значение имеет использование метода твор­ческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при состав­лении комбинаций физических упражнений.

По нашему мнению, использование разнообразных комбина­ций движений в подвижных играх не только активизирует твор­ческую деятельность детей, но и способствует использованию фи­зических упражнений в качестве средства решения двигательных задач и как основной фактор их выразительности. Важно, чтобы дети в игре стремились к наслаждению физическими упражнения­ми, которые способны дать интенсивные мышечные усилия. Ори­гинальные комбинации движений дети придумывают в ряде под­вижных игр, таких, как «Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и во многих других. Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при обу­чении физическим упражнениям, тем необычнее, интереснее при­думывают дети упражнения, движения в таких играх.

При ведущей роли воспитателя дети привлекаются к составле­нию вариантов игр. Многочисленные и довольно интересные ва­рианты составляют дети в таких играх, как «Ловишки», «Пере­бежки», «Пожарные на учении» и др.

Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать под­вижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по мате­риалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жиз­ни. При систематическом, целенаправленном руководстве воспи­татель, вооруженный соответствующей методикой, может добить­ся значительных результатов в комбинировании движений, варьи­ровании игр, проведении знакомых игр со всей группой и неболь­шими группами детей.

Придумывание новых игр дается не всем детям. По нашему мне­нию, причинами этого,являются индивидуальные особенности, Уровень двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ре­бенка к творчеству.

Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости, веселья в игре. Это не означает, что в проведении игры не должно быть строгости и требовательности, но воспитатель должен помочь ребенку рас­крыть его лучшие интеллектуальные и физические способности.

По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой дея­тельностью можно значительно повысить творческий потенциал Ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы вос-


питываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и твор­чески. Удовлетворяя потребность в движении, развивая творчество в процессе двигательной деятельности, мы формируем физичес­кую культуру. А. С. Макаренко писал, что культурное воспитание ребенка начинается очень рано, когда ему еще далеко до грамот­ности, когда он только научается хорошо видеть, слышать и кое-что говорить. Развивая гармонию движений, было бы неправильно сводить роль подвижной игры только к физическому развитию.

В игре красота движущегося человеческого тела должна достиг­нуть кульминации. В наиболее развитых формах игры движения ре­бенка насыщены ритмом и гармонией — благородными дарами эстетического восприятия, которые доступны только ему.

Плавность, изящество движений, приобретенные при обуче­нии физическим упражнениям, играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка. Все органы тела могут быть упруги, развиты и тренированы. Чувства обострены для впечатлений, мощь и выносливость мускулов мо­жет быть увеличена. Чувственная восприимчивость может быть раз­вита для более полного ощущения тела и происходящего в нем преобразования. Моторный контроль может быть усовершенство­ван до такой степени, что результатом будет достижение пластич­ности, красоты, грациозности движения, улучшения координа­ции и сноровки физического совершенства.

Подвижная игра формирует духовное богатство личности, куль­туру чувств, широту интересов. «Стремление к совершенству фор­мы — биологическое стремление, — писал А.М.Горький, — в основе его лежит желание человека воспитать в себе самом гиб­кость и силу мускулов, легкость и ловкость движений. Это стрем­ление к физической культуре тела особенно ярко воплощено было древними греками в непревзойденных образцах их скульптуры. Люди знают, что здоровью сопутствует полнота ощущения радостей жиз­ни; людям, работающим над изменением вещества, материи и ус­ловий жизни, доступна величайшая из радостей — радость твор­цов нового, необыкновенного».

Подвижная игра проходит через всю человеческую жизнь. «Дол­гое, очень долгое расставание с игрой у нормального человека... — пишет В.Белов. — Только сломленный, закостеневший, не во вре­мя постаревший, злой или совсем утративший искру Божию чело­век теряет потребность в игре, в шутке, в развлечении».

Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость сво­бодной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным, заорганизованным.


Педагогически правильно организованная игра дарит ребенку радость, функциональное удовольствие от движения, чувство то­варищества, дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания, успеха в достижении общих игровых целей. Радость творчества дает не­повторимое ощущение раскованности и свободы, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, столь необходи­мого в будущей жизни.

Развитие творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжа­ет его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.

При проведении подвижных игр создаются широкие возмож­ности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий. Твор­ческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошколь­ном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в более развитой у детей трех лет.

В репертуаре подвижных игр для маленьких детей преобладают сюжетные игры: они уточняют представления детей об окружаю­щем их мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.

Реально-условная ситуация сюжетных игр помогает ребенку свое­образно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Малыш испытывает радость от самих движений, подражания птицам и жи­вотным: летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как ло­шадка. Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклица­ния, и в основе игрового процесса заключается уже простейшая исполнительская активность ребенка, начальная попытка вопло­щения в игровой образ.

Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется проду­манной эмоционально-образной методикой руководства воспита­теля. Задача его состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым обра­зам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для успешного проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действия­ми персонажей и правилами.

Учитывая особенности детей младшего возраста, педагог про­думывает приемы общения с воспитанниками, наиболее содей­ствующие возникновению у них эмоциональной заинтересован­ности при восприятии содержания, нетерпеливого желания дей-

Нр Степаненкона 225


ствовать. Он намечает игровые приемы, включающие некоторую сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в процессе всей игровой деятельности; краткий эмоционально-образный рас­сказ сюжета игры, уточняющий наглядно-образно ее ситуацию, характеристику и действия игровых персонажей; создает варианты игры для использования при повторении. В них, сохраняя основу сюжета игры, педагог вводит новые персонажи, действия, изме­няет ситуацию (например, игра «Воробушки и кошка» и ее вари­анты: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и лошадка» и т.п.). Указанные приемы содействуют возникновению и сохранению ин­тереса детей к игре благодаря некоторой новизне восприятия, вы­зывающей работу творческого воображения, ориентировку в раз­личной игровой ситуации, освоение несколько усложненных дви­гательных действий.

Приведем примеры подобных приемов. Так, перед игрой «Мыши в кладовой», когда все дети приготовились послушать, как они будут играть, из-за двери вдруг раздается мяуканье (это няня по­могает воспитателю). «Кто-то мяукает за дверью, — говорит вос­питатель, — вы тихонько посидите, а я посмотрю, кто там». Он подходит к двери, открывает ее и ласково говорит: «Это кисонька пришла к нам в гости». Он вносит игрушку-кошку и обращается к детям: «Посмотрите, детки, какая красивая кошечка. Поздоровай­тесь с ней!». Затем воспитатель предлагает детям погладить кошеч­ку, рассмотреть, какие у нее красивые глаза, ушки, большие усы, бантик, какая мягкая, шелковая шерстка. «Кошечка пришла с нами поиграть». Воспитатель сажает игрушку к себе на колени и обраща­ется к детям:

«Сейчас я вам расскажу, как мы будем играть... В большой кладовой, где хранились сыр, крупа, горох, сладкие сухарики, появились мыши. Они прибегали из своих норок и грызли все, что было вкусно. Тогда в кладовую посадили кошку, и она приготовилась ловить мышей: прислу­шивалась и смотрела, когда они появятся.'А мышки увидели кошку и спрятались в своих норках. Стало тихо-тихо. Когда кошка заснула, мышки пробрались в кладовую, разбежались в разные стороны и стали грызть — кто сыр, кто крупу, а кто сухарик. Кошка проснулась, сердито мяукнула и бросилась ловить мышей. Мышки испугались и быстро-быстро побежали к себе в норки... Вы все будете маленькие мышки, а ваши норки будут за стульчиками. А кошка будет сидеть вот здесь, в кладовой у двери. Игра начинается».

Воспитатель ведет игру, поясняя происходящее, изменяя инто­нацию в соответствии с сюжетом, направляет деятельность детей-Бывает, что первоначально педагог выполняет ведущую роль и в то же время играет вместе с детьми. Он и кошка, и мышка, и воробу­шек, и автомобиль и т.д. Практика показала, что дети не замечают такого перевоплощения воспитателя и действуют с увлечением.


В процессе игры очень важно бережно сохранять игровую ситу­ацию и роли, взятые на себя детьми, время от времени поощрять детей: «Хорошо клюет зернышки воробушек Ира» или: «Какая лов­кая мышка Настенька, нашла сухарик и грызет его». В ходе игры педагог не делает замечаний. Если необходимо направить действия детей, то он старается так их подать, чтобы не нарушался игровой сюжет, образ. Замешкавшемуся или расшалившемуся ребенку вос­питатель говорит: «Все мышки побежали быстро, а мышка Ната­ша и мышонок Сережа не успеют убежать. Кошка проснулась, то­ропитесь!»

Руководя игровой деятельностью ребенка, педагог поощряет ма­лейшее проявление самостоятельности, следит за образным вы­полнением движений, за тем, чтобы дети по возможности двига­лись выразительно, действовали в соответствии с сигналом. Закан­чивая игру, воспитатель, естественно, выводит детей из игровой ситуации. Он не забывает о внесенном в игру персонаже и может, например, сказать детям: «Мы очень хорошо поиграли с кошеч­кой, ей у нас понравилось, и она поживет у нас в игровом уголке. Мы с ней еще поиграем». Такая законченность игровой деятельно­сти очень важна для полного ее завершения и вместе с тем для создания у детей уверенности в возможности последующих игро­вых действий с игрушкой.

При повторении игры «Мышки в кладовой» воспитатель ис­пользует разные варианты: мышки возвращаются только в свои норки, пролезают в щели, расположенные в разных участках иг­ровой площадки, подлезают под натянутый шнур.

Необходимо приучать ребенка подчиняться правилам игры уже в младшей группе. Наиболее целесообразно это делать так, чтобы правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Для этого в под­вижную игру вносят различные атрибуты, с их помощью ребенок входит в роль, а в роли он, естественно, подчиняется правилам.

Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспи­тателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 662 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)