Душа общества
Из года в год
легенда тянется –
легенда
тянется
из века в век:
что человек, мол,
который пьяница, -
разувлекательнейший человек.
Сквозь призму водки,
мол,
все – красотки...
Любая
гадина –
распривлекательна.
У машины
общества
поразвинтились гайки –
люди
лижут
довоенного лютей.
Скольким
заменили
водочные спайки
все
другие
способы
общения людей!
Если
муж
жену
истаскивает за волосы –
понимай, мол,
я
в семействе барин! –
это значит,
водки нализался
этот
милый
увлекательнейший парень.
Если
парень
в сногсшибательнейшем раже
доставляет
скорой помощи
калек –
ясно мне,
что пивом взбудоражен
этот
милый
увлекательнейший человек.
Если
парень,
запустивши лапу в кассу,
удостаивает
сам себя
и премий
и наград –
значит,
был привержен
не к воде и квасу
этот
милый,
увлекательнейший казнокрад.
И преступления
всех систем
и хрип хулигана,
и пятна быта
сегодня
измеришь
только тем –
сколько
пива
и водки напито.
Про пьяниц
много
пропето разного –
из пьяных пений
запомни только:
беги от ада
от заразного,
тащи
из ада
алкоголика.
С. Есенин
Годы молодые с забубенной славой,
Отравил я сам вас горькою отравой.
Я не знаю, мой конец близок ли, далек ли,
Были синие глаза, да теперь поблекли.
Где ты, радость? Темь и жуть, грустно и обидно.
В поле, что ли? В кабаке? Ничего не видно.
Руки вытяну - и вот, слушаю на ощупь:
Едем... кони... кони... снег... проезжаем рощу.
"Эй, ямщик, неси вовсю! Чай, рожден не слабым
Душу вытрясти не жаль по таким ухабам!"
А ямщик в ответ одно: "По такой метели
Очень страшно, чтоб в пути лошади вспотели".
"Ты ямщик, я вижу, трус.. Это не с руки нам!"
Взял я кнут и ну стегать по лошадьим спинам.
Бью, а кони, как метель, снег разносят в хлопья.
Вдруг толчок... и из саней прямо на сугроб я.
Встал и вижу: что за черт - вместо бойкой тройки...
Забинтованный лежу на больничной койке.
И заместо лошадей по дороге тряской
Бью я жесткую кровать мокрою повязкой,
На лице часов в усы закрутились стрелки.
Наклонились надо мной сонные сиделки.
Наклонились и хрипят: "Эх, ты, златоглавый,
Отравил ты сам себя горькою отравой.
Мы не знаем, твой конец близок ли, далек ли,
Синие твои глаза в кабаках промокли".
"Согласие против пьянства"
Более семидесяти тысяч писем к автору "Войны и мира" хранится в отделе рукописей Государственного музея Л. Н. Толстого. Подавляющее большинство этих ценнейших документов нигде и никогда не публиковалось, поскольку полное издание всей переписки великого писателя потребовало бы не менее двухсот пятидесяти - трехсот толстых томов большого формата (восемь тысяч пятьсот писем самого Л. Н. Толстого, собранных до 1959 г., заняли тридцать томов его девяностотомного юбилейного собрания сочинений, изданного в 1928-1959 годах!).
В личном архиве титана русской и мировой литературы отложились многие сотни писем организаторов и руководителей обществ трезвости и отдельных трезвенников. По вопросам отрезвления, борьбы с винопитием и курением, утверждения здорового образа жизни Толстому писала вся грамотная Россия. На некоторые письма борцов с алкоголепотреблением и дымоглотанием Лев Николаевич обстоятельно отвечал. Особенно охотно он откликался на письма русских врачей, активно участвовавших в массовом трезвенническом движении восьмидесятых - девяностых годов XIX века и первого десятилетия XX столетия.
"...Всей душой желаю успеха Вашей прекрасной деятельности", - писал Л. Н. Толстой 14 июня 1889 г. организатору Одесского общества трезвости Александру Ивановичу Ярышкину. "Замечательным борцом с добровольным безумней, каковым является пьянство", называл Лев Николаевич выпускника медицинского факультета Московского университета, известного врача Петра Семеновича Алексеева (1649-1913). П. С. Алексеев помог Л. Н. Толстому основать в декабре 1887 г. в Москве Толстовское общество трезвости, названное "Согласием против пьянства". Его фамилия часто встречается в письмах писателя конца восьмидесятых - начала девяностых годов прошлого века. И отнюдь не случайно, Петр Семенович автор ряда трудов по акушерству и книги "Первая помощь и уход за больными. Общедоступные сведения", напечатанной в Москве в 1885 г., нередко посылал на строгий, но, как правило, справедливый литературный суд Льва Николаевича свои новые труды.
Так, его книга "О пьянстве", оконченная летом 1889 года, во втором полугодии того же года и в январе 1890 года в рукописи находилась у Толстого. Работа П. С. Алексеева "О пьянстве" была издана редакцией журнала "Русская мысль" в 1891 г. с предисловием Л. Н. Толстого "Для чего люди одурманиваются". Алексеев не только консультировал Льва Николаевича по медицине, но и постоянно снабжал новейшей медицинской литературой. Немало книг Петр Семенович по просьбам Толстого безвозмездно разослал по городам и селам России, отзываясь на мольбы трезвенников, обратившихся к Льву Николаевичу. Типичным примером такой мольбы может служить письмо Александра Петровича Куприянова, собственноручный подлинник которого (на двух листах почтовой бумаги в музейной бумажной обложке) хранится в отделе рукописей Государственного музея Л. Н. Толстого под шифром Тс 160/68. А. Н. Куприянов - Л. Н. Толстому. 1 января 1890 рода. Область Войска Донского, г. Новочеркасск.
"Новочеркасск, 1 января 1890 г.
Глубокоуважаемый Лев Николаевич!
По поручению священника Бесергеневской станицы области Войска Донского (А. П. Куприянов обратился к Л. Н. Толстому по поручению священника станицы Бесергеневской области Войска Донского Василия Ивановича Попова (1855-1922) позвольте обратиться к Вам с покорнейшею просьбою ответить на некоторые вопросы, ниже предлагаемые. Дело в том, что вышеуказанному священнику удалось с ноября месяца прошлого года устроить общество трезвости в своей станице. Число членов теперь доходит до 60, в том числе 8 женщин, причем все вступающие добровольно дают обещание не употреблять спиртных напитков в течение (пока) года. Но уже с самого возникновения расширение Общества встретило громадные препятствия со стороны пьющих, старавшихся представить дело трезвости делом антихриста и в самом святом писании искавших подтверждения своим доводам. (Пьющие прихожане станицы Бесергеневской послали донос в святейший правительствующий Синод. В доносе основание В. И. Поповым общества трезвости было представлено как "антихристово дело", а "умеренное употребление хлебного вина" провозглашено "богоугодным" и "благочестивым"). Препятствие явилось и в сомнения сторонников трезвости в правдивости этого дела. Противникам приходится возражать, сомневающихся убеждать и подкреплять духовным единением. Ввиду этого, не найдете ли Вы, глубокоуважаемый Лев Николаевич, возможным ответить: 1) какие книги могут быть употреблены для борьбы с пьющими и для доказательства трезвости, как доброго и божьего дела, а не дела антихриста? 2) в каком сочинении можно найти подробную историю спиртных напитков, главным же образом, кто, когда и при каких условиях добыл из хлеба водку путем брожения и курения? 3) как устроилось Московское Общество трезвости?
За разрешением этих вопросов обращаемся к Вам потому, что в газетах однажды было напечатано, что Московское Общество трезвости было устроено по Вашему почину.
Позвольте надеяться, что и слово Ваше будет укреплять надежды новых сторонников трезвой благоразумной жизни.
С нетерпением буду ждать Вашего ответа, искренне уважающий Вас А. Куприянов.
Мой адрес: г. Новочеркасск, Воспитательная улица, дом № 4, Александру Петровичу Куприянову".
На первой странице письма карандашная помета: "А. Куприянов".
На четвертой странице помета красным карандашом: "Отвечено".
Л. Н. Толстой - А. П. Куприянову. 3 января1890 года. Тульская губерния, Ясная Поляна.
"Александр Петрович. Получать такие письма, как Ваше, составляет одну из наибольших радостей моей жизни. Спешу ответить на Ваши вопросы, дельная постановка которых показывает мне серьезность Вашего отношения к делу.
1) Посылаю Вам при этом те книги, которые у меня есть, и список тех, которых нет, но можно приобрести. (Какие книги и какой список послал Л. Н. Толстой А. П. Куприянову, неизвестно). Книги или, скорее, брошюры с доводами религиозными против употребления вина печатаются в Казани (А. Т. Соловьев. Татьянин день. Ответ на возражения Льву Толстому. Казань, 1890), другая в Москве ("Грех и безумие пьянства". Сборник поучений против пьянства. Из творений св. Тихона Задонского, св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого, св. Ефрема Сирина и иных". Москва. Издание И. Д. Сытина, 1890. В этом сборнике напечатана статья Л. Н. Толстого "Пора опомниться!", написанная в 1889 году). Прилагаю Вам адрес г-на Соловьева, одного из самых деятельных членов наших в Казани (Александр Титович Соловьев (1853-1919) – в 1883 годах председатель Казанского общества трезвости и редактор-издатель "Справочного листка", автор статьи "Вино для человека и его потомства - яд", корреспондент Л. Н. Толстого). Если Вам будет что нужно, обратитесь к нему, он окажет Вам всякое содействие. 2) Об истории пьянства Вы найдете сведения и в тех книгах, которые посылаю, и еще более подробные в книге д-ра Алексеева, которого надеюсь видеть в нынешнем году в Москве. (В 1890 г. П. С. Алексеев в Москву не приезжал). 3) Общество наше составилось так. Д-р Алексеев, (приехав) из Америки, где он видел поразительные результаты для блага народа, достигнутые обществом трезвости (Вернувшись из Северной Америки, П. С. Алексеев опубликовал в № 336 газеты "Московские ведомости" от 6 декабря 1887 г. статью "Успех в борьбе с пьянством" и издал в 1888 г. в Москве книгу "По Америке. Поездка в Канаду и Соединенные Штаты"), рассказал мне про это, и я предложил составить согласие на основаниях, изложенных на прилагаемом листке ("Прилагаемый листок" - письменный текст "Согласия против пьянства". Впервые он был перепечатан в "Известиях Общества Толстовского Музея". Санкт-Петербург, 1911, № 3-4-5, с. 6). Члены стали набираться, и теперь их более 1200. Надо было бы испросить разрешения правительства для основания формального общества. Но я этого не делал, боясь всякой формальности, так как часто замечал, что очень часто внешность подавляет содержание. Теперь основываются в разных местах новые общества. Если бы Вы или священник Бесергеневской обратились к министру внутренних дел с проектом основания общества трезвости, то это было бы очень хорошо. От души желаю Вам успеха".
...Доктор Алексеев помог Александру Петровичу Куприянову и Василию Ивановичу Попову узаконить общество трезвости в станице Бесергеневской, отбить наветы богомольных водкопивцев и наскоки "черных воронов" - епархиальных и синодальных ревизоров и контролеров. Наверно, именно о таких людях, как он, Лев Николаевич Толстой говорил: "Не оскудела и никогда не оскудеет русская земля подвижниками!". Сегодня эти слова звучат не менее злободневно, чем сто лет тому назад...
В. Прищепенко.
Литература:
Алкогольные и другие наркотические вещества. – Н. Новгород, 1994. – 130 с.
Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000. – 255 с.
Из опыта работы зарубежных стран по борьбе с курением и алкоголизмом. – Якутск: Дети на охране геноф. народов РС (Я), 1999. – 19 с.
Маюров А. Н. Об Уставе ИОГТ // Эйфория. – 2000. - № 24 (70). – с. 16-17.
Маюров А. Н., Маюров Я.А. Исторический опыт антиалкогольного воспитания в России. / Россия: вчера, сегодня, завтра. Вып. 1-2. – М.-СПб.: Миф, 1998-1999, с. 120-126.
Маюров А. Н., Маюров Я.А. Роль семьи в антиалкогольном воспитании подростков. / Россия: вчера, сегодня, завтра. Вып. 1-2. – М.-СПб.: Миф, 1998-1999, с. 150-154.
Маюров А. Н. Наука и молодежное трезвенническое движение. / Здоровый образ жизни и трезвость – стратегия будущего республики Беларусь. Материалы Международной конференции 1-4 ноября 1997 года. – Минск, 1998. – с. 92-93.
Маюров А. Н. Трезвенническое воспитание: показатели. / XXI век – без наркотиков. Первая региональная научно-практическая конференция, г. Елец, 27 марта 2000 г. – Елец: ЕГПИ, 2000. – с. 62-65.
Маюров А. Н. Нижний Новгород – духовное и физическое возрождение. / XXI век: здоровый образ жизни. – Елец: Госуд. университет, 2001, с. 37-41.
Маюров А. Н. Модели решения проблем наркотизма. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 10. – Н. Новгород-Севастополь: МАФР, 2001, с. 43-48.
Кирющенко А. Г., Петрова Ф. Н. Антиалкогольная правовая политика и антиалкогольное законодательство советского государства: уроки истории и пути совершенствования. – СПб.: С-Пб университет МВД РФ, 1998. – 157 с.
* Использованы материалы из книги Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000, с. 24-28.
* Материалы настоящего параграфа взяты из газеты "Соратник", главного печатного органа Союза борьбы за народную трезвость.
* Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000, с. 248-252.
Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 464 | Нарушение авторских прав
|