Донорский этап
Почечный трансплантат может быть получен у живых родственных доноров или доноров-трупов. Основными критериями для подбора трансплантата является соответствие групп крови AB0 (некоторые центры выполняют трансплантацию без учёта групповой принадлежности), аллелей HLA (как правило, А, В, Dr), примерное соответствие веса, возраста и пола донора и реципиента. Доноры не должны быть инфицированы трансмиссивными инфекциями (сифилис, ВИЧ, гепатит В,С). В настоящее время на фоне отмечающегося во всём мире дефицита донорских органов требования к донорам пересматриваются. Так, чаще стали рассматриваться как доноры погибающие пациенты пожилого возраста, страдавшие сахарным диабетом, имевшие артериальную гипертензию в анамнезе, эпизоды гипотонии в агональный и предагональный период. Таких доноров называют маргинальными или донорами расширенных критериев. Наиболее хорошие результаты достигаются при трансплантации почки от живых доноров. Посмертное донорство органов — единственная возможность обеспечить трансплантационной помощью основное количество пациентов, нуждающейся в ней. Живым донорам почки выполняются операции лапароскопической донорской нефрэктомии и открытой донорской нефрэктомии. Посмертным донорам (на трупе) выполняются операции эксплантации почечного трансплантата изолированно или в составе операции мультиорганного изъятия органов для трансплантации.
После или в процессе изъятия почечного трансплантата производится его холодовая фармакоконсервация. Для сохранения жизнеспособности донорского органа он должен быть отмыт от крови и перфузирован консервирующим раствором. Наиболее распространенными в настоящее время являются растворы Бреттшнайдера (Custodiol), Коллинза (EuroCollins), Висконсинского университета (UW, Viaspan). Чаще всего хранение трансплантата осуществляют по бесперфузионной методике в системе «тройных пакетов» — отмытый консервирующим раствором орган помещается в стерильный полиэтиленовый пакет с консервантом, этот пакет в другой, заполненный стерильной снежной кашей (шугой), второй пакет в третий с ледяным физиологическим раствором. Орган в тройных пакетах хранится и транспортируется в термоконтейнере или холодильнике при температуре 4-6° С. Большинство центров определяет максимум периода холодовой ишемии (от начала консервации трансплантата до пуска в нём кровотока) в 72 часа, однако наилучшие результаты достигаются при трансплантации почки в первые сутки после её изъятия. Иногда применяется перфузионная методика хранения донорской почки, разработанная в 1906 г. Алексисом Каррелем и Чарльзом Линдбергом. При этом орган подключается к машине, осуществляющей постоянное пульсационное промывание органа консервирующим раствором.
В современных условиях всегда выполняется гетеротопическая трансплантация. Трансплантат размещается в подвздошной ямке.
Доступ. Параректальный дугообразный или клюшкообразный разрез. Начинается почти со средней линии на 2 пальца выше лобка и направляется вверх и кнаружи, следуя чуть снаружи от прямых мышц живота. Мышцы пересекаются электроножом. Нижняя надчревная артерия в нижнем отделе брюшной стенки пересекается между двумя лигатурами. Круглая связка матки пересекается, а семенной канатик берётся на держалку и отводится медиально. Брюшинный мешок отодвигается медиально. Обнажается m.psoas. Сосудистый пучок мобилизуется. При выделении сосудов необходимо тщательно перевязывать и пересекать лимфатические сосуды, опутывающие подвздошный пучок. В противном случае в послеоперационном периоде развивается лимфоррея. Выделяется и ревизуется подвздошный пучок. Чаще всего с целью трансплантации используется внутренняя подвздошная артерия. Её выделяют до развилки (трифуркации), ветви перевязывают и прошивают. Артерию под зажимом ДеБейки-Блелока пересекают. Мобилизуют наружную подвздошную вену. Для удобства в рану хорошо устанавливать кольцевые ранорасширители.
Back table. Донорский орган извлекают из пакетов в лоток со стерильным снегом. Выделяют и обрабатывают артерию и вену трансплантата, перевязывают боковые ветви. Избыток тканей удаляют, сохраняя жир в области лоханки, аккуратно обрабатывают мочеточник, сохраняя его клетчатку.
Этап наложения сосудистых анастомозов. Предпочтительнее накладывать венозный анастомоз первым, так как он располагается в глубине раны. Для его формирования используются различные технические приёмы, например, наложение анастомоза в 2 нити или в 4 нити. После наложения анастомоза вена в воротах пережимается, производится пуск кровотока. Далее формируют артериальный анастомоз на площадке Карреля. Анастомоз формируется парашютным способом или обычным непрерывным швом в 2 нити. Для включения добавочных артерий используется микрохирургическая техника. Их можно вшивать как в основной ствол, так и васкуляризировать их при помощи надчревных артерий. После завершения сосудистых анастомозов производится включение кровотока. При небольшой холодовой ишемии после пуска кровотока из мочеточника начинает поступать моча.
Этап наложения мочевого анастомоза. Чаще всего накладывается анастомоз мочеточника трансплантата с мочевым пузырём реципиента по Литч или Ледбеттеру-Политано. Пузырь раздувается воздухом или стерильным раствором. В области дна рассекаются мышцы, накладывается непрерывный анастомоз со слизистой полидиоксаноном. После этого мышечный слой пузыря ушивается с целью формирования антирефлюксного клапана. Хорошие результаты достигаются при установке в место анастомоза S или J-образных мочеточниковых стентов (urecath).
Укладка трансплантата. Трансплантат размещается так, чтобы вена почки не была перекручена, артерия делала дугу, а мочеточник лежал свободно и не перегибался.
Выход из операции. Ложе трансплантата дренируется одной толстой трубкой, к которой подключается активный дренаж по Редону. Послойные швы на рану. Так как в послеоперационном периоде пациент будет получать стероиды в больших дозировках, предпочтительно наложение косметического шва на кожу.
23. Трансплантация сердца (показания, противопоказания, основные способы и этапы операции
Особенности трансплантации сердца
Сердце пересаживают в ортотопическую позицию. Изъятие донорского сердца выполняют после констатации у донора смерти мозга. Обычно операции по забору и имплантации сердца проводят практически одновременно.
После удаления сердца реципиента кровообращение осуществляется с помощью аппарата искусственного кровообращения.
При удалении сердца сохраняют задние стенки предсердий с впадающими в них полыми и лёгочными венами. При имплантации до- норского сердца накладывают анастомозы с задними стенками обоих предсердий, лёгочной артерией и аортой. После этого сердце запускают с помощью электрического разряда (дефибрилляция).
При пересадке сердца обязательно соблюдение правил совместимости донора и реципиента. Проводят иммунодепрессию в послеоперационном периоде (циклоспорин, азатиоприн, преднизолон).
Наряду с пересадкой донорского сердца интенсивно разрабатывают проблему искусственного сердца. Проведён ряд операций, позволяющих временно заменить функции сердца искусственным аппаратом. В последующем таким пациентам необходима трансплантация донорского сердца.
Возможно, что уже в ближайшем будущем искусственное сердце будет имплантировано в грудную клетку пациента и сможет длительно обеспечивать кровообращение во всём организме.
Показание к операции - терминальная стадия сердечной недостаточности, когда без трансплантации больной не проживет более 6-12 мес.
Абсолютными показаниями для трансплантации сердца являются доброкачественные опухоли сердца, кардиомиопатии различного происхождения, а также неоперабельные врожденные пороки сердца, которые сопровождаются следующими явлениями:
- высокая зависимость от инотропных средств, которые призваны поддерживать необходимый уровень кровоснабжения органов;
- рецидивирующие симптоматические желудочковые аритмии, для стабилизации которых недостаточным оказывается применение терапевтических средств;
- рефрактерный кардиогенный шок;
- нестабильная гемодинамика;
- фракция выброса левого желудочка находится ниже 15-20%;
- различные рецидивы желудочковой аритмии, не реагирующие на медикаментозную терапию;
- ухудшение качества жизни вследствие выраженной ишемии, устранить которую инвазивными методами не представляется возможным.
Противопоказания:
- вызванное сердечной недостаточностью тяжелое полиорганное поражение,
- ВИЧ-инфекциия
- тяжелый сахарный диабет и коллагенозы
- длительная легочная гипертензия и рецидивирующая ТЭЛА с инфарктами легкого
- гипоплазия левого желудочка
- аутоиммунные системные заболевания
- острые воспалительные и инфекционные болезни
- ожирение
- раковые заболевания
- тромбоэмболия лёгочной артерии
24. Осложнения трансплантации органов (причины, профилактика, лечения).
Отторжение после трансплантации
Отторжение солидных органов может быть фульминантным, ускоренным, острым или хроническим (поздним). Эти виды отторжения до некоторой степени частично совпадают по времени, но отличаются по гистологической картине. Симптоматика отторжения варьирует в зависимости от органа.
Фульминантное отторжение начинается в течение 48 часов после трансплантации и вызывается ранее существовавшими комплемент-связывающими антителами к антигенам трансплантата (предсенсибилизация). После того как был налажен предтрансплантационный скрининг, такое отторжение случается достаточно редко (1 %). Гиперострое отторжение характеризуется тромбозом мелких сосудов и инфарктом трансплантата. Никакое лечение не дает эффекта, за исключением удаления трансплантата.
Ускоренное отторжение начинается через 3-5 дней после трансплантации; его причина - наличие предсуществующих не комплемент-связывающих антител к антигенам трансплантата. Ускоренное отторжение также достаточно редкое явление. Гистопатологически характеризуется клеточными инфильтратами с сосудистыми изменениями или без них. Лечение заключается в назначении пульс-терапии высокими дозами глюкокортикоидов или, если имеются сосудистые изменения, антилимфоцитарных препаратов. Используется плазмаферез, который помогает быстрее удалить циркулирующие антитела.
Острое отторжение представляет собой деструкцию трансплантата с 6-го дня до 3-го месяца после трансплантации и является следствием Т-опосредованной отсроченной реакции гиперчувствительности к антигенам гистосовместимости аллотрансплантата. Такое осложнение составляет половину всех случаев отторжения, которые происходят в течение 10 лет. Острое отторжение характеризуется мононуклеарной клеточной инфильтрацией с разной степенью выраженности геморрагии, отека и некроза. Целостность сосудов обычно сохраняется, несмотря на то что первичной мишенью является эндотелий сосудов. Острое отторжение часто подвергается обратному развитию на фоне интенсивной иммуносупрессивной терапии (например, пульс-терапия глюкокортикоидами и АЛГ). После подавления реакции отторжения значительно поврежденные части трансплантата замещаются областями фиброза, остатки трансплантата функционируют нормально, дозы иммуносупрессантов могут быть снижены до низких, аллотрансплантат может выживать длительное время.
Хроническое отторжение - это дисфункция трансплантата, часто протекает без лихорадки, обычно начинается через месяцы или годы после трансплантации, но иногда и в течение нескольких недель. Причины могут быть самыми разнообразными и включают раннее антител-опосредованное отторжение, ишемию вокруг области трансплантации, реперфузионное повреждение, лекарственную токсичность, инфекции, сосудистые нарушения (гипертензию, гиперлипидемию). Хроническое отторжение составляет вторую половину всех случаев отторжения. Пролиферирующая неоинтима, состоящая из гладкомышечных клеток и внеклеточного матрикса (трансплантационный атеросклероз), постепенно со временем закупоривает просвет сосуда, что приводит к фрагментарной ишемии и фиброзу трансплантата. Хроническое отторжение прогрессирует постепенно, несмотря на иммуносупрессивную терапию; никакого лечения с доказанной эффективностью не существует.
Инфекции
Иммуносупрессанты, вторичные иммунодефицитные состояния, которые сопровождают поражения органов, и хирургическое вмешательство делают пациентов более подверженными инфекциям. Реже источником инфекции являются трансплантированные органы (например, цитомегаловирус).
Общими признаками являются лихорадка, часто без признаков локализации процесса. Лихорадка может быть симптомом острого отторжения, но обычно сопровождается признаками дисфункции трансплантата. Если эти признаки отсутствуют, то подход такой же, как при других лихорадках неясного генеза; время появления симптомов и объективные признаки после трансплантации помогут в дифференциальной диагностике.
В первый месяц после трансплантации причиной большинства инфекций является больничная флора и грибы, которыми инфицированы другие хирургические пациенты (например, Pseudomonas sp, вызывающая пневмонию, грамположительная флора, вызывающая инфицирование ран). Наибольшее опасение с точки зрения раннего инфицирования вызывают те микроорганизмы, которые могут инфицировать трансплантат или его сосудистую систему в месте наложения шва, что приводит к развитию микотической аневризмы или расхождению шва.
Оппортунистические инфекции возникают через 1-6 месяцев после трансплантации (лечение смотри по справочнику). Инфекции могут быть бактериальные (например, листериоз, нокардиоз), вирусные (вследствие инфицирования цитомегаловирусом, вирусом Эпштейна-Барр, вирусомvaricella zoster, вирусами гепатита В и С), грибковые (аспергиллез, криптококкоз, инфекция Pneumocystis jiroveci) или паразитарные (стронгилоидоз, токсоплазмоз, трипаносомоз, лейшманиоз).
Риск инфицирования через 6 месяцев снижается до общепопуляционного уровня примерно у 80 % пациентов. Около 10 % пациентов имеют осложнения ранних инфекций, таких как вирусное инфицирование трансплантата, метастатические инфекции (цитомегаловирусный ретинит, колит) или вирус-индуцированные опухоли (гепатит и гепатоцеллюлярная карцинома, вирус папилломы человека, базальноклеточная карцинома). У остальных пациентов развивается хроническое отторжение, требующее высоких доз иммуносупрессантов (от 5 до 10 %), и риск развития оппортунистических инфекций постоянно остается высоким.
После трансплантации большинство пациентов получают антибиотики для снижения риска развития инфекций. Выбор препарата зависит от индивидуального риска и типа трансплантации; схема лечения включает триметоприм-сульфаметоксазол 80/400 мг перорально однократно в день в течение 4-12 месяцев для предупреждения инфицирования Pneumocystis jiroveci или инфекций мочевых путей у пациентов с трансплантацией почек. Пациентам с нейтропенией назначают хинолоновые антибиотики (левофлоксацин 500 мг перорально или внутривенно один раз в день) для предупреждения инфицирования грамотрицательной флорой. Назначение инактивированных вакцин в посттрансплантационном периоде безопасно; риск назначения живых аттенуированных вакцин должен сравниваться с потенциальной пользой их назначения, особенно у пациентов, получающих низкие дозы иммуносупрес-сантов.
Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 637 | Нарушение авторских прав
|