Муниципальный музей. По мотивам повести Астрид Линдгрен
Игорь Шприц
ПРОДЕЛКИ ЭМИЛЯ
По мотивам повести Астрид Линдгрен
"Эмиль из Леннеберги"
В переводе Л. Брауде и Е. Паклиной
Основные действующие лица (8 мужских, 7 женских ролей):
Э м и л ь Свенссон.
Л у к а с, жеребец.
П а п а Антон Свенссон.
З а м о р ы ш, поросенок.
М а м а Альма Свенссон.
П е т е р с, петух.
И д а, сестренка Эмиля.
Д о к т о р.
Второстепенные действующие лица (6 мужских, 1 женская роль; могут играться основными актерами):
Б а р ы ш н и к.
К у з н е ц.
В о р В о р о б е й.
Б о р о д а т а я Д а м а.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
История первая
Муниципальный музей
Муниципальный музей восковых фигур в маленьком городке Швеции. Все наши герои стоят застывшими в нелепых искусственных позах. Эмиль пытается убежать от Папы, который замахивается на него ремнем. На Папе повисли Мама и Ида. В руках Эмиля его же поясной портрет в зрелом возрасте с атрибутами власти в руках и цепью мэра на шее. Рядом с Эмилем Учительница в пенсне и указкой в руке.
Зрительный зал потихоньку затихает, но еще чуть шумно. Громко кукарекает Петерс. Учительница на мгновение оживает, посылая укоризненные взгляды залу. Наконец, не выдержав, Учительница оживает полностью и обращается к залу.
У ч и т е л ь н и ц а....Тишина! Я кому сказала - тишина! Итак... я сказала "Итак!"... Итак, мы с вами находимся в муниципальном музее, в зале, посвященном нашему бургомистру, председателю муниципалитета города Леннеберги, достопочтенному Эмилю Свенссону! Кстати, я была его первой учительницей... это было... а! Неважно, когда это было, но я была тогда так молода! Ах...
В с е х о р о м (речитативом). История Эмиля Свенссона, мальчика шведского, ума не детского, умеющего строгать, пилить, пахать и, главное, озорничать...
П а п а.... начинааааееется!
В с е х о р о м. Лишь только Эмиль начал ходить, как по всей округе стали говорить, что мир не знал озорника такого, с виду смирного и простого, а на деле проказника...
П а п а....первостааатеееейного!
В с е х о р о м. И всем было ясно, что жизнь была прекрасной до рождения Эмииилева! А после всем стало ясно, что жизнь прожита напрасно и все стали деньги собирать, чтобы Эмиля в Америку отослать....
П а п а.... с глаз долоооой!
М а м а. Антон! Вдень ремень, а то штаны спадают!
П а п а. Я же экспонат! Почему в музеях нас выставляют в таком неприглядном виде?! (Старается приобрести пристойный вид.)
У ч и т е л ь н и ц а (указывая на Папу). Вот это чучело человека в натуральную величину изображает отца Эмиля Свенссона, с ранних лет внушившего нашему бургомистру отвращение к брючным ремням! Поэтому всю свою сознательную жизнь он носил подтяжки!
П а п а. Если бы кто-нибудь Эмиля отослал в Америку, я бы сам собрал со всех по рублюююю! Потому что для такого сорванца не жалко денег даже в два конца... но я его люблюююю....
А л ь е ф р е д и Л и н а. Жалко американцев, жалко американцев, жалко американцеееев...
У ч и т е л ь н и ц а. Типичные шведские хуторские крестьяне - работник Альфред и служанка Лина. Работники пахали, ходили за лошадьми и быками, скирдовали сено, сажали картошку и ухаживали за служанками. Служанки доили коров, мыли посуду, скребли полы, баюкали детей и кокетничали с работниками.
Л и н а. Скажете тоже! Кокетничали! Он на мне жениться обещал! (Альфред щекочет Лину, она ржет, как лошадь.) Гыыыы.... Ой, щекотно!
У ч и т е л ь н и ц а (в зал). Дети! Я кому сказала "Дети!"?! Смотрите сюда! Вот это чучело - курица!
П е т е р с. Сама ты чучело! Курица! Петух Петерс! Кукарекуууу!
У ч и т е л ь н и ц а. Ну и, конечно, хозяйка хутора Альма Свенссон! Здравствуйте, госпожа Свенссон!
М а м а. Здравствуйте, фрекен Учительница! Эмиль, поздоровайся с Учительницей!
Э м и л ь. Здравствуйте! А вы настоящая Учительница?
У ч и т е л ь н и ц а. Настоящая.
Э м и л ь. И читать умеете?
У ч и т е л ь н и ц а. Умею.
Э м и л ь. И писать умеете?
У ч и т е л ь н и ц а. Умею.
М а м а. Эмиль!
Э м и л ь. Тогда я вам не нужен - я тоже все умею!
У ч и т е л ь н и ц а. Ну, вот придешь осенью в школу, посмотрим!
П а п а. Жалко школу, недавно отремонтировали...
У ч и т е л ь н и ц а. Ничего! Вот когда Эмиль станет бургомистром...
П а п а. Эмиль?!! Бургомистром?! Ха. Ха. Ха...
И д а. А я? А я?! Я тоже хочу в школу! Я тоже хочу бургомистром!
Э м и л ь. Да я тебя в два счета научу!
М а м а. Оставайтесь на обед, у нас сегодня колбасный праздник!
У ч и т е л ь н и ц а. Спасибо! Я много слышала о вашей самой вкусной колбасе! Но мне столько еще хуторов надо обойти! До свидания! (Уходит.)
Э м и л ь. До встречи, фрекен Учительница!
И д а. До встречи, фрекен Учительницаааа!
Г о л о с У ч и т е л ь н и ц ы. До встречииии, Эмиииль...
Как только Учительница исчезает, Папа вновь принимает грозный вид.
П а п а. Марш в столярку!
И д а. За что ты его, папочка?!
П а п а. Колбасный праздник испорчен! Фру Петрелль в обмороке! Можно сказать, почти при смерти. В прошлый раз он поджег ее увеличительным стеклом! Так?! Отвечай, грешник!
Э м и л ь. Так. Но она сама мне его дала поиграть!
П а п а. А сегодня на несчастную женщину-погорельца, едва успевшую позабыть ужас пожара, с неба падает Ида! Какого черта! (Поднимает глаза к небу.) Господи, прости меня, грешного, за сквернословие, но сил моих больше нету терпеть! (Эмилю.) Какого черта ты поднял Иду вместо шведского флага?! А?!
И д а. Я хотела посмотреть на наш хутор сверху!
П а п а. Видеть тебя не могу!
Э м и л ь. И не увидишь никогда! (Скрывается в столярке.)
Из дома выходит фру Петрелль с обмотанной полотенцем головой. Она с трудом держится на ногах.
Ф р у П е т р е л л ь. Какой райский уголок ваш хутор Каттхульт! Не будь здесь Эмиля. А что со мной случилось? Голова какая-то странная, и ничего не помню!
И д а. Это я на вас сверху упала!
Ф р у П е т р е л л ь. Зачем?
И д а. Меня Эмиль поднял вместо флага!
Ф р у П е т р е л л ь. Это что-то новенькое! А я иду и думаю - откуда это у Свенссонов датский флаг? Неужто датчане на нас напали? И на всякий случай надеваю на голову каску моего покойного супруга Хенрика! (Снимает полотенце и оказывается в национальном шведском шлеме с рогами.) Идочка! На кого я похожа, детка?
И д а. На черта!
М а м а. Ида!
Л и н а. Это еще что! А вчерась он окунул Иду головой в брусничное варенье!
М а м а. Во-первых, не "вчерась", а вчера! А во-вторых, не головой, а только лицом!
П а п а. А я его искал весь вечер!
Ф р у П е т р е л л ь. Эмиля?
П а п а. Варенье!
И д а. Мы играли в индейцев! И он сделал меня краснокожей!
П а п а. А меня - несчастным! Я так любил это варенье!
М а м а. Антон! Выпусти Эмиля!
Голос Эмиля: "Ни за что!" В проеме двери появляется голова Эмиля. Он что-то жует.
Э м и л ь. Мне здесь без вас хорошо!
Ф р у П е т р е л л ь. Он ест что-то вкусное! А когда мы сядем за стол?
Л и н а. Ему бы только проказить - этому мальчишке!
М а м а. Он не проказит!
П а п а. Да! Он только разминается! А потом начнет по-настоящему! Нет, лучше повеситься сразу!
И д а (Папе). Давай мы тебя вместо меня поднимем на мачту!
Ф р у П е т р е л л ь. А когда мы сядем за стол?
Л и н а. А как он нас без обеда оставил?!
Ф р у П е т р е л л ь. Без обеда?! Бессердечный изверг! Без обеда! А мы будем сегодня обедать?
Л и н а. Я слепила большой пирог из картофельного теста с мясом! И с миской пошла к печке!
П а п а. А я как раз голодный вхожу в дом...
И д а. А мы с Эмилем бегали и играли в "ветер-ветрило"! Вот так вот! (Бегает. В этот момент Эмиль вылезает из столярки через окно, крадется к дому и проникает в него.)
Л и н а. А я боюсь щекотки! И он с самого размаху! Вот таким пальцем! Тыкает меня прямо в живот!
Ф р у П е т р е л л ь. В живот?!
Л и н а. Вот сюда!
П а п а. И все картофельное тесто оказалось у меня на голове! Я только "Бу-бу-бу!"
Л и н а. Да! Он только "Бу-бу-бу!"
И д а. Бу-бу-бу! Картофельное тесто у папы на лбу!
П а п а. Бу-бу-бу... бу-бу-бу...
М а м а. Антон! Тебе вредно много волноваться! Дорогие гости! Вернемся к столу!
Ф р у П е т р е л л ь. А мы разве уже что-то ели?
П а п а. Бедная фру Петрелль! (Иде.) Вот видишь! Ты отбила у почтенной фру все остатки памяти!
М а м а. Дорогая фру! Мы уже все немного поели!
Ф р у П е т р е л л ь. Не надо кричать! Я не глухая! Я просто немного голодная...
М а м а (фру Петрелль). Вспомните! Телячьи фрикадельки! Копченая грудинка! Маринованная сельдь! Селедочный салат! И тушеное мясо! И запеченный угорь. Вспомнили?
Ф р у П е т р е л л ь. Слабо. А еще что-нибудь будет?
П а п а. Да! Что еще, Альма?
М а м а. Сырная лепешка с клубничным вареньем!
Ф р у П е т р е л л ь. И это все?!
П а п а. И все?!
М а м а. И колбаса!
Ф р у П е т р е л л ь. Ой! Голова прошла! Где она, моя любимая колбаска? Ха-ха! Райское местечко ваш хутор!
Л и н а. Кабы не Эмиль...
М а м а. Антон, выпусти его.
П а п а. Только через мой труп!
И д а. Эмиль! Выходи! Будем играть в папу-мертвеца!
М а м а. Ида!
П а п а. Вот видишь! Они только этого и ждут! Но не дождутся! (Открывает столярку.) Вылазь! Сбежал! А? Каков негодяй? Эмиииль!
Все, кроме Лины, бегают и ищут Эмиля: "Эмиииль! Эмиииль..."
И д а (плачет). Лина, куда девался Эмиль?
Л и н а (поет).
Маленькая девочка сидела взаперти.
И горько-горько плакала одна в тиши.
Затем утерла слезы, встрепенулась,
Голубкой белой обернулась!
И улетела навсегда в далеко-дальние края!
И д а. Петерс! Где Эмиль?
П е т е р с. А почему никто никогда не спросит: "Где Петерс?" Вот возьму и улечу белым голубем! Где Эмиль? Где Эмиль? видел, да не скажу! Петерс не предаст друга!
М а м а (возвращаясь). Пошел к пруду и утопился...
П а п а. Ха. Ха. Ха!
М а м а. Или волки съели!
П а п а. Мне от души жаль волков, которые повстречаются с Эмилем! (Заглядывает в дом.) Полюбуйся на своего любимчика! Мы с ног сбились, а он сидит за столом... и доедает колбасу!
Ф р у П е т р е л л ь (близка к обмороку). Антон! Что ты сказал?!
П а п а. Что слышали! Он съел всю колбасу! Альма! Будь проклят тот день! Господи! Прости меня, грешного!
Эмиль выходит из дома. Фру Петрелль забегает в дом.
Э м и л ь. Могу я хоть раз в день поесть в собственное удовольствие? Весь день сидел в столярке, как на каторге! Вы сами сказали, что я должен много есть, чтобы быть сильным, как бычок Бенни!
П а п а. Бенни колбасу не ест! Из Бенни колбасу делают!
Ф р у П е т р е л л ь (выбегает следом с веревочкой в руке). Все съел! Вот хвостик. Боже... я умираю... Зачем вы меня пригласили? Хотите уморить голодом?!
П а п а. Он и лепешку съел?!
Э м и л ь. Не успел! Но если позволите...
Ф р у П е т р е л л ь. Нет! Только не это! Я вам очень благодарна, фру Свенссон, за прием! Когда приедете на ярмарку в Виммербю, заходите в гости! Я постараюсь достойно ответить на ваше гостеприимство! Один раз подожгли! Один раз с голоду уморили! Девочку на голову скинули! Что еще?! Большое спасибо! Райское местечко, этот ваш хутор Каттхульт! Бедный Хенрик! Видел бы он это все... (Всхлипывает.)
М а м а. Не отчаивайтесь, фру Петрелль! Кстати, вам на дорогу сырная лепешка со взбитыми сливками и клубничным вареньем! Эмиль! Неси корзину! (Эмиль уходит за корзиной.)
П а п а. А нам...
Ф р у П е т р е л л ь. А вам? Вот деньги! Надеюсь, их хватит, чтобы отправить Эмиля в Америку!
П а п а (беря деньги). А что? Идея...
М а м а. В какую такую Америку? Наш Эмиль чудесный малыш! И мы любим его таким, какой он есть!
Ф р у П е т р е л л ь (передразнивает).... "какой он есть!" Как он ест? Он же вас по миру пустит! (Выхватывает корзинку из рук Эмиля.)
Э м и л ь (обнимая фру Петрелль). До свидания, дорогая фру!
Ф р у П е т р е л л ь. Не трогай меня! Лепешка на месте?! Прощайте! (Уходит.)
П а п а. Эмиль в Америке? Это же пострашней атомной бомбы!
Л и н а. Надо ж хоть капельку подумать и про американцев. Они-то что нам плохого сделали? За что им Эмиля спихивать?
М а м а. Помолчи, Лина, не твоего ума дело. Иди лучше коров подои!
Л и н а. Должна ж быть на свете какая ни на есть справедливость! У них вон землетрясение недавно было! Так и надо написать: "Мы вам посылаем нашего Эмиля, а вы присылайте ваше землетрясение!"
П а п а. Осталось у нас в доме хоть капелька съестного? Хорошо бы супчику из куриных потрошков... (Кровожадно смотрит на Петерса.)
П е т е р с. Эй, хозяин! А почему вы так на меня подозрительно смотрите?
М а м а. В доме полная супница прекрасного мясного супа. (Уходят с отцом в дом.)
Э м и л ь (Иде). Только бы она не обидела моего крысенка.
И д а. Какого крысенка?
Э м и л ь. Которого я запихнул в корзинку фру Петрелль. Он ничего не видел в своей жизни, кроме шкафа с колбасой. Вот я и подумал: пусть посмотрит хотя бы Виммербю!
И д а. Какой ты благородный!
Издалека доносится вопль фру Петрелль, увидевшей крысенка.
И д а. Только бы Петреллиха его не обидела!
Э м и л ь. Как же, не обидит! Жди!
Альфред, всю сцену молчавший и выстругивавший ружье, встает и вручает ружье Эмилю.
А л ь ф р е д. На!
Э м и л ь. Это мне? Вот это да! Ружейка!!
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 414 | Нарушение авторских прав
|