АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ 23 страница

Прочитайте:
  1. DRAGON AGE: THE CALLING 1 страница
  2. DRAGON AGE: THE CALLING 10 страница
  3. DRAGON AGE: THE CALLING 11 страница
  4. DRAGON AGE: THE CALLING 12 страница
  5. DRAGON AGE: THE CALLING 13 страница
  6. DRAGON AGE: THE CALLING 14 страница
  7. DRAGON AGE: THE CALLING 15 страница
  8. DRAGON AGE: THE CALLING 16 страница
  9. DRAGON AGE: THE CALLING 17 страница
  10. DRAGON AGE: THE CALLING 18 страница

Данная группа упражнений связана с ненаправленным сознаванием-замечанием, в отличие от направленного.

Следующие общие инструкции помогут организации соответствующего контекста:

1) поддерживайте чувство актуальности — чувство, что ваше сознавание-замечание существует здесь-и-теперь;

2) попробуйте понимать, что это вы переживаете свой опыт, — действуете, наблюдаете, страдаете, сопротивляетесь;

3) внимательно следуйте за любым опытом — «внутренним» и «внешним», абстрактным и конкретным, обращенным в прошлое и обращенным в будущее, «желаемым» и «должным», просто «наличествующим», произвольно создаваемым и спонтанно возникающим;

4) по отношению к любому опыту проговаривайте: «Сейчас я сознаю, что...».

С философской точки зрения, это упражнение в феноменологии: понимание того, что ваша последовательность мыслей, ваш поверхностный опыт — что бы это ни было и что бы ни «означало» — прежде всего нечто само по себе существующее. Даже если нечто есть «просто желание» — оно есть нечто, а именно — само желание как таковое. И в этом своем качестве оно столь же реально, как и все остальное.

Если вы не спите, то в каждый момент сознаете-заме- чаете что-то. При «блуждающем уме» или в состоянии транса сознавание-замечание очень смутно: фигура-фон не образуется, и протекающие процессы видения, фантазирования и т. п. не порождают сильных переживаний в форме воспоминаний, желаний, планов, действий. Многие люди живут в перманентном трансе в отношении своего невербального опыта, и единственное, что они созна- ют-замечают, — это огромная масса словесного думания, которое они принимают за всю реальность.

Проговариванйе «Сейчас я сознаю, что...» в применении ко всему вашему опыту приведет неизбежно к тому, что вы погрузитесь в грезы, «думание», воспоминания или планирования. Отклонившись от выполнения упражнения таким образом, вы потеряете сознавание, что вы сейчас делаете это, и вы очнетесь в досаде, что такое простое задание столь трудно выполнить. Не надейтесь поначалу, что вам удастся продержаться дольше нескольких минут без ускользания. Но возвращайтесь снова и снова к проговариванию: «Сейчас я сознаю-замечаю, что...», пока вы не почувствуете вполне ясно, что «Я», «сейчас» и объект сознавания составляют единый опыт.

Итак, придерживайтесь этой формулы и дальше, держитесь поверхности очевидного. Не пытайтесь сознавать необычное и скрытое. Не ищите интерпретаций «бессознательного». Твердо стойте на том, что есть. Без предварительных предположений, без моделей какого бы то ни было рода, без утвержденной официально карты дорог — идите к себе. Делая это, вы имеете возможность отождествить себя с вашим спонтанным опытом в дополнение к вашему привычному отождествлению с произвольными — «намеренными» — действиями. Цель — распространить границу того, что вы принимаете как «свое», на все органические деятельности.

Итак, мы просто осуществляем следующее, например: - «Сейчас я сознаю, что лежу на кушетке. Сейчас я сознаю, что Собираюсь выполнять упражнение на сознавание. Сейчас я сознаю, что колеблюсь, спрашиваю себя, с чего начать. Сейчас я сознаю-замечаю, что за стеной звучит радио. Это напоминает мне... Нет, сейчас я сознаю, что начинаю слушать, что передают. Я сознаю, что возвращаюсь от блуждания. Теперь я опять ускользнул. Я вспоминаю совет держаться поверхности. Сейчас я сознаю, что лежу со скрещенными ногами. Я сознаю, что болит спина. Я сознаю, что мне хочется переменить положение. Теперь я осуществляю это...» и т. д.

Заметьте, что процессы происходят и что вы вовлечены в них и заинтересованы в них. Почувствовать такую постоянную вовлеченность крайне трудно. Большинство людей принимают в качестве своих собственных только произвольные процессы. Но шаг за шагом вы начинаете все больше принимать ответственность за весь свой опыт, в том числе за свои блоки и симптомы, и постепенно обретаете свободное принятие себя и управление собой. Представление, что «мысли» по своей собственной инициативе и без вашей помощи «входят в ум», уступит место видению, что это вы «думаете свои мысли».

Теперь, по-прежнему принимая и отождествляя себя со всем своим сознаванием, попытайтесь дифференцировать его следующим образом:

Попробуйте сначала обращать внимание только на внешние события — то, что видится, слышится, источает запахи, — но без подавления других переживаний. Теперь, по контрасту, сосредоточьтесь на внутренних процессах — образах, физических ощущениях, мышечных напряжениях, эмоциях, мыслях. Затем постарайтесь дифференцировать эти различные внутренние процессы, сосредоточиваясь па каждом из них так полно, как только вы можете: па образах, па мышечных напряжениях и т. п. Следите при этом за всеми возникающими объектами, действиями, драматическими сцепами и т. и.

Последняя часть упражнения должна помочь вам дифференцировать «тело», «эмоции» и «мышление».

Для начала сосредоточьтесь на своих «телесных» ощущениях в целом. Дайте своему вниманию блуждать по различным частям тела. По возможности «пройдите» вниманием все тело. Какие части себя вы чувствуете? До какой степени и с какой ясностью существует для вас ваше тело? Отметьте боли и зажимы, которые вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Обращая па них внимание, не старайтесь преждевременно релаксировать их, дайте им продолжаться. Попробуйте определить их точные местоположения. Обратите внимание на ощущения кожи. Чувствуете ли вы свое тело как целое? Чувствуете ли вы связь головы с туловищем? Где ваша грудь? Живот? Конечности?

Переживание сознавания тела почти для всех затруднительно и вызывает сопротивление и тревожность. Но оно чрезвычайно важно и заслуживает затраты многих часов.

 

Это не только основа для разрушения «мышечного панциря», но также и средство для лечения всех психосоматических заболеваний. Чудесные исцеления, о которых рассказывают, — такие, как исчезновение острого невротического симптома в течение нескольких минут, — покажутся естественными, если вы почувствуете телесную структуру симптомов. Невротик создает свои симптомы, бессознательно манипулируя мускулами. При этом он не может понять, что здесь симптом является фигурой, а сама невротическая личность — фоном, то есть что это частный случай переживания «фигура/фон» в виде «симптом/личность». Невротик утерял контакт с основами своей личности, и только симптом им сознается-замечается.

И последнее задание, посвященное осознаванию тела.

Сидя или лежа удобно, сознавайте различные ощущения тела и движения (дыхание, возникающие зажимы сокращения желудка и пр.); обратите внимание, нет ли во всем этом определенных комбинаций или структур — того, что происходит одновременно и образует единый паттерн напряжений, болей, чувствований. Проследите, когда вы сдерживаете или останавливаете дыхание. Соответствуют ли этому напряжение рук, пальцев, перистальтика желудка, напряжение гениталий? Или, может быть, есть некая связь между сдерживанием дыхания и напряжением ушеіі? Или между задерживанием дыхания и какими-нибудь тактильными ощущениями? Какие комбинации вы можете обнаружить?

Перле подчеркивает: это — предварительная работа, направленная на то, чтобы вы могли лучше ориентироваться в своей ситуации «организм — среда», как она сейчас существует. Особенно в этом упражнении важно, чтобы вы рассмотрели хронические «бессмысленные» зажимы, напряжения и боли, существующие в вашем теле. Когда же вы действительно почувствуете необходимость измениться на основе прямого замечания-сознавания ситуации, тогда будет уместно применить и корректирующие процедуры.

Некоторые пациенты сообщали, что после работы над этим упражнением они чувствовали себя усталыми. Другие испытывали приятное возбуждение. Кто-то отмечал усталость после первых попыток, возбуждение после следующих — это обычное следствие того, что «бессмысленное» напряжение обрело значение.

«После того как я отметил повторяющийся паттерн — ' жесткость в определенном месте шеи, вытягивание нижней губы, тяжелое дыхание, — я обнаружил, что он связан с определенными ситуациями. Это были ситуации обиды. Самый ясный случай возник, когда я просматривал свои заметки, прежде чем перепечатать их. В тот же момент я ощутил, что мои губы растягиваются в широкой улыбке, я сознавал, что нашел этот определенный паттерн напряжения, и — опять же в то же самое время — я сознавал, сколь обманутым и страдающим я чувствовал себя по поводу того, что должен был делать данные упражнения и сообщать о них. Похоже, что появилась обида по отношению к психотерапевту. После этого, когда я выполнял упражнения на сознавание тела, я чувствовал себя не вымотанным, как раньше, а освеженным и собранным», — пишет, например, в своем отчете пациент Перлса.

 

Упражнение 7. Опыт непрерывности эмоций

Первые упражнения центрировались на экстерорецеп- ции, основе нашего сознавания «внешнего мира». Предыдущее упражнение касалось проприорецепции, сознавания «тела» — его действий и тенденций к действиям. Однако ■ такое разделение внимания к «внешнему» и к «внутреннему» лишь предваряло попытку сознавать гештальт, который возникает, когда вы не настаиваете на приписывании отдельного, независимого существования ни «внутреннему», ни «внешнему», не уделяете специального внимания ни тому ни другому, ибо они являются лишь абстракциями ■- вашего целостного опыта, то и другое включающего.

Когда не разделяются произвольно «внешний мир» и «тело», тогда то, что вы переживаете в опыте, представляет собой поле «организм/среда», дифференцированное единство «вы-в-вашем-мире». Такой непрерывно меняющийся гештальт никогда не нейтрален, он жизненно касается вас, это, в конце концов, ваша жизнь в процессе ее проживания. Ее значимость, важность, то, что она имеет к вам отношение, — вездесущи. Переживание поля «организм/среда» в аспекте ценности составляет эмоции.

Эмоция — постоянный процесс: каждое мгновение жизни обладает до некоторой степени чувствуемым тоном приятности или неприятности. Однако, поскольку у современных людей эта непрерывность эмоционального опыта по большей части исключается из сознавания, эмоции рассматриваются как своего рода периодические всплески, которые непостижимым образом возникают в поведении как раз в тех случаях, когда человек хотел бы «владеть собой». Такие вторжения пугают и заставляют держаться настороже. Насколько возможно, люди стараются избегать тех ситуаций, где они возникают.

Эмоция, рассматриваемая как прямое ценностное переживание организмом поля «организм/среда», не опосредована мыслями и словесными суждениями, она непосредственна. В этом своем качестве она является решающим регулятором действия, ибо не только составляет основу сознавания того, что важно, но также дает энергию соответствующему действию или, если действие невозможно, дает энергию и направление его поискам.

Эмоции как таковые не могут быть ни смутными, ни диффузными; они ровно настолько дифференцированы в структуре и функции, насколько дифференцирован сам человек, их переживающий. Если человек переживает свои эмоции как смутные и грубые, то данные термины можно отнести к нему самому. Из этого следует, что эмоции вовсе не препятствуют ясности мысли и действия, как полагают некоторые, и не являются чем-то, от чего следует избавляться. Напротив, они важны, ибо выступают в качестве регулятора энергии в поле «организм/среда», но также в качестве незаменимых носителей определенного опыта — нашей заинтересованности, того, какое нам дело до мира и до себя.

Если «правильно воспитанный» человек в определенной ситуации «потеряет власть над собой» и спонтанно разрядит то, что в нем накопилось, само это окажется основанием для таких весьма болезненных эмоций, как стыд, досада, чувство униженности, самосожаление, замешательство, отвращение и т. д. Чтобы предупредить повторение столь деморализующего опыта, он сожмет свой самоконтроль до еще более удушающих ограничений.

Это составляет тот видимый успех, который может быть достигнут в «овладении эмоциями». Происходит следующее: определенные эмоции, прежде чем они достигнут уровня организации действия, или даже прежде, чем они достигнут сознавания, заглушаются и демобилизуются вызывающими их противоэмоциями, образуя тупик, мертвую точку, которая более или менее эффективно исключается из сознавания. Сознавание сего непривлекательного момента в собственной личности возвращает приносящий боль конфликт, смятение, тревожность и «опасное» возбуждение. Но если отказываться признать, что таково положение вещей, оно не станет доступным изменению, останется безнадежно самовоспроизводящимся.

В данном упражнении не требуется ничего особенного. Вам предлагается предпринять лишь первый шаг к усилению сознавания ваших эмоций. Если вы не сделали себя слишком нечувствительным к своим телесным позам, жестам, мимике и своему функционированию в целом, то, следуя предложенным инструкциям, вы сможете убедиться, что эмоция является, как уже говорилось, заинтересованным переживанием совместных экстеро- и проприорецепции,

Попробуйте воспроизвести определенное телесное действие.

Например, папрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите кулаки, начните тяжело дышать. Вы заметите возникновение смутной эмоции, в данном случае — фрустрированного страха. Если к этому переживанию вы сможете добавить, скажем, фантазию, представление о каком-то человеке или вещи в вашем окружении, которые фрустрируют вас, — эмоция разгорится с полной силой и ясностью.

И наоборот, в присутствии чего-то или кого-то, фрустри- рующего вас, вы замечаете, что не испытываете эмоций, пока не примете как свои собственные соответствующие телесные действия: сжимание кулаков, возбужденное дыхание и т. д. Вы начинаете чувствовать гаев.

Знаменитая теория эмоций Джемса-Ланге, представляющая их реакцией на телесные движения (например, убегание вызывает страх или плач вызывает печаль), — половина правды. Нужно добавить к этому, что сами телесные движения или состояния являются релевантной ориентацией и потенциальной манипуляцией окружающим. Например, не просто бег, а убегание, убегание от чего-то, убегание от чего-то опасного — вот что создает ситуацию страха.

Только осознавая свои эмоции, можно понять, с чем вы сталкиваетесь в среде и какие особые возможности в данный момент присутствуют. Только признав и приняв свое стремление к кому-то или чему-то, оценив силу своего порыва к этой вещи или к этому человеку, несмотря на расстояния и препятствия, которые разделяют вас, вы можете обрести ориентацию для правильного действия. Только признав и приняв свое горе, чувство безнадежности, когда некуда обернуться в поисках безнадежно утраченного человека или вещи, совершенно необходимых вам, вы можете выплакаться и проститься. Только признав и приняв свой гнев, осознав свою нападающую позу в столкновении с человеком, фрустрирующим вас, вы можете эффективно мобилизовать свою энергию и преодолеть препятствия на своем пути.

Чтобы обострить свое сознавание эмоций, попытайтесь выполнить следующее задание:

Лежа, попробуйте почувствовать свое лицо. Чувствуете ли вы свой рот? Лоб? Глаза? Челюсти? Обретя эти чувствования, задайте себе вопрос: «Каково выражение моего лица?» Не вмешивайтесь, просто дайте этому выражению быть. Сосредоточьтесь на нем, и вы заметите, как быстро оно меняется. В течение минуты вы можете почувствовать несколько разных настроений.

Пока вы не спите, вы все время сознаете что-то, и это что-то всегда имеет свой эмоциональный тон. Все, что совершенно безразлично, что вас не касается, то есть лишено эмоции, либо вовсе не вызовет процесса «фигура/ фон», либо интенсивность окажется недостаточной для сознавания-замечания.

Очень важно осознать непрерывность своего эмоционального опыта. Если понять эмоции не как угрозу рациональному управлению своей жизнью, а как ориентир, составляющий единственно возможную основу рациональной организации человеческого существования, то открывается путь к культивированию непрерывного сознавания их мудрых советов. Это не требует слишком большого времени или внимания.

В качестве примера представим себе искусного автомобилиста, для которого естественно постоянно осознавать, что мотор работает мягко, то есть это не находится в фокусе его внимания. Звук мотора — часть динамики фигуры/фона в его управлении машиной; вместе с тем это нечто, что относится к делу, и что очень быстро становится фигурой и привлекает внимание, если появляется малейшая нерегулярность. Другой водитель, который, может быть, не хочет беспокоиться, не заметит изменившегося звука или не придаст ему значения, не обратит внимания на возникший дефект. Постоянно сознавать эмоции возможно, только если сознавать действительно существенное в вашей жизни, даже если оно отличается от того, что говорят другие, или от того, что вы сами себе говорили раньше.

Многие люди ощущают пустоту своей жизни, они чувствуют скуку и блокируют делание того, что разогнало бы ее. Скука — состояние, с которым не так уж трудно справиться, так что давайте рассмотрим ее проблематику более подробно.

В эксперименте на сосредоточение мы видели, что скука возникает, когда произвольное внимание уделяется чему-то неинтересному и отнимается у того, что могло бы вызвать интерес. Природа создает в качестве целительного средства утомление, тенденцию уснуть или войти в состояние транса. При этом, поскольку произвольность-намеренность ослаблена, спонтанный интерес выходит на первый план в качестве фантазий. Если вы примете этот естественный процесс, вместо того чтобы бороться с ним, вы можете использовать фантазии как средство обнаружения чего-то, что вы хотели бы делать. Это очень просто в одиночестве.

Закройте глаза и допустите легкую дремоту. Часто это вызывает ясное представление о том, что вы хотели бы делать.

Там, где действуют соображения долга, соблюдения условностей, нежелания огорчить других, необходимость дурачить начальника и т. д., — ситуация сложнее. Но все равно признаться себе, что нечто вам не интересно, — шаг к поиску моментов интереса, если уж действительно необходимо делать то, что вы делаете. Однако нужно либо изменять ситуации, которые хронически вызывают скуку, либо избегать их.

Вы можете заметить, как по-разному вы чувствуете себя с разными людьми. Один наводит скуку, другой раздражает, третий вызывает подъем, четвертый — подавленность. Вы, конечно, предпочитаете тех, с кем легко или с кем вы чувствуете себя счастливым, значительным. В этих ваших реакциях, скорее всего, присутствует немалая доля «проекции» (то есть вы вкладываете свое отношение в других, а затем считаете, что другие заставляют вас чувствовать то-то и то-то). Но часто справедливо и другое: когда вы почувствуете вполне определенную реакцию на другого человека, может статься, что он, осознанно или нет, намеревается вызвать в вас именно эту реакцию: меланхолик — подавленность, льстец — чувство собственного величия, задира — раздражение, любитель ворчать — недовольство. И наоборот, живой человек хочет вас заинтересовать, счастливый хочет, чтобы вы разделили с ним его счастье. Развивая чувствительное сознавание своих реакций, можно стать хорошим «ценителем людей».

Вот еще одно задание на повышение сознавания эмоциональных переживаний.

Посетите художественную галерею, желательно достаточно разнообразную. Бросайте лишь быстрый взгляд на каждую картину. Какую эмоцию, хотя бы неясную, она вызывает? Если изображается буря, чувствуете ли вы в себе соответствующие вихри и волнение? Не пугает ли немного вот это лицо? Не раздражает ли яркий подбор красок? Каким бы ни было ваше мимолетное впечатление, не пытайтесь изменить его добросовестным разглядыванием, переходите к следующей картине. Обратите внимание на то, какое тонкое эмоциональное чувство вызывает этот рисунок, переходите к другому. Если ваши реакции кажутся очень смутными и мимолетными или вы даже вообще не способны их отследить, не думайте, что это всегда будет так, — повторяйте опыт при каждом удобном случае. Если трудно попасть в галерею, можете проделать то же самое с репродукциями.

Следующее задание может показаться сложным, потому что потребует осознавания эмоций, которых мы обычно предпочитаем избегать, тех самых, что пугают нас и заставляют стремиться к «владению собой». Эти нежелательные эмоции, однако, тоже должна быть сознаваемы и разряжены, прежде чем мы сможем свободно входить в ситуации, где мы их испытываем. Предположим, что человек боится публичных выступлений, потому что однажды, попробовав, он «провалился». Предположим, девушка боится влюбиться, потому что однажды была обманута. Предположим, кто-то боится разозлиться, потому что однажды, когда он показал это, его сильно побили.

Каждый из нас пережил много подобных случаев; они воспроизводятся в воображении и не дают нам возможности заново подойти к интересным ситуациям, раз нам не повезло в подобных ситуациях в прошлом. Эти старые переживания, «незаконченные дела», препятствуют тому, чтобы мы принялись за привлекающие нас «новые дела». Можно попробовать заканчивать их, повторно переживая их во всех подробностях в намеренной фантазии. Всякий раз, воспроизводя эти болезненные эпизоды, вы будете находить добавочные детали и выводить в сознавание все больше и больше связанных с ними эмоций.

Оживляйте в фантазии вновь и вновь опыт, который имел для вас сильную эмоциональную нагрузку. Каждый раз старайтесь вспомнить дополнительные детали. Какой, например, наиболее пугающий опыт вы можете вспомнить? Прочувствуйте его вновь так, как это все происходило. И еще раз. И снова. Употребляйте настоящее время.

Возможно, что в фантазии всплывут какие-то слова, нечто, что вы или кто-то другой говорил в этой ситуации. Произнесите их вслух, вновь и вновь; слушайте, как вы произносите их, почувствуйте, как вы переживаете их выговаривание и их слушание.

Вспомните ситуацию, в которой вы были унижены. Воспроизведите ее несколько раз. Обратите внимание, не возникает ли в памяти какой-нибудь более ранний опыт подобного рода. Если это так, перейдите на него и проработайте ситуацию аналогичным образом.

Делайте это для различного рода эмоционального опыта — насколько у вас хватит времени. Есть ли у вас, например, незаконченные ситуации горя? Когда кто-то, любимый вами, умер, могли ли вы плакать? Если нет, можете ли вы сейчас? Можете ли вы мысленно стоять у гроба и проститься?

Когда вы были более всего разъярены? Пристыжены? В замешательстве? Чувствовали себя виноватым? Можете ли вы пережить эту эмоцию вновь? Если не можете, то можете ли вы почувствовать, что мешает вам это сделать, что блокирует вас?

Произвольно управлять чертами лица — это не выразительность, а актерство, и если только не быть очень хорошим актером, то это превращается в «корчение рож». Следует отметить также, что даже в обучении актеров признается, что можно хорошо играть на сцене, только если вызвать в себе воспоминание о сходных переживаниях в жизни и вызвать соответствующее выражение лица и прочие черты поведения, которые соответствуют этому переживанию. Однако данные упражнения направлены не на то, чтобы научить читателей убедительно играть сценические роли, а на то, чтобы научиться играть самого себя.

 

Упражнение 8. Вербализация

Вербализация — это выражение словами. Описывая объекты, сцены или действия, мы произносим их названия вместе с другими словами. Мы говорим, каковы они, основываясь на видении, слышании и другом прямом опыте. Если мы рассуждаем о них, то неизбежно манипулируем рядами слов, которые их описывают. Эта тенденция разговаривать по поводу разговоров иной раз превращается в болезнь. Если человек боится контакта с актуальностью — с людьми, с собственными ощущениями или чувствами, — слова начинают использоваться как экран между говорящим и его средой, а также между говорящим и его организмом. Человек пытается жить в одних словах — и смутно ощущает, что ему чего-то в жизни недостает.

У «интеллектуала» вербализация гипертрофирована. Он навязчиво и принудительно пытается быть «объективным» по отношению к своему личному опыту, что, как правило, означает словесное теоретизирование по поводу себя и по поводу мира. Тем временем посредством этого самого метода он избегает контакта со своими чувствами, уходит от реальности и актуальных ситуаций. Он живет подставной жизнью слов, изолированных от остальной части его личности, высокомерно презирая свое тело и стремясь к словесным победам, «правильности» спора, произведенного впечатления, пропагандирования, рационализаций, — в то время как действительные проблемы организма остаются без внимания.

Наша техника обнаружения и сознавания патологических аспектов вербализации состоит в том, чтобы прежде всего рассматривать их как существующую деятельность. Это относится и к проговариванию слов вслух, и к «просто думанию», которое осуществляется как внутренняя речь. Сначала появляется говорение вслух, так ребенок учится говорить, но потом человек йгожет использовать этот обретенный в общении язык сам по себе, для «думания». В интегрированной личности такое «думание» — полезный активный инструмент для работы со сложными отношениями сознаваемых потребностей, воображаемых средств достижения и явного поведения, посредством которого делается конкретным то, что сначала воображалось. Большинство взрослых людей, однако, полагают, что мышление независимо и первично: «Легко думать, но трудно выражать мысли». Это происходит из-за вторичного блока, из-за страха по поводу того, как будут реагировать окружающие на высказанные вслух мысли. Однако если человек может говорить в хорошем темпе, если он воодушевлен своей темой, оставляет свои страхи, перестает проверять свои высказывания, прежде чем произнести их вслух, то становится очевидным, что когда нечего бояться, говорение и думание — один и тот же процесс.

Чтобы интегрировать наш вербальный и мыслительный опыт, мы должны сознавать его. Средство ориентации по отношению к говорению — слушание.

Послушайте, как вы говорите в компании. Если есть возможность, запишите свой голос. Вы будете удивлеиы и, может быть, раздосадованы тем, как он звучит. Чем больше ваше представление о себе отличается от вашей реальной личности, тем сильнее в вас будет нежелание признать свой голос за свой собственный.

Почитайте вслух стихи н послушайте себя. Не вмешивайтесь в чтение, не старайтесь читать громче, яснее или выразительнее. Читайте так, как у вас получается, повторяйте чтение и слушайте, пока не почувствуете интеграции говорения и слушания.

Затем прочтите то же стихотворение внутренней речью — «в уме». Сейчас вам уже должно быть легко слышать собственную внутреннюю речь. Теперь, когда вы просто читаете книгу или газету, вслушайтесь в свою внутреннюю речь, «прого- варивание» читаемого. Сначала это замедлит чтение и, скорее всего, вызовет беспокойство, но через некоторое время вы сможете «слушать» так же быстро, как и читать; эта практика способна улучшить вашу память благодаря возросшему контакту с материалом.

Наконец попробуйте «прислушаться» к своему внутреннему речевому думанию. Сначала это может заставить вас «замолчать», но через некоторое время беззвучное бормотание начнется снова. Вы услышите несвязные, «сумасшедшие» отрывки предложений, проплывающие вновь и вновь. Если это вызывает слишком большое беспокойство, поговорите с собой немножко намеренно: «Сейчас я слушаю себя. Не знаю, о чем бы подумать. Попробую проделать молча эксперимент „здесь- и-теиерь“. Да, звучит так же, как если бы я делал это вслух. А теперь я забыл, перестал слушать...»

Отмечайте модуляции вашего внутреннего голоса. Какой он — сердитый, жалующийся, ноющий, напыщенный? Или он, ■ может быть, звучит по-детскн? Проговаривает ли он педантично все подразумеваемое после того, как значение уже понято?

Будьте настойчивы в этом упражнении, пока вы не почувствуете интеграцию — совместность — слушания и говорения. Этот внутренний диалог, отмечает Перле, есть то, что Сократ называл сущностью мышления. Если вы можете обрести чувствование функционального единства говорения и слушания, ваше думание станет более выразительным. В то же время часть вашего думания, которая ничего не выражает, которая крутится, как мотор на холостом ходу, начнет понемногу исчезать.

Обратите внимание в обычном разговоре на количество и типы «лишних выражений» («мусорных слов»), вроде «не правда ли», «правда», «хорошо», «наверное» и т. д., а также бессмысленных звуков — ворчаний, мычаний и пр.; их цель — предотвращение малейших моментов молчания в речевом потоке. Как только вы заметите этих «спасателей лица», этих «требователей внимания», они сразу начнут исчезать из вашей речи, что сделает ее более гладкой.

Когда вы овладели внутренним слушанием, предпримите следующий шаг — перейдите к внутреннему молчанию. Это очень трудно. Многие люди не могут поддерживать даже внешнее молчание. Не путайте внутреннее молчание с пробелами, трансом, остановкой «мышления». Останавливается только «говорение-и-слушание», но со- знавание присутствует.

Постарайтесь поддерживать внутреннее молчание, воздержитесь от внутренней речи; при этом оставайтесь пробужденным и сознающим. Поначалу это может удаваться лишь на несколько секунд, «думание» навязчиво возобновляется. Для начала неплохо, если вы хотя бы почувствуете разницу между внутренним молчанием и говорением; дайте им сменять друг друга. Хороший способ — координировать это с дыханием. Попробуйте останавливать внутреннюю речь во время вдоха. Затем, во время выдоха, дайте проговориться внутренне возникшим словам. Если вы занимаетесь в одиночестве, то полезным может быть проговаривание этих слов вполголоса, шепотом. Если вы будете настойчивы в этом упражнении, ваша визуализация станет ярче, а ощущения тела — определеннее, эмоции — яснее, потому что внимание и энергия, используемые обычно в бессмысленном внутреннем говорении, теперь могут использоваться в этих более простых и более фундаментальных функциях.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 405 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.009 сек.)