АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ 25 страница
Три важных механизма такого рода, с которыми мы будем работать, — ретрофлексия, интроекция и проекция. Можно считать, что они определяют три различных типа «невротических характеров», поскольку возникают в различных типах жизненного опыта и коренятся в различных физиологических функциях. Однако даже если один из этих механизмов преобладает в ком-то из нас, мы все равно используем каждый из них. Проработав все абстрактные возможности отношения к среде, чувствования тела, эмоций, речи, различного типа сопротивлений, вы независимо от своего частного «диагноза» сможете развить сферы интегрированного функционирования, что поможет вашей дальнейшей интеграции.
РЕТРОФЛЕКСИЯ
Упражнение 12. Исследование ложно направленного поведения
Ретрофлексия буквально означает «обращение назад». Ретрофлексия поведения — это делание себе того, что первоначально человек делал другим людям или объектам. Различные энергии перестают направляться наружу, где они осуществляли манипулирование в ситуации, изменять среду так, чтобы были удовлетворены какие-то потребности; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия, в качестве цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «делающего» и «испытывающего действие».
Начавшееся в направлении наружу действие когда-то было остановлено, ибо человек встретился с препятствием, которое в тот момент оказалось для него непреодолимым, и обнаружил, что среда, точнее, как правило, другие люди враждебны его усилиям удовлетворить свою потребность. Люди фрустрировали его намерения и наказывали его. В таком неравном состязании ребенок — а чаще всего это происходит в детстве — не мог не проиграть. Далее, чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался.
Вместе с тем следует заметить, что наказание вовсе не устраняет потребность в наказуемом поведении; ребенок научается лишь сдерживать наказываемые реакции. Импульс или желание остаются такими же сильными, как и раньше, и, не будучи удовлетворенными, постоянно организуют двигательный аппарат — позу, паттерн мышечного тонуса, начинающиеся движения — в направлении открытого выражения. Но, поскольку последнее грозит наказанием, организм начинает вести себя по отношению к импульсу так же, как вела себя среда, то есть подавлять его. Часть энергии таким образом стремится к первоначальной и никогда не достигаемой цели; другая часть ретрофлектируется, чтобы держать эту стремящуюся наружу часть под контролем. Сдерживание достигается напряжением мышц, антагонистичных тем, которые вовлекаются в наказуемое действие. То, что первоначально было конфликтом организма и среды, превращается во «внутренний конфликт» между одной частью личности и другой ее частью — между одним поведением и другим, противоположным.
Если бы социальное окружение действительно оставалось по-прежнему неумолимым и непреодолимым, то есть, если бы выражать определенные импульсы для взрослого человека было так же опасно и наказуемо, как для ребенка, тогда репрессия, ретрофлексия была бы эффективна и желательна. Но ситуация меняется! Мы не дети. Мы выросли, стали сильнее, обрели те «права», которых в детском возрасте были лишены. В этих кардинально изменившихся обстоятельствах стоит еще ра-з попробовать получить то, что нам нужно от среды.
Теоретически лечение ретрофлексии просто: нужно обратить направление ретрофлектирующего акта изнутри наружу. При этом энергии организма, ранее разделенные, вновь соединятся и разрядятся в направлении среды. Блокированный импульс получит возможность, по крайней мере, выразиться, а может быть, и получить удовлетворение, тогда как в любом случае, когда подлинная потребность организма удовлетворена, возможны отдых, ассимиляция и рост.
Практически, однако, обратный поворот ретрофлексии осуществляется не так прямо. Все части организма выступают на защиту ретрофлексии, как бы в предотвращении катастрофы. Человека охватывают замешательство, страх и чувство вины. Главная причина страха и чувства вины при обращении ретрофлексии состоит в том, что большинство ретрофлектированных импульсов — это разного рода агрессии, от самых мягких до самых жестоких, от убеждения до мучительства. Однако агрессия в широком смысле слова совершенно необходима для счастья и творчества. Но пока человек не начнет осознавать свои агрессивные импульсы и не научится применять их конструктивно, они, разумеется, будут применяться неправильно!
Некоторые простые лингвистические рефлексивы — возвратные глаголы, местоимения, деепричастные обороты — дают пример ретрофлексий. Когда мы употребляем такие выражения, как: «Я спрашиваю себя» или: «Я говорю себе», что имеется в виду? Не кажется ли это логически странным? Если вы не знаете чего-то, какой смысл спрашивать себя, а если знаете, какой смысл говорить это себе? Такого рода выражения, которые мы используем на каждом шагу, предполагают само собой разумеющимся, что человек как бы разделен на две части, что два человека живут в одном теле и способны разговаривать друг с другом. Как вам кажется, просто ли это странность языка или она коренится в действительном разделении человека, в том, что, например, в вас есть части, функционально противопоставленные друг ДРУГУ?
Попробуйте действительно понять, что, когда вы «спрашиваете себя о чем-то», это ретрофлексивный вопрос. Вы не знаете ответа, иначе вы бы его не задавали. Кто в вашем окружении знает или должен был бы знать ответ на него? Если вы можете определить, кто это, можете ли вы почувствовать, что хотели бы задать свой вопрос не себе, а ему? Что удерживает вас: застенчивость? боязнь отказа? нежелание обнаружить свое невежество?
Когда вы «советуетесь с собой» по какому-либо поводу, можете ли вы сознать свои мотивы? Мотивы могут быть разными. Это может быть игра, домогательство, утешение или выговор самому себе. Что бы это ни было, кого вы подменяете собой?
Рассмотрите саадопорицание (угрызения совести). Вы обнаружите здесь не подлинное чувство вины, а лишь притворство чувствования себя виновным. Обратите упрек, найдя того X, которому он реально обращен. Кого вы хотите укорить? Кого вы хотите переделать? В ком вы хотите вызвать чувство вины, которое вы притворно имеете в себе?
На этой стадии важно не то, что вы попытались искоренить ретрофлексию, поспешив к X и выложив ему свои претензии. Вы еще недостаточно исследовали себя и недостаточно внимательно рассмотрели межличностную ситуацию. Оставьте на некоторое время частное содержание определенной проблемы и займитесь формой собственного ретрофлектирующего поведения. Постепенно для вас будет проясняться та роль, которую вы сами играете в межличностных отношениях. Вы начнете видеть себя так, как вас видят другие. Если вы постоянно требуете чего-то от себя, вы также, скрыто или явно, предъявляете требования другим, и именно таким образом они вас и воспринимают. Если вы постоянно сердитесь на "себя, вы будете сердиться даже на муху на стене. Если вы постоянно придираетесь к себе, вы можете быть уверены, что есть и другие, к кому вы придираетесь.
Представьте себе, например, что кто-то приглашает вас на вечеринку, к которой у вас нет ни малейшего интереса. Вы предпочли бы провести время как-нибудь иначе. Но если вы так честно и скажете, то люди могут подумать, что вы избегаете «социальных контактов». Это «нехорошо»: нас с детства учат, что в стадности есть некоторая добродетель, даже если дело сводится к пустой болтовне и убиванию времени. Но мы говорим: «Да, чудесно» вместо: «Спасибо, я не пойду». Так мы избегаем. разрушения слияния с преобладающими стереотипами, воспринимаемыми как «хорошие манеры». Однако, будучи вежливыми по отношению к другим, мы при этом «невежливы» по отношению к себе, мы отнимаем у себя другие возможные деятельности, реально вызывающие спонтанный интерес и важные для нас. Гордясь своей «позитивностью», то есть готовностью сказать «да» любому, мы обращаем негативное «нет» на себя.
Кого вы хотите пожалеть? От кого вы хотели бы получить сочувствие? Кого вы хотите наказать? Кем вы хотели бы быть наказаны?
Обратите ситуацию, в которой вы принуждали бы себя, в ситуацию принуждения другого выполнить задание за вас. Будете ли вы пытаться манипулировать средой с помощью магических слов? Или вы будете угрожать, командовать, подкупать, награждать?
С другой стороны, как вы реагируете, когда вас принуждают? Притворяетесь глухим? Даете обещания, которые не собираетесь выполнять? Или вы реагируете чувством вины и выплачиваете свой долг презрением к себе и отчаянием?
Когда вы пытаетесь заставить себя делать то, чего не хотите делать, вы работаете против мощного сопротивления. Перспектива достижения цели проясняется, если вместо принуждения вы займетесь выяснением того, какие препятствия стоят на вашем пути (то есть посмотрите на себя, стоящего на своем пути). Это великий принцип даосской философии: создать пустоту, чтобы природа могла развиваться в ней; или, как они это выражают: стой в стороне от пути.
Другая важная ретрофлексия, которую стоит рассмотреть, — чувство презрения к самому себе, самоуничижение (то, что Г. С. Салливен называл слабой «Я-системой» и считал сущностью невроза). Как описывал это Салливен, когда отношения человека с самим собой повреждены, все его межличностные отношения тоже повреждены. Человек хронически в плохих отношениях с самим собой, если у него сложилась привычка все время оценивать себя и сравнивать свои реальные достижения со своими наивысшими требованиями. Если он обратит ретрофлексию, он оставит себя в покое и начнет оценивать людей вокруг себя. Если же он осмелится на это, то вскорости поймет, что такого рода вербальные оценки — себя или других — не так уж и важны, что его ретрофлексированные оценки были всего лишь механизмом, позволявшим ему заниматься собой. Когда он обратит столь же изощренное оценивание на других, он скоро заметит бессмысленность этого и остановится. Тогда он сможет смотреть на людей, просто сознавая, кто они такие и что они делают, и научится либо манипулировать ими действительно удовлетворительным образом, либо приспосабливаться к ним.
В чем вы сомневаетесь относительно себя? Не доверяете себе? За что осуждаете себя? Можете ли вы обратить эти отношения? Кто этот X, в котором вы сомневаетесь? Кого вы презираете? С кого хотели бы сбить спесь? Не является ли ваше чувство неполноценности скрытым высокомерием? Можете ли вы рассмотреть свое самоуничижение и увидеть в нем ретрофлектированное желание уничтожить некоего X?
Еще один важный вид ретрофлексии — интроспекция, «глазение» на самого себя. Эта форма ретрофлексии очень распространена в нашей культуре, так что психологическая литература часто принимает как само собой разумеющееся, что любая попытка увеличить самосо- знавание обязательно сводится к интроспекции. Это совершенно не так, но вместе с тем каждый, кто будет выполнять данные упражнения, начнет, по-видимому, с интроспекции. Наблюдающий отделен от наблюдаемой части, и, пока это разделение не «срастется», человек не почувствует, что возможно самосознавание, не являющееся интроспекцией. Раньше мы сравнивали подлинное сознавание с жаром, который порождается горением угля, а интроспекцию — с лучом отраженного света на объекте.
Рассмотрите свою интроспекцию. Какова ваша цель? Вы ищете какую-то тайну? Пытаетесь вытащить какую-то память? Надеетесь (или боитесь) столкнуться с чем-то неожиданным? Не смотрите ли вы на себя пристальным оком сурового родителя, дабы удостовериться, что вы не наделали недозволенного? Или вы стараетесь найти что-то, что будет соответствовать теории — например, той, которая развивается на этих страницах? Или, наоборот, вы усматриваете, что таких подтверждений нет?
Обратите отношения сего рода на окружающих людей. Есть ли кто-нибудь, чьи «внутренности» вы хотели бы рассмотреть? Есть ли кто-нибудь, за кем вы хотели бы строго смотреть? Независимо от цели вашего интроспектирования, как вы это делаете? Докапываетесь до чего-то? Или вы похожи на грубого полисмена, который стучит в дверь и требует открыть немедленно? Или вы смотрите на себя робко, украдкой? Или вы уставились на себя невидящими глазами? Или вы подтасовываете события, чтобы они соответствовали вашим ожиданиям? Фальсифицируете их путем преувеличения? Или вы даете им происходить только на «левой педали»? Или вы выделяете только то, что соответствует вашим ближайшим целям? Короче говоря, обратите внимание, каким образом. функционирует ваше «Я». Это гораздо важнее, чем частное содержание.
Крайний случай интроспекции — ипохондрия, искание симптомов болезни. Обратите ее, ищите симптомы болезни у других. Может быть, вы — непроявившийся врач. Какова цель таких поисков? Не является ли она сексуальной? Не говорили ли вам, что мастурбация создает характерное выражение глаз? Не высматривали ли вы в своих глазах и в глазах других такого рода симптомы? Не рассматриваете ли вы интроспективно свое тело в поисках знаков наказания за ваши «грехи»?
Упражнение 13. Мобилизация мышц
В этом упражнении мы вплотную подходим к механизму ретрофлексии. Когда ваш подход к объектам или людям в среде фрустрирован или оценивается как слишком опасный, так что вы обращаете свою агрессию внутрь, против себя, мышечные движения, посредством которых вы это делаете, могут сохранить свою форму или быть преобразованными, чтобы соответствовать заменяемым объектам. Если вы впиваетесь ногтями в свою кожу — это именно то, что без ретрофлексии вы сделали бы с кем- нибудь другим. С другой стороны, когда вы сдерживаете импульс ударить кого-то кулаком, сжимая мускулы-антагонисты и таким образом делая руку неподвижной, — ретрофлексия не является ударением самого себя. Это статически поддерживаемое противодействие, делание чего- то и одновременно — противоположного этому, так что общий эффект равен нулю. Пока продолжается данный конфликт, возможности использования руки для других целей уменьшаются, энергия тратится зря; ситуация подобна стабилизировавшейся линии фронта, но здесь она — в самой личности.
Рассмотрим неэффективность ретрофлексии на примере. Пациент, проходящий психотерапию, обнаруживает необычную склонность к плачу: иногда несколько раз за сеанс он разражается слезами. Плач возникает тогда, когда можно было бы ожидать упреков или иного рода нападения. Происходит вот что: пациент чувствует себя как бы нападающим, но, не смея реально напасть, обращает атаку на самого себя, чувствует себя страдающим и разражается слезами, как бы говоря: «Посмотрите, как я безвреден и как плохо со мной обходятся». Первоначальная цель состоит, разумеется, в том, чтобы заставить кого- і то, какого-то X, может быть терапевта, плакать. Если сие невозможно, следуют слезы и хроническая обида, пока. агрессия не будет реорганизована и выведена наружу.
1 В других случаях это могут быть частые головные г боли, являющиеся, как сказали бы фрейдисты, «обращенным» плачем. Тут тайна «обращения» легко разрешается,: если понять, что головные боли, как и большинство прочих психосоматических симптомов, — это ретрофлектиро- ванная двигательная деятельность. Они порождаются напряжением мышц против возникающего импульса. Ваша головная боль — не что иное, как переживание мышечного напряжения. Если вы расслабите мышцы, вы начнете плакать и одновременно головная боль исчезнет.
В здоровом организме мышцы ни зажаты, ни расслаблены. Они находятся в среднем тонусе, в готовности к выполнению движений, поддерживающих позу равновесия, к обеспечению передвижения или манипулирования объектами. В начале двигательно-мышечной работы этого упражнения не расслабляйтесь. Не расслабляйтесь до тех пор, пока вы не будете в состоянии справиться с возбуж-. дением, высвобождаемым таким образом. Если релаксация происходит преждевременно и вы удивлены и испуганы разблокированным возбуждением, вы сожметесь? более, чем когда-либо, и испытаете сильную тревожность.
Однако, если вы научитесь справляться с возбуждением,. освобождение мышц будет происходить само собой.
С самого начала будьте готовы к неожиданным взрывам гнева, выкрикам, рвоте, уринации, сексуальным импульсам и т. д. Но такие импульсы, которые вы можете пережить вначале, довольно близки к поверхности, и вы легко с ними справитесь. Тем не менее, чтобы избежать возможного замешательства, мы советуем выпол-
- нять мышечные упражнения в одиночестве. Кроме того, если вы склонны к приступам тревожности, прежде чем предпринимать интенсивное мышечное сосредоточение, проработайте то, что вы собираетесь делать с помощью внутренней вербализации.
Лежа, ire расслабляясь произвольно, почувствуйте свое тело. Отметьте, где у вас ощущаются боли, — головная боль, боль в спине, писчий спазм, желудочный спазм, вагинизм и т. д. и т.'п., где есть зажимы. Не «входите» в зажим и ничего с ним не делайте. Осознайте напряжения глаз, шеи, мышц вокруг рта. Дайте своему вниманию систематически пройти по ногам, нижней части туловища, рукам, груди, шее, голове. Если вы заметите, что лежите сгорбленно, — исправьте положение. Не делайте резких движений, дайте ощущению себя мягко развиваться. Заметьте тенденцию вашего организма к саморегуляции — тенденцию отпустить что-то в одном месте, потянуться в другом и пр.
Не обманывайте себя, что вы чувствуете свое тело в тех случаях, когда вы всего лишь визуализируете или «теоретически» знаете о нем. Если вы склонны к последнему, вы работаете с представлением о себе, а не с самим собой. Но это представление о себе навязано вам вашим «Я» с его сопротивлениями; оно не обладает саморегуляцией и спонтанностью. Оно не исходит из чувствования-сознавания организма. Можете ли вы, выжидая, не доверяя визуализациям и теориям, обрести жар сознавания, возникающий непосредственно в частях тела, на которых вы сосредоточиваете внимание?
Продвигаясь, обратите внимание, какие возражения могут у вас возникнуть каждому определенному моменту самосознавания. Не питаете ли вы презрения к физическому функционированию? Или, может быть, вы стыдитесь своего тела? Не Считаете ли вы дефекацию болезненной и грязной необходимостью? Не пугает ли вас тенденция сжимать кулаки? Не боитесь ли вы нанести удар? Или — что ударят вас? Не беспокоит ли вас ощущение напряжения в гортани? Не боитесь ли вы закричать?
В тех частях тела, относительно которых было трудно обрести хоть какое-нибудь ощущение, вы, когда восстановите чувствование, скорее всего, испытаете острую боль, болезненную тупость, судорогу. Если такие боли возникнут, сосредоточьтесь на них.
Чрезвычайно полезный метод для понимания значения определенных болей и напряжений — вспомнить соответствующие ходячие выражения. Они, как правило, содержат веками проверенную мудрость. Например:
Если у меня жесткая шея — не упрям ли я? У меня болит шея — что причиняет мне боль в шее? Я высоко задираю голову — не высокомерен ли я? Я вытягиваю вперед подбородок — не хочу ли я лидировать? Мои брови выгибаются дугой — не надменен ли я? У меня сжимается горло — не хочу ли я закричать? Я насвистываю в темноте — не боюсь ЛѴі я чего-то? Мое тело дрожит — я испуган? У меня нависающие брови — я сержусь? Я чувствую себя разбухающим — не готов ли я разразиться гневом? Мое горло стянуто — нет ли там чего-то, что я не могу проглотить? Я чувствую тошноту — чего я не могу переварить?
Теперь, полагая, что вы начали вновь узнавать свое телесное существование, свои напряжения и зажимы и их характерологическое и межличностное значение, мы должны сделать следующий шаг. До сих пор вы исследовали себя и мягко к себе приспосабливались, чтобы ориентироваться дальше; настало время дать явное выражение функциям, которые скрыты в зажатых мышцах, превратить мышечные зажимы в контролируемое поведение. С ориентацией мы должны сочетать возможность манипулирования в среде.
Рассматривая симптом как что-то навязанное вам, вы обращаетесь к кому-то за помощью, с тем чтобы заставить симптом исчезнуть, но этот путь не ведет к успеху. Действительно может вам помочь только косвенный путь: ясно, отчетливо и живо осознать симптом, принять обе стороны связанного с ним конфликта как свои собственные, то есть реидентифицировать себя с частями своей личности, от которых вы отделены, и затем найти средства, способные выразить и удовлетворить обе стороны конфликта. Так, при головной боли лучше принять на себя ответственность, чем выпить аспирин. Лекарство временно притупит боль, но не разрешит проблему. Сделать это можете только вы.
Боль, отвращение и т. п. неприятны, но это функция организма. Их появление не случайно — так природа привлекает наше внимание к тому, что требует внимания. Вы должны научиться переживать, если это необходимо, боль и страдание, чтобы разрушить и ассимилировать патологический материал, содержащийся в симптоме. Реинтеграция разделенных частей всегда содержит в себе конфликт, разрушение и страдание. Если, например, вы опасаетесь «инфантильного» поведения, вы должны тем не менее научиться принимать его как свое собственное, чтобы дать ему шанс вырасти и найти свое место в общей интеграции вашей личности. Если ему не будет уделено необходимого внимания и не будет дано возможности делать свою работу, какой бы она ни была, — оно не сможет измениться. Если же оно получит внимание и возможность взаимодействовать со всем вашим поведением в целом, оно, без сомнения, будет изменяться и развиваться.
Чтобы обрести уверенность в этой сложной работе, начните с «ошибок», к которым вы склонны. Может быть, вы делаете постоянно одну и ту же ошибку в ка- ком-то пассаже, когда играете на фортепиано. Если так — попробуйте не раздражаться и не пытаться это блокировать, а проявите любопытство и сыграйте намеренно ошибочный вариант, чтобы выяснить, в чем дело. Среди других возможностей не исключено, что «ошибка» — следствие более естественной аппликатуры, чем указана в нотах.
Повторяющиеся ошибки или неловкости часто являются ретрофлектированным раздражением. Когда кто-то раздражает вас или выводит из душевного равновесия, вы, вместо того чтобы ответить ему тем же, чем он досаждает вам, выливаете на себя еще один ушат раздражительности и беспокойства.
Скоро вы обнаружите, что спокойное принятие невротической боли или какой-то «аморальной» тенденции не так страшно, как вам казалось. Когда вы овладеете техникой рассасывания боли и реинтеграции «аморальности», вы почувствуете себя более свободным, заинтересованным и энергичным.
Примените к головной боли или другому подобному симптому метод упражнения на концентрацию. Направьте на нее свое внимание и дайте спонтанно образоваться фигуре/фону. Если вы можете принять боль, она явится мотивирующим интересом — это ощущение, вызывающее заинтересованность. В рассасывании боли важно уметь ожидать ее развития. Дайте этому происходить самому по себе, без вмешательства и без предварительных идей. Если вы войдете в контакт, фигура будет становиться все более ясной, и вы сможете разрешить болезненный конфликт. Но нужно иметь в виду, что в течение длительного периода после начала работы изменения могут быть очень медленными, особенно если вы ждете с самого начала яркой драмы, — так что вы рискуете потерять терпение.
Боль будет перемещаться, расширяться или сужаться, менять интенсивность, трансформироваться по качеству и т. п. Старайтесь замечать, в каких местах и в каком направлении вы сжимаете определенные мускулы, попробуйте определить форму и размеры зажимов. Будьте внимательны к каждому дрожанию, почесыванию, вздрагиванию — короче говоря, ко всем знакам биологического возбуждения. Такие ощущения возбуждения, вегетативные или мышечные, могут появляться волнами или быть постоянными, возрастать или убывать. По мере развития зуда, например, посмотрите, способны ли вы удержаться от преждевременного почесывания, сосредоточьтесь на нем и следите за его развитием. Дайте возбуждению выйти на передний план. Если эта процедура проведена правильно, то в конце концов к вам придет чувство здоровья и благополучия. Данная техника применима не только к психосоматическим болям, но также и к усталости, неопределенным возбуждениям, приступам тревожности.
При выполнении этих упражнений вы, возможно, испытаете тревожность, которая является попыткой
саморегулятивного преодоления неправильного дыхания во время увеличивающегося возбуждения. Независимо от того, есть или нет тревожность, попрактикуйте следующее дыхательное упражнение:
Сделайте 4—5 глубоких вдохов и выдохов. Затем мягко вдЬіхайте, хорошо обеспечивая выдох, но без усилия. Можете ли вы почувствовать поток воздуха в горле, в носоглотке, в голове? При выдохе ртом дайте воздуху спокойно выходить и подставьте руку, чтобы почувствовать поток. Не держите ли вы грудь расширенной, даже когда в нее не входит воздух? Втягиваете ли вы живот во время вдоха? Можете ли вы прочувствовать мягкий вдох до подложечной ямки и тазовой области? Чувствуете ли вы движение ребер вширь но бокам и на спине? Отметьте напряжения в горле, челюсти, смыкание в носоглотке. Обратите пристальное внимание на напряжения в диафрагме. Сосредоточьтесь на этих напряжениях и зажимах и следите за их развитием.
В течение дня — особенно в моменты интереса (в работе, когда близко кто-то сексуально привлекательный, при восприятии искусства, при столкновении с важной проблемой) — проследите, как вы стараетесь сдерживать дыхание, когда следует дышать более глубоко, что биологически естественно в подобной ситуации. Что вы удерживаете, сдерживая дыхание? Крик? Попытку убежать? Желание ударить? Рвоту? Выпускание газов? Плач?
Мышца может болеть по множеству причин, включая обычную усталость, раздражение или различные проблемы диеты. Но мы занимаемся здесь не такими случаями, а хроническими зажимами, которые человек — если он внимателен — может замечать у себя вновь и вновь в отсутствие обычных объясняющих факторов. Именно они, если дать им развиваться и внимательно следить за происходящим, могут привести к вспоминанию ситуаций, где они были использованы как средство подавления конфликта и потом «заучены». Но такое «вспоминание», даже когда оно появляется, — случайный побочный продукт обнаружения и выражения составляющих конфликт напряжений. Хотя сосредоточение на актуально поврежденной части тела усиливает кровообращение, что ускоряет заживление, это все же не имеет отношения к целям данного упражнения.
Упражнение 14. Совершение вновь обращенного действия
Последнее упражнение по ретрофлексии. В двух предыдущих, подготавливавших к нему, вы, обнаружив и мы- шечно исследовав какую-то ретрофлектированную деятельность, обращали ее только в фантазии или воображения. Но решающим, разумеется, является обращение в открытом действии, направленном вовне, в среду, потому что только таким образом ваш «внутренний конфликт» может быть вновь переведен в стремление получить то, что вам нужно в контакте с людьми и объектами «внешнего мира».
Предположим, например, что вы душили себя, чтобы удержать выкрик, и что теперь наконец вы можете почувствовать в горле импульс крика, а в пальцах — импульс «удушить». Как бы странно это ни звучало для вас, но если вы еще не обнаружили в себе такого или подобного конфликта, то сказанное принимается нами буквально. Если вы чувствуете что-то в этом роде, что вы делаете с этим?
Разумеется, не было бы выходом подбежать к кому- нибудь и, крича во весь голос, броситься его душить. Части конфликта имеют значение желания кричать и желания душить, но они примитивны и недифференциро- ванны, и именно их статический клинч в вашей мускулатуре держит их в таком состоянии. Если вас не парализует глупость этого, вы можете теперь дать некоторое явное выражение обеим сторонам способом, который покажется вам относительно безопасным. Душите подушку! Впейтесь в нее пальцами, как будто это глотка. Трясите ее, как английский дог трясет крысу. Будьте безжалостны к ней! В то время как вы это делаете, — безжалостно вышибаете жизнь из своего врага, — вы рано или поздно обнаружите, что вы вокализируете: ворчите, рычите, говорите, кричите. Эта часть появится скорее, если вы можете выполнять упражнение там, где вас никто не слышит; но, когда вы полностью войдете в его выполнение, вы, вероятно, перестанете заботиться о том, что думают соседи.
Перед этим вы, скорее всего, чувствовали, что хотите душить, давить, сжимать, но не могли бы, даже если бы попытались. Мышечные зажимы, удерживающие соответствующие деятельности в слиянии, могут быть настолько тонкими, что даже при наилучшем сосредоточении они не освобождаются окончательно. Возможны различные попытки выразить импульс искусственно, без того, чтобы поведение стало естественным; но они остаются мертвы, ибо не являются произвольным притворством. Однако, если вы настойчиво продолжаете, ищете варианты, позволяете себе следовать возникающим линиям действия, каким бы абсурдом, гримасничаньем, позерством это ни казалось, возможно, произвольность в какой-то момент уступит место спонтанности; вы почувствуете сильное возбуждение, и поведение станет подлинным выражением того, что ранее было заблокировано. В этот момент невозможное ранее парадоксальным образом станет возможным и осуществится.
Простое физическое исполнение того, что вы сознаете как желаемое, — будь то крик, нанесение удара, душение, сжимание и т. п. — окажется бесполезным, если оно не будет сопровождаться растущим сознаванием значения этого акта, узнаванием его особой роли в вашей межличностной ситуации: на кого или кому вы хотите кричать, кого или что вы хотите ударить; и, кроме того, необходимо ощущение выполнения — чувство, что именно вы делаете это и отвечаете за это. Иначе действие оказывается блефом, простым форсированием. Если вы станете принуждать себя делать что-то на основании «предположения», что вы это сделаете, дабы выполнить инструкцию к упражнению, вы будете надрывать глотку, напрягать мышцы, разрушать себя новыми фальшивыми возбуждениями, но вы не достигнете интеграции, которой ищете.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 506 | Нарушение авторских прав
|